Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Основы филологии Направление подготовки




Скачать 211.17 Kb.
Дата25.06.2017
Размер211.17 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УДМУРТСКОЙ ФИЛОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Наименование дисциплины (модуля) Основы филологии Направление подготовки 43.03.01 – Филология Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения Очная Ижевск 2014 1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс входит в раздел «Б2.Б.03 Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению подготовки 45.03.01 – Филология Курс адресован студентам 1-го курса (1-й семестр) для профилей: 032714 Преподавание филологических дисциплин (удмуртский язык, англ.), 032715 Преподавание филологических дисциплин (удмуртский язык, венг.), 032716 Прикладная филология (удмуртский язык и литература, нов. информ. технологии) Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов: основы филологии и «введений»: в языкознание, литературоведение, теорию коммуникации, профильную филологию; связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин: введение в литературоведение, введение в теорию коммуникации, история удмуртской, русской, зарубежной литератур, научно-исследовательская работа. Данная дисциплина ориентирует студентов также на написание курсовых работ, связанных с исследованием объектов профессиональной деятельности филолога. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6) способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные понятия, составляющие базу современной филологической науки, и ее термины. Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов; Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области филологии. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Основы филологии» являются: получить целостное представление о филологии как отрасли гуманитарных наук; выработать основы филологического мировоззрения; получить общие сведения о традиционной и современной филологии – ее особенностях, истории, объектах, методологии; овладеть базовыми принципами, логикой и методами научного исследования по филологии; научиться применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области филологии. Структура дисциплины по видам учебной работы: Трудоемкость 1,9 зачетных единиц, всего часов – 72. № пп Разделы, темы дисциплины Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Формируемые компетенции (код) Всего компетенций Л. Пр. Сам. раб N Семестр 2 1. Раздел 1. Филология как наука 1 Цели и задачи курса. Филология на стыке с другими науками 2 2 4 ОК-8 1 Филологическая деятельность Д. С. Лихачева и С. С. Аверинцева 2 2 6 ОК-6 1 Национальные филологии. Влияние фольклористики на становление национальных филологий 2 2 4 ПК-8 1 Мировое значение деятельности М.М. Бахтина. 2 2 4 кр ОК-6 1 Раздел 2. Методология филологии Понятие текста. Текст как объект филологии. 2 2 4 ОК-6 1 Проблемы восприятия текста. 2 2 4 ПК-1 1 Методология филологии. 2 4 4 Кр. стол ПК-1 1 Филология в эпоху постструктурализма 2 2 6 ОК-8 1 Всего 16 18 36 Форма промежуточной аттестации – зачет 5. Содержание курса лекционных и практических занятий ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (16 часов). Лекция 1. Цели и задачи курса. Филология на стыке с другими науками. Значение термина «филология». На стыке лингвистики и литературоведения (стилистика, риторика, поэтика). Вспомогательные филологические дисциплины (текстология, источниковедение, библиография). Филологические аспекты семиотики, герменевтики, информатики и др. Лекция 2. Филологическая деятельность Д. С. Лихачева и С. С. Аверинцева Штрихи к биографии Д.С. Лихачева и С.С. Аверинцева. Искусство слова, понимание текста и культура мышления филолога. Знакомство с основными трудами и идеями Д.С. лихачева и С.С. Аверинцева. Лекция 3. Национальные филологии. Влияние фольклористики на становление национальных филологий. Формирование национальных филологий в эпоху Возрождения. Роль М. Ломоносова в становление русской филологии. Своеобразие формирования удмуртской филологии: роль зарубежных исследователей 19 века и удмуртских просветителей начала ХХ века. Г. Верещагин и К. Герд. Лекция 4. Мировое значение деятельности М.М. Бахтина. Штрихи к биографии М.М. Бахтина. Важнейшие положения в его теоретических изысканиях: а) диалог культур, диалогичность б) хронотоп, в) полифонизм, г) карнавальность. Лекция 5. Понятие текста. Текст как объект филологии. Различные истолкования термина «текст» (традиционные и современные). Субъект и объект речи. Контекст и интертекстуальность. Понятие дискурса. Аспекты изучения текста в филологических науках. Лекция 6. Проблемы восприятия текста. Автор и читатель. Новое восприятие художественного текста при повторном чтении. «Сопротивляющийся» читатель. Проблемы рецептивной поэтики. Герменевтика. Лекция 7. Методология филологии. Анализ и синтез. Различные методы анализа художественного текста. Объект и предмет исследования в филологии. Структурный метод как стремление к выражению филологической точности. Лекция 8. Филология в эпоху постструктурализма. Связь филологии и новейших философских концепций. Понятие деконструкции (Ж.Деррида). Критика потструктуралистских положений. Человек творящий в филологии. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (18 часов) Занятие 1. Филология на стыке с другими науками: –значение термина «филология»; –на стыке лингвистики и литературоведения (стилистика, риторика, поэтика); –вспомогательные филологические дисциплины (текстология, источниковедение, библиография); –филологические аспекты семиотики, герменевтики, информатики. Занятие 2. Филологическая культура Д. С. Лихачева и С. С. Аверинцева –штрихи к биографии Д.С. Лихачева; –штрихи к портрету С.С. Аверинцева; –искусство слова, понимание текста и культура мышления филолога по С.С. Авеинцеву; –основные труды и идеи Д.С. Лихачева. Занятие 3. Национальные филологии. Влияние фольклористики на становление национальных филологий: –формирование национальных филологий в эпоху Возрождения; –роль М. Ломоносова в становление русской филологии; –роль зарубежных исследователей 19 века и удмуртских просветителей начала ХХ века в формировании удмуртской национальной филологии; –филологическая деятельность Г. Верещагина или К. Герда (по выбору студента). Занятие 4. Мировое значение деятельности М.М. Бахтина: –штрихи к биографии М.М. Бахтина; –диалог культур, диалогичность в учении М. Бахтина; –хронотоп в учении М. Бахтина; –полифонизм (на примере творчества М. Достоевского); –карнавальность и универсальная теория смеха. Занятие 5. Понятие текста. Текст как объект филологии: –различные истолкования термина «текст» (традиционные и современные); –контекст и интертекстуальность; –понятие дискурса; –аспекты изучения текста в филологических науках. Занятие 6. Проблемы восприятия текста. –автор и читатель; –новое восприятие художественного текста при повторном чтении; –«сопротивляющийся» читатель; –проблемы рецептивной поэтики и герменевтика. Занятие 7. Методология филологии. –об организации научного исследования; –различные методы анализа художественного текста; –структурный метод как стремление к выражению филологической точности. Занятие 8. Филология в эпоху постструктурализма. –связь филологии и новейших философских концепций; –понятие деконструкции (Ж.Деррида); –критика потструктуралистских положений в современной филологии. Задания для самостоятельной работы: Изучите биографию М.М. Бахтина (нельзя ограничиться только Википедией) Законспектируйте статьи Д. Лихачева «Об искусстве слова и филологии» и С. Аверинцева «Похвальное слово филологии» (по любому изданию) Соберите различные определения понятий «интертекстуальность» и «интертекст» (также используя Интернет). Сделайте классификацию ваших определений. Составьте библиографический список литературы одного из современных удмуртских писателей. «Форум филологов»: что такое герменевтика. Напишите свои размышления: почему повторное прочтение текста воспринимается по-новому (на примере вашего личного опыта рецепции какого-нибудь одного произведения). 6. Образовательные технологии При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекции репродуктивного характера. Использование традиционных технологий обеспечивает формирование когнитивного (знаниевого) компонента профессиональных компетенций будущего педагога. Интерактивные технологии обучения, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем. Количество часов по дисциплине, проводимых в интерактивной форме, согласно учебному плану 8 часов. Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях Тема Виды учебной работы Используемые интерактивные технологии Количество часов Цели и задачи курса. Филология на стыке с другими науками Лекция Деловая игра 2 Мировое значение деятельности М.М. Бахтина Практическое занятие Презентации студентов 2 Проблемы восприятия текста Практические занятие Дискуссия 2 Филология в эпоху постструктурализма Практические занятие Мозговой штурм 2 Итого часов 8 Данные технологии обеспечивают формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, развитие аналитического критического мышления. 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Балльно-рейтинговая система контроля Вид работы Кол-во баллов Примечания 1 модуль (20 баллов) 1. Посещение лекций 6х0,5=3 б. за занятие 0,5 баллов 2. Выступление на практическом занятии 6х2=12 б. 2 балла за занятие 3. Домашняя творческая работа: – написание рецензии 5 б. 2 модуль (20 баллов) 1. Посещение лекций 6х0,5=3 б. за занятие 0,5 баллов 2. Выступление на практическом занятии 6х2=12 б. 2 балла за занятие 3. Домашняя творческая работа: – конспектирование трудов ученых 2 б. 4. Рубежный контроль в виде тестирования 2 б. 3 модуль (20 баллов) 1. Посещение лекций 5х0,5=2,5 б. за занятие 0,5 баллов 2. Выступление на практическом занятии 5х2=10 б. 2 балла за занятие 3. Домашняя творческая работа: – выполнение самостоятельной работы 3 б. 4. Рубежный контроль 4,5 б. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета Вопросы и задания для зачета: 1.Значение термина «филология». Филология на стыке лингвистики и литературоведения. 2.Вспомогательные филологические дисциплины (текстология, источниковедение, библиография). 3.Филологические аспекты семиотики, герменевтики и информатики. 4. Филологическая деятельность С.С. Аверинцева. 5.Основные труды и идеи Д.С. Лихачева. 6.Роль М. Ломоносова в становление русской национальной филологии. 7.Своеобразие формирования удмуртской филологии: Г. Верещагин и К. Герд. 8. Диалог культур и полифонизм в учении М. Бахтина. 9.«Время и пространство» (хронотоп) в учении М. Бахтина. 10.Текст, контекст и интертекстуальность. 11.Проблемы восприятия текста: автор и читатель. 12.Проблемы рецептивной поэтики. «Сопротивляющийся» читатель. 13. Вопросы истолкования текста и герменевтика. 14.Различные методы анализа художественного текста. 15.Объект и предмет исследования в филологии. 16.Структурный метод в филологии. 17.Связь филологии и новейших философских концепций. 18.Понятие деконструкции в филологических науках. 19.Человек творящий в филологии. 20.Организация научного исследования: подготовительный, основной и заключительный этапы. При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, поиском материалов в Сети, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Чувакин А.А. Основы филологии: Учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 240 с. Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образования и культуры Урало-Поволжья. – Ижевск, 2011. – 251 с. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. б) дополнительная литература: Аверинцев С.С. Филология Краткая литературная энциклопедия. М.,1972. Т. 7. ИЛИ: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979. ИЛИ: Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996. Степанов Ю.С. Филология Русский язык: Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. Чувакин А.А. О сущности филологического подхода к изучению творчества писателя А.А. Чувакин Творчество В.М.Шукшина в исследованиях филологов Алтайского государственного университета (1989-1999) Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 11-15. Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990. Шибанов В.Л. Кылбурлэн паймымон дуннеез. Ижевск: Удмуртия. 1994. Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2001. Периодические издания: журналы: «Вопросы литературы», «Литературоведение», «Литературоведческий журнал», «Филология и литературоведение» «Кенеш», «Вордскем кыл», «Арт», Интернет-ресурсы www.filfak.mrsu.ru www.philol.rsu.ru www.iqlib.ru www.biblioclub.ru http:artlad.ru www.philol.msu.ru Электронно-библиотечные системы (ЭБС): УдНОЭБ УдГУ http:elibrary.udsu.ru. http:elibrary.ru. в) программное и коммуникационное обеспечение: Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в сети Интернет и локальной сети вуза. Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями, организациями и научными учреждениями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура, учебно-методический кабинет с книжным фондом и фондом произведений периодической печати, доступ к сети Интернет. Словари русского и удмуртского языков, возможность использования Интернета, доступ к текстам различных типов и жанров. Ноутбук, проектор, экран. Порядок утверждения рабочей программы Разработчик(и) рабочей программы дисциплины ФИО Ученая степень Ученое звание Должность Контактная информация (служебные E-mail и телефон) В. Л. Шибанов К.ф.н. доцент доцент 916–153 Экспертиза рабочей программы Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий) Наименование кафедры Дата заседания № протокола Каф. удмуртской лит. и лит. народов России Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы) Методическая комиссия фак-та инст. в структуре ООП которого будет реализовываться данная программа Дата принятия решения № протокола Выписка из решения Утверждение рабочей программы учебной дисциплины Уполномоченный орган (ФИО директора института декана факультета, заместителя по учебной работе) Дата принятия решения решения ученого совета института факультета № документа Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины (при их наличии - ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.) Документ об оценке качества (наименование) Дата документа