Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Работа со словарными словами на уроках русского языка в 5-7 классах




Скачать 177.43 Kb.
Дата21.06.2017
Размер177.43 Kb.
Работа со словарными словами на уроках русского языка в 5-7 классах
Русяева Маргарита Юрьевна – учитель русского языка и литературы
ВВЕДЕНИЕ

Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя - словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком.

При этом возникают противоречия между

- потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан.



  • Актуальность работы состоит в решении проблемы: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

Этапы работы со словарными словами на уроках русского языка.

Известно, что одной из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Необходимо регулярно проводить словарную работу.

В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, закрепление, усвоение. Для повышения эффективности каждого из этих видов работы, существуют следующие приемы:

1 этап - знакомство со словарными словами

Алгоритм введения нового словарного слова:

1)осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки, устного выделения из предложения);

2)звуковой анализ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение – интонируем все звуки);

3)зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова – на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);

4)орфографическое чтение;

5)установление разницы в произношении и написании;

6)решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова – очень полезное задание для осознания общего способа действия);

7)запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8)подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9)определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно записать).

2 этап – закрепление. На данном этапе используются разнообразные приемы:


  • группировка по тематическому принципу (птицы, мебель и т.д.);

  • группировка по алфавиту;

  • группировка по принципу «сходного гласного»(а/а, а/а/а, о/о, о/о/о, кк, мм, сс) и др.;

  • составление индивидуального орфографического словарика;

  • зрительный диктант – «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;

  • диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» - лист тетради делится на две части : 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь ( и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю;

  • диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» - словарный диктант проверяется по словарю самим учеников или соседом по парте, при этом вырабатываются потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; и др.

3 этап - проверка усвоения. Проверку можно проводить:

а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение).

б) в виде тестовых заданий.

Таким образом, в качестве эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты.



Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей».

Словарные слова учащиеся запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем :



  • Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

  • Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Например: СТАДИОН

Футбол, тренер, соревноваться, команда

Команда вместе с тренером едут на соревнования по футболу

Для проверки знания словарных слов используют карточки, покрытые скотчем. На каждой карточке около 20 слов. Ученики фломастером зачеркивают ненужную букву, после проверки учитель стирает написанное фломастером, и карточка снова готова к использованию. На выполнение задания отводится одна минута .

Таким образом, словарные слова запоминаются легче при использовании мнемосистемы, то есть, слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его.

Запоминание при помощи «мнемосистемы» как прием повышения орфографической грамотности является одним из самых эффективных при работе с детьми на уроках русского языка.
Этимологический анализ слова как прием работы со словарными словами

Около 50% школьных словарных слов имеют латинское происхождение. Также в учебниках немало заимствований и из других языков. Оказывается, многие слова, которые мы постоянно употребляем, пришли к нам и из греческого, и из немецкого, и из французского языков. Следовательно, возникает возможность наглядно показать русский язык как один из мировых языков.Поэтому вполне целесообразно изучение «трудных» слов с опорой на этимологию.

Иногда именно благодаря знаниям о происхождении лексической единицы можно с легкостью безошибочно написать слово с непроверяемой, на первый взгляд безударной гласной. Так, например, в 5 классе слово капитан с непроверяемой орфограммой а может быть проверено. Оно пришло в русский язык через польское посредничество из латинского, где caput означает “голова”. Буквально капитан - командир (глава ) судна. И проверить это слово нам помогла этимология.

Или в слове санаторий, где первая безударная а проверяется латинским словом sanus - «здоровый», а вторая безударная а - латинским sanare - «лечить».

Обратимся к примерам шестого класса. Вторая безударная гласная и в слове инициатива может быть проверена заимствованным initium - «начало». Или, например, лексическая единица литературапроизошла от латинского litera - «буква». Поэтому буквально литература означает «письмена». Здесь именно с помощью этимологии объясняется написание непроверяемой орфограммы и.

Написание слова университет объясняется латинским universus “весь, общий”.

Теперь обратимся к списку словарных слов 7 класса. Офицер (непроверяемая и) от officium – “служба”. Буквально офицер – “служащий человек”. Сигнал – от латинского signum, что в переводе означает «знак».

Слово демонстрация было заимствовано в Петровскую эпоху из польского языка, где demonstracja восходит к латинскому monstro “показывать”.

Итак, из приведенных выше примеров мы видим, что благодаря умелому использованию знаний о происхождении слов, учащиеся, скорее всего, не допустят таких орфографических ошибок, как копитансонаторий, кандедат, энтерьер, коласальный, тираса, тиретория инециатива, летература, унивирситет, офецер, сегнал, деманстрация. Поэтому очень важно, чтобы учитель объяснил, что с помощью этимологии можно проверить даже словарные слова, рассматривая их в качестве слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Например, вита - витамин, монстро - демонстрация, манус - маникюр, кандидус - кандидат, вермис - вермишель, дисципулюс - дисциплина, фонтис - фонтан, доцео - доцент, орно - орнамент, филиа - филиал, аква - аквариум.

Такой вид работы способствует закреплению в сознании учеников сведений о происхождении «трудных» слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.

Также довольно важным методом преподавания русского языка является подбор этимологически однокоренных слов .

Очень познавательным будет рассказ о происхождении или значении месяцев. Например, декабрь – от латинского decem «десять». По римскому календарю декабрь – десятый месяц в году, так как календарный год в Риме начинался с марта. Октябрь – от латинского octo «восемь». Ноябрь – от латинского novem «девять». Сентябрь – от латинского septem «семь». Или апрель, что в переводе с латинского означает «освещенный солнцем».

Детям интересно будет узнать и о происхождении некоторых мер веса, единиц измерения времени и так далее:

Центнер – мера веса, равная 100 кг. Это слово произошло от латинского centum «сто»; поздне латинское центум потом перешло в центнер.

Секунда – от латинского secunda, сокращения выражения pars minuta secunda – «часть мелкая вторая» (часа). Pars – «часть», minuta – «мелкая»; от латинского глагола minuo «разбивать на мелкие части». Буквально: час разбили на мелкие части, каждую часть назвали минута. Минуту также разбили на мелкие части – секунды. Буквально секунда – «вторая мелкая часть часа», а минута – «первая мелкая часть часа».

Квартал – 1) четвертая часть года; 2) часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами. Это слово произошло от латинского quartus «четвертый». Квартал – первоначально – место для воинского постоя, затем – жилище вообще, помещение для жилья. Таким образом, со временем данное значение приобрело новое слово - квартира.

Процент – 1) сотая доля числа, принимаемого за целое; 2) доход, получаемый на деньги, вложенные в банк. А в Петровскую эпоху это слово было заимствовано из немецкого языка. Первоначально – латинское pro «за», сentum «сто».

Еще детям можно дать информацию о некоторых этимологических однокоренных словах. (Но в этом случае необходимо, чтобы учитель объяснил учащимся, что нужно различать исторический и современный состав слова.) Например, слова портфель, портативный, паспорт, импорт, экспорт восходят к латинскому корню porto «несу». У древних римлян существовал обычай: перед тем как основывать новый город, проводили черту – границу на земле как раз там, где предполагалось строительство городской стены. Черту эту обычно пропахивали плугом, а в том месте, где должны были находиться городские ворота, землю не вспахивали, а плуг проносили над изображаемыми воротами. Отсюда porto «несу», portus «ворота». Порт – ворота в море. Паспорт – первоначально удостоверение на право судна войти в порт и выйти из порта; затем – документ, удостоверяющий личность. Портфель – сумка для деловых бумаг. Портативный – небольшого размера, легко переносимый с места на место предмет. Итак, с точки зрения истории все эти слова – родственники.

Повысить интеллект учащихся можно не только с помощью рассказов о происхождении слов, но и с помощью специальных упражнений, также затрагивающих этимологию.



Организация работы со словарными словами по тематическому принципу

Работа со словами даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять его в новом контексте, повысить грамотность школьников. Но слова в рамках учебника даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провёл серьёзную работу, даёт небольшой эффект. Мы используем различные формы словарной работы, но наиболее действенной и удачной, по моему мнению, оказалось ведение учащимися личного тематического словаря, являющегося частью «Справочника школьника», который ведут мои ученики с 5 по 9 классы. Использование такого приёма приводит словарную работу в какую-то систему. Все слова, данные в рамках, условно разделяются на темы, группы. Так, в V- VI классах получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос. В VII классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия.. Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы. Каждая группа в системе пополняется другими словами по мере прохождения нового материала. Слова записываются в словари, придумываются с ними словосочетания, предложения.Работа сними проходит по вышеуказанным в данной работе приемам. В словарь ученика можно вводить слова, которые школьники часто слышат по радио, телевизору. Данная система работы включает учащихся в активный поиск по данному вопросу, прививает в них потребность обращения к словарям.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ПО КЛАССАМ.

Изучаемый программный материал

Изучаемые слова

Виды упражнений


5 КЛАСС

Повторение изученного в начальных классах.


Вокзал, рюкзак, вдвоем, втроем, вверху, внизу, слева, справа, налево, направо, впереди, всегда, никогда.


-Словарные диктанты.

-Составление текста с использованием данных слов на тему «Воскресная прогулка».

- Составление учащимися словарных диктантов на тему «Спорт».

-работа со словарем иностранных слов: откуда пришли к нам эти слова.

-подбор однокоренных слов : гимнастика, гимнаст, гимнастка, гимнастический.


Футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, теннис; из п.98 и 106 – гимнастика, тренер, тренироваться, соревноваться, состязаться, стадион, арена, спартакиада.


Словосочетание.


Стремиться, беседовать, посетить, рапорт салют, издалека, изредка, герой.


-Составление словосочетаний разных типов: стремиться к победе, праздничный салют и т.д.

- образование однокоренных слов: беседовать, беседа, беседка, беседующий.



Прямая речь. Диалог.


Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо, благодарю.


1.Составление синонимических рядов :

А)здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, привет;

Б) до свидания, прощайте, всего хорошего, пока;

В) извините, простите;

Г) пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, не откажите…

2. Определение стилистической окраски данных слов, уместности их употребления в различных ситуациях.

3. Составление диалогов с использованием данных слов.


Словообразование

Гербарий, коллекция

Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.

Фиолетовый, лиловый, сиреневый.

Пианино, гитара.

Конфета, корзина, костюм. Гардероб, паркет. Грамотный. Ремень, чехол. Маршрут, правильный, велосипед, велогонки. Шофер, шоссе., шоколад. Апельсин, мандарин ( из п.87)


-Можно ли любую коллекцию назвать гербарием ? А гербарий можно назвать коллекцией? Какие коллекции еще бывают?

-Образование однокоренных слов: коллекция, коллекционер, коллекционировать, коллекционный.

-Использование изученных слов в описании жилища.

-Словарные диктанты.

-Составление предложений и словосочетаний по темам: цвет, квартира, велогонки, продукты

-Что обозначает корень теле- В каких еще словах он есть? Подберите как можно больше таких слов.










Глагол.

Повторяются все слова на спортивную тематику.

1.Словарные диктанты.

2.Составление словосочетаний разного типа: сущ. сущ., гл. сущ., прил. сущ., гл. нар.

3. Творческая работа «Репортаж со спартакиады»


Глагол ( в конце изучения темы)

Мечта, космонавт. Бинокль, велосипед, гербарий, канал, коллекция, маршрут, фотоаппарат, шоссе.

Творческая работа «Отчет об экскурсии(походе, поездке и т.п.) – с использованием данных слов и слов из раздела «Повторение».

Повторение изученного в 5 классе.




Итоговая контрольная работа.

6 класс

Повторение в начале года.


Бирюзовый, багровый, багряный, бордовый, ( слова из 5 класса: фиолетовый, лиловый, сиреневый)


1.Составлений словосочетаний на тему «В осеннем лесу».

2.Сочинение-миниатюра «В осеннем лесу».




Лексика и фразеология.


Торопиться поражать, экономить.

Перила, терраса. Солдат ,ветеран. Реформа. атмосфера, ракета.




-Работа со словарем иност-ранных слов: из каких языков заимствованы данные слова, какие слова с такими же корня-ми вы знаете (например: терраса, территория, террариум).

- Сочинение-описание «Моя комната».



Словообразование

Паркет, предмет, интерьер. Богатырь. Искусство Телеграмма

Прийти, придуматьи др. слова на пре- и при-, выделенные в учебнике для запоминания ( стр.57-58). Великолепный, подражать, поражение. Генерал, лейтенант, командир. Салфетка, бахрома, карниз, квартира.



-Словарные диктанты на пре- и при-

- Составление сл. диктанта на военную тему: бывалый солдат , воспоминания ветерана, ракет-ная установка, избежать пора-жения в бою, замечательный командир, получить звание лейтенанта, приказ генерала.



После темы «Словообразование»

Контрольная работа




Имя существитель- ное.


Троллейбус, трибуна, профессия, арматура, бетон.


Словарный диктант «Профессии»: Выбрать профес-сию, водитель троллейбуса, выступать с трибуны, шоссе из бетона, стальная арматура, уме-лый шофер, мечтать быть космонавтом.

Имя прилагательное

Искусный, талант. Зеленый синий, юный, румяны, свиной. Изжелта-красный, иссиня-черный.

-Различение слов искусный и искусственный. Выберите в ка-честве определений к данным словам прилагательные искус-ный или искусственный: мастер, цветы, шелк, художник, лед, врач.

Имя числительное.


Экземпляр, километр, сантиметр, миллион, миллиард, миллиметр, килограмм, центнер, тонна, двести, одиннадцать, девяносто, триста, четыреста.

  • Работа над этимологией числительных.

  • Составление словосочетаний типа числ. сущ.

-Словарные диктанты.

Местоимение.

Иллюстрация, типография, биография.


- Работа со словарем иностранных слов. Что общего в словах конвейер и контейнер.

Глагол.


Маляр, штукатур, конвейер, контейнер; фасоль, салат; педаль, велосипед .

Составьте с ними по предложению.

Повторение.



Контрольный словарный диктант из слов, наиболее часто употребляемых учащимися.






7 КЛАСС


Причастие


Отразить, поразить, изобразить, отобразить, поразительный.

Акварель, акваланг, аквариум, акватория, акванавт.

Присутствовать, колонна, гирлянда, калитка, пакет, паром, силуэт, прекратить, претензия, претендовать.


-Работа с этимологическим словарем, составление словосочетаний.

Работа со словарем иностранных слов, подбор однокоренных слов, составление с ними словосочетаний ( акварельная краска, чудесная акварель, акварель художника Серова, рисовать акварель).

-Словарные диктанты.

-С какими словами сочетаются слова «претензия» и « претендовать». Претендовать на (звание, победу, награду), претензия предъявлена, предъявить претензию, обратиться с претензией и т.п.

- Словарные диктанты.


Деепричастие.

Бассейн, дистанция, комбинация.

Сиять, галерея.






Наречие.


Наречия из п. 47-48, выделенные для запоминания.

Почтальон, квитанция, конверт, штемпель, телеграмма, пакет.

Ожерелье, комбинат, эпидемия, возражение.


1.Словарные диктанты.

2.Составление словарных диктантов учащимися.

3.Сочинение-описание действий с ис-пользованием наречий, характеризую-щих качество действий, порядок действий, их последовательность.

Составление диалога «На почте».




Служебные части речи.

Резиденция, период, фантазия, реальный, ситуация, артиллерия, кромешный, светофор, семафор, автор, классик , чемпион, карикатура, сатира, не раз, ни разу, предварительный, старательно, ориентация, ориентироваться, недосягаемый, комендант.

-Составление предложений с выражениями ни разу (= никогда), не раз (=много раз).

-Можно ли назвать синонимами пары слов : автор –классик, сатира-карикатура, семафор – светофор.

- Словарные диктанты.


После изучения служ. частей речи.

Контрольная словарная работа.




На основании изученной теоретической и методической литературы можно сделать следующие выводы.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарная работа на уроках русского языка носит эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.

В качестве наиболее эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление связного текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты, этимологический анализ слова, а также запоминание при помощи мнемосистемы связей. Главное, чтобы эта работа велась систематически, с учетом уровня учебных возможностей учащихся и их возрастных особенностей.

Подобная словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к русскому языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  • Азанова Г.И. Организация словарной работы.-/Русский язык в школе.- №5.- 2003/.

  • Бавыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977.

  • Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. Баранова М. Т. М.: Просвещение, 1990.

  • Барановская И.А. Лексические игры. Словарная работа на уроках русского языка в 5-6 классах.-/1 Сентября. Русский язык/.- № 6.- 2003.

  • Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку.- М.: ВАКО, 2009.

  • Иванова М.К. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся.-/ Педагогический вестник ЕАО" /.-№ 2.- 2007 .

  • Под ред. Т.А. Ладыженской. Методика развития речи на уроках русского языка / - М., 1980.

  • Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1997.

  • Этапы работы со словарными словами на уроках русского языка.
  • 1 этап - знакомство со словарными словами Алгоритм введения нового словарного слова
  • 2 этап – закрепление.
  • 3 этап - проверка усвоения.
  • Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей».
  • Этимологический анализ слова как прием работы со словарными словами
  • Центнер
  • Организация работы со словарными словами по тематическому принципу
  • Так, в V- VI классах получаются такие группы
  • . В VII классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия . .
  • 5 КЛАСС Повторение изученного в начальных классах.
  • Глагол ( в конце изучения темы)
  • Повторение изученного в 5 классе. Итоговая контрольная работа.
  • Повторение в начале года.
  • После темы «Словообразование»
  • После изучения служ. частей речи.