Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления




страница1/4
Дата06.07.2017
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №50»


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МОУ «Гимназия №50»

Протокол № _1_ от 28.08.2011 г. ____________ Р.Х. Тангалычев

Приказ № _85_ от 27.08.2011 г.


Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Образ и мысль»

(6,5-11 лет)

Срок реализации 4 года
Автор:

С.К.Тивикова,

зав. кафедрой начального

образования ГОУ ДПО НИРО;

И.И.Бондарева,

доцент кафедры начального

образования ГОУ ДПО НИРО

Нижний Новгород

2011

Пояснительная записка

Современная система начального образования направлена на развитие ребенка не только как личности мыслящей и чувствующей, но и умеющей эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Решению этих задач во многом способствует курс «Образ и мысль». Содержание и технология программы «Образ и мысль» несут в себе огромный педагогический потенциал для развития творчества учащихся, их коммуникативных умений, воспитания толерантного мировоззрения. Именно в начальной школе важно научить ребенка принимать другого как значительного и ценного, соотносить собственное мнение с взглядами партнеров по общению, выстраивать субъект-субъективные отношения.

Курс «Образ и мысль» ориентирован на знакомство обучающихся начальной школы с произведениями мирового искусства, в процессе обсуждения которых дети учатся устанавливать взаимосвязи между чувственными и рациональными формами познания мира, постигать смысл художественных образов.

Курс «Образ и мысль», используя произведения искусства, призван содействовать развитию способности детей к глубокому личностному восприятию художественных произведений; развитию потребности всматриваться и вдумываться, осознавать и интерпретировать информацию, представленную в визуальных образах.

Таким образом, предметом курса «Образ и мысль» является развивающаяся в процессе общения с произведениями искусства личность ребенка. В качестве основных принципов создания среды, побуждающей ребенка к саморазвитию, следует назвать отсутствие искусствоведческой информации, опору на собственный опыт воспринимающего визуальный объект, обеспечение креативной атмосферы. Специфической чертой данной технологии можно считать многозначность интерпретации визуально воспринимаемых форм и процессуальность (программа не предполагает конечной суммы знаний).

Курс организует развитие личности ребенка по следующему направлению: общекультурное. Продолжительность курса «Образ и мысль» - 4 года. Изучение курса начинается в 1 классе. На проведение занятий по курсу отводится 1 час в неделю, то есть 32 часа в год. Курс предполагает 3 этапа предъявления зрительного ряда:

1 этап – 1 класс.

2 этап - 2 класс.



3 этап – 3 и 4 классы.

Цель курса «Образ и мысль»: создание условий для эмоционально-ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведений изобразительного искусства в рамках фасилитированной дискуссии.

Задачи 1 этапа:

  • развитие визуального мышления, понимаемого в данном контексте как способность видеть и понимать смысловую ткань зрительного образа;

  • создание условий для развития спонтанной и подготовленной речи, для развития способности к вербализации художественных образов;

  • развитие навыков учебного сотрудничества;

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, коррекция и профилактика личностной тревожности.

Задачи 2 этапа:

  • развитие визуального мышления, понимаемого в данном контексте как способность видеть и понимать смысловую ткань зрительного образа;

  • создание условий для развития спонтанной и подготовленной речи, для развития способности к вербализации художественных образов;

  • развитие коммуникативных универсальных учебных действий, навыков учебного сотрудничества,;

  • развитие креативности как способности к гибкому, конструктивному мышлению и поведению;

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, коррекция и профилактика личностной тревожности.

Задачи 3 этапа:

  • развитие визуального мышления, понимаемого в данном контексте как способность видеть и понимать смысловую ткань зрительного образа;

  • создание условий для развития спонтанной и подготовленной речи, для развития способности к вербализации художественных образов;

  • развитие коммуникативных универсальных учебных действий, навыков учебного сотрудничества, умений ведения дискуссии;

  • развитие креативности как способности к гибкому, конструктивному мышлению и поведению;

  • развитие «Я-концепции» младшего школьника, его самооценки;

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, коррекция и профилактика личностной тревожности.

Занятия по курсу «Образ и мысль» носят практический характер и основываются на организации активной коммуникативной деятельности детей в процессе восприятия ими произведений изобразительного искусства. К основным формам реализации курса можно отнести учебное сотрудничество, тренинговый режим работы, наличие необходимой технической поддержки. Акцент в курсе сделан на создании гуманистического пространства для развития личности ребенка посредством особого метода организации обученияметода фасилитированной дискуссии, позволяющей осуществлять внеситуативно-личностное общение, обеспечивающее новый уровень взаимодействия между учителем, учащимся и произведением искусства. Фасилитированная дискуссия – это особым образом организованное обсуждение какой-нибудь проблемы, темы, в том числе картины, предполагающее у участников общения наличие различных точек зрения, которые в ходе дискуссии принимаются как равноценные. Основные инструменты ведения дискуссии парафраз и линкинг. Парафраз представляет собой в самом общем смысле переложение речевого высказывания ребенка, скорректированное и уточненное повторение его мысли по поводу картины.
Функции парафраза:

  • конкретизирует и уточняет мысль ребенка, не искажая ее;

  • демонстрирует принятие любого мнения;

  • направляет дискуссию, уводя ее участников от «зацикливания» на отдельных деталях

  • обобщает несколько точек зрения при интерпретации одного и того же зрительного образа (обобщающий парафраз – «линкинг»)

  • способствует вербализации художественного образа;

  • задает определенный ритм восприятия.

Фасилитированная дискуссия вырабатывает такие важные умения, как:

  • слушать (то есть направлять свое внимание и волю на предмет дискуссии);

  • слышать (то есть стараться понять то, о чем говорится, соотнести принимаемые доводы с тем, что утверждается);

  • принимать чужое мнение (то есть опираться на то положительное, что в нем содержится, и развивать его, обогащая своими мыслями).

Для того, чтобы осуществить фасилитированную дискуссию на занятиях курса «Образ и мысль» необходимы:

  • группа участников, обладающих равным уровнем компетенции в данной области;

  • ведущий (учитель), который создает благоприятную для обмена мнениями обстановку, настрой на активную работу;

  • стимул (произведение живописи);

  • стратегия ведения обсуждения;

  • особый результат (радость от общения, от активной работы и порождения визуальных образов).

В качестве основной формы организации образовательного пространства выбрано групповое занятие.
Содержание курса «Образ и мысль»
Под содержанием курса понимается информационное пространство, предъявляемое ребенку, которое должно быть разнообразным, семантически наполненным, доступным, эмоционально привлекательным.

Такое информационное пространство предполагает многозначность интерпретаций специальным образом подобранных произведений, заложенную в самой природе искусства.

Программа организована так, что дети получают необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений. Отбор произведений живописи осуществляется в соответствии с целями и задачами курса, а также основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов на материале произведений живописи и должны соответствовать следующим принципам:


  • доступности (доступным на том или ином этапе считается произведение, в котором дети могут понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);

  • содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и/или изображение на ней легко определяемых эмоций);

  • охвата широкого спектра жизненных явлений;

  • последовательности (учитываются возрастные особенности учащихся);

  • сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно- выразительных средств).


Этапы предъявления зрительного ряда:
На первом этапе (1 класс) зрительный ряд строится на основе предъявления сюжетных картин, содержание которых доступно пониманию младшего школьника и отличается зрительной детализацией.

На втором этапе (2 класс) постепенно, по мере развития визуальной культуры учащихся, зрительный ряд расширяется за счет введения новых жанров (пейзажи, портреты и др.) По содержательной и художественно-образной сущности в этот период выделяются психологические портреты: портреты–характеры, портреты-биографии. Пейзажи, отобранные для данного этапа, изображают природу в разное время года, время дня, при разном ее состоянии.

На третьем этапе (3-4 класс) Большое внимание уделяется сопоставлению однотемных или близких по сюжету картин разных народов и стран. Расширяется круг исторических картин. Особое место отводится бытовому жанру, посредством которого художник наиболее полно выражает свое отношение к миру. Кроме того, зрительный ряд дополняется произведениями, которые характеризуются абстрактным сюжетом и предполагают многозначность интерпретаций.

В основе содержания курса лежит зрительный ряд, представленный произведениями живописи и определенная система вопросов, выстраиваемая особым образом. Вопросы фасилитированной дискуссии:



  • Что вы видите на этой картине?

  • Что вы видите здесь такого, что позволяет вам это сказать?

  • Что происходит на этой картине, где и когда?

  • Кто этот человек?

  • О чем он (они) мог (могли) говорить и думать?

  • Какое настроение вызывает у вас это картина?

  • С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

  • Что бы вы рассказали об этой картине человеку, который ее никогда не видел?

  • Что объединяет эти картины?

На каждом занятии в процессе обсуждения того или иного произведения по мере необходимости детям задается для получения аргументации вопрос: «Что вам позволяет так сказать?»

Ожидаемые результаты освоения 1 этапа:

- воспринимать на слух вопросы учителя и его парафраз, высказывания других учащихся; -сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужие высказывания по поводу произведения изобразительного искусства;



  • описывать особенности внешнего вида и характер героев, определять место и время действия;

  • выстраивать возможные версии, высказывать предположения о том, что могут говорить (делать) герои; находить в картине детали, подтверждающие высказанную точку зрения;

  • сравнивать произведения изобразительного искусства на основе сходства их темы, идеи, жанра, общности ситуаций, эмоциональной окраски, героев, особенностей изобразительно-выразительных средств;

  • владеть первоначальными навыками диалогового взаимодействия, понимать высказывания и вопросы собеседников, реагировать на них в соответствии с правилами речевого общения;

  • уметь строить умозаключения на основе содержательно – образного обобщения воспринятых образов.

Ожидаемые результаты освоения 2 этапа:

  • воспринимать на слух вопросы учителя и его парафраз, высказывания других учащихся;

  • выделять в картине микротемы;

-сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужие высказывания по поводу произведения изобразительного искусства;

  • объяснять выбор автором названия картины, предлагать собственные заголовки в соответствии с темой или основной мыслью ее;

  • описывать особенности внешнего вида и характер героев, определять место и время действия;

  • выстраивать возможные версии, высказывать предположения о том, что могут говорить (делать) герои; находить в картине детали, подтверждающие высказанную точку зрения;

  • сравнивать произведения изобразительного искусства на основе сходства их темы, идеи, жанра, общности ситуаций, эмоциональной окраски, героев, особенностей изобразительно-выразительных средств;

  • владеть первоначальными навыками диалогового взаимодействия, понимать высказывания и вопросы собеседников, реагировать на них в соответствии с правилами речевого общения;

  • определять и самостоятельно формулировать тему произведения изобразительного искусства через смысловое восприятие визуальных образов;

  • уметь строить умозаключения на основе содержательно – образного обобщения воспринятых образов;

  • осуществлять парафраз собственных высказываний и высказываний одноклассников, наиболее точно и выразительно формулируя мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Ожидаемые результаты освоения 3 этапа:

  • воспринимать на слух вопросы учителя и его парафраз, высказывания других учащихся;

  • выделять в картине микротемы;

-сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужие высказывания по поводу произведения изобразительного искусства;

  • объяснять выбор автором названия картины, предлагать собственные заголовки в соответствии с темой или основной мыслью ее;

  • описывать особенности внешнего вида и характер героев, определять место и время действия;

  • выстраивать возможные версии, высказывать предположения о том, что могут говорить (делать) герои; находить в картине детали, подтверждающие высказанную точку зрения;

  • сравнивать произведения изобразительного искусства на основе сходства их темы, идеи, жанра, общности ситуаций, эмоциональной окраски, героев, особенностей изобразительно-выразительных средств;

  • владеть первоначальными навыками диалогового взаимодействия, понимать высказывания и вопросы собеседников, реагировать на них в соответствии с правилами речевого общения;

  • определять и самостоятельно формулировать тему произведения изобразительного искусства через смысловое восприятие визуальных образов;

  • уметь строить умозаключения на основе содержательно – образного обобщения воспринятых образов;

  • выделять изобразительные средства произведений искусств;

  • осуществлять парафраз собственных высказываний и высказываний одноклассников, наиболее точно и выразительно формулируя мысль, оценивать свои эмоциональные реакции;

  • понимать общее содержание произведения изобразительного искусства, его тему, основную мысль, жанр, различать основной и второстепенный план;

  • выделять особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения, определять позицию автора.

Для успешной реализации программы в школе созданы необходимые условия:

    1. Кабинет для теоретических занятий.

    2. Наличие технических средств:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • репродукции картин.



Тематический план курса «Образ и мысль» (1 этап – 1 класс)


п/п

Название темы




Кол-во часов






















Всего




Практика

1

Васнецов В.М. «Аленушка», 1881 г.

1




1

2

Маковский В.Е. «Свидание», 1883 г.

1




1

3

Левитан И.И. «После дождя. Плес», 1889 г.

1




1

4

Суриков В.И. «Меншиков в Березове», 1883 г.

1




1

5

Кандинский В.В. «Дамы в кринолинах», 1909 г.

1




1

6

Поленов В.Д. «Бабушкин сад», 1878 г.

1




1

7

Серов В.А. «Портрет Е.С.Морозовой». 1908 г.

1




1

8

Просмотр и обсуждение наиболее

1




1




понравившихся детям слайдов.










9

Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо

1




1




турецкому султану». 1878-1891 гг.










10

Саврасов А.К. «Грачи прилетели», 1871 г.

1




1

11

Коровин К.А. «Парижское кафе», 1890 г.

1




1

12

Григорьев Б.Д. «Старуха молочница», 1917 г.

1




1

13

Кузнецов П.В. «Цветущий сад в Бахчисарае»,

1




1




1907 г.










14

Просмотр и обсуждение наиболее

1




1




понравившихся детям слайдов.










15

Юон К.Ф. «Н.Новгород. Закат».

1




1

16

Перов В.Г. «Чаепитие в Мытищах, близ

1




1




Москвы», 1862 г.










17

Суриков В.И. «Голова Боярыни Морозовой»,

1




1




















































































































































































































































































































эскиз, 1886 г.







18

Шишкин И.И. «Рожь», 1878г.

1

1

19

Айвазовский И.К. «Морской берег», 1840 г.

1

1

20

Борисов- Мусатов В. Э. «Венки васильков»,

1

1




1905 г.







21

Скотти М.И. «Минин и Пожарский».

1

1

22

Куинджи П.О. «Березовая роща». 1879 г.

1

1

23

Просмотр и обсуждение наиболее

1

1




понравившихся детям слайдов.







24

Брюллов К.П. «Гадающая Светлана».

1

1

25

Кузнецов П.В. «Чистка ковра».

1

1

26

Репин И.Е. «Крестный ход в Курской

1

1




губернии», 1880-1883 гг.







27

Боголюбов А.П. «Нижегородская ярмарка.

1

1




Колокола».







28

Серов В.А. «Петр Первый». 1907 г.

1

1

29

Серов В.А. «Волы», 1885 г.

1

1

30

Серов В.А. «Девушка, освещенная солнцем.

1

1




Портрет Н.Я.Симонович», 1888 г.







31

Серов В.А. «Дом Юдифи в Ветилуе», 1907 г.

1

1

32

Просмотр и обсуждение наиболее

1

1




понравившихся детям слайдов.







33

Просмотр и обсуждение наиболее

1

1




понравившихся детям слайдов.










Итого:

33

33
  1   2   3   4

  • Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Образ и мысль» (6,5-11 лет)
  • Содержание курса «Образ и мысль»
  • Этапы предъявления зрительного ряда
  • Ожидаемые результаты освоения 1 этапа
  • Ожидаемые результаты освоения 2 этапа
  • Ожидаемые результаты освоения 3 этапа
  • Для успешной реализации программы в школе созданы необходимые условия
  • Тематический план курса «Образ и мысль» (1 этап – 1 класс)