Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Работа с текстами официально-делового стиля как средство развития коммуникативной компетенции учащихся




Скачать 109.13 Kb.
Дата27.06.2017
Размер109.13 Kb.
Тема: Работа с текстами официально-делового стиля как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

Цели урока:

Образовательные:

  1. Выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей речи.

  2. Составлять собственные тексты официального стиля речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал, аргументировать свою точку зрения.

  2. Работать в группах и самостоятельно, уметь вести деловое обсуждение и анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению, учитывая коммуникабельность, степень корректности в отношениях с друзьями.

  3. Формировать умения принимать решения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

  4. Проявлять творческие способности.

  5. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

  6. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, потребность сохранять чистоту языка.

  2. Дать учащимся возможность осмыслить свое отношение к русскому языку, овладевать нормами языка и этикета для использования в речевой практике.

Цели учителя:

1. Актуализировать личный опыт и знания учеников по изученной теме.

2. Развивать ассоциативное, образное мышление, навыки анализа текста.

3. Способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.



Цели ученика:

  • Научиться применять стили речи по ситуации, обобщать и систематизировать изученное.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (создание проекта).

Технология: информационно-коммуникативная с элементами проектной технологии, использование диалоговых форм обучения.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная и групповая работа по заданиям учителя, самостоятельная работа; коллективная; фронтальная, аналитическое чтение.

Формы организации работы учителя: организация контроля усвоения содержания урока по теме с помощью проблемных, развивающих задач, создание проекта.

Оборудование: презентация "Официально-деловой стиль речи", проектор, дидактический материал (приложения).

Планируемые результаты:

1. Уметь выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей речи.

2. Уметь составлять собственные тексты официального стиля речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.

3. Научиться применять стили речи по ситуации, обобщать и систематизировать изученное.



Ход урока

 1. Организационный момент. Мотивация.

Эпиграф к уроку: "Познай самого себя и через это познай мир". Сократ, великий мыслитель древности, призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя – свое место в жизни, свой внутренний мир.



Вы согласны с ним?
А как можно познать самого себя?
(Это значит подумать о себе, оценить свои поступки, вспомнить свою жизнь.)
У футуристов в начале XX века был замечательный лозунг: "Мы – лицо нашего времени!".
Подумайте: а вы могли бы так сказать сегодня?
Да, из множества лиц и личностей составляется портрет нашего времени. И мы можем гордо сказать: "Мы – лицо нашего времени!".

2. Выход на тему. Целеполагание.
Русский писатель и философ Василий Розанов писал: "Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни". (Слайд №1)

Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?

Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?
Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год —

вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого, мемуары, эссе, очерки.

Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего "я". Вы можете спросить:

"А зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию?" (Ответы учащихся).

Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, мы сегодня изучим правила написания и составления автобиографии, сами напишем автобиографию, чтобы заглянуть в себя.

Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность, как человек своего времени.



Возникает вопрос: Каковы критерии биографии? Какими бывают биографии? Попробуем с этим разобраться.

Для успешной и эффективной работы предлагаю разделиться на две группы. Условно назовем группы №1, №2.



3. Изучение структуры автобиографии. Работа в группах.

Выявление различий литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.

Обратите внимание на определение термина - автобиография (от греч. autos - сам, bios жизнь, grapho - пишу) - прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.

Итак, наша задача - выявить различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.


Перед вами тексты карточек №1 и №2. (Приложения №№ 1-4)
Задание для учащихся первой группы. Перед вами таблица и текст карточки №1. Что бы я хотела от вас услышать? Определите по таблице отличия литературной автобиографии от служебной и докажите, что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ. Желаю удачи, можете приступать к работе.
Учащиеся второй группы, вы так же работаете с сопоставительной таблицей и текстом карточки №2 на листах рабочей тетради. Ваша задача: доказать принадлежность данного текста к служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях. Желаю удачи, можете приступать к работе.
4. Защита проектов.

(Высвечивается слайд №4 с таблицей).

Лидеры группы представляют отчеты о проведенной работе.


5. Культура оформления документов.

Теперь вы знаете, какой должна быть структура автобиографии. Знаете особенности строения предложений, необходимые реквизиты текста. Важно соблюдать культуру оформления документов, чтобы отвечать тем требованиям, которые общество предъявляет к деловому человеку.


Предлагаю вам текст служебной автобиографии, написанный вашей ровесницей, в котором допущены отступления от норм оформления документа. (Приложение № 5, слайд № 5). Прочитайте, стараясь увидеть и в ней лицо нашего времени.
Обычные для многих события – школа, дополнительное образование, первые достижения в чем-то.

Скажите, что необходимо исправить в данном тексте, отметьте абзацы, которые нужно оставить.


(Нарушение – много ненужных и недостаточно необходимых подробностей; не выдержан стиль официального документа.)

6. Создание текста с учетом заданной ситуации.
Используя схему составления служебной автобиографии, составьте свою служебную биографию. Понятно, что она у вас ограничится пока такими событиями, как рождение, поступление в школу, может быть, переезд на другое место жительства, учеба в дополнительных образовательных учреждениях и т.д.
Задание.

Создайте, пожалуйста, свои служебные биографии.

7. Знакомство с резюме.

(Слово учителя).

Я хочу вас познакомить с совершенно необходимым видом документа, который должны уметь составлять все, кто хочет найти хорошую работу. Это резюме. Резюме – путь жизни. Краткая автобиографическая справка о Вашем образовании, предшествующей деятельности, достижениях, потенциальных возможностях, личных качествах, намерении получить работу.



Структура его такова: (Слайд 6)

указывается фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, гражданство. Затем следуют сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков. Степень владения компьютером, стаж работы. Здесь вы можете написать об особых заслугах, которые, по вашему мнению, могут сыграть решающую роль при рассмотрении вашего резюме: диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т.п. Далее следует указать ваш адрес, телефон (служебный и домашний), место работы и должность. Можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учебе). Обычно этот документ отправляют по факсу.

- Какова цель написания резюме?

Учащиеся:

-оказать благоприятное впечатление на работодателя и добиться личной встречи для деловой беседы.
8. Работа в группах. Составление резюме по алгоритму. Составление текста делового разговора.

Задание.

1-ая группа. Составление резюме по алгоритму (Приложение № 6)
Беседа с учащимися 2-4 групп.
Итак, ваше резюме прочитано. Следующий шаг – беседа с работодателем.

Вам назначена деловая встреча. Что вы должны продумать, готовясь к этой встрече?

Учащиеся:


  • одежда

  • макияж

  • манера поведения

  • вопросы, которые необходимо задать работодателю.


Задания.

2-я группа.


    1. Из предложенного набора фотографий выбрать деловой стиль в одежде.

    2. Из предложенного набора фотографий выбрать деловой стиль в макияже.

    3. Из предложенного набора фотографий выбрать аксессуары, которые можно использовать в деловой одежде.

    4. Из предложенного списка документов выбрать те, которые вы возьмете на деловую встречу.


3-я группа.

Составление текста делового разговора:
А) вопросов к работодателю
4-я группа.

Составление текста делового разговора:
Б) Составление мини – диалога между работодателем и нанимателем, используя речевые конструкции.

9. Представление результатов работы.
10. Итог урока.

11. Домашнее задание. Написать свою литературную автобиографию.

Самоанализ урока, разработанного по методике педагогического мониторинга


Тема: Работа с текстами официально-делового стиля как средство развития коммуникативной компетенции учащихся
Класс: 10Г

Учитель: Степанникова Г.Н.

Школа: МБОУ "Гимназия №1"

Предмет: русский язык

УМК:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

2. Программно – методические материалы. Русский язык. 10 – 11 классы.

Составитель Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2000.



Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме 105 часов. (3 часа в неделю).



Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (создание проекта)

Цели урока:

Образовательные:

  1. Выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей речи.

  2. Составлять собственные тексты официального стиля речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал, аргументировать свою точку зрения.

  2. Работать в группах и самостоятельно, уметь вести деловое обсуждение и анализировать свое поведение во время беседы с партнерами по общению, учитывая коммуникабельность, степень корректности в отношениях с друзьями.

  3. Формировать умения принимать решения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

  4. Проявлять творческие способности.

  5. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

  6. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, потребность сохранять чистоту языка.

  2. Дать учащимся возможность осмыслить свое отношение к русскому языку, овладевать нормами языка и этикета для использования в речевой практике.

Технология: информационно-коммуникативная с элементами проектной технологии, использование диалоговых форм обучения.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная и групповая работа по заданиям учителя, самостоятельная работа; коллективная; фронтальная, аналитическое чтение.

Формы организации работы учителя: организация контроля усвоения содержания урока по теме с помощью проблемных, развивающих задач, создание проекта.

Оборудование: презентация "Официально-деловой стиль речи", проектор, дидактический материал (приложения).

Планируемые результаты:

1. Уметь выявлять языковые отличительные особенности текстов разных стилей речи.

2. Уметь составлять собственные тексты официального стиля речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.

3. Научиться применять стили речи по ситуации, обобщать и систематизировать изученное.



Анализ целей урока.

Постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме обоснована. Цели урока достигнуты.



Анализ структуры, организации и содержания урока.

Структура урока: вводная часть (целеполагание), основная часть (создание учебных ситуаций), заключительная часть (подведение итогов, рефлексия).



Целеполагание – один из самых важных процессов на уроке, направленный на постановку диагностической цели. На данном уроке постановка цели урока – это совместная деятельность учителя и учащихся.

В основе вводной части заранее готов список планируемых результатов:

1. Уметь выявлять и доказывать языковые отличительные особенности текстов разных стилей речи.

2. Уметь составлять собственные тексты официального стиля речи на заданную тему в зависимости от речевой ситуации.

3. Научиться применять стили речи по ситуации, обобщать и систематизировать изученное.

Список планируемых результатов обучения выполняет главную функцию - нацелить учебный процесс на достижение каждым учащимся учебного успеха. Цели сегодняшнего урока были поставлены совместно с учениками. Данный метод более приемлем, так как в этом случае выстраивается деятельность на основе принятия взаимных обязательств в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения. При подготовке списка планируемых результатов использовалась таксономия Б.Блума, помогающая определить уровень усвоения учебного материала. Таксономия помогает придерживаться четкой системы целей, внутри которых выделены последовательные уровни. Данный урок предполагал синтетический уровень и уровень оценки, когда учащиеся комбинируют усвоенные знания, формируют новые конструкции, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале: выявляют различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов, редактируют текст, создают собственные тексты на заданную тему в зависимости от речевой ситуации, применяют стили речи по ситуации, обобщают и систематизируют изученное.

Основная часть урока была посвящена реализации поставленных целей. Их достижению способствовали учебные ситуации: изучение структуры автобиографии, защита проектов, правильное оформление документов, создание текста с учетом заданной ситуации (создание служебной биографии), составление текста делового разговора. Каждая учебная ситуация сопровождалась рефлексией, то есть промежуточным подведением итога выполненной работы. Такая деятельность необходима для достижения конечного результата. Форма обучения – групповая, так как организация труда учащихся становится более рациональной.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность соответствовал уровню подготовленности учащихся класса.



Анализ методики проведения урока.

Выбор методов, приемов и средств обучения соответствовал содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал, презентация "Официально-деловой стиль речи".







  • Цели ученика: Научиться применять стили речи по ситуации, обобщать и систематизировать изученное. Тип урока
  • Технология
  • Формы организации работы учителя
  • Ход урока 1. Организационный момент. Мотивация.
  • 2. Выход на тему. Целеполагание.
  • Возникает вопрос: Каковы критерии биографии Какими бывают биографии Попробуем с этим разобраться.
  • 3. Изучение структуры автобиографии. Работа в группах.
  • 4. Защита проектов. (Высвечивается слайд №4 с таблицей). Лидеры группы представляют отчеты о проведенной работе. 5 . Культура оформления документов.
  • 6. Создание текста с учетом заданной ситуации.
  • Задание. Создайте, пожалуйста, свои служебные биографии. 7. Знакомство с резюме.
  • 8. Работа в группах. Составление резюме по алгоритму. Составление текста делового разговора. Задание. 1-ая группа. Составление резюме по алгоритму
  • Беседа с учащимися 2-4 групп.
  • Задания. 2-я группа.
  • 3-я группа. Составление текста делового разговора: А) вопросов к работодателю 4-я группа. Составление текста делового разговора
  • 9. Представление результатов работы. 10. Итог урока.
  • Тема
  • Школа
  • Тип урока
  • Анализ структуры, организации и содержания урока.
  • Организация самостоятельной работы учащихся.
  • Анализ методики проведения урока.