Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Радости и трудности моих первых шагов в школе




Скачать 75.14 Kb.
Дата02.07.2017
Размер75.14 Kb.
Радости и трудности моих первых шагов в школе.

Десять лет судьба моя неразрывно связана со школой. Много это или мало, судить могут только те, кто в школе работает не один год. И вот теперь, входя в новый класс новой школы, вглядываясь в лица ребят, все чаще задумываюсь над вопросом: кто они, мои ученики? Сегодня- все, кто сидит за школьной партой. А завтра? И через десять лет? И через двадцать? Для кого из них я останусь Учителем?

Войти в новый класс- все равно что выйти в открытый космос. Столько риска, неожиданностей. Вспоминаю свой первый год работы, свои первые классы, и все старшеклассники. Сейчас , идя на урок, размышляю, чем и как порадую ребят, а тогда… Тогда думалось о другом: будут ли ученики в классе? Сколько? «Сколько» зависело еще и от меня, а не только от предмета, который я веду.

«Бывшие» лишь формально уходят из школы. На самом деле остаются в ней- в неослабном, пристальном интересе к нашей судьбе. Любому учителю ,хорош он или плох, никто из учеников плохого не пожелает. Во-первых, все равно чему-то доброму, полезному научил; во-вторых- не учителей, а себя винят, если что не так. Есть и в-третьих. Все, что связано со школой, с годами так или иначе становится непререкаемой памятью.

Из глубины отшумевших лет вспоминаю Свету М. Не без моей помощи она полюбила литературу и ныне успешно преподает ее в одной из брянских школ. А ведь сначала я ей предрекала совсем другое будущее: и литературу-де она недопонимает, и усердия не хватает. Тем не менее поступила! Удача? Нет, скорее закономерность. Теперь я это понимаю. По-настоящему знаешь только то, что любишь.

Хочется лучше, до конца узнать своих детей. Ведь по большому счету не в учителе, а в педагоге до конца и на всю жизнь реализуется предметник. А вот еще одно лицо. Сашу Я. Мне характеризовали как отъявленного двоечника и нарушителя дисциплины. И действительно, на первом уроке- несдержанные реплики, язвительные замечания, ехидные издевки по отношению ко мне и к предмету. Какой-то озлобленный, ощетинившийся котенок. Как же было найти к нему подход? Юная натура, как часто я убеждалась, станет доступной влиянию учителя лишь тогда, когда он сам перед ней раскроется. Именно в этот момент начинается учительское творчество, начинается великий процесс передачи не только знаний, но и идей. Возвращаюсь к своему ученику. Всегда перед уроками я старалась с ним беседовать. О чем? Да о разном. Иногда вижу: удивлен, насторожен, куда, мол, клонит учительница? Спросила бы сразу, почему ушел вчера с урока. Но я ни о чем таком не спрашиваю, ничего не выпытываю. Убедившись, что разговор со мной неприятностей не сулит, становится словоохотливее. А как раз этого я добивалась. Но не только этого, конечно. Оказалось, что у Саши прекрасное чувство юмора, и в школьном спектакле я доверила ему роль Козьмы Пруткова. Ребята остались довольны, он тоже. Дальше - больше. И вот итог - военное училище в Санкт-Петербурге, благодарный телефонный звонок за нашу общую удачу.

Но, конечно, не всегда все так гладко. Главное для ученика- справедливость и терпение учителя. Для ребенка справедливость всегда конкретна. Он судит о ней не вообще, а по тому, как педагог в каждом отдельном случае оценивает его ответ на уроке, его поступок, как относится к нему. Что же касается терпения, то оно вытекает из самой природы нашей профессии. Я задаю себе вопросы: какая главная беда в школе ныне, где мы слабее всего, где рвется нить, соединяющая учителей и учеников, почему отворачиваются порой юные души от нас педагогов, чем мы грешим более всего? И ищу ответы на них, каждый день, каждый урок.

Путь в литературу для многих ребят- это путь в никуда, ибо нет ответа на главный вопрос: зачем книга? Для общего развития? Так оно и без книги возможно. Есть и другие средства информации. Ибо кино, телевизор – давно уже не только мои союзники, но и самые опасные конкуренты. Конечно, каждому учителю литературы хочется, чтобы его дети читали. К этому всегда стремилась и я. Даже не прочитавший книгу по каким-то причинам, но желающий ее прочитать- уже победа! Придет время и – прочитает. Однажды я решилась на эксперимент: пришла на урок по литературе с пакетом, туго набитым книгами. Ребята затихли: такого еще не было. «Готовясь к сегодняшнему уроку, я прочла вот эти книги»,- сказала я. Достала одну, что-то прочла, что-то прокомментировала, кого-то спросила. Затем вторую книгу, третью…Постепенно вырастала на столе целая груда. На лицах удивление: вот, оказывается, чем «берет» учитель. Ишь, сколько «перелопатил»! И все-то для одного урока. Хотелось, чтобы ребята увидели, каким трудом(!) завоевываю я их внимание, сами приобщились к книге.

Подобный случай произошел несколько лет назад, когда я работала в 11 классе и давала уроки по творчеству Маяковского. Как было преподнести ребятам поэта, когда, еще не читая стихов, у них изначально негативное отношение к нему. Нужно не ошибиться, не оступиться на этом пути. Нужно было заново учиться читать Маяковского. Вчитываться, понимая читаемое, сопереживая ему. И еще: надо понимать, во имя чего поэт «вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката», то есть почему и во имя чего он писал свои фельетоны, агитки и рекламные стихи для плакатов Моссельпрома и Резинотреста. Все это я рассказываю перед началом изучения творчества поэта. Вижу заинтересованные взгляды: не ожидали! Люблю строить урок из двух половинок: жизнь и книга. Одно - повод и основание войти в глубь другого. Половинки меняются местами: нередко начинаю с книги. Такая структура дает простор размышлениям ребят. Кто-то, допустим, в полную силу любит и умеет раскрыть себя в первой половинке, и тогда нужно с нее и начинать; а кто-то – во второй. После ряда интересных бесед решаюсь на открытый урок по лирике Маяковского. Этот урок мне запомнится навсегда, не тем, что говорили ребята, а как говорили. Урок, когда в основном говорят ребята, интересен даже не столько темой, материалом, уровнем ответов, сколько выбором позиции, в которой раскрывается ученик. О «чем» важнее того, «как» и «сколько». Первое слово люблю говорить сама и в нем расчетливо повториться, с одной стороны, настраивая класс на серьезную беседу, а с другой - тактично предупреждая о возможных просчетах.

В течение всего урока наблюдала горящие и волнующиеся (урок-то открытый) глаза ребят, выразительное чтение стихов в подражание Маяковскому, собственные смелые мысли. Кулуарно так или иначе обсуждали жизнь поэта, добавляя много спорного и нелестного. Честнее, если поговорим в классе, отметая в сторону все нелепости, какими богата мемуарная литература. Жизненный опыт великих, какой бы ни был он, мне очень интересен, как и их творчество. Биографию анализируем, точно книгу, иной раз кропотливее. Неспроста. Писатель еще больше, чем герой, воздействует на ученика. Мой урок постоянно грозил сорваться и пойти не по плану, но я даже и не думала огорчаться. Что такое план? Соотношение между планом и импровизацией настолько гибкое, что всегда есть возможность отодвинуть и многое, если не все начать по-другому. Он для того и нужен, чтобы иной раз умело отойти от него.

Но у меня (у нас!) все получилось. Через несколько дней ко мне подошла Ира Б. и сказала: «Спасибо, что Вы открыли для меня Маяковского. Можно я прочту Вам свои стихи?». Это для меня было важнее и ценнее всяческих похвал. Ирина мама, встречая меня, всегда спрашивает: «Как у Вас получилось привить дочери любовь к литературе?» Может быть, это не я, а Маяковский. Но после таких слов хочется работать, учиться и учить других.

Изучение творчества Маяковского завершаю, как обычно, сочинением. Предлагаю ребятам в нем откровенно поговорить с поэтом о его поэзии и времени, рассказать о себе. В тот раз тема звучала так: «Здравствуйте, товарищ Маяковский!» Получила самые разнообразные работы. Одну помню до сих пор, в стихах.

Этот странный Маяковский…

Сигарета изо рта,

Лоб набычен недовольно-

Видно это неспроста.

И листал я журналы толстые,

Нет радости в его биографии,

И, наверное, поэтому нет

Ни одной улыбки на его фотографии.

Нет мудрости глаз

И даже блеска радости,

Как в его умывальном тазике.

Я иду домой из школы,

Снег морозный скрип да скрип,

И невольно с каждым шагом

Слышу я поэта стих.

Отгоняю мысль о фининспекторе

Воспоминаньем о лирике Пушкина,

Но вновь и вновь с каждым шагом

Мысли мои распухшие

От левого марша

И товарища Маузера,

И призыва к мордобою

Перетекают в день сегодняшний…
И мне хорошо, и легко, и светло,

Что я вымучил строки эти.

И что плохо, а что хорошо

Было в великом поэте,

Не мне судить.

Для меня он далек,

Но он близок для нашего времени.

Не курю, не дам закурить-

Получу в лоб или по темени…

Я иду из школы,

Озадачен учителем,

А время уходит, жаль.

«Дорога, дорога,- сочинял Расторгуев,-

Светлая, великая даль».


И пусть это сочинение не претендует на то, чтобы попасть в разряд великих, на высокохудожественное творение, но для меня главное другое - ученик не остался равнодушным, для него наш урок не прошел впустую. Ведь нет ничего хуже для учителя на уроке - пустые глаза ученика. Но как завоевать на уроке внимание ребят? Наверное, посмотреть на все глазами далекого детства и соотнести то, чего хочется ребятам сейчас, с тем, что им необходимо завтра. Одна ученица на этот вопрос мне подсказала ответ: «Разговаривать без вычурности и снобизма, наигранной педагогичности».

Урок заканчивается, но раздумья выпускников не закончатся. Они ощутят безмерный талант и страшную трагедию поэта и чрез это ощущение придут к пониманию прошедших десятилетий, нашей истории.

«Без желания переделать мир нет учителя». Я полностью согласна с этими словами известного педагога- новатора Е.И.Ильина. Ведь школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит не с предмета, а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Я постоянно обращаюсь к опыту известных педагогов и понимаю, что мой собственный педагогический опыт - мизерная часть того, что прошли и постигли эти люди. Но я надеюсь, у меня еще все впереди. Главное, в чем я не ошиблась - в моей профессии, в том, как и мои учителя, следую принципу гуманизма в работе. Именно он сегодня, на мой взгляд, определяет успех уроков, литературы - в первую очередь.

Всякий, кто пишет, по-своему мучается проблемой финала. Найти бы такой, после которого…Взявшись писать эту работу, я пережила странные ощущения, как будто то, о чем вспоминала, было не со мной. Вспомнила и проанализировала годы своей работы, поняла, что еще многое нужно узнать, многому научиться, но этого и хочется, и это главное.



Я хочу сказать спасибо организаторам этого конкурса. Вы заставили (в хорошем смысле этого слова) прочесть книги, которые давно пылятся на полке и которые мы, учителя, прочесть забываем, руководствуясь тем, что все постигаем на собственном опыте. Для меня открылся новый мир. И этим миром я поделилась с вами. Хорош он или плох по большому счету судить моим ученикам.