Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 07. история русСкой литературы




Дата15.05.2017
Размер171 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Б.3.В.07. история русСкой литературы

(ч. 1. дРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)

Трудоемкость (в зачетных единицах) __3__


Направление подготовки: 050100.62 – Педагогическое образование


Профили подготовки (бакалавриат): «ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА» И «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цели: проследить процессы развития русской литературы от момента ее зарождения (X – XI вв.) до переходного периода (XVII-XVIII вв.); формирования оригинальной литературы (XI в.); взаимодействия русской и византийской культуры посредством болгарской литературы-посредницы.

Задачи: изучение основных этапов развития древнерусской литературы;

- изучение жанрово-стилевых особенностей древнерусских памятников;

- иметь представление о процессе развития литературы XI-XVII вв.,

- знать основные термины и понятия (анонимность, трансплантация, книжность, житие, летопись, апокриф);

- познакомиться с творчеством отдельных писателей.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «История древней русской литературы» входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП.

Модуль «Древняя русская литература» хронологически начинает цикл курсов по истории русской литературы, читаемых студентам на бакалавриате. С древней русской литературы начинается формирование русской культуры, основ национального менталитета, русской литературы последующих эпох. Здесь закладываются основы эстетики и философии, отсюда русская литература 19 и 20-х веков черпает свои основные образы, темы и сюжеты; изучение данной дисциплины способствует успешному освоению последующих курсов по истории и теории литературы.
3. Требования к уровню освоения программы.

Каждый проектируемый результат освоения программы соотносится с формируемыми компетенциями в целом по ООП (ОК, ОПК, ПК).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО 050100.68 – «Педагогическое образование»:


  1. Общекультурные компетенции (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

– способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–3);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК– 5);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6)
2. Профессиональные компетенции (ПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).


В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

– основные термины и понятия, изучаемые в разделах курса;

- основные этапы развития древней русской литературы;

- творчество выдающихся писателей изучаемого курса;

- основные памятники древнерусской книжности.

Уметь:

– анализировать памятники древнерусской книжности;

- ориентироваться в литературном процессе XI-XVII вв.;

- правильно использовать термины и понятия, изучаемые в рамках курса.


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___3__ зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость

(час)


Распределение по семестрам (час)

Всего

1семестр

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

19

19

Практические занятия, семинары

19

19

Другие виды аудиторных работ (интерактив)

13

13

Самостоятельная работа

43

43

Курсовой проект (работа)

-

-

Формы текущего контроля

Тестирование, контрольные срезы, проверка самостоятельной работы

Тестирование, контрольные срезы, проверка самостоятельной работы

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

27

(Экзамен)



27

(Экзамен)




5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)


лекции

Семинары / интерактив

самостоятельные

1.

Своеобразие древнерусской литературы. Основные проблемы изучения древнерусской литературы.

2

2

4

2.

«Повесть временных лет». Русское летописание.

2

2 / 2

4

3.

Литература XII-XIII вв. Слово о полку Игореве

2

2 /2

5

4.

Житийная литература.

2

2 /2

5

5.

Повести о татаро-монгольском нашествии

2

2/ 2

5

6.

Литература XVI в. (сочинения М. Грека, «Степенная книга», «Домострой»).

2

2 / 2

5

7.

Демократическая литература XVII в.

2

2 /2

5

8.

Сочинения протопопа Аввакума.

2

2

5

9.

Русское барокко. Творчество Симеона Полоцкого.

3

2/ 1

5


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:



  1. Кусков, В. В. История древнерусской литературы : учебник для вузов / В. В. Кусков. - М. : Высшая школа, 2006 - 335 с.

  2. История древней русской литературы : хрестоматия / Сост. Ю.О. Чернявская. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. - 502 с.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Гудзий, Н. К. История древней русской литературы : учебник / Н. К. Гудзий – М. : Аспект Пресс, 2003. – 592 с.

  2. Данилевский, И. Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы изучения летописных текстов / И. Н. Данилевский. - М. : Аспект Пресс. 2004, – 383 с.

  3. Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума. [текст] (творческая история произведения) / Н. С. Демкова. ред. В. П. Адрианова-Перетц. - Л. : Изд-во Ленингр.ун-та. 1974. – 167 с.

  4. Лихачев, Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси / Д. С. Лихачев. - М. : Современник, 1980. - 412 с.

  5. Лихачев, Д. С. Поэтика древней русской литературы / Д. С. Лихачев. – изд. 3-е исп. и доп. - М. : Наука, 1979. - 358 с.

  6. Лурье, А. С. Истоки русской беллетристики: возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / А. С. Лурье, О. В. Творогов, В. П. Адрианова-Перетц. отв. ред. Я. С. Лурье. - Л. : Наука, 1970. - 592 с.

  7. Творогов, О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV веков. Каталог / О. В. Творогов. - М., СПб : Альянс – Архео, 2008. - 144 с.

  8. Трофимова, Н. В. Древнерусская литература. Воинская повесть XI-XVII вв. Курс лекций. Развитие исторических жанров. Материалы к спецсеминару / Н. В. Трофимова. - М. : Флинта : Наука. 2000. – 208 с.

  9. Шайкин, А. А. Поэтика и история: На материале памятников русской литературы XI – XVI веков : учеб.пособие / А. А. Шайкин. – М. : Флинта: Наука, 2005. – 456 с.

  10. Шахматов, А. А. Разыскания о русских летописях / А. А. Шахматов. - М. : Академический проект. Жуковский Кучково поле, 2001. - 878 с.

  11. Шахматов, А. А. История русского летописания. Т. 1. / А. А. Шахматов. - СПб. : Наука, 2003. - 1021 с.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рекомендуемые сайты: old-ru.ru, old-russian.chat.ru/index1.htm, odrl.pushkinskijdom.ru, www.lihachev.ru/nauka/literatura/biblio/3858/, www.old-russian.chat.ru/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Своеобразие древнерусской литературы. Основные проблемы изучения древнерусской литературы.

Великое наследие

Храмы древней Руси



ДВД- проигрыватель


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы преподавателя:

- лекционные, практические, консультационные занятия;

- проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов;

- проверка и оппонирование рефератов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в культурно-историческом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы.
7.2. Методические рекомендации для студентов.

Работа студентов над курсом предполагает чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности: конспектирование статей; составление планов отдельных прочитанных лекций; анализ текстов.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе);

    1. Традиции русского иконописания. Творчество Андрея Рублева.

    2. Древнерусское зодчество.

    3. Жанр торжественной проповеди. Творчество Кирилла Туровского.

    4. Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского».

    5. Житие Сергия Радонежского как мистическое житие.

    6. Идея «Москва – третий Рим» и ее отражение в литературе древней Руси.

    7. Повести «смутного» времени.

    8. Демократическая сатира второй половины XVII в.

    9. Автобиографическое начало в «Житии» протопопа Аввакума.

    10. Русский театр второй половины XVII в.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся (в приложении 1)

8.4. Примеры тестов (см. приложение) .

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету);

  1. Проблема возникновения древнерусской литературы. Значение древнерусской литературы и культуры.

  2. Проблема периодизации древнерусской литературы.

  3. Художественная культура Древней Руси.

  4. Древнехристианская книжность и ее влияние на древнерусскую литературу.

  5. Жанр и художественное своеобразие «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

  6. «Поучение Владимира Мономаха» как памятник учительной литературы.

  7. Переводная литература ХI-ХIII вв.

  8. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Источники, состав, редакции «Повести временных лет».

  9. Философия истории древнего летописца. Погодный принцип повествования.

  10. Гипотезы о начале русского летописания.

  11. Система жанров в древнерусской литературе.

  12. Стиль «монументального историзма» в древнерусской литературе.

  13. «Слово о полку Игореве» как памятник культуры и литературы XII в.

  14. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве». Средневековая символика, языческое и христианское в «Слове».

  15. Система образов в «Слове о полку Игореве».

  16. Мученическое житие. Художественное своеобразие "Сказания о Борисе и Глебе".

  17. Преподобническое житие в древнерусской литературе. Художественное своеобразие "Жития Феодосия Печерского".

  18. Киево-Печерский патерик. История создания; соотношение реального и фантастического в патерике.

  19. Жанр хождений в древнерусской литературе. Хождение игумена Даниила в святую землю.

  20. Моление Даниила Заточника.

  21. Сюжет и композиция древнерусских воинских повестей. Система образов в воинской повести. («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке»).

  22. Житие Александра Невского. Жанровое своеобразие, художественные особенности.

  23. Художественные особенности литературы периода объединения северо-восточной Руси. ("Сказание о Мамаевом побоище").

  24. Общерусские тенденции в литературе периода объединения северо-восточной Руси. ("Задонщина").

  25. Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.

  26. “Экспрессивно-эмоциональный” стиль. Творчество Епифания Премудрого.

  27. Художественное своеобразие "Жития Стефана Пермского".

  28. Художественные особенности "Жития Сергия Радонежского".

  29. Идея «Москва – третий Рим» и ее отражение в древнерусской литературе. ("Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда").

  30. Тема политической преемственности Русью византийского наследства. ("Сказание о князьях Владимирских").

  31. Эволюция жанра хождений в русской литературе. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

  32. Повесть о Петре и Февронии.

  33. Публицистика первой половины ХVI в. (Максим Грек, митрополит Даниил, Иван Пересветов).

  34. Произведения Ивана Грозного. Проблема жанра, стиля.

  35. Произведения ХVI в. обобщающего характера. («Домострой», «Великие Минеи-Четьи», «Степенная книга»).

  36. Домострой. Жанровое своеобразие, художественные особенности.

  37. Человек в литературе второй половины XVII в. («Повесть о Фроле Скобееве»).

  38. Переводная литература XVII в.

  39. Смеховой мир древнерусской литературы и демократическая сатира XVII в.

  40. Социальная сатира ХVII в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом, небогатом человеке»).

  41. Антиклерикальная сатира XVII в. («Калязинская челобитная», «Служба кабаку»).

  42. Бытовые и морально-дидактические повести ХVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове»).

  43. Эмансипация человеческой личности в литературе XVII в. Проблематика и художественные особенности "Повести о Горе-Злосчастии".

  44. Обмирщение жанра жития в литературе XVII в. («Житие Юлиании Лазаревской»).

  45. Раскол русской церкви XVII в. Творчество протопопа Аввакума. Стиль произведений Аввакума.

  46. Житие протопопа Аввакума. Проблема жанра. Сюжет и композиция жития.

  47. Драматургия и театр XVII в.

  48. Стихотворство XVII в. Творчество Симеона Полоцкого.

  49. Стиль барокко и искусство ХVII в.

  50. Драматургия XVII в. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы.

Проверка знания текстов произведений.

Проверка лекций, конспектов.

Практические занятия.

Проверка тестов.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 – Педагогическое образование (профили Русский язык и литература; История и литература).

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

К.ф.н., доцентом кафедры литературы _______________________ Ю.О. Чернявская



Приложение 1

Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся


  1. Проблема возникновения древнерусской литературы.

  2. Дайте характеристику понятий «литература-посредница», «литературная трансплантация».

  3. Назовите основные жанры переводной литературы.

  4. Состав Библии, происхождение библейских текстов, время их канонизации.

  5. Особенности поэтики «Слова о Законе и Благодати» Илариона.

  6. Жанровое и композиционное своеобразие «Поучения» Владимира Мономаха,

  7. История создания Киево-Печерского патерика.

  8. Особенности жанра и стиля «Моления» Даниила Заточника.

  9. Проблема возникновения русского летописания.

  10. Гипотезы Лихачева, Шахматова, Рыбакова.

  11. Проблема жанра «Повести временных лет».

  12. История создания «Повести временных лет».

  13. Дать характеристику жанра жития.

  14. Своеобразие первого русского жития-мартирия.

  15. Житие Александра Невского – время создания, композиция, художественные особенности.

  16. Понятие экспрессивно-эмоционального стиля.

  17. Жития Епифания Премудрого.

  18. «Житие Сергия Радонежского» как мистическое житие.

  19. Жанр житийной повести.

  20. Обмирщение жанра жития в 17 веке.

  21. Эволюция жанра жития.



Приложение 2

Материалы к текущей и промежуточной аттестации


Примерные формулировки тестовых заданий:

  1. Первые дошедшие до нас памятники древнерусской литературы датируются:

  2. Каким термином Д.С. Лихачев обозначает процесс переноса византийской книжности на Русь?

  3. Как назывались древнерусские биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью?

  4. Кто является автором «Чтения о Борисе и Глебе»?

  5. К какому типу житийных памятников И.П. Еремин относит «Житие» Бориса и Глеба?

  6. К какому типу житийных памятников относится «Житие Феодосия печерского»?

  7. Напишите название жанра историко-литературных произведений, представляющих собой погодную запись (запись по годам).

  8. В каком году создана 1 редакция «Повести временных лет»?

  9. Напишите фамилию исследователя, согласно точке зрения которого «Повесть временных лет» представляет собой свод Древнейшего летописного свода и Новгородской 1 летописи.

  10. На какого «певца старого времени» ссылается автор «Слова о полку Игореве»?


Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету);

  1. Проблема возникновения древнерусской литературы. Значение древнерусской литературы и культуры.

  2. Проблема периодизации древнерусской литературы.

  3. Художественная культура Древней Руси.

  4. Древнехристианская книжность и ее влияние на древнерусскую литературу.

  5. Жанр и художественное своеобразие «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

  6. «Поучение Владимира Мономаха» как памятник учительной литературы.

  7. Переводная литература ХI-ХIII вв.

  8. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Источники, состав, редакции «Повести временных лет».

  9. Философия истории древнего летописца. Погодный принцип повествования.

  10. Гипотезы о начале русского летописания.

  11. Система жанров в древнерусской литературе.

  12. Стиль «монументального историзма» в древнерусской литературе.

  13. «Слово о полку Игореве» как памятник культуры и литературы XII в.

  14. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве». Средневековая символика, языческое и христианское в «Слове».

  15. Система образов в «Слове о полку Игореве».

  16. Мученическое житие. Художественное своеобразие "Сказания о Борисе и Глебе".

  17. Преподобническое житие в древнерусской литературе. Художественное своеобразие "Жития Феодосия Печерского".

  18. Киево-Печерский патерик. История создания; соотношение реального и фантастического в патерике.

  19. Жанр хождений в древнерусской литературе. Хождение игумена Даниила в святую землю.

  20. Моление Даниила Заточника.

  21. Сюжет и композиция древнерусских воинских повестей. Система образов в воинской повести. («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке»).

  22. Житие Александра Невского. Жанровое своеобразие, художественные особенности.

  23. Художественные особенности литературы периода объединения северо-восточной Руси. ("Сказание о Мамаевом побоище").

  24. Общерусские тенденции в литературе периода объединения северо-восточной Руси. ("Задонщина").

  25. Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.

  26. “Экспрессивно-эмоциональный” стиль. Творчество Епифания Премудрого.

  27. Художественное своеобразие "Жития Стефана Пермского".

  28. Художественные особенности "Жития Сергия Радонежского".

  29. Идея «Москва – третий Рим» и ее отражение в древнерусской литературе. ("Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда").

  30. Тема политической преемственности Русью византийского наследства. ("Сказание о князьях Владимирских").

  31. Эволюция жанра хождений в русской литературе. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

  32. Повесть о Петре и Февронии.

  33. Публицистика первой половины ХVI в. (Максим Грек, митрополит Даниил, Иван Пересветов).

  34. Произведения Ивана Грозного. Проблема жанра, стиля.

  35. Произведения ХVI в. обобщающего характера. («Домострой», «Великие Минеи-Четьи», «Степенная книга»).

  36. Домострой. Жанровое своеобразие, художественные особенности.

  37. Человек в литературе второй половины XVII в. («Повесть о Фроле Скобееве»).

  38. Переводная литература XVII в.

  39. Смеховой мир древнерусской литературы и демократическая сатира XVII в.

  40. Социальная сатира ХVII в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом, небогатом человеке»).

  41. Антиклерикальная сатира XVII в. («Калязинская челобитная», «Служба кабаку»).

  42. Бытовые и морально-дидактические повести ХVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове»).

  43. Эмансипация человеческой личности в литературе XVII в. Проблематика и художественные особенности "Повести о Горе-Злосчастии".

  44. Обмирщение жанра жития в литературе XVII в. («Житие Юлиании Лазаревской»).

  45. Раскол русской церкви XVII в. Творчество протопопа Аввакума. Стиль произведений Аввакума.

  46. Житие протопопа Аввакума. Проблема жанра. Сюжет и композиция жития.

  47. Драматургия и театр XVII в.

  48. Стихотворство XVII в. Творчество Симеона Полоцкого.

  49. Стиль барокко и искусство ХVII в.

  50. Драматургия XVII в. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.

  • «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Б.3.В.07. история русСкой литературы
  • (ч. 1. дРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)
  • 1. Цели изучения дисциплины (модуля).
  • 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
  • 3. Требования к уровню освоения программы.
  • 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___3__
  • 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
  • 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
  • Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов
  • 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
  • 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
  • Приложение 1 Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся
  • Приложение 2 Материалы к текущей и промежуточной аттестации