Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины слушание музыки




Скачать 244.65 Kb.
Дата08.07.2017
Размер244.65 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Камско-Устьинская детская музыкальная школа»

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

протокол от _______2013 г № ___


«УТВЕРЖДЕНО»

Директором МБОУ ДОД

«Камско-Устьинская детская музыкальная школа»

______________ З.М.Мухамадеева

«_____»____ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

(1 час в неделю/34 часа в год)

для учащихся 1-3 классов ДМШ


возраст детей 7 – 11 лет

срок реализации программы 3 года

СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель по классу баяна

Ю.А. Шишканова
___________ (подпись) «_____» ___________ 2013 года

п.г.т. Камское-Устье

2013 год

Пояснительная записка

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.

Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Органичное сочетание слушания музыки и ритмики отразилось в драматургически цельных уроках-сценариях. Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.

Данная программа составлена на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г.Кругликовой и Н.А.Царевой. Многие идеи автора программы созвучны с методикой Л.Ю.Акимовой и О.А.Владимировой.

Программа трехлетнего курса обучения рассчитана на 34 часа в год, что соответствует образовательным стандартам по преподаванию предмета «Слушание музыки» в ДМШ. Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-3 класса всех специальностей.

Форма контроля знаний учащихся – устные и письменные викторины и контрольные уроки, музыкальные угадайки, которые проводятся в конце каждой четверти.

Методические рекомендации.

Основа методики состоит в том, чтобы процесс слушания музыки вызывал желание у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка, добиться от него ярких эстетических переживаний. А это, в свою очередь, способствует превращению музыкальных впечатлений в личный опыт.

Для педагога очень важно найти живую форму общения с детьми. Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания, они приобретают разный облик: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование. В большом объеме необходимо пользоваться игровыми приемами, наглядными пособиями.

Домашние задания должны быть нетрудными, увлекательными и разнообразными. Выполнение некоторых работ предполагает участие и помощь родителей.



Главные цели:

• приобщить детей к шедеврам мировой классики.

• формировать эмоциональную отзывчивость.

• освоить круг теоретических понятий.

• создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству.

Примерный календарно-тематический план

I год обучения

№ темы

Название темы

Количество часов




I четверть




1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

2

2.

Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад

4

3.

Метроритм, пульсация в музыке

3




II четверть




4.

Мелодический рисунок, его выразительные свойства

3

5.

Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения:

а) пьесы – портреты;

б) пьесы – пейзажи;

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:

в) пьесы – настроения;

г) пьесы – игровые сценки



4




III четверть




6.

Музыкальная интонация

3

7.

Голоса музыкальных инструментов:

а) скрипка и виолончель;

б) флейта и фагот;

в) гобой и кларнет;

г) валторна и труба;

д) литавра и барабан;



е) фортепиано и клавесин

6

8.

Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

1




IV четверть




9.

Сказочные сюжеты в музыке

2

10.

Развитие образа во времени в сказочном музыкальном спектакле

2

11.

Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

3




Контрольный урок

1




ИТОГО

34 часа

II год обучения

№ темы

Название темы

Количество часов




I четверть




1.

Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва.

2

2.

Зима. Обряды и песни. Масленица.

2

3.

Весна. Народные обряды и песни. Веснянки.

2

4.

Лето. Летние праздники, обряды и песни.

2




Контрольный урок

1




II четверть




5.

Детский фольклор

1

6.

Народные музыкальные инструменты

1

7.

Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган

2

8.

Инструменты духового и эстрадного оркестра

2




Контрольный урок

1




III четверть




9.

Содержание музыкальных произведений. Программная музыка:

а) музыкальные игрушки;

б) музыкальный зоопарк;

в) в пещере горного короля;

г) в садах феи Сирени;

д) сверкающие спутники зимы



5

10.

Музыкальный инструмент – человеческий голос

2

11.

Виды ансамблей и хоров

2




Контрольный урок

1




IV четверть




12.

Элементарные формы и жанры:

а) Песня. Куплетная форма;

б) Марш. Трехчастная форма;

в) Танец: полька, вальс, менуэт



4

13.

Жанры песни, марша, танца в характеристике образа:

а) А.Рыбников «Волк и семеро козлят»;

б) А.Половинкин «Золотой ключик»


3




Контрольный урок

1




ИТОГО

34 часа

III год обучения

№ темы

Название темы

Количество часов




I четверть




1.

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

4

2.

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма.

4




Контрольный урок

1




II четверть




3.

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

4

4.

Содружество муз.

а) музыка и слово;

б) музыка и живопись.


2




Контрольный урок

1




III четверть




5.

Программная музыка:

а) А.Лядов «Кикимора»;

б) А.Лядов «Волшебное озеро»;

в) М.Равель «Волшебный сад»;

г) М.Чюрленис «В лесу»;

д) К.Дебюсси «Лунный свет»;

е) М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;

ж) С.Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка».



7

6.

Комические образы в музыке: игровая логика, приемы развития

2




Контрольный урок

1




IV четверть




7.

Симфонический оркестр

3

8.

«Музыка – душа танца»:

П.Чайковский «Лебединое озеро»

С.Прокофьев «Золушка»

И.Стравинский «Петрушка»



4




Контрольный урок

1




ИТОГО

34 часа


Программа курса

I года обучения

Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? (2 часа)

Основная форма занятий начального периода обучения – беседа. От педагога требуется умение вызвать у детей интерес к общению.

В начале изучения данной темы проводится беседа, в ходе которой учащиеся узнают:

а) что такое музыка?

б) когда она появилась?

в) для чего музыка нужна людям?

Мифы разных народов о возникновении музыки. О силе музыкального искусства (Орфей, Садко).

Музыкальный материал:

«Простая песенка» (сл.М.Ивенсена, муз.А.Александрова), «Музыка» (сл.Л.Дымовой, муз.Е.Тиличеевой).



Домашнее задание: история в картинках на тему: а) «Я и музыка»

б) «Мир, где нет музыки».


Тема 2. Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад (4 часа)

На первых уроках необходимо анализировать пьесы с одним главным определяющим элементом музыкальной речи. Важно не только констатировать элементы музыкального языка, но и выявлять их роль в создании музыкального образа.

Умение различать свойства звука – основа развития музыкальных способностей. Разделить все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Необходимо использовать живописные иллюстрации и стихотворения ( например, «Разные звуки» Е.Королевой). Возможно проведение игры «Звучащие картинки», в ходе которой небольшая группа детей, избегая использования слов, озвучивает сюжет предложенной иллюстрации. Задача «зрителей» - восстановить ход изображаемых событий в форме рассказа.

Динамические оттенки – музыкальные краски, один из важных секретов превращения звука. Для того чтобы развить у детей умение различать разные по силе звуки, рекомендуется выполнять специальные, развивающие эту способность игры.

«Читаем сказку»

Читать сказку (например, «Про кота Василия») с динамическими оттенками, меняя силу голоса. Заменить произношение слов «тихо», «громко», «чуть потише» и т.д. на цветное изображение («громко» - красный, «тихо» - «розовый). Вместо русских слов произносить итальянские «пиано», «форте», меняя при этом силу голоса.



«Цветное эхо». Необходимо превратить звуковое эхо в краски с помощью набора оттенков одного цвета.

«Ветерок и волны». (Лендлер. Л.Бетховен). Дети свободно располагаются по классу. Руками и телом они изображают движение волн: небольших – на piano и больших – на forte. Движения импровизированные.

Выразительные возможности регистра. Прочитать сказку Р.Кончаловской «Девочка Нина». Умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров закрепляется в процессе игры «Подумай и отгадай». Ход игры: детям раздаются карточки с изображением животных (медведь, заяц, птичка). Необходимо определить, кому принадлежит мелодия.

Выразительные возможности лада рекомендуется изучать на основе сказки «О братьях Мажоре и Миноре»

Музыкальный материал: М.Старокадомский «Зайчик», В.Ребиков «Медведь», М.Красев «Воробышки», Р.Ромм «Птичка», Г.Левкодимов «Тихая и громкая музыка», Э.Григ «Шествие гномов», С.Майкапар «Мотылёк», Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», Л.Бетховен «Лендлер», П.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», В.Кикта (сл. С.Серовой) «Улитка».

Домашнее задание: нарисовать предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; подобрать загадки; изображать на инструменте звон колоколов различной величины; придумать и озвучить диалог Дюймовочки и Великана (Медведя и Воробья).
Тема 3. Метроритм, пульсация в музыке (3 часа)

Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и ходом часов. Сильные и слабые доли в доли такта. Метрическое своеобразие музыки и чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага». Перед прослушиванием музыкальных примеров рекомендуется представлять ритмическую и пластическую модель пьесы.

К.Сен-Санс «Карнавал животных»:

«Кенгуру» - прерывистый ритм

«Антилопы» - короткие длительности

«Слон» - равномерный ритм

Научиться различать длинные и короткие звуки, а также, познакомиться с разнообразными ритмическими рисунками (узорами), поможет сказка «Дружная семья» Е.Королёвой, в которой рассказывается, как дружно жили в семье разные длительности.

Рекомендуется использовать музыкальные игры с мячом. Возможна инсценировка стихотворения С.Маршака «Мяч».



Музыкальный материал: К.Сен-Санс «Карнавал животных», С.Прокофьев «Золушка», полночь; А.Филиппенко «Скакалка», Л.Шитте «Этюд», соч.106, №6; М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Прогулка).

Домашнее задание: изобразить в звуках шаги героев сказки «Теремок».
Тема 4. Мелодический рисунок, его выразительные свойства (3 часа)

Основное внимание акцентируется на осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. Дается понятие вокальной, кантиленой, инструментальной мелодии. Различные типы мелодического рисунка. Песенно-речитативные мелодии, инструментальный речитатив.



Музыкальный материал: Ф.Шопен «Ноктюрн», Es-dur, Ф.Шуберт «Ave, Maria», В.Шаинский «Улыбка», В.А.Моцарт «Симфония g-moll», гл.п.; П.Чайковский «Похороны куклы», Речитатив Руслана из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», В.А.Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром №23, IIч.

Домашнее задание: найти свои примеры на разные типы мелодического рисунка.
Тема 5. Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения (5 часов)

Пьесы – портреты:

Д.Кабалевский. «Плакса»,»Злюка», «Резвушка»

Д.Шостакович «Детская тетрадь» (Заводная кукла)

П.Чайковский «Детский альбом» (Болезнь куклы)



Пьесы – пейзажи:

Г.Свиридов «Метель» (Весна и осень)

А.Вивальди «Весна»

С.Прокофьев «Детская музыка» (Утро.Вечер)

Э.Григ «Утро»

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:



Пьесы – настроения:

А.Гречанинов «В разлуке», «Недовольство», «Жалоба», «Мой первый бал»

Г.Свиридов «Грустная песенка»

К.Дебюсси «Кэк-уок»



Пьесы – игровые сценки:

Э.Григ «Шествие гномов» - С.Прокофьев «Игра в лошадки»

Р.Шуман «Верхом на палочке» - П.Чайковский «Игра в лошадки»

Домашнее задание: сделать рисунок к любому произведению.
Тема 6. Музыкальная интонация (3 часа)

Типы интонаций. Интонация вздоха (ламенто). Колыбельные. Роль тембра, регистра, динамики и других компонентов музыкального языка в создании интонаций угрозы, насмешки, скороговорки, плача, вопроса, фанфары, призыва.

Интонировать детские стихи, сочинять на них песенки. Читать стихи с неправильной интонацией, определяя элементы речи, не соответствующие данному характеру. Петь и играть интонации м.2, м.3, м.4.

Музыкальный материал: Дж.Россини «Дуэт кошек», Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»; П.Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»; В.А,Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый»; А.Гречанинов «В разлуке»; М.И.Глинка «Рондо Фарлафа»; К.Глюк «Мелодия»; М.Мусоргский «Плач Юродивого»; В.Калинников «Киска».

Домашнее задание: сочинить интонации для любимых сказочных героев; сочинить сказку в звуках; выучить колыбельную.
Тема 7. Голоса музыкальных инструментов (6 часов)

Знакомство с музыкальными инструментами – важный этап на пути к музыке. Самый эффективный способ освоения инструментальных тембров – сравнение. Целесообразно сопоставлять звучания контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано – клавесин. Истории возникновения музыкальных инструментов. Желательно использование доступного интересного материала. Возможен вариант построения уроков в виде сказочного путешествия в страну Музыкальных инструментов.



Музыкальный материал: К.Сен-Санс «Рондо каприччиозо» - скрипка; К.Сен-Санс «Лебедь» - виолончель; И.С.Бах «Шутка» - флейта; П.Чайковский «Симфония №6» - соло фагота; П.Чайковский Сцена из балета «Лебединое озеро» - соло гобоя; П.Чайковский «Старинная французская песенка» - соло кларнета; П.Чайковский «Вальс цветов» - соло валторны; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида» - труба; М.Равель «Болеро» - барабан; И.С.Бах «Прелюдия C-dur» - клавесин; В.А.Моцарт « Соната №11» - фортепиано.

Домашнее задание: подготовить рассказ о своем музыкальном инструменте; рисунок любого музыкального инструмента.
Тема 8. Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева «Петя и волк» (1 час)

Сопоставление героя сказки и инструментального тембра. Повторение изученных музыкальных тембров. Полезно провести игру «Чей голос звучит?» (определить звучание, подобрать необходимую иллюстрацию)


Тема 9. Сказочные сюжеты в музыке (2 часа)

Анализ интонаций, регистрового объёма, динамики, лада и других выразительных средств после прослушивания всего музыкального произведения.



Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» (Баба-Яга); М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Гном, Избушка на курьих ножках); А.Лядов «Кикимора» (вступление, экспозиция).
Тема 10. Развитие образа во времени в сказочном музыкальном спектакле (2 часа)

Прослушивание и беседа.

Ю.Левитин «Мойдодыр»

М.Красев «Муха-Цокотуха»



Тема 11. Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные) (3 часа)

При изучении темы внимание детей фиксируется на предназначении музыки в повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. Необходимо показать разные виды маршей – детский, игрушечный, военный, траурный, сказочный.

Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы национальных танцев – русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (полонез, мазурка). Рекомендуется показ картинок, изображающих национальные костюмы и движения. Можно разучить некоторые движения. При прослушивании необходимо обратить внимание детей на жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм).

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Марш»; П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; М.Глинка «Марш Черномора»; Н.Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея»; Ф.Шопен III ч. сонаты b-moll; Ф.Мендельсон «Свадебный марш»; П.Чайковский «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома»; В.А.Моцарт «Менуэт»; Я.Сибелиус «Грустный вальс»; Л.Боккерини «Менуэт»; М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ф.Шопен «Мазурка», «полонез A-dur»; А.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон».

Домашнее задание: сочинить мелодию (марш, полька, вальс).

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам года (1 час)
II год обучения

Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить знакомые им народные праздники, обычаи, обряды. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для Астраханского края. Рекомендуется разыгрывание обрядов.

Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю.

Тема 1. Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва. (2 часа)

Календарные даты, начало жатвы и её ход, песни.



Музыкальный материал: песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины. Дожинки, обжинки, жнивные песни, «Осень пришла».

Домашнее задание: пение песен.
Тема 2. Зима. Обряды и песни. Масленица (2 часа)

Святки. Разыгрывание святочных обрядов. Рождество. Масленица. Обычаи, гадания. Особые приготовления к праздникам.



Музыкальный материал: колядки, подблюдные песни, масленичные песни. Н.Римский-Корсаков Проводы масленицы из оперы «Снегурочка», А.Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»).

Домашнее задание: сочинить колядку, нарисовать чучело Масленицы и её проводы.
Тема 3. Весна. Народные обряды и песни. Веснянки (2 часа)

Встреча весны. Образы птиц. Весенние заклички. Описание подготовки к полевым работам.



Музыкальный материал: песни-веснянки. «Ой, кулики», «Весна, весна красная».

Домашнее задание: сочинить песню-веснянку.
Тема 4. Лето. Летние праздники, обряды и песни (2 часа)

Егорьев день, семик, Иван Купала. Обряды и ход праздников. Семицкие и купальские песни. Завивание березки, кумование, гадание на венках. Различные виды хороводов: круговые и замкнутые.



Музыкальный материал: «Ай, во поле липенька» (семицкая), «Около сырова дуба» (егорьевская), «Во поле береза стояла», «Ходила младешенька», «Бояре».

Домашнее задание: нарисовать наиболее понравившийся обряд из летних праздников,

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)

Тема 5. Детский фольклор (1 час)

Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Считалки. Дразнилки.



Музыкальный материал: на выбор педагога.

Домашнее задание: сочинить мелодию в народном стиле (потешка, считалка). Вспомнить и записать известные детские считалки.
Тема 6. Народные музыкальные инструменты (1 час)

Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. В.В.Андреев. Особенности звучания русских народных инструментов.



Музыкальный материал: возможно использование серии «Фонохрестоматии по инструментоведению».
Тема 7. Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган (2 часа)

Устройство инструментов. Характер звучания. Назначение инструментов. Выразительные возможности.



Музыкальный материал: П.Чайковский фрагмент из балета «Щелкунчик», К.Дебюсси «Прелюдия» (арфа), И.С.Бах Органные сочинения, С.Франк «Андантино».
Тема 8. Инструменты духового и эстрадного оркестра (2 часа)

Состав оркестра. История возникновения оркестров. Репертуар.



Музыкальный материал: старинные вальсы в исполнении духового оркестра, эстрадный оркестр О.Лундстрема, современный эстрадный оркестр.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)
Тема 9. Содержание музыкальных произведений. Программная музыка

(5 часов)

Слушаем музыку и размышляем о ней. Необходимо использовать чтение поэтических текстов, иллюстрации, загадки, песенный материал.

Музыкальные игрушки: «Унылый звук шарманки…

Музыкальный материал: П.Чайковский «Шарманщик поет», Ф.Шуберт «Шарманка», И.Стравинский «Шарманка» из балета «Петрушка».

Музыкальный зоопарк. Музыкальный материал: К.Сен-Санс «Ослы», «Кенгуру», «Слон», «Лебедь».

В пещере горного короля: сказочное путешествие с героем драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».



Музыкальный материал: Э.Григ «Пер Гюнт».

В садах феи Сирени: музыка сиреневого сада. Музыкальный материал: С.Рахманинов «Сирень».

Сверкающие спутники зимы: снежная сказка. Музыкальный материал: П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», А,Глазунов «Иней. Лед. Снег» (из балета «Времена года»).
Тема 10. Музыкальный инструмент – человеческий голос (2 часа)

Женские певческие голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Мужские певческие голоса – тенор, баритон, бас.

Музыкальный материал: А.Алябьев «Соловей», Н.Римский-Корсаков Ария Снегурочки, П.Чайковский Ариозо Татьяны «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин», Ж.Бизе Хабанера Кармен, М.Глинка Ария Ратмира « И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы «Руслан и Людмила»; романсы в исполнении С.Лемешева, В,А,Моцарт Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать», романсы в исполнении Д.Хворостовского, А.Бородин Ария Игоря из оперы «Князь Игорь».
Тема 11. Виды ансамблей и хоров (2 часа)

Вокальные ансамбли: дуэты (согласия, противоречия), терцет и трио, квартет, квинтет.

Хоры детские, женские и мужские.

Инструментальные ансамбли: дуэты, трио, квартет.



Музыкальный материал: дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта», трио «Не томи, родимый» из 1-го действия М.Глинки «Жизнь за царя», терцет из 1-го действия оперы А.Даргомыжского «Русалка», квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье…» из 1-го действия оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

В.А.Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано, Ре мажор, квартеты Й.Гайдна.

Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы «Пиковая дама» П.Чайковского, хор девушек «Мы к тебе, княгиня» из 1-го действия оперы А.Бородина «Князь Игорь», хор поселян из этой же оперы, 3-е действие, В.Гаврилин «Перезвоны».

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)
Тема 12. Элементарные формы и жанры (4 часа)

Сравнивая песню, танец, марш, учащиеся определяют характерные черты каждого жанра, знакомятся с куплетной и трехчастной формой.



Песня. Куплетная форма.

Марш. Трехчастная форма.

Танец. Полька, вальс, менуэт.

Музыкальный материал: детские песни, С.Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», «Детская музыка» Марш; П.Чайковский «Детский альбом» Полька, Вальс, С.Рахманинов «Полька», И.Штраус «Вальсы».
Тема 13. Жанры песни, марша, танца в характеристике образа (3 часа)

Музыкальный материал: А.Рыбников «Волк и семеро козлят»; А.Половинкин «Золотой ключик»

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)
III год обучения

Тема 1. Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи (4 часа)

Основное внимание концентрируется на осознании выразительной роли мелодии как основы музыкального образа. Изучая ритм, следует дать понятия метра как пульс и ритма как заполнения основных пульсирующих долей. Ритмический орнамент. Необходимо дать ритмические формулы марша, вальса, мазурки, польки, тарантеллы.

Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности.

Музыкальный материал: пьесы, пройденные ранее: А.Рубенштейн «Мелодия», Р.Шуман «Грёзы», Э.Григ «Ариэтта», «Птичка», «Весной», М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Тема 2. Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма (4 часа)

Роль музыки в выражении чувств и словесного содержания текста песен. Виды арий: лирическая, комическая, ламенто.



Музыкальный материал: Романсы русских композиторов (А.Варламов, А.Алябьев, М.Глинка, А.Даргомыжский), ария Самсона из оратории Г.Генделя «Самсон», ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», Колыбельная Волховы из оперы «Садко», ария Лепорелло «День и ночь готов служить» из оперы В.А.Моцарта «Дон Жуан».

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)
Тема 3. Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации. (4 часа)

Музыкальный материал: И.С.Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору педагога), Ф.Шопен. Прелюдии, мазурки, вальсы, В.А.Моцарт Соната A-dur, III ч., П.Чайковский «Времена года», С.Рахманинов Прелюдия cis-moll, Г.Гендель «Чакона».
Тема 4. Содружество муз (2 часа)

Музыка и слово в фольклоре. Из истории оперы. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор.



Музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане», хор «О-хо-хо-нюш-ки», М.Глинка Опера «Руслан и Людмила, ансамбль «Какое чудное мгновенье», П.Чайковский Опера «Евгений Онегин», ариозо Ленского.

Музыка и живопись. Портрет, пейзаж, батальная сцена в музыке и живописи.



Музыкальный материал: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», Р.Шуман «Карнавал» (Арлекин, Пьеро), Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко», П.Чайковский «Времена года», С.Прокофьев Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)
Тема 5. Программная музыка (7 часов)

Слушаем музыку, размышляем о ней.



Музыкальный материал: А.Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», М.Равель «Волшебный сад», М.Чюрленис «В лесу», К.Дебюсси «Лунный свет», М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», С.Прокофьев Танцы Фей из балета «Золушка».
Тема 6. Комические образы в музыке: игровая логика, приемы развития

(2 часа)


Изложение музыкального материала в неожиданной интерпретации.

Музыкальный материал: М.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», Н.Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка», К.Дебюсси «Детский уголок».

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)
Тема 7. Симфонический оркестр (3 часа)

«Биографии» музыкальных инструментов. Партитура.



Музыкальный материал: Б.Бриттен «Путешествие по оркестру», И.С.Бах «Брандербургский концерт» №4, М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила», Э.Григ «Танец Анитры».
Тема 8. «Музыка – душа танца» (4 часа)

Из истории балета.



Музыкальный материал: П.Чайковский «Лебединое озеро» : Вступление, Вальс, Лебеди, Танец маленьких лебедей, Одетта и Зингфрид, Испанский танец, Измена, Финал.

С.Прокофьев «Золушка»: Золушка, Фея-нищенка, Урок танца, Вальс, Дуэт.

И.Стравинский «Петрушка»: Народные гуляния, Танец Петрушки, Танец Арапа, Танец Балерины, Финал.

Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час).
Литература

1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: «Советский композитор», 1984.

2. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические рекомендации). Пенза, 2000.

3. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. СПб.: «Композитор», 1998, вып.6.

4. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. М.: «Музыка», 1998.

5. Бырченко Т. С песней по лесенке. М.: «Советский композитор», 1984.

6. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.: «Советский композитор», 1991.

7. Владимирова О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб.: «Советский композитор», 1984.

8. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. СПб.: «Советский композитор», 1984.

9. Вольман Б. Гитара в России. Л.: «Лира», 1996.

10. Головинский Г., Ройтерштейн М. Книга о музыке. М.: «Советский композитор», 1998.

11. Григорович В., Андреева З. Слово о музыке. М.: «Просвещение», 1990. Вып.1,2.

12. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. СПб.: «Композитор», 1999.

13. Зильберквит М. Мир музыки, М.: «Детская литература», 1998.

14. Зимина А. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. М.: «Композитор», 1993.

15. Ивановский Ю. Занимательная музыка. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

16. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. СПб.: «Композитор», 2000.

17. Метлов Н. Музыка – детям. М.: «Музыка», 1985.

18. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

19. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский композитор», 1984.

20. Музыкальная энциклопедия. Т. 1-6. М., 1974-1982.

21. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.; Л., 1951.

22.Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1958.

23. Самин Д. Сто великих композиторов. М.: «Вече», 1999.

24. Смолина Е. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: «Академия развития», 2007.

25. Творческие портреты композиторов. Справочник. М.: «Музыка», 1990.



26. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. 1-3 класс. М.: «Росмэн», 2005.

27. Шакирова И. Музыка в сказке.