Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания вокальных дисциплин»




страница1/3
Дата20.01.2017
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3





  1. Введение

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания вокальных дисциплин» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.04 «Вокальное искусство» углубленной подготовки в части освоения основных видов профессиональной деятельности.

Виды профессиональной деятельности:

- вокальное исполнительство;

- вокальная педагогика в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

Подготовка предполагает формирование соответствующих общих и профессиональных компетенций в педагогической деятельности:

1. Осуществлять вокально-педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств, Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования детей.

2. Использовать знания в области педагогики и психологии в профессиональной деятельности.

3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, подготовке и проведении урока.

4. Осваивать основной учебно-педагогический вокальный репертуар для соответствующих возрастных категорий учащихся.

5. Изучать и применять классические и современные методы преподавания вокальных дисциплин, анализировать особенности отечественных и мировых вокальных школ, использовать в своей практике знания из области анатомии и физиологии голосового аппарата, акустики певческого голоса.

6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, мутационного периода; руководствоваться принципами постепенности и последовательности в вокальной педагогике, следить за певческим режимом и сохранностью голосового аппарата учащегося в процессе его обучения.

7. Планировать развитие профессиональных умений, вокально-технических и исполнительских навыков учащихся.

8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

9. Уметь выполнять музыкально-теоретический, вокально-технический, исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

Знания, навыки, компетенции, приобретенные в результате изучения дисциплины «Методика преподавания вокальных дисциплин», могут быть использованы в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

- вокальная педагогика в детских музыкальных школах и других учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях среднего профессионального образования;

- научно-исследовательская и методическая работа в сфере вокальной педагогики и исполнительства, детского вокального образования.

Учебная дисциплина «Методика преподавания вокальных дисциплин» в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к разделу – Профессиональный модуль 02 «Педагогическая деятельность», МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».


  1. Цель и задачи дисциплины


Целью курса «Методика преподавания вокальных дисциплин» является:

- подготовка квалифицированных преподавателей сольного академического пения для детских музыкальных школ и детских школ искусств, владеющих приемами развития певческого мастерства и обеспечивающих сохранность детского голосового аппарата, а также свободно ориентирующихся в детском вокальном репертуаре и способных грамотно его подобрать с учетом индивидуальных возможностей учащегося;

- расширение и углубление знаний, умений и навыков, получаемых студентами по основным дисциплинам специального цикла;

- формирование теоретической базы знаний для последующего применения их в педагогической практике.



Задачами курса являются:

- ознакомление с методическими установками и педагогическими традициями ведущих европейских вокальных школ (итальянкой, французской, немецкой), а также русской вокальной школы в классический и современный периоды развития вокального искусства;

- ознакомление с основными принципами отечественной вокальной педагогики: 1)постепенность и последовательность в выполнении вокально-технических и исполнительских задач, 2)единство художественного и технического развития, 3)индивидуальный подход;

- изучение таких разделов вокально-научного знания как: анатомия и физиология голосового аппарата/детского голосового аппарата, голосоведение, психология личности вокалиста, здоровье и режим голоса, искусство бельканто и характерные ему примы вокализации, классификация голосов;

- развитие способности грамотно применять вокально-научное знание в педагогической практике, осуществлять методическую работу;

- формирование вокальной личности с высокими художественно-эстетическими ценностями, подготовленной к ответственному педагогическому труду.




  1. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

- методические установки и принципы обучения сольному академическому пению, историю развития и педагогическую традицию различных вокальных школ: итальянской, французской, немецкой, русской;

- анатомию и физиологию голосового аппарата/детского голосового аппарата;

- параметры голоса, критерии правильного голосообразования: дыхание и вокальный вдох, чувство «опоры», атака звука и эмиссия голоса, вибрато и естество звучания, дикция и артикуляция; а также такие понятия, как: резонанс и резонатор (грудной и головной), регистр (низкий, медиум, высокий) и пр.

- принципы и приемы вокальной работы с различными возрастными группами учащихся;

- основы детской музыкальной/вокальной психологии и педагогики;

- программные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся согласно их индивидуальным способностям.

уметь:

- исполнять произведения (примеры) вокального репертуара; осуществлять вокально-технический, методический, художественный анализ;

- составлять план работы по развитию певческих навыков и укреплению голосового аппарата ученика;

- пользоваться специальной методической и научной литературой;

- применять профессиональные вокально-теоретические знания в педагогической практике;

- пользоваться профессиональной терминологией;

- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности в работе с учеником;

- давать характеристику вокальному голосу, голосовому аппарату, составлять психологический портрет вокалиста;

- дифференцировать различные виды вокально-технической работы в зависимости от поставленных задач.

иметь представление:

- о культуре и исполнительской традиции вокальных школ Запада и России;

- о ведущих методических разработках, учениях и их авторах;

- о структуре вокального образования на всех его ступенях;

- о правах и обязанностях преподавателя вокальных дисциплин, о педагогической ответственности.

Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания вокальных дисциплин» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

- в вокальной педагогике в ДМШ и ДШИ, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

- в научной и исследовательской работе в следующих областях: детская вокальная педагогика, методология пения, история исполнительства, традиции и преемственность вокального образования и т.д.


4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
Максимальная учебная нагрузка студента – 108 час.;

Аудиторные занятия – 72 час. (м/групповые);

Самостоятельная работа студента – 36 час.;

Время изучения – 5-6 семестры;



Формы итогового контроля – зачет в конце 5 семестра, экзамен в конце 6 семестра.
Тематический план


тем

Наименования разделов и тем

Макс. учеб. нагрузка

Аудит.

занятия

Самост. работа студента

3 курс 5 семестр

1.

Введение в дисциплину, ознакомление с учебной программой; вокальное образование на современном этапе развития, основные методы воспитания голоса, многообразие вокальных школ и методик преподавания вокальных дисциплин.

2

2

-

2.

Итальянская вокальная школа: ретроспектива развития вокальной педагогики и исполнительства (16-20 вв.); особенности методики преподавания и основные постулаты итальянской вокальной школы.

8

6

2

3.

Французская вокальная школа: история возникновения и развития, французская вокальная педагогика на разных этапах существования школы (17-20 вв.), научные труды.

10

6

4

4.

Немецкая вокальная школа: история возникновения и развития (17-20 вв.), инструментальный стиль исполнительства, школа примарного тона; педагогический стиль и особенности современного этапа вокального образования.

6

4

2

5.

Вокальное искусство в Англии. Певческая традиция и исторический ракурс, исполнительский стиль. Педагогический метод Г.Панофки. Вокальное образование на современном этапе.

4

2

2

6.

Русская вокальная школа: предпосылки возникновения и история развития; связь с мастерами русской классической песни и романса (А.Варламов, М.Глинка), русский музыкально-драматический театр, исполнительская и педагогическая традиция. Вокальная школа 20-21 вв. (мастера певческого искусства, их методические труды и педагогическая практика)

10

6

4

7.

Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса.

2

2

-

8.

Детский голосовой аппарат: специфика строения и особенности развития; некоторые проблемы акустики и физиологии детского голоса; измерение физических свойств детского голоса.

7

4

3




Итого за первое полугодие:

49

32

17

3 курс 6 семестр

9.

Некоторые вопросы вокально-педагогического процесса в свете учения И.П. Павлова.

2

2

-

10.

Вокальный слух и голос (на основе научных исследований В.П. Морозова)

2

2

-

11.

О психологии пения, режиме и нервно-психическом состоянии певца.

8

4

4

12.

Первые уроки с учеником. Классификация голосов и определение типа голоса. О различных способах классифицирования.

4

2

2

13.

Дыхание в пении.

4

2

2

14.

Работа гортани в пении. Положение гортани. Регистры голоса. Атака звука. «Прикрытие голоса».

6

4

2

15.

Работа артикуляционного аппарата в пении. Формирование гласных. Дикция в пении

6

4

2

16.

Головной и грудной резонаторы. «Опора» певческого голоса. Теория резонансного пения В.П. Морозова.

6

4

2

17.

Способы педагогического воздействия на голос ученика. Воздействие посредством музыкального материала.

3

2

1

18.

Работа с художественным произведением.

5

4

1

19.

Работа над различными видами вокализации.

3

2

1

20.

Вокальное воспитание детей. Общие положения. Организационно-воспитательная работа.

5

4

1

21.

Дефекты голоса. Режим певца.

3

2

1

22.

Концертмейстер в вокальном классе. Самостоятельная работа ученика

1

1

-

23.

Применение научных данных в вокальной педагогике. Вокальное искусство как средство формирования способности к диалогу в поликультурном пространстве.

1

1

-




Итого за второе полугодие:

59

40

19




Всего (часов)

108

72

36


Распределение учебной нагрузки по семестрам

Специальность – 53.02.04 «Вокальное искусство»

Форма обучения – очная

Дисциплина – «Методика преподавания вокальных дисциплин»




Вид учебной работы

Всего

Номера семестров

5

6

Аудиторные занятия
Самостоятельная работа

72
36

32
17

40
19

Всего

108

49

59

Вид итогового контроля




зачет

экзамен


5.Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля

(программный минимум, зачетно-экзаменационные требования)
5.1. Содержание дисциплины
Тема 1. (аудиторные занятия - 2 ч.)

Введение в дисциплину «Методика преподавания вокальных дисциплин». Роль вокального образования в развитии музыкальной культуры и сохранении музыкального наследия; перспективы развития и преемственность вокального образования. Многообразие вокальных дисциплин в современных образовательных программах. Сущность и значение дисциплины «Вокал» («Сольное пение») для подрастающего поколения молодых музыкантов. Многообразие вокальных школ и методик преподавания вокала. Общая классификация основных методов воспитания певческого голоса.


Тема 2. (аудиторные занятия – 6 ч., самостоятельная работа – 2 ч.)

Итальянская вокальная школа: предпосылки возникновения и история развития вокальной школы в Италии, композиторские школы в 16-17вв., педагогические взгляды на систему преподавания вокала в 17-20 вв. (научные труды и практика преподавания вокала) - Дж. Каччини,Н. Порпора, Б. Марчелло, М. Бордоньи, Ф. Ламперти, Н. Ваккаи и др. Развитие итальянского стиля belcanto; классицизм и романтизм, вердизм и веризм в итальянской вокальной музыке; влияние народной музыки на исполнительскую школу. Техническая и эстетическая составляющая итальянского вокального искусства и основные певческие постулаты по Н.Андгуладзе. Современное вокальное образование в Италии.


Тема 3. (аудиторные занятия – 6 ч., самостоятельная работа – 2 ч.)

Французская певческая культура и традиция. Декламационность как одна из характерных черт французского певческого искусства. История развития французской вокальной педагогики и исполнительства: классицизм и лирические трагедии, романтизм и Большая французская опера, импрессионизм, композиторы «Группы Шести». Методические установки выдающихся вокальных педагогов Франции: Б. де Басилли, М.Гарсиа, Ж. Дюпре, Л. Бордез, Е. Ж-Б. Аршанбо и др. Исследования Р. Юссона в области физиологии пения. Современный этап вокального образования во Франции.


Тема 4. (аудиторные занятия – 4 ч., самостоятельная работа – 2 ч.)

Ознакомление с историей возникновения и развития немецкой вокальной школы (17-20 вв.). Определяющее значение техник композиторского письма и фонетического строя языка для вокальной культуры Германии. Школа примарного тона Ф. Шмитта и Ю.Гея как методическое учение, сопряженное со сложной фонетикой немецкого языка. Изучение методических установок преподавателей пения (М. Маркези, Ф. Абт). Вокальное образование на современном этапе.


Тема 5. (аудиторные занятия – 2 ч., самостоятельная работа – 2 ч.)

Вокальное искусство Англии. Исторический ракурс и культура пения. Стиль вокального письма Г.Пёрселла. Вокальная школа Г.Панофки – методический труд «Вокальная азбука».


Тема 6. (аудиторные занятия – 6 ч., самостоятельная работа – 4 ч.)

Исторический ракурс развития отечественного музыкального – певческого – искусства. Народные и церковные истоки певческого мастерства. Русская и западная певческая традиция – русское бельканто в творчестве М.И.Глинки. Первые методические труды и школы пения (А.Е.Варламов, Г.Я.Ломакин). Мастера певческого искусства 19-20 вв. Зарождение национальной вокально-педагогической школы: методические труды, воспоминания, очерки выдающихся вокалистов-преподавателей 20 в. Научные труды русских исследователей в области физиологии и акустики голосового аппарата. Академия голоса и проблемы здоровья голосового аппарата, а также роль современной вокальной культуры и образования в нравственном, культурно-эстетическом воспитании общества. Вокальные педагогические традиции высших учебных заведений России (Московская и Санкт-Петербургская консерватории, РАМ им. Гнесиных), современная система вокального образования.


Тема 7. (аудиторные занятия – 2 ч.)

Певческий голос как акустическое явление. Возникновение и распространение звука в процессе пения. Качества звука: высота, сила, тембр как субъективное восприятие частоты, амплитуды и спектра сложного звука. Звуковые колебания и величины, определяющие колебательные движения: период, частота, длина волны, фаза, амплитуда. Распространение звуковых волн. Звуки простые и сложные. Тембр звука: основной тон и обертоны (гармонические и негармонические). Спектр сложного звука. Резонанс и реверберация. Резонаторы. Певческая форманта (влияние высокой и низкой певческой форманты на качество певческого голоса), форманты гласных. Излучение звука, направленность излучения. Явление вибрато. Голосовой аппарат как рупор или взаимосвязная система резонаторов, гортани и дыхания. Явление импеданса. Полетность голоса и зона лучшей слышимости. Акустические условия выступления.


Тема 8. (аудиторные занятия – 4 ч., самостоятельная работа – з ч.)

Особенности анатомического строения детского голосового аппарата. Акустические исследования детского голоса. Исследование закономерностей его развития. Поэтапный рост ребенка и изменения в способах фонации. Мутация: периоды развития детского голоса, анатомо-физиологические изменения, певческий режим и обеспечение сохранности голосового аппарата. Фониатрические наблюдения процесса голосообразования, методы ларингоскопии и стробоскопии фонационного процесса. Педагогические ориентиры и стратегия в условиях специфической работы с детскими и подростковыми голосами.


Тема 9. (аудиторные занятия – 2 ч.)

И.П. Павлов о рефлексах головного мозга. Строение нервной системы и принципы её деятельности. Условные и безусловные рефлексы, вокально-технические навыки как условные рефлексы. Механизмы координации. Возбуждение и торможение (внешнее и внутреннее торможение, виды внутреннего торможения как проявление деятельности нервной системы в процессе пения). Вокально-технические навыки как динамический стереотип. Типы нервной системы и индивидуальность исполнителя. Пение как вид мышечного движения или как рефлекторный акт (условно-рефлекторная сущность вокально-технических навыков). Отбор исполнительских приемов и связь с развитием музыкального мышления. Техника пения и её связь с исполнительской задачей. Схема процесса обучения с точки зрения физиологии по Павлову.


  1   2   3

  • Цель и задачи дисциплины Целью
  • Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения дисциплины студент должен знать
  • 4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
  • Всего (часов) 108 72 36
  • 5.Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования)
  • 5.1. Содержание дисциплины Тема 1.