Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая учебная программа по дисциплине «Современные технологии социальной работы в социокультурной сфере»




Скачать 246.41 Kb.
Дата05.07.2017
Размер246.41 Kb.
ТипРабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине «Современные технологии социальной работы в социокультурной сфере»

040101.65 «Социальная работа»

Факультет клинической психологии, социальной работы и адаптивной физической культуры

(отделение социальной работы, заочная форма обучения)

Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы,

курс социальной работы

Семестр 11

Лекции 2 (час.)

Практические (семинарские) занятия 30 (час.)

Самостоятельная работа 26 (час.)

Всего часов 58

Зачёт 11 (семестр)


2017 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные технологии в социокультурной среде составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101.65 «Социальная работа» относится к циклу специальных дисциплин.

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса - выведение на технологический уровень теоретических знаний и представлений о социально-культурной деятельности с учетом современных её парадигм и концепций развития.

Задачи курса:

  • проследить эволюцию и развитие форм и методов социально-культурной деятельности, адекватных определенных её парадигмам;

  • изучить теоретические основы общей, частной и отраслевой методики социально-культурной деятельности;

  • овладеть практическими и умственными навыками разработки и реализации социально-культурных проектов и программ;

  • рассмотреть технологические особенности отдельных областей социально-культурной деятельности (культуротворческая деятельность, культуроохранная деятельность, социально-образовательная деятельность и др.);

  • изучить приёмы и способы эффективного использования средств эмоционального воздействия в различных организационно-методических формах социально-культурной деятельности;

  • освоить принципы и методы социокультурного проектирования в различных социокультурных ситуациях, ориентированных на различные слои и группы населения.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых знания о социально-культурной деятельности специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • эволюцию и развитие форм и методов социально-культурной деятельности, адекватных определенных её парадигмам;

  • теоретические основы общей, частной и отраслевой методики социально-культурной деятельности.

Студент должен уметь:

  • применять на практике принципы и методы социокультурного проектирования в различных социокультурных ситуациях, ориентированных на различные слои и группы населения;

  • использовать в работе особенности отдельных областей социально-культурной деятельности (культуротворческая деятельность, культуроохранная деятельность, социально-образовательная деятельность и др.).

Студент должен владеть:

  • изучить приёмы и способы эффективного использования средств эмоционального воздействия в различных организационно-методических формах социально-культурной деятельности;

  • практическими и умственными навыками разработки и реализации социально-культурных проектов и программ;


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоёмкость (час.)

Лекции

2

Практические (семинарские) занятия

30

Самостоятельная работа

26

Общая трудоёмкость

58


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

11

зачет


5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Разделы

Лекции (час)

Практические занятия (час)

1

Общетеоретические основы научной методики
социокультурной деятельности

1. Методология и методика социокультурной деятельности.


Предмет, цели и задачи курса

2

-

2

Эволюция и развитие методической базы СКД

2.Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций

3.Современные проблемы и технологические концепции СКД

4.Методы СКД: классификация и социально-педагогическая характеристика

5. Признаки технологий СКД

6.Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания



-

25

3

Технологии социально-культурной деятельности

Классификация технологий социально-культурной


деятельности

-

5


5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Общетеоретические основы научной методики
социокультурной деятельности


Тема 1. Методология и методика социокультурной деятельности.
Предмет, цели и задачи курса

Социально-культурная деятельность как самостоя­тельное фундаментальное научное и образовательное на­правление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образователь­ных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля.

Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания.

Основные функции научного знания о социально-культурной деятельности.

Объективная потребность общества в изучении и ос­мыслении исторического опыта, теоретических основ и технологии социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания.

Взаимосвязь предмета с общенаучными и специаль­ными дисциплинами.

Преломление в практике социально-культурной дея­тельности положений и закономерностей философии, со­циологии, педагогики, общей и социальной психологии, тео­рии культуры, этики и искусствоведения, права, теории управлении и экономики.

Основные и вспомогательные понятия современной теории и практики современной социально-культурной дея­тельности.

Трактовка базовых понятий предмета в Основах зако­нодательства РФ о культуре.

Основные понятия содержания социально-культурной деятельности, множественности ее субъектов.

Термин «культурные ценности» и их классификация.
Раздел 2. Эволюция и развитие методической базы СКД

Тема 2. Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций

Объективная и закономерная необходимость и неиз­бежность существования различных классификационных схем культурных ценностей. Их сравнительный анализ. Деятельностная концепция культуры и ее интерпретация М.С. Каганом.

Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований. Интегративный характер прикладного уровня культурологического знания. Отраслевой подход в прикладной культурологии: изучение образовательной и просветительской деятельности учреждений культуры, музейного и библиотечного дела.
Тема 3. Современные проблемы и технологические концепции СКД

Спектр современных технологий как следст­вие смены социокультурной парадигмы, обновления содер­жания, подходов, менталитета социально-культурной дея­тельности. Многообразие социально-культурных техноло­гий. Его обусловленность необходимостью освоения совре­менного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.

Классификация социально-культурных технологий и ее логические основания.
Тема 4. Признаки технологий СКД

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии. Культуроориентированные технологии. Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические технологии. Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере.

Функциональный или процессуальный признак. Образовательные, обучающие, просветительные технологии. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лировани.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии. Специа­лизированные или групповые технологии. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности.

Технологии общественных связей в социокультурной среде.

Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере.

Традиционные и нетрадиционные технологии.
Тема 5. Средства СКД: особенности их применения в различных направлениях и сферах деятельности

Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологического модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.


Тема 6. Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания

Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении. Воспита­тельные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения.

Типичные недостатки использования технологического арсенала в социально-культурной сфере.

Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.


Раздел 3. Технологии социально-культурной деятельности

Тема 7. Классификация технологий социально-культурной
деятельности


Культуротворческие технологии. Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.

Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культур­ного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

Технологии творческого развития личности в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий.

Мозговая атака как способ развития творческого, об­разного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности дейст­вовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией



Рекреативные технологии. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Создание долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное уча­стие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Ис­пользование в оздоровительной работе методов биоэнерге­тики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры. Индивиду­альный, групповой, семейный туризм.

Образовательные технологии. Образование как вид социально-культурной деятель­ности. Источники и составные части образовательных тех­нологий: синтез достижений педагогической науки и прак­тического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и педагоги­ческих инноваций, опыта авторских школ; единство фило­софских, социальных, психологических факторов образова­тельного процесса.

Классификация образовательных технологий по це­лям, содержанию, средствам и методам, применяемым в со­циально-культурной деятельности.

Мастер-класс как обучающая общественная презента­ция в процессе социально-культурной деятельности.

Социально-защитные технологии. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образо­вания, досуга, спорта. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.

Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточ­ностью. Рекреосервисные игровые технологии для социаль­но-незащищенных категорий населения. Меценатство, попе­чительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.

Клубные спортивно-оздоровительные технологии. Иппотерапия. Фитотерапия и гарденотерапия. Лекотерапия и сказкотерапия - социокультурные технологии, на­правленные на реабилитацию детей с проблемами умствен­ного и физического развития. Реабилитационные возможно­сти театрального искусства. Библиотерапия. Музыкотерапия и танцевальная терапия. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия). Игровая дея­тельность, терапевтическое воздействие игры на детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Исследовательские технологии. Назначение исследовательских технологий на началь­ном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследо­ваний для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет социокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.

Два типа исследовательских технологий: формализо­ванные и неформализованные.

Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов значение социологических исследовании для развития теории и практики социаль­но-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и за­кономерностях досуга.

Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологиче­ского изучения общественного мнения. Роль и место анкетных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.



Проектные технологии. Назначение проектных технологий на организацион­ном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.

Исторические и методологические основания проект­ных технологий в социокультурной жизни России.

Разновидности социально-культурных проектов: про­екты формирования социально-культурной (развлекатель­ной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и не­государственных (общественных, коммерческих и др.) субъ­ектов социально-культурной деятельности.

Выстраивание политики протекционизма по отноше­нию к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и от­дельных граждан.

Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ.



Альтернативные (инновационные) технологии. Альтернативные (инновационные) технологии и их противостояние традиционным подходам какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, от­ношениями и позициями участников социально-культурной деятельности. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.

Понятие об инновационной деятельности в социально-культурной сфере. Сущность понятий «инновация» и «ново­введение». Инновации и инновационные технологии как ак­тивные элементы повышения эффективности социально-культурной деятельности.

«Проблемность ситуаций» как необходимая предпосылка для использования инновационных технологий. Конструктивные инициативы в сфере культуры, быта, досуга и роль инновационных технологий, способствующих их кристаллизации и самоорганизации различных групп населения.

Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

Сопутствующие факторы. Контроль за содействием. Обеспечение гласности. Изучение отечественного и зару­бежного опыта. Изучение спроса социокультурной среды на новацию, сбор заявок.

Коммуникационные технологии. Сходство и различия процессов коммуникации и ин­формирования (распространения информации) в практике социально-культурной деятельности.

Сущность механизма коммуникационных технологий. Структура коммуникационной модели.

Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности.

СД-технологии межличностного и межгруппового общения.

Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологии, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.

Информационно-рекламные технологии. Отличие информационно-рекламных технологий от коммуникационных. Обязательные составляющие механиз­ма информационно-рекламных технологий.

Современные технические средства, находящиеся в распоряжении социально-культурного учреждения — необходимая база для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других ви­дов информационной печатной продукции.

Виды информации, необходимые для банка данных сотрудников социокультурных учреждений и организаций: управленческая информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; стати­стические данные по профилю деятельности; базовая специ­альная и справочная литература; протоколы важных заседа­ний и встреч; подборка всей информации о своей организа­ции и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение и др..

Модель использования социально-культурных техно­логий в период проведения массовых избирательных кампа­ний на федеральном и региональном (местном) уровнях. Со­держание информационно-рекламного обеспечения избира­тельной кампании как необходимого элемента ее менедж­мента.



Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества. Этническая природа социально-культурных процес­сов. Этнография и страноведение как методологическая ос­нова сравнительного анализа технологий межнационального и международного сотрудничества в социально-культурной сфере.

Закон РФ о национально-культурной автономии (1996) как форме национально-культурного самоопределения в ви­де общественного объединения граждан Российской Феде­рации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытно­сти, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные и культурно-образова­тельные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организа­ций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.

Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Этнонаправленные технологии - инструмент межна­ционального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в коорди­нации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого уча­стия населения в социально-культурной деятельности, ут­верждение культурной самобытности каждого народа.

Взаимообен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере - перспективный фактор укреп­ления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент). Социально-культурная деятельность как объект управления. Сущность, особенности и содержание менеджмента в социально-культурной сфере. Исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента в современной социо-культурной деятельности.

Сущность и содержание управленческих технологии направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности. Их определение как совокупности способов и приемов организации ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельно­сти. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктив­ной информации. Технологии информационного обеспече­ния.

Мониторинг социально-культурных процессов. Необ­ходимость и сущность комплекса наблюдений и исследова­ний социально-культурных процессов. Современные техно­логии проведения мониторинга социокультурной сферы: ви­ды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ.

Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д.

Основы технологии менеджмента социально-культурной сфере, разработка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реализации управленческого решения. Проведение маркетинговых исследований и технология рек­ламы в социально-культурной сфере.


5.3. Тематическое планирование



Разделы

Лекции

Практические занятия

1

Общетеоретические основы научной методики
социокультурной деятельности


Методология и методика социокультурной деятельности.
Предмет, цели и задачи курса

-

2

Эволюция и развитие методической базы СКД

-

1.Эволюция и развитие методической базы СКД на основе различных её парадигм и концепций

2.Современные проблемы и технологические концепции СКД

3.Методы СКД: классификация и социально-педагогическая характеристика

4. Признаки технологий СКД



5.Формы социально-культурной деятельности, их технологические основания

3

Технологии социально-культурной деятельности

-

6.Классификация технологий социально-культурной
деятельности


5.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Структура и функции социокультурных техно­логий

устные (дискуссия)

Современные технологические концепции СКД

устные (дискуссия)

Современные особенности методов СКД в социальной работе

устные (дискуссия)

Особенности признаков технологий СКД в социальной работе

устные (дискуссия)

Формы реализации СКД в социальной работе за рубежом

Устные (доклад)

Применение технологии PR в социальной сфере

Устные (доклад)



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература


  1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. П. Д. Павленка. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 377, [1] с.

  2. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 272 с.


6.2. Дополнительная литература

  1. Маркова А.Н. Культурология [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Маркова. - Москва : Проспект, 2013. - 376 с.

  2. Бернштам, Т.А. Народная культура Поморья [Текст] : [сборник] / Т. А. Бернштам ; авт. предисл. В. А. Лапин ; ред. коллегия С. М. Миронов [и др.]. - Москва : [б. и.], 2008. - 427, [1] с.

  3. Культура и искусство. Поиски и открытия [Электронный ресурс]: сборник научных статей/ А.В. Ромашин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 311 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22009.

  4. Музееведение и историко-культурное наследие. Выпуск IV [Электронный ресурс]: сборник статей/ А.М. Кулемзин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22033.

  5. Актуальные проблемы социокультурных исследований. Выпуск 8. Часть 2 [Электронный ресурс]: межрегиональный сборник научных статей/ К.М. Аккерт [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 285 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21945.



6.3. Электронные образовательные ресурсы
ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

ЭБС Iprbooks http://www.iprbookshop.ru/






Адрес-ссылка

Обозначение ресурса

Аннотация

1.

http//www.edu.ru

«Российское образование»

Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий.

2.

http://uisrussia.msu.ru

«Университетская информационная система РОССИЯ»

База электронных ресурсов для учебных программ и исследовательских проектов в области социально-гуманитарных наук. Формируется из электронных версий первоисточников по соглашениям с владельцами ресурсов. Доступ к ресурсам УИС РОССИЯ открыт всем классическим университетам и вузам РФ для использования в учебных и исследовательских целях.

3.

http://www.unhchr.ch/html/menu2/2/chr.ht...

«Официальный сайт Комиссии по правам человека ООН»

На сайте Комиссии по правам человека ООН можно найти тексты законов, советы по защите своих прав, информацию об общественных кампаниях, книги и статьи, контакты правозащитных организаций. Членами Комиссии являются 53 государства (их список также размещен на сайте). В марте-апреле каждого года в течении шести недель проходит регулярная сессия в Женеве.

4.

http://sociolib.info/

«Sociolib.Info»

Поисковая система по социологическим ресурсам Интернет. Кроме этого, на сайте размещен словарь социологических терминов.

5.

http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home.html

«Официальный сайт ЮНЕСКО / Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры»

Сайт посвящен деятельности одному из самых известных органов Организации Объединенных Наций - ЮНЕСКО. ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – создана 16 ноября 1945 года. Задачи этой специализированной структуры ООН не ограничиваются строительством школ в разоренных войной странах и публикацией научных открытий.

6.

http://www.desc.ru/

«Сайт Центра дополнительного образования "Дистантное обучение"»

На сайте организации можно получить информацию о новостях в работе Цента и системе его устройства. Особое внимание уделено преподаваемым дисциплинам, таким как: экономика, математика, информатика, история искусства. Имеется возможность ознакомиться с преподавательским составом Центра; на ресурсе опубликованы биографические сведения сотрудников. Для абитуриентов размещена информация о поступлении, обновляются списки поступивших.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • ноутбук, проектор, телевизор, видеомагнитофон;

  • слайды, таблицы, раздаточный материал.


8. Содержание текущего и итогового контроля

8.1. Текущий контроль

См. материалы текущего и итогового контроля



8.2. Итоговый контроль

Перечень вопросов для зачета:



  1. Альтернативные (инновационные) технологии

  2. Взаимосвязь предмета с общенаучными и специаль­ными дисциплинами

  3. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

  4. Исторические и методологические основания проект­ных технологий в социокультурной жизни России.

  5. Классификация социально-культурных технологий и ее логические основания.

  6. Клубные спортивно-оздоровительные технологии.

  7. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточ­ностью.

  8. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения.

  9. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.

  10. Модель использования социально-культурных техно­логий в период проведения массовых избирательных кампа­ний на федеральном и региональном (местном) уровнях.

  11. Назначение исследовательских технологий на началь­ном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами.

  12. Образование как вид социально-культурной деятель­ности.

  13. Образовательные, обучающие, просветительные технологии.

  14. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии.

  15. Творчески развивающие, формирующие технологии.

  16. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии.

  17. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

  18. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лировани.

  19. Оздоровительные технологии.

  20. Культуроориентированные технологии.

  21. Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых.

  22. Экологические технологии.

  23. Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере.

  24. Основные направления социально-культурного взаи­мообмена и сотрудничества между странами на уровне госу­дарственных и общественных институтов

  25. Основные понятия содержания социально-культурной деятельности, множественности ее субъектов.

  26. Основные функции научного знания о социально-культурной деятельности.

  27. Прикладная культурология как совокупность концепций, методов и познавательных процедур, ориентированных на практическое использование результатов базовых культурологических исследований.

  28. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.

  29. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельно­сти.

  30. Социально-демографический, «субкультурный» признак.

  31. Индивидуально ориентированные технологии.

  32. Специа­лизированные или групповые технологии.

  33. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности.

  34. Социально-культурная деятельность как объект управления.

  35. Сущность, особенности и содержание менеджмента в социально-культурной сфере.

  36. Спектр современных технологий как следст­вие смены социокультурной парадигмы

  37. Сущность и содержание управленческих технологии направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности.

  38. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.

  39. Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.

  40. Сущность механизма коммуникационных технологий.

  41. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

  42. Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания.

  43. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образо­вания, досуга, спорта.

  44. Технологии общественных связей в социокультурной среде.

  45. Формы социально-культурной деятельности.

Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.