Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочий вариант факультативных занятий «Практикум по решению задач» в 7 классе




Скачать 78.29 Kb.
Дата03.07.2017
Размер78.29 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании Утверждено приказом:

педагогического совета МОУ «Калининская ООШ»

Протокол № «__ » ________2011г. № __ от «__» __________2011г.

Рабочий вариант факультативных занятий

«Практикум по решению задач» в 7 классе

Автор-составитель:

Земляницына О.Г,

учитель математики

МБОУ «Калининская ООШ»

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка

Факультативные занятия – форма учебной работы, состоящая в развитии способностей и интересов обучающихся в сочетании с общеобразовательной подготовкой; зарождение интереса к математике на первичном уровне.

Факультативные занятия играют большую роль в совершенствовании школьного, в том числе математического образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём сложности изучаемого материала.

Программа факультативных занятий существенно связывает теоретический материал общего характера с приложениями математики, вовлекая в процесс обучения знания, умения, характерные для этапов формирования и интерпретации.

Примечательной особенностью факультативного курса является то, что программа курса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу математики. Однако содержание учебной работы обучающихся на факультативных занятиях определяется не только математическим содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами:

•характером объяснения учителя;

•соотношением теории и учебных упражнений;

•содержанием познавательных вопросов и задач;

- сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым обучающимся результатов.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях учитывается содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности у обучающихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления обучающихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления. На факультативных занятиях используются разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, презентации, составление рефератов. Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал крупными блоками и на этой основе высвободить время для самостоятельной работы обучающихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции. На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у обучающихся умений и навыков решения основных типов задач. Семинарские занятия посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала. По своим дидактическим целям они служат также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях. Полезная форма работы - подготовка рефератов, докладов, презентаций. Выполнение таких заданий важно прежде всего, в отношении развития навыков самообразования, удовлетворение индивидуальных, творческих интересов обучающихся. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников факультативной группы.

Очень большое значение для успешности усвоения материала имеет подбор задач.

Хотелось ещё отметить, что факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет обучающимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нём идеи и методы математической науки, логику и приёмы творческой деятельности.



Цель организации факультативных занятий: расширение кругозора обучающихся, развитие математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углублённого изучения математики.

Основные задачи факультативных занятий:

  1. расширить и углубить знания по предмету, учитывая интересы и склонности обучающихся

  2. обеспечить усвоение ими программного материала

  3. ознакомить обучающихся с некоторыми общими идеями современной математики

  4. раскрыть приложения математики на практике



обучающиеся должны знать:

•основные способы решения нестандартных задач;

•основные понятия, правила, теоремы.

обучающиеся должны уметь:

•решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

•применять основные понятия, правила при решении логических задач;

•создавать математические модели практических задач;

•проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.

Программа факультатива предполагает реализацию рассматриваемых вопросов в виде 33 часов занятий различного типа

Аттестация по усвоению программы предполагается в виде школьной олимпиады для участников факультатива.

Учебно-тематический план

п/п


Названия тем

Всего часов

сроки

Форма работы на занятии

1.

Вводное занятие

1




Лекция, презентация

2.


Старинные задачи

Арифметический способ



4




практикум

Исследовательская работа “Популярные задачи разных народов”.




3.

Вес и взвешивание

3




практикум

4.

Числовые головоломки

2




практикум

5.

Решение задач на совместную работу

4




практикум

6.

Решение задач на проценты

4




Практикум

презентации Составление задач с историческими сюжетами



7.

Лист Мебиуса

1




Реферат, исторические справки

математическое исследование



8.

Решение задач с помощью уравнений

5




практикум

Презентация «Старинные задачи»



9.

. Математические фокусы и развлечения

2




математическое исследование

10.

Подготовка к школьной олимпиаде

4




практикум

11.

Школьная олимпиада

3










Всего

33ч







Содержание

1. Вводное занятие (1 час)

Роль математики в практической жизни человека.( презентация) Нестандартные задачи. Примеры решения некоторых задач.

2. Старинные задачи (3 часа)

Решение старинных задач. Исследовательская работа “Популярные задачи разных народов”.

3. Вес и взвешивание (3 часа)

Решение нестандартных задач на взвешивание

4.Числовые головоломки (2 часа)

Магическая звезда. Числовое колесо. Числовой треугольник. Восьмиконечная звезда. Числовые головоломки.

5.Решение задач на совместную работу(4 часа)

6. Решение задач на проценты (4 часа)

7.Лист Мебиуса(1 час)

Математическое исследование: лист Мебиуса – как пример односторонней поверхности. Свойства поверхности. Биография Мебиуса А.Ф.

8. Решение задач с помощью уравнений (5 часов)

Задачи на движение, на процентное содержание, смеси, сплавы

9.Математические фокусы и развлечения (2 часа)

10.Подготовка к школьной олимпиаде (4 часа)

Решение олимпиадных задач

11. Математическая олимпиада (3 часа)

Список литературы

1.ОлехникС.Н.,Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи.-М: АО «Столетие»,1994.

2.Депман И. Рассказы о математике.- М.: Просвещение, 1965.

3.Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы. – Киров: “АСА”,1994.

4.Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

5. Фарков А.В. Готовимся к олимпиаде по математике. – М.: Экзамен, 2004

6.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1984.

7.Агаханов Н.Х., Школьные математические олимпиады . – М.: “Дрофа”, 1999.

8.Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АО “Столетие”, 1994.

9.Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО “Столетие”, 1994.



10.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5–11 класс. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  • Рабочий вариант факультативных занятий «Практикум по решению задач» в 7 классе
  • Пояснительная записка
  • Цель организации факультативных занятий
  • Основные задачи факультативных занятий
  • Учебно-тематический план
  • Список литературы