Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 г




страница1/3
Дата02.07.2017
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3



Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2007. в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей учебной программе МКОУ «Самохваловская СОШ».

Место предмета «Литература» в учебном плане МКОУ «Самохваловская СОШ» определяется согласно учебному плану предусматривает изучение литературы в 6 классе в количестве – 2,25 часа в неделю, 76 часов в год, где 0,25 часа отводится на изучение регионального компонента «Литературное краеведение и искусство родного края».

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 6 классе.



В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Учебно-тематический план.




п/п

основные разделы

Кол-во часов

количество

сочинений

уроков развития речи

тестов

проверочных работ

уроков внеклассного

чтения

проверок техники чтения

1

Введение и подведение итогов.

2
















1

2

Устное народное творчество.

2







1










3

Древнерусская литература.

2



















4

Литература XVIII века.

2



















5

Литература XIX века.

27

3

1

4

2

2




6

Литература XX века.

19

1

2

1

1

1




7

Литература народов России.

2



















8

Мифы Древней Греции.

2







1










9

Зарубежная литература.

10

1




1




4

1

10

«Литературное краеведение и искусство родного края».

8



















Всего часов

68 8

76

5

3

8

3

7

2


Содержание тем учебного предмета «Литература».
Введение (2 часа).

Писатели – создатели, хранители и любители книги.

Роль чтения в жизни человека. Великие читатели мира.

Устное народное творчество (2 часа).

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Календарно-обрядовые песни. Содержание, особенности исполнение, своеобразие стилистики.
Древнерусская литература (2 часа).

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагмент «Сказание о белгородском киселе»).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.


Литература XVIII века (2 часа).

Русская басня. Жанровые особенности басни. И.И.Дмитриев «Муха». И.А.Крылов «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик».


Литература XIX века (27 часов).

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.



А.С. Пушкин.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро»

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Лицей в жизни и творчестве поэта. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ свободы в лирике Пушкина. Символика стихотворения. Образ лирического героя.

Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

«Повести Белкина» ( «Выстрел», «Барышня-крестьянка»).

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.



Теория литературы: двусложные размеры стиха; композиция.

М.Ю. Лермонтов.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Тучи», «Утёс» «Листок», «Три пальмы».

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.



И.С.Тургенев.

Слово о писателе. Сборник «записки охотника» (обзор). Рассказ «Бежин луг». Мастерство писателя в описании природы. Мастерство портретной характеристики.



Теория литературы: портрет.
  1   2   3

  • Цель изучения литературы в школе
  • Главная идея программы по литературе
  • Учебно-тематический план.
  • Устное народное творчество (2 часа).
  • Древнерусская литература (2 часа).
  • Литература XVIII века (2 часа).
  • Теория литературы