Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины «История Монголии»




Скачать 344.88 Kb.
Дата07.07.2017
Размер344.88 Kb.
ТипРабочая программа

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


Институт стран Азии и Африки

Утверждаю Директор ИСАА МГУ


«___» __________________ 2011 г



Рабочая программа учебной дисциплины

«История Монголии»

(History of Mongolia)

Направление подготовки

032100 – Востоковедение и африканистика


Профиль подготовки

Социально-экономическое развитие стран Азии и Африки

Языки и литература народов Азии и Африки

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения – очная
2011


  1. Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление об основных закономерностях и особенностях исторического процесса Монголии, о специфике этого процесса в сравнении с другими странами и регионами.




  1. Задачи курса:

- ввести студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

- ознакомить студентов с культурно-историческим своеобразием Монголии;



- сформировать систематизированные знания по монгольской истории;

- выработать у студентов навыки получения, анализа и обобщения исторической информации;



3. Результаты освоения курса:

В результате изучения курса студент должен:

Приобрести:

А) Общекультурные компетенции:


  • обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов;

  • самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований основных процессов, связанных с историей Монголии;

  • быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов в области исследования истории Монголии;

  • уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные по истории Монголии.


Б) Профессиональные компетенции:

  • приобрести профессиональное понимание особенностей монгольской истории;

  • овладеть умением соотносить исторические, политические, социальные, экономические и цивилизационные закономерности, факторы, тенденции истории Монголии с основными этапами мировой истории и истории сопредельных регионов;

  • сформировать навыки профессионального анализа и экспертной оценки событий, связанных с историей Монголии, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки;

  • сформировать способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в Монголии, в кочевых обществах Центральной Азии и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.



В) В результате обучения студент должен:

Знать: движущие силы и закономерности исторического процесса; теории и методы исторической науки; основные этапы и ключевые события истории Монголии; выдающихся деятелей монгольской истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории Монголии; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; использовать полученные знания для оценки и анализа различных тенденций, фактов и перспектив развития Монголии в Азии и в мире в целом.

Владеть: понятийным аппаратом исторической науки; навыками восприятия и анализа источников и текстов, связанных с историей Монголии, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

4. Краткое содержание курса

В рамках курса рассматриваются основные события, этапы и процессы монгольской истории с древности и до наших дней; изучаются основные источники по истории Монголии и исследования отечественных и зарубежных ученых-историков. Особое внимание уделяется специфике истории монголов как кочевого народа, анализируются особенности возникновения государственности у кочевников, ключевые аспекты их социально-экономической и культурной жизни. История Монголии рассматривается в тесной взаимосвязи с историей сопредельных стран и регионов, особое внимание уделяется истории российско-монгольских отношений. Дается характеристика роли кочевых народов Центральной Азии (монголов и их предшественников) в истории Евразии. Подробно освещаются проблемы новейшей истории Монголии, которые даются в широком международном контексте.



5. Место дисциплины в структуре подготовки:

а) Курс занимает важное место в системе учебных дисциплин и является одним из основных курсов при подготовке филологов-монголоведов и экономистов-монголоведов.

б) Курс рассчитан на студентов-бакалавров ИСАА 2 и 3 годов обучения (3-5 семестры). Курс является вариативной частью профессионального цикла. Трудоемкость базового модуля составляет 72 часа.
6. Структура курса


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

72

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:




Лекции

36

Семинары




Самостоятельная работа

36

В том числе:




Творческая работа (эссе)

12

И (или) другие виды самостоятельной работы

24

Вид промежуточного контроля

Зачет

Вид итогового контроля

Экзамен

7. Содержание дисциплины

Одна из особенностей курса «История Монголии» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать учащимся комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли Монголии в мировой истории, а также влиянии последней на ход исторического развития Монголии.


7.1 Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий




Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

1

Монголия с древнейших времен до начала XX вв.

36







1.1

Введение: основное содержание курса

2







1.2

Источники и историография

2







1.3

Племенные союзы и государственные образования (конец Ш в. до н.э. - начало ХII в. н.э.)

2







1.4

Чингис-хан и образование единого монгольского государства

4







1.5

Монгольская империя при преемниках Чингис-хана

6







1.6

Религия и культура монголов в средние века


4







1.7

Монголия в период «малых ханов» (XIV-XVI вв.)

4







1.8

Распространение буддизма в Монголии (конец XVI – начало XVII вв.)

4







1.9

Монголия в составе империи Цин

(вторая половина XVIII - 1911 гг.).



4







1.10

Монголо-российские отношения

2







1.11

Теократическая монархия (1911-1924)

2







2

Монголия в XX веке

32






2.1

Революция 1921 г.


6






2.2

Монголия в период провозглашения республики.

8






2.3

МНР до и во время второй мировой войны (1925-1945)

8







2.4

МНР в 1946-1960 гг.


4







2.5

МНР в 1960-80 гг.

6










3

Монголия на рубеже веков

36







3.1

Демократические реформы 1989-1992 гг.


4







3.2

Политическое устройство и политическая жизнь в современной Монголии

6







3.3

Социальная трансформация монгольского общества

8







3.4

Экономические реформы 1990-х и 2000-х гг. и их последствия


8







3.5

Монголия в системе международных отношений

4







3.6

Изменения в культурной и религиозной жизни Монголии в 1920-1980-е гг.

6








7.2. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины


  1. МОНГОЛИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВВ.

Тема 1. Введение: основное содержание курса

Общая характеристика курса, его цели и задачи, требования к усвоению материала.

Общее и особенное в историческом развитии Монголии. Географическая среда, гео- и этнополитические факторы. Номадизм - основа материальной и духовной (с XVII в. наряду с буддизмом) культуры монгольских народов. Монголия - очаг великих переселений племен и народов и источник глобальных изменений в Евразии.
Тема 2. Источники и историография

Археологические находки. Данные исторической этнографии. Упоминания о монгольских племенах в китайских источниках. Записки Марко Поло, Плано Карпини, свидетельства францисканских миссионеров, китайские, арабские, персидские, армянские, русские, европейские данные о монголах. «Сокровенное сказание монголов» как источник по средневековой истории монголов. «История монголов» Рашид ад-Дина. Монгольские аймаки в документах Цинской администрации. Сочинения европейских и русских путешественников, донесения дипломатов и записки сотрудников царской администрации. Материалы по истории русско-монгольских отношений. Сочинения очевидцев исторических событий. Труды христианских миссионеров. Работы монгольских общественных деятелей и писателей начала XX в. Произведения литературы и искусства. Материалы съездов МНРП. Статьи и книги представителей монгольской интеллигенции, в том числе и оппозиции. Статистические сборники и периодические издания. Аудиовизуальные материалы и интернет-ресурсы.

Причины возникновения и процесс становления монголоведения как науки. Основные этапы развития монголоведения в России. Основатели российского монголоведения: А.М. Позднеев, Г. Цыбиков, Б.Я. Владимирцов, В.Л. Котвич, Н.Н.Поппе, А.В.Бурдуков, С.А.Козин и др.

Советское монголоведение. История монголоведения на Западе, основные центры и ведущие монголоведы (Р. Рупен, О. Латтимор, Ч. Бауден, К. Атвуд и др.). Монголоведение в Монголии и его специфика. Исследования по Монголии в Китае, Республике Корея, Японии. Монголоведение на рубеже XX-XXI веков: состояние, узловые проблемы, «белые пятна», дискуссионные вопросы и перспективы.



Тема 3. Племенные союзы и государственные образования (конец Ш в. до н.э. - начало ХII в. н.э.)

Племенной союз хунну (сюнну) (конец III в. до н.э. - середина П в.). Образование и этапы политической истории. Шаньюй Модэ (209 - 174), его реформы и военные успехи. Таласская битва (36 г. до н.э.). Хунну в Ш-V вв. Миграция на Запад.

Племенной союз сяньби (П-Ш вв.). Образование и распад на объединения племен муюн и тоба.

Жужаньский каганат - первое государственное образование в Монголии (IV-VI вв.).

Проблема государственности у кочевников. Образование каганата (вт. пол. IV в.). Границы, административное устройство, система правления. Поражение от коалиции восставших тюркских племен и самоубийство кагана. Откочевка на Запад.



Тюркский каганат (VI-VIII вв.). Тюркские племена и образование каганата (555 г.). Экономика, торговля и социальная структура. Армия и ее вооружение. Господство в Центральной Азии и распад на западную и восточную части в конце VI в. История упадка и гибели каганата под ударами уйгуров (716-745). Культура тюрков.

Уйгурское ханство (VШ-IХ вв.). Особенности экономики и культуры; земледелие, внешняя торговля; уйгурский алфавит, манихейство, буддизм, христианство. Восстание киргизов и распад ханства.

Империя Ляо (X - начало XII вв.). Елюй Амбагян и образование раннего государства. Политическое устройство и экономика. Религия и культура. Введение нового календаря и объявление государства Великим Ляо. Борьба с империей Сун (960-1079 гг.). Чжурчженьско-киданьская война и ее последствия.

Общее в развитии социальной структуры и политических традиций кочевых обществ в домонгольский период (VI-ХП вв.)


Тема 4. Чингис-хан и образование единого монгольского государства (1189-1206)

Проблема этногенеза монголов. Государственное образование - Хамаг Монгол улус. Темучжин (1162-1227), его детство и юность. Борьба за власть и провозглашение великим ханом. Реформы. Яса. Завоевательные походы и образование Монгольской империи. Военные успехи монголов и их причины. Смерть Чингис-хана и его захоронение. Оценка роли Чингис-хана в истории Монголии и всемирной истории. Культ Чингис-хана в современной Монголии.



Тема 5. Монгольская империя при преемниках Чингис-хана

Границы империи: четыре улуса сыновей Чингис-хана: Джучи, Чагатая, Угэдэя, Тулуя. Внутренняя политика «великих ханов»: административная и финансовая реформы; упорядочение управления и налогообложения; организация почтовой связи, развитие караванной торговли и т.д. Каракорум - столичный город, политический центр империи. Продолжение «покорения мира»: основание Золотой Орды и образование государства Ильханов. Хубилай (1215-1294 гг.) и начало войны за покорение всего Китая.

Усиление центробежных тенденций, рост сепаратизма и самовластия правителей монгольских улусов. Распад империи на ряд самостоятельных государств и его причины.

Монгольская династия Юань в Китае (1271-1368 гг.). Провозглашение Хубилая великим ханом. Перенос столицы империи и провозглашение династии Юань. Внутренняя и внешняя политика Хубилай-хана (1271-1294 гг.), окончательное завоевание Китая, походы на Корею, Вьетнам, Бирму, Японию, Яву. Юаньская империя при преемниках Хубилая (1295-1311 гг.). Борьба двух тенденций в управлении Китаем: традиционно-монгольской и монголо-китайской. Монголо-тибетские отношения и буддизм. Крестьянские восстания в Китае и изгнание монголов. Причины падения Юаней.

Общая характеристика периода Монгольской империи, его значение в истории Евразии. «Средневековая глобализация».
Тема 6. Религия и культура монголов в средние века

Материальная культура; поселения и города в период империи.

Духовная культура: традиционные верования монголов и феномен веротерпимости, несторианство, принятие буддизма. Устное народное творчество (улигэры, магтаалы, хараалы); письменность и обучение грамоте; квадратное письмо. Переводы литературы Индии, Китая, Тибета; письменные историография и право. Общие черты культуры монголов.
Тема 7. Монголия в период «малых ханов» (XIV-XVI вв.)

Общая характеристика периода: экономический застой и политическая раздробленность. Их причины. Социальная структура: нойоны и араты. Политико-административное устройство. Политическая история: отношения с династией Мин (1368-1644) и борьба западных (ойратов) и восточных (халха) монголов за великоханский престол и объединение страны. Последний всемонгольский правитель – Даян-хан (Бату Мункэ, 1464-1543). Разделение на ханства и княжества Северной (Халха) и Южной Монголии.


Тема 8. Распространение буддизма в Монголии (конец XVI – начало XVII вв.)

Проблема терминологии: «буддизм» и «ламаизм». Тибетский буддизм, его основные школы и направления. Особенности вероучения. Поход на Тибет Сэцэн хунтайджи (1540-1586) и знакомство с буддизмом. Первые проповедники; встречи Алтан-хана Тумэтского (1507-1582) с Далай-ламой Содном Джамцо в 1578 г. Официальное принятие буддизма им, а также Абатай-ханом и другими влиятельными правителями Монголии, перевод и распространение сутр, первые монастыри и ламы. Эрдэни-цзу - первый монастырь на монгольской территории (1587 г.). Увеличение численности монахов, рост экономического потенциала и политического влияния сангхи.


Тема 9. Монголия в составе империи Цин (вторая половина XVIII - 1911 гг.)

Образование маньчжурского государства и начало его экспансии. Монгольская политика маньчжурского двора. Лигдэн-хан Чахарский (1604-1634 гг.), правление и борьба с маньчжурскими императорами Нурхаци и Абахаем. Переход части южномонгольских князей на сторону маньчжуров. Распад Чахарского ханства и гибель Лигдэна. Подчинение Южной Монголии. Антиманьчжурский съезд ойратских и халхасских правителей 1640 г. Его результаты. Усиление вмешательства Цинов во внутренние дела Халхи. Междоусобица и ойрато-халхасская война. Долоннорский съезд и принятие Халхой маньчжурского подданства. Превращение Халха-Монголии в плацдарм для борьбы с Джунгарским ханством (1634-1758). Основные вехи истории этого ханства в ХVII в. Борьба против маньчжуров всеойратских ханов - Цэвэн Равдана и Галдан-Цэрэна. Ослабление ханства и оккупация страны в 1755 г. Восстание Амурсаны (1722-1757) и Чингунжаба (?- 1757) и его подавление. Окончательная ликвидация Джунгарского ханства. Причины поражения монголов и его последствия.

Различия в положении Внутренней и Внешней Монголии. Политика Цинов в отношении Халхи и ее эволюция. Государственно-административное устройство и система управления. Социальное устройство. Основы экономики и изменение в социально-экономической инфраструктуре со второй половины XIХ в. Китайский торгово-ростовщический, русский купеческий и прочий иностранный капитал в Монголии. Курс Цинов в начале XX в. на земельную колонизацию Монголии. Антикитайские выступления. Тайное совещание у Богдо-гэгэна в июле 1911 г. и миссия Хандадоржи в Санкт-Петербурге. Позиции сторон и действия российской дипломатии в Пекине и Урге. Синьхайская революция. Действия мятежных князей и лам и ликвидация маньчжурского господства в Монголии. Значение провозглашения независимости и восстановления государственности в 1911 г.
Тема 10. Монголо-российские отношения в ХVП - первой половине ХVШ вв.

Освоение Россией «новоприбыльных» земель и первые контакты с монголами. Обмен посольствами с ойратами (1608) и Алтан ханами северо-западной Монголии (1616, 1618, 1620). Экспедиция В. Колесникова в Забайкалье и установление отношений с Цэцэн-ханом Шолоем (1577-1650). Продвижение русских в Приамурье и связи с Тушету-ханом Чихунь-Доржи (1655-1698) и Занабазаром (1635-1723) в 60-80 гг. Церемония приема послов в Москве, в сибирских городах, в монгольских улусах. Позиции сторон на посольских переговорах. Их результаты. Торги в Тобольске, Таре и т.д. Взаимные подарки, «государево жалованье». Вмешательство Цинов и антирусские настроения среди части монгольских князей. Осада Селенгинска войсками Тушету-хана. Миссия Ф.А. Головина и заключение Нерчинского договора. Постепенное свертывание самостоятельных отношений Халхи с Россией в конце XVII в. Продолжение многосторонних связей с Джунгарским ханством. Кяхтинский и Буринский договоры. Общий характер монголо-русских отношений.

Открытие страны для российской торговли и промышленности. Русское консульство в Урге и втягивание страны в систему международных отношений в Восточной Азии. Раздел сфер влияния между Россией, Китаем и Японией.
Тема 11. Теократическая монархия (1911-1924)

Возведение на ханский престол Богдо-гэгэна VIII (1870-1924) и формирование им правительств. Очищение страны от маньчжуро-китайских войск и чиновников. Поддержка народных движений во Внутренней Монголии и Барге за присоединение к Внешней Монголии и дипломатическая борьба в 1912-1915 гг. за международное признание суверенитета и полной независимости.

Позиции России, Китая и других великих держав в «монгольском вопросе». Русско-монгольское соглашение 1912 г. Русско-китайская декларация 1913 г. и реакция монголов. Тройственные переговоры и заключение Кяхтинских соглашений о статусе Внешней Монголии.

Военная и финансовая реформы; мероприятия в области экономики и культуры. Предпарламент: высшая и низшая палаты. Богдо-гэгэн, его влияние и личность. Борьба светской и духовной аристократии. Социально-политическая нестабильность и кризисные явления 1916-1919 гг., их причины и проявления. Ввод войск в Ургу, ликвидация автономии и установление оккупационного режима. Значение этого периода в истории Монголии и его оценки в историографии.




  1. МОНГОЛИЯ В XX ВЕКЕ

Тема 1. Революция 1921 г.

Политическая ситуация в Монголии в 1920 - первой половине 1921 гг. Образование подпольной организации - Монгольской народной партии (МНП). Ее первоначальные цели и характер. Пребывание делегации МНП в России. Учредительный съезд МНП; образование Временного народного правительства. Программа МНП. Агитация и пропаганда. Формирование партизанских отрядов.

Унгерн фон Штернберг (1887-1921) в Монголии (октябрь 1920 - август 1921). Обострение обстановки к весне 1921 г. и начало революции. Официальное обращение Временного правительства к правительству РСФСР. Наступление Унгерна и его поражение. Поход советского экспедиционного корпуса и МНРА на Ургу. Вступление в столицу, формирование ЦК МНП, постоянного Народного правительства и провозглашение победы революции.

Оценки характера, движущих сил и значения революции 1921 г., роли ее вождей и руководителей - Д. Сухэ-Батора (1893-1923), X. Чойбалсана (1895-1952) Д.Бодо (1875-1922), Данзана (1873-1924).


Тема 2. Монголия в период провозглашения республики

Укрепление позиций новой власти, «Клятвенный договор» с Богдо-гэгэном. Первые шаги новой власти. Реформа местного самоуправления и реорганизация административного устройства. Социальные и административные меры. Организация Управления внутренней охраны и начало «красного террора». Убийство Джа-ламы. Первые жертвы репрессий.

Соглашение об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией и его значение. Реакция Китая, маневры советской дипломатии и их итог. Юридическая неопределенность международного статуса Монголии до 1946 г. «Тувинский» вопрос в монголо-советских отношениях. Экономическое соглашение 1923 г.

Роль В.И. Ленина, Коминтерна и его представителя Ринчино (1885-1937) в выборе МНП «генеральной линии на некапиталистическое развитие» (1924).

Смерть Богдо-гэгэна. I Великий Народный хурал и провозглашение Монгольской Народной Республики. Первая Конституция МНР, её особенности.
Тема 3. МНР до и во время второй мировой войны (1925-1945)

Дальнейшая ломка традиционных структур: реформы. Новые название, программа и устав партии (IV съезд МНП, 1925 г.). Антирелигиозная кампания, ее этапы и результаты.

Объявление войны Японии и участие МНРА в операции «Калганская стрела». Ялтинские соглашения, плебисцит 1945 г. и признание МНР гоминдановским Китаем.

Общие черты и особенности этого периода.


Тема 4. МНР в 1946-1960 гг.

Послевоенные изменения в мире и положение МНР. Дипломатические отношения с Китайской республикой, а затем с КНР, Индией, Индонезией. Связи со странами социалистического содружества.

Монголо-советские отношения. Соперничество СССР и КНР в Монголии и растущие объемы советской помощи. Первые монгольские пятилетки (1947-1951 гг.) и трехлетка (1958-1960): их итоги. Кооперирование аратских хозяйств (1955-1959 гг.), подъём целины и развитие земледелия. Реформа избирательной системы. Смена государственного и партийного руководства (1952, 1957). Конституция МНР 1960 г.
Тема 5 . МНР в 60-80-е годы.

Основные тенденции политического и социально-экономического развития страны в начале 60-х гг. Выход на широкую международную арену: прием в ООН (1961), полоса признаний державами Запада, членство и деятельность в ряде международных организаций и движений.

Четвертая программа МНРП (1965) и ее установки. Экстенсивный рост производства и начало экономической стагнации. Советско-монгольские горнорудные и другие предприятия. Гигантомания при растущей общей технико-экономической отсталости страны. Курс на многоотраслевую индустриализацию и урбанизацию и его негативные плоды. Неэффективность аграрной политики и капиталовложений в сельское хозяйство.

Правление Ю. Цеденбала (1916-1991) и его окружения в государстве и партии, первые проявления кризиса. Болезнь генсека и его «добровольная» отставка. Новое руководство и прежняя политика. Перестройка в СССР и ее влияние на политическую ситуацию в Монголии. XIX съезд МНРП (1986) и 5-ый Пленум ЦК МНРП (1987): курс на реформы во имя сохранения монополии на власть. Агония политической системы.





  1. МОНГОЛИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Тема 1. Демократические реформы 1989-1992 гг.

Взрыв народного недовольства и острый политический кризис в конце 1989 - начале 1990 гг., его причины и проявления. Уход в отставку партийного и государственного руководства. XX (чрезвычайный) съезд МНРП. Победа демократической революции 1989-1990 гг. Ликвидация монополии МНРП на власть и образование многопартийной системы. Новая Конституция Монголии 1992 г. Объявление Монголии парламентской республикой. Обновление МНРП и ее победа на первых свободных выборах 1993 г. Выборы президента республики.



Тема 2. Политическое устройство и политическая жизнь в современной Монголии.

Однопартийное правительство Жасрая и начало коренных преобразований в экономике и социальной сфере. Визит президента П. Очирбата в Москву и заключение российско-монгольского соглашения о дружественных отношениях и сотрудничестве от 1993 г. Парламентские выборы 1996 г. и победа Демократической коалиции «Демсоюз». «Демократы» у власти. Новый президент от МНРП – Н. Багабанди. США, Япония, Германия, Республика Корея – спонсоры демократических преобразований в Монголии. Российско-монгольские отношения в п.п. 90-х гг.

Парламентские выборы 2000 г. и возвращение к власти МНРП. Правительство Н. Энхбаяра и его программа. Визит Путина (2001) в Улан-Батор; Энхбаяра (2003) в Москву и укрепление российско-монгольских отношений. Внешнеполитические ориентиры: концепция «третьего соседа». Парламентские выборы 2004 г., президентские выборы 2005 г.: их результаты и последствия. Внутриполитический кризис 2006 г. и его преодоление.
Тема 3. Социальная трансформация монгольского общества.

Изменения в социальной структуре монгольского общества и их причины. Социальные проблемы и меры по их преодолению, результаты. Социальные программы политических партий Монголии. Участие международных организаций в решении социальных проблем.


Тема 4. Экономические реформы 1990-х и 2000-х гг. и их последствия.

Постепенное преодоление экономического кризиса 1990-1993 гг. Экономические программы МНРП и демократов. «Шоковая терапия» и ее последствия. Приватизация госпредприятий. Разработка месторождений полезных ископаемых, привлечение зарубежных инвестиций. Проблема экологии и защиты уникальной монгольской природы.


Тема 5. Монголия в системе международных отношений.

Концепция внешней политики Монголии. Монголо-российские и монголо-китайские отношения. Концепция «Третьего соседа». Монголо-американские отношения. Связи со странами Евросоюза. Монголия в АТР. Участие в международных организациях.



Тема 6. Изменения в культурной и религиозной жизни Монголии в 1920-1980-е гг.

Религиозная и культурная политика МНРП в 1920-30-е гг. Влияние СССР на культурные процессы в Монголии: переход на кириллицу, контакты между представителями советской и монгольской интеллигенции и творческой элиты. Возрождение буддизма в Монголии как элемента национальной культуры: открытие монастыря Гандан, создание Буддийского университета.

Становление монгольского театра, искусства, литературы. Виднейшие деятели монгольской культуры и искусства.

Формирование новой религиозной ситуации в Монголии и основные культурные тенденции на рубеже веков. Новые религиозные движения и миссионеры в Монголии, причины их популярности. Возрождение автохтонных верований и буддизма в Монголии. Ислам в Монголии. Влияние массовой западной культуры на монголов.



8. Оценка качества освоения дисциплины (системы оценивания для текущей и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  • тестирование,

  • контрольные работы студентов,

  • творческая работа,

  • итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:


  1. выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

  2. указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

  3. определение хронологической последовательности;

  4. установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

  5. группировка исторической информации по указанному признаку;

  6. определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных часов.



Контрольные вопросы


  • Как осуществлялось взаимодействие кочевых народов с оседлыми соседями?

  • В чем причины миграций кочевников на Запад?

  • Что объединяло племенные союзы и государственные образования домонгольского периода? Чем они отличались?

  • Кто был основным претендентом на власть в степи и главным соперником Темучжина?

  • Чем объяснить военные успехи монголов?

  • Чем Монгольская империя отличалась от прежних кочевых государств, а что было общего?

  • Чем объяснить религиозную терпимость монгольских ханов?

  • Чем знаменательно правление хана Хубилая?

  • Какие страны Азии монголам так и не удалось завоевать и почему?

  • Как осуществлялось управление Китаем во времена монгольской династии Юань?

  • Каково значение монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов и государств Евразии?

  • Какие попытки объединения Монголии предпринимались в XIV-XVI вв.? В чем причины их краха?

  • В чем суть теории «двух законов»? Кто ее автор?

  • Как развивались русско-монгольские отношения в XVII-XVIII вв.?

  • На какие группы делились араты в период цинского правления?

  • Кто такие хубилганы и какое место они занимали в составе буддийской сангхи Монголии?

  • Каким образом в Монголии появился институт джэбцзун-дамба-хутухт, и какую роль он играл в истории страны?

  • В чем заключался «монгольский вопрос» в начале XX в.?

  • Какую роль играли буддийские монастыри в Монголии?

  • Что такое панмонголизм?

  • Каковы итоги Кяхтинского соглашения?

  • В чем заключались первоначальные цели Монгольской народной партии?

  • Какие буддийские образы, символы и мифы использовали барон Унгерн и Джа-лама в своей деятельности?

  • Кто были подлинные руководители революции 1921 г.?

  • Что было основным препятствием на пути революционных преобразований в Монголии и почему?

  • Какие были основные идеологические течения в МНРП?

  • Какую роль играл Коминтерн в событиях 20-х гг. в Монголии?

  • В чем был смысл антирелигиозной кампании 30-х гг.?

  • Как можно охарактеризовать период правления Ю. Цэдэнбала?

  • Как МНРП удалось сохранить место ведущей политической партии в Монголии?

  • Представителями каких партий были первые монгольские президенты?

  • Как менялись российско-монгольские отношения после 1990-го года?

  • Какие иностранные деятели принимали активное участие в возрождении буддийской сангхи в Монголии?

  • В чем причины популярности христианства среди монголов?

  • В чем выражается культ Чингис-хана в современной Монголии?

  • В чем главное значение визита В.В. Путина в Монголию?


Примерный перечень вопросов к зачету по периоду истории до начала XX века
1. Периодизация истории Монголии.

2. История Монголии как часть истории Центральной Азии.

3. Источники по истории Монголии в древности, в новое и новейшее время.

5. Племенные союзы и государственные образования на территории Монголии в домонгольский период.

6. Образование и распад Хамаг Монгол Улус.

7. Борьба за объединение монгольских племен в XII в.

8. Хозяйственное и социальное устройство монгольских племен в XII в. Преобразования Чингис-хана.

9. Причины, основные направления, ход и результаты монгольских завоеваний.

10. Роль Чингис-хана в монгольской истории.

11. Монгольская империя, ее создание, устройство, причины распада.

12. Монголы в Китае: Династия Юань. Религиозная политика Хубилай-хана.

13. Значение монгольских завоеваний и место Монгольской империи в истории Евразии.

14. Распространение буддизма среди монголов в XVI-XVII вв.

15. Монголия в период противоборства Манчжурии и потери независимости (1616-1758).

16. Буддийская сангха в Монголии в XVII - начале XX вв., ее роль в общественной и политической жизни страны.

17. Теократическая монархия Богдо-гэгэна.


Примерный перечень вопросов к зачету по истории Монголии в XX веке
1. Революция 1921 г., ее лидеры, характер, итоги.

2. Реформы 20-х гг. и ломка традиционных структур в Монголии.

3. Внутриполитическая борьба в МНРП в 20-е – начале 30-х гг.

4. Антирелигиозная кампания конца 20-х – 30- х гг., ее ход и последствия.

5. Монголо-советские отношения в 40-60-е гг.

6. Правление Ю.Цэдэнбала, основные события, специфика этого периода монгольской истории.

7. Монголия в 1980-е гг., характеристика политического и экономического развития.
Примерный перечень вопросов к зачету по периоду истории Монголии на рубеже веков


  1. Реформы 90-х гг., их суть и последствия.

  2. МНРП в 1990-2000 гг.

  3. Социальная трансформация монгольского общества после 1990 г.

  4. Экономические реформы и их последствия.

  5. Демократические партии и движения современной Монголии.

  6. Первые президенты Монголии, особенности их биографии и политические взгляды.

  7. Монголия в системе международных отношений.

  8. Место и роль кочевого скотоводства в современной Монголии.

  9. Религиозная ситуация в современной Монголии. Традиционная и массовая культура. Культ Чингис-хана.


Тестовые задания



  1. Племенной союз хунну складывается:

О в конце III в. до н.э. О в начале II в. н.э.

О в III в. н.э. О в I в. до н.э.



  1. 555 год – это год:

О смерти Таньшихуая О образования Тюркского

каганата


О распада державы сяньби О Таласской битвы


  1. Перечислите основные монгольские племена, с которыми воевал Чингисхан _______________________________________________________________________

  2. Вечное Синее Небо даровало хану власть над:

О- всеми монгольскими О- всеми кочевыми

племенами племенами

О- всем миром О- своим родом


  1. Расположите в хронологической последовательности следующих ханов:

О Мункэ О Угэдэй

О Гуюк О Хубилай




  1. Своих максимальных размеров Монгольская империя достигла при:

О Чингисхане О Хубилае

О Угэдэе О Мункэ





  1. Первый буддийский монастырь в Монголии:

О Гандан О Амарбаясгалант

О Эрдэнэ-цзу О Дайшчойлин





  1. Занабазар не был:

О выдающимся скульптором О первым Богдо-гэгэном

О автором алфавита соёмбо О автором квадратного

письма


  1. Кяхтинское соглашение определило:

О независимость Халха Монголии О автономию Халха Монголии
О включение Халха Монголии О отделение Халха Монголии

в состав Китая от Внутренней Монголии



  1. В начале XX в. в Монголии было:

    • более 700 буддийских храмов и монастырей

    • от 200 до 250 буддийских храмов и монастырей

    • 976 буддийских храмов и монастырей

    • не более 150 храмов и монастырей




  1. Подданные высших лам, обеспечивавшие экономическое благосостояние монастыря, назывались:

О хутухтами О шабинарами

О хубилганами О хувараками



  1. Теократическая монархия в Монголии просуществовала до:

О 1919 года О 1921 года

О 1924 года О 1915 года




  1. Впишите недостающий аймак:

О Дзасакту-хановский О Сайн-нойоновский

О Тушету-хановский О __________________



  1. Основной орган Цинского аппарата, контролировавший Монголию, назывался:

О Монгольский ямынь О Лифаньюань

О Лифань бу О все перечисленное



  1. Перечислите основные города Монголии в начале XX в.

_______________________________________________________



  1. «Клятвенный договор»:

О ограничивал политические права Богдо-гэгэна

О утвердил автономию Монголии

О лег в основу Устава МНП

О положил начало советско-монгольским отношениям




  1. Название «Монгольская народная республика» просуществовало с:

О 1921 по 1991 гг. О 1924 по 1992 гг.

О 1921 по 1992 гг. О 1924 по 1991 гг.



  1. Монголия была принята в ООН в:

О 1945 г. О 1948 г.

О 1961 г. О 1956 г




  1. С 1990 по 1996 гг. у власти в Монголии находилась:

О МНРП О МДП

О МНДП ОМСДП



  1. «Третий сосед» Монголии это:

О США

О Япония


О Республика Корея

О собирательное название для разных стран и международных организаций




  1. Главой буддийской сангхи Монголии в 1990-е гг. был:

О Халха Джэбзцун-дамба IX О хамбо-лама монастыря Гандан

О Бакула-ринпоче О Богдо-гэгэн IX


9. Образовательные технологии

Проводятся лекционные занятия, а также применяются активные формы обучения: дискуссионное обсуждение лекционных вопросов на семинарах, выполнение тестовых заданий, написание аналитических эссе.


10. Материально-техническое обеспечение

Для чтения курса необходимы компьютеры для демонстрации исторических карт Монголии и региона в целом.


11. Учебно-методическое обеспечение курса

А) Основная литература

На русском языке:

  1. Белов Е.А. Россия и Монголия в начале ХХ века (1911-1919 гг.). – М.,: ИВ РАН, 1998. – 235 с.

  2. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. - Л.: Востлитиздат, 1934. – 223 с.

  3. Гольман М.И. Монголоведение на Западе. – М., 2004. – 180 с.

  4. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Буддийский мир. – М., 1994. – С. 3-25.

  5. Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. – М.: Восточная литература, 1957. – 300 с.

  6. История Монгольской Народной Республики. Издание третье. – М., 1983. – 661 с.

  7. История Монголии: XX век. – М., 2007.

  8. История социалистической экономики МНР. – М.: Наука, 1987. – 375 с.

  9. Козин С.А. Сокровенное сказание монголов. Хроника 1240 г. - М.-Л., 1941. – 619 с.

  10. Кошкин А.А. Как готовился Халхин-Гол // Новая и новейшая история. – 1988. - № 6. – С. 42-55.

  11. Крадин Н.Н. Империя Хунну. - Владивосток, 1996. – 164 с.

  12. Крадин Н.Н. Кочевые общества. – Владивосток, 1992.

  13. Крадин Н.Н. Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. – М., 2006.

  14. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997.

  15. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976

  16. Лузянин С.Г. Россия – Монголия – Китай в первой половине ХХ в. Политические взаимоотношения в 1911-1946 гг. – М.: ИДВ РАН, 2000. – 268 с.

  17. Майский И.М. Монголия накануне революции. – М.: Востлит, 1960. – 301 с.

  18. Надиров Ш.Г. Цеденбал. 1984 год. – М.: Востлит РАН, 1995. – 189 с.

  19. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. – 492 с.

  20. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XIII и XIVвв. // Филология и история монгольских народов. – М., 1958. – С. 333-345.

  21. Россия и Монголия. Новый взгляд на историю взаимоотношений в ХХ веке. – М.: ИВ РАН, 2001. – 276 с.

  22. Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921-1940 гг.). – М.: ИВ РАН, 1999. – 325 с.

  23. Хара-Даван, Эрэнжэн. Чингис-хан как полководец и его наследие. - Элиста, 1991. – 231 с.

  24. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. - М.: Наука, 1987. – 235 с.

  25. Яскина Г.С. Монголия: смена моделей развития. - Москва: АПК РАН, 1994. – 364 с.

  26. Bawden Ch. Modern History of Mongolia. - London, 1968. – 615 р.

  27. Barfield T. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 BC to AD 1757. Cambridge. 1992

  28. Lattimore O. Nationalism and Revolution in Mongolia. - New York, 1955. – 186 p.

  29. Lattimore O. Nomads and Commissars. Mongolia revisited. – New-York: Oxford Univ. Press. 1962. - 233 p.

  30. Morozova I.Y. The Comintern and Revolution in Mongolia // Cambridge: White Horse Press, 2002. – 96 p.

  31. Moses L.W. The Political Role of Mongol Buddhism. - Indiana University: Uralic Altaic Series, 1977. - vol. 133. – 350 p.

  32. Rupen R. Mongols of the XXth century. - Bloomington, 1964. – 361 р.



Б) Дополнительная литература


  1. Ендон Д. Антифашистская коалиция и МНР // Международная жизнь. – 1995. - №7. – С. 31-35.

  2. Табак Ф. Ars Longa, Vita Previs? Pax Mongolica в геоисторической перспективе // Афро-азиатский мир: региональные исторические системы и капитализм. - Москва: ИНИОН РАН, 1999. – С. 27-35.

  3. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. - Новосибирск, 1981. - Т. 2. – 240 с.

  4. Ширендыб Б. История Монгольской народной революции 1921 г. – М.: Востлит, 1971. – 399 с.

  5. Шинкарев Л. Цеденбал и Филатова. – М. – Иркутск, 2004.

  6. Юзефович Л. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штенберга. – М., 1993. – 271 с.

  7. Баабар Б. ХХ зууны Монгол: нYYдэл, суудал, гарз олз. - Улаанбаатар, 1995. – Боть 1. – 531 х.

  8. Бат-Очир Л. Туухийн унэний эрэдэл. -Улаанбаатар, 1999. – 465 х.

  9. Хорьдугаар зууны Монгол. - Улаанбаатар, 1995. – 185 х.

  10. Atwood Ch. P. Buddhism and popular ritual in Mongolian religion // History of religions. - The University of Chicago press. - November, 1996. - Vol. 36. № 2. – P. 123-134.

  11. Humphrey C. and Sneath D. The End of Nomadism? Durham, NC, 1999

  12. Mongolia in Transition. Old Patterns. New Challenges, edited by Ole Bruun and Ole Odgaard. – CURZON, 1996. – 272 p.

  13. Rupen R. How Mongolia is really ruled. A political history of the MPR, 1900-1978. - Cаlifornia, 1966. – 226 p.



В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Восточная литература (источники) http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/mongol.html

Центральноазиатский исторический сервер http://www.kyrgyz.ru/

Библиотека сайта http://www.hamagmongol.narod.ru

Monumenta Altaica http://altaica.ru/
Г) периодические издания

Азия и Африка сегодня

Восток «Oriens»

Проблемы Дальнего Востока

Вопросы истории
Д) Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:



  • логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведение научных дискуссий;

  • развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

  • осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

  • получение, обработка и сохранение источников информации;

  • преобразование информации в знание, осмысление процессов, событий и явлений в Монголии и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Проверка выполнения заданий осуществляется с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ, а также на итоговых зачетах и экзаменах.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.



Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.


Разработчики:

Институт востоковедения РАН

д.и.н., г.н.с.-конс.

Гольман М.И.

ИСАА МГУ

к.и.н., ст. н. сотр.

Сабиров Р.Т.












Эксперты:


ИСАА МГУ