Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории




страница1/8
Дата29.06.2017
Размер1.16 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» ____________Хусаинова А.Р. ФИО «_______»_______________2014г. «Утверждено» Руководитель «МБОУ Рыбно-Слободская гимназия №1» ________________Сатдинов Д.А. ФИО «_______»_____________2014г. «Рассмотрено» Руководитель ШМО русского языка и литературы ___________Крюкова Л.Ю. Протокол №1от « «_________________2014г. Рабочая программа У Рабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Крюковой Ларисы Юрьевны по русскому языку для 10 А класса. Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол №____________от «_____»_______________2014г. 2014-2015 год Пояснительная записка Русский язык 10 класс (базовый уровень) Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира. Заключительный этап изучения русского языка на базовом уровне в школе направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Важнейшей задачей курса является также совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности. Целями изучения русского языка в средней (полной) школе являются: - расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; - расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке о языке, как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма; - совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа; - приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях; - существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - приобретение опыта исследовательской деятельности, проведение лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по бранному профилю; - развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости о определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственной речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметнои и предметном. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию з различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов в 10 классе (2 часа в неделю). В I полугодии (16 учебных недель) — 32 часов. Во II полугодии (19 учебных недель) — 38 часа. Из них 12 часов на контрольные работы, 21 час на развитие речи. Рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к учебнику по русскому языку для общеобразовательных учреждений В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. Данный учебник носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нем уделяется формулированию и развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся. Материалы, обеспечивающие формулирование и развитие культуроведческой компетенции, не объединены в особый раздел, а включены в задания, представленные в различных композиционных частях учебника (см., например, задания, выделенные подзаголовком «Из истории (биографии) слов и фразеологизмов»). В особый раздел также не выделены сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10 класса. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нем содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: - коммуникативные — владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуация общения; - интеллектуальные — сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация; - информационные — умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом; - организационные — умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются: - понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа; - воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка; - расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях; - способность к продуцированию текстов разных жанров; - стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы профильного уровня по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: чтение и аудирование: умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой; способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию; адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения; говорение и письмо: умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения; умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т.д.); владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки; умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем; 2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении. Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются: - расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества; - углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны); - закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма; -овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил; - овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств; - умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста); - осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста. Учебно-тематический план № пп Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на уроки развитие речи контрольные работы 1. Общие сведения о языке 1 1 2. Стили и типы речи 4 3 1 3. Понятие о норме литературного языка 2 2 4. Лексика и фразеология 13 12 1 5. Орфоэпия 2 2 6. Морфемика. Словообразование. Орфография 15 14 1 7. Морфология и орфография 33 27 2 4 Итого 70 58 5 7 Содержание рабочей программы № пп Название темы Необходимое количество часов для ее изучения Основные изучаемые вопросы темы 1. Русский язык в современном мире 1 Основные формы существования русского национального языка 2. Стили и типы речи 4 Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. Стиль художественной литературы. Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки. 3. Понятие о норме литературного языка 2 Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы. 4. Лексика и фразеология 14 Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия. Тропы как выразительные средства языка. Основные виды троп (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола). Омонимы и их употребление в речи. Особенности употребления синонимов и антонимов. Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика. Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их роль в формировании русского литературного языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Типичные лексические ошибки и способы их преодоления. Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии. Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие, многосоюзие). Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. 5. Орфоэпия 2 Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. 6. Морфемика. Словообразование. Орфография 16 Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический). Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов. Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы. Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц. Виды орфограмм согласных в корне. Двойные согласные. Правописание приставок. Сочетание согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов. 7. Морфология и орфография Предмет орфографии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имен существительных. Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное. Правописание и употребление числительных. Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Глагол. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Особенности употребления глаголов в речи. Причастие. Правописание суффиксов причастий. Страдательные и действительные причастия. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Деепричастие. Значение и употребление деепричастий. Наречие, его основные разряды. Правописание наречий. Правописание Н и НН в словах разных частей речи. Предлоги. Особенности употребления некоторых предлогов. Правописание предлогов. Союзы, их основные группы. Правописание союзов. Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание НЕ со словами разных частей речи. Правописание частицы НИ.
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Рабочая программа У Рабочая программа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Крюковой Ларисы Юрьевны
  • Пояснительная записка Русский язык 10 класс (базовый уровень)
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
  • Коммуникативная компетенция
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
  • Культуроведческая компетенция
  • МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
  • Метапредметными результатами
  • Предметными результатами
  • Учебно-тематический план
  • В том числе на уроки развитие речи контрольные работы
  • Итого 70 58 5 7
  • Название темы Необходимое количество часов для ее изучения Основные изучаемые вопросы темы