Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебной дисциплины ен. В. 01 «современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста»




Скачать 468.81 Kb.
страница1/2
Дата29.06.2017
Размер468.81 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Факультет журналистики Кафедра электронных средств массовой информации и рекламы «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _________________ А.Ю. Александров «30» августа 2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.В.01 «СОВРЕМЕННЫЕ МОБИЛЬНО-ЦИФРОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА» Специальность 030601 – «Журналистика» Квалификация (степень) выпускника 65 – журналист Форма обучения – очная Учебный план 2010 года приема Цикл дисциплин – общие математические и естественнонаучные Компонент цикла дисциплин – по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) Курс – 1 Семестр – 1-2 Всего часов – 268 Чебоксары - 2010 Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030601 - Журналистика (код ОКПО - 021400) 030601.65, утвержденного 10.03.2000 г. № 686, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным проректором по учебной работе 17.05.2010 г. СОСТАВИТЕЛЬ: доктор исторических наук, доцент А.А. Данилов ОБСУЖДЕНО: на заседании кафедры электронных средств массовой информации и рекламы «30» апреля 2010 г., протокол № 8. заведующий кафедрой Л.А. Будниченко ОДОБРЕНО: методической комиссией факультета журналистики «27» августа2010 г., протокол № 10. декан факультета А.П. Данилов СОГЛАСОВАНО: начальник учебно-методического управления М.Ю. Харитонов I. Организационно-методический раздел. 1.1. Цель и задачи учебной дисциплины. Цель учебной дисциплины «Современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста» – познакомить слушателей с современными электронными средствами журналиста, обучить навыками их владения и использования в практической деятельности. Задачи изучения дисциплины. Программа изучения дисциплины призвана обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом: - познакомить студентов с современным инструментарием технических средств журналиста, - рассмотреть системы управления контентом как формы организации сетевого электронного средства массовой информации, - приобретение навыков в области поиска, подготовки и использования различных типов материалов, их обработка в современных компьютерных программах, - изучить возможности хранения и передачи информации. 1.2. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Учебная дисциплина «Современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста» относится к компоненту цикла дисциплин – по выбору студента, устанавливаемого вузом (факультетом) и рассчитана на студентов первого курса факультета журналистики. В настоящее время становление информационного общества характеризуется активным повсеместным внедрением современных информационно-коммуникационных новаций. Для профессиональной деятельности студентам необходимы знания в области возможностей, которые предоставляют современные мобильно-цифровые технологии. В этой связи подготовка журналистов требует иных подходов: изучения студентами новых курсов, чтения дисциплин, знакомящих с открывшимися возможностями работы журналиста. Изучение дисциплины направлено на достижение выпускником – специалистом в области средств массовой информации – способности сочетать профессиональные журналистские навыки с знаниями современных мобильно-цифровых электронных средств журналиста, умение применять их в журналистской практике. Обладая гуманитарными знаниями, он должен уметь работать с электронными средствами, постоянно расширяя их возможности в использовании СМИ, формируя самостоятельное поле современной журналистики. Дисциплина «Современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста» позволяет получить современную, творческую и востребованную на современном рынке труда профессию, способную ориентироваться в современном информационном пространстве. Студенты должны иметь знания в объеме курса «Информатика и современные компьютерные технологии», «Компьютерные технологии в журналистике», «Техника и технология СМИ», включая навыки работы с компьютером, иметь представление об Интернете. Знания, полученные студентами в результате изучения курса «Современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста», углубляются в ходе соответствующих дисциплин специализаций по различным направлениям журналистики. Полученные знания являются подспорьем для освоения студентами журналисткой профессии в процессе прохождения производственных практик, работы в творческих студиях. 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: – возможности современных информационных технологий; – современную технику и новейшие цифровые технологии, используемые в печати, телевидении, радиовещании, интернет-СМИ, мобильных медиа; – базовые принципы разработки концепции, модели издания, теле- или радиопрограммы, рубрики, методы их анализа; – структуру существующих источников информации, возможности архивов, электронных каталогов и баз данных, методы поиска информации, уметь работать в сети; – современные тенденции дизайна и инфографики в СМИ. Уметь (владеть): - работать с различными программными средствами и в Интернете, с базами данных и использовать интернет-ресурсы; – оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые и другие изобразительно-выразительные средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами, стандартами и технологическими требованиями в разных жанрах; - использовать полученные знания в связи с профессиональной деятельностью; – навыками работы в условиях конвергентной журналистики – подготовка медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, аудиовизуальной, фото, графической и т.п.) для размещения на различных мультимедийных платформах; – редактировать различные материалы для СМИ , используя современные технологии; – Владеть методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета, от информационных агентств, аудитории, органов управления, неправительственных организаций, служб изучения общественного мнения, рекламных и ПР-агентств и т.д. и уметь в рамках должностных обязанностей выполнять такие виды работ; – использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь. II. Содержание дисциплины 2.1. Разделы дисциплины № пп Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Современные средства получения, ввода, обработки, сохранения и технологии передачи текстовой, графической, аудио-, видеоинформации в работе журналистов Определяется роль современных-мобильно-цифровых электронных средств журналиста в организации его деятельности, изучаются особенности ввода различных типов контента, программное обеспечение, используемое при обработке материалов, современные технологии, используемые при передаче информации, специфика творческого замысла и технического воплощения журналистского проекта, роль мобильно-цифровых электронных средств в структуре современной редакции, авторское право в цифровых технологиях и СМИ 2. Организация работы с системами управления контентом как формой сетевого электронного средства массовой информации Рассматривается технология производства сетевого издания, работа с различными типами информации, их адаптация под требования сетевого издания, определяется композиция, структура создаваемого проекта, изучается процесс форматирования, верстки, формы продвижения проекта в современном информационном пространстве 2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы №№ пп Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа Всего часов Семестр 5 Раздел «Современные средства получения, ввода, обработки, сохранения и технологии передачи текстовой, графической, аудио-, видеоинформации в работе журналистов» 1. Тема 1. Введение в блок курса «Современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста» 2 8 10 2. Тема 2. Мобильно-цифровые средства журналиста, их роль в организации его профессиональной деятельности 5 14 19 3. Тема 3. Особенности ввода различных типов контента 5 14 19 4. Тема 4. Программное обеспечение, используемое при обработке материалов 5 16 21 5. Тема 5. Современные технологии, используемые при передаче информации 5 15 20 6. Тема 6. Специфика творческого замысла и технического воплощения журналистского проекта 5 15 20 7. Тема 7. Роль мобильно-цифровых электронных средств в структуре современной редакции 5 15 20 8. Тема 8. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ 5 15 20 Раздел «Организация работы с системами управления контентом как формой сетевого электронного средства массовой информации» 9. Тема 9. Введение в блок курса «Работа с системами управления контентом» 2 8 10 10. Тема 10. Технология производства сетевого издания 6 16 22 11. Тема 11. Работа с различными типами информации, их адаптация под требования сетевого издания 6 16 22 12. Тема 12. Определение композиции, структуры создаваемого проекта 5 16 21 13. Тема 13. Процесс форматирования, верстки 6 16 22 14. Тема 14. Формы продвижения проекта в современном информационном пространстве 6 16 22 Итого 68 200 268 Вид промежуточной аттестации: зачет во 2 семестре. 2.3. Темы занятий и краткое содержание. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Введение в блок курса «Современные мобильно-цифровые электронные средства журналиста» Что такое Интернет. Основные этапы создания Интернета. Время возникновения глобальных компьютерных сетей. Локальные сети, возможности и службы Интернета. WWW (поиск информации через гипертекстовую систему). Usenet-конференции. Telnet. WAIS – Wide Area Information Service. SRC. Основные характеристики WWW. Язык гипертекстовой разметки. Программы просмотра. E-mail (электронная почта). Способы использования электронной почты в журналистике. Тема 2. Мобильно-цифровые средства журналиста, их роль в организации его профессиональной деятельности Оборудование для работы в Интернете. Выбор компьютера, доступ в интернет и их настройка. Условия, необходимые для работы в Интернете. Поставщики услуг Интернета в России. Основные термины Интернета: «клиент», «сервер», «хост», «локальный хост», «интернет-адрес». Подключение к Интернету. Термин «узел». Подключение через модем или напрямую. Основные виды и формы работы в Интернете. Тема 3. Особенности ввода различных типов контента Режимы работы в компьютерных сетях. Возможности, предоставляемые журналистам в Интернете: электронная почта, электронные списки рассылки, WWW – World Wide Web; электронные газеты и журналы, электронные информационные агентства. Новые требования, предъявляемые к современному журналисту электронными средствами массовой информации. Создание авторских электронных версий традиционных СМИ – журналов и газет. Радиостанции и телекомпании и их электронные версии. Компьютерные издания и электронные информационные агентства. Тема 4. Программное обеспечение, используемое при обработке материалов Программные средства для создания электронных газет. Программное обеспечение для Интернета. Программы для удаленного доступа, передачи файлов, электронной почты. Различные программы для набора. Системы оптического распознавания текста. Системы распознавания голоса. Правила набора текстовых материалов. Тема 5. Современные технологии, используемые при передаче информации Современные системы средств связи, телекоммуникационные системы и средства массовой информации. Новые информационные технологии в журналистике на рубеже третьего тысячелетия. Глобальная компьютерная сеть и современный журналист. Тема 6. Специфика творческого замысла и технического воплощения журналистского проекта Основы дизайна электронных газет. Web-дизайн (стили, программные средства, графика, анимация). Тема 7. Роль мобильно-цифровых электронных средств в структуре современной редакции Сравнительный анализ современных компьютерных платформ, межплатформенная совместимость. Базовый комплект: компьютер, монитор, сканер, принтер. Интернет, планшеты, гаджеты. Тема 8. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ Интернет и законодательство в области средств массовой информации. Интернет и авторское право. Тема 9. Введение в блок курса «Работа с системами управления контентом» Типология систем управления контентом, предназначенных для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом. Тема 10. Технология производства сетевого издания Типы, структура и режимы функционирования электронных газет. Разработка проекта электронной газеты. Размещение электронных газет на сервере. Техническая поддержка Web-издания (подключение к Интернету, взаимодействие с фирмой-провайдером, публикация на сервере). Тема 11. Работа с различными типами информации, их адаптация под требования сетевого издания Журналистские WWW-серверы: универсальные информационные системы, электронные версии информационных агентств, сетевые агентства, серверы новостей, серверы специализированной информации, дайджест-агентства. Тема 12. Определение композиции, структуры создаваемого проекта Концепция построения интернет-газеты (форма, структура, стиль). Тема 13. Процесс форматирования, верстки Формы организации сетевого издания, форматирование и верстка сетевого издания. Тема 14. Формы продвижения проекта в современном информационном пространстве Направленность на аудиторию, рентабельность, взаимная «раскрутка» электронной и печатной версий. Основные особенности рекламы в Интернете. Сетевые рекламные агентства. Коммерческая деятельность средств массовой информации в Интернете. 2.4. Самостоятельная работа. №№ пп Самостоятельная работа Семестр 5 (всего часов) 6. Подготовка к практическим занятиям 60 8. Самостоятельное изучение учебных вопросов 120 9. Подготовка к зачету 20 Итого часов самостоятельной работы 200 Текущий контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: контрольной опрос (устно); контрольная работа (письменно); внеаудиторное чтение; рефераты; индивидуальные задания; компьютерное тестирование; тестовый опрос; проверка рефератов, групповая работа на семинарах. Конкретная форма контроля выбирается для каждого занятия преподавателем, ведущим учебную дисциплину. Примерная тематика рефератов Новые информационные технологии и СМИ. Журналистика и Интернет. Политика и Интернет. Интернет в России. История возникновения и проникновения Интернета во все сферы жизни общества. Мой словарь основных понятий и терминов Интернета. Развернутый план-проспект работы журналиста в Интернете. Современное авторское право и Интернет. Создание электронного сайта для компании (авторский проект). 5. Значение Интернета для организации редакционно-издательских процессов. Доменная система имен. Сервисы E-mail и WWW как составные части Интернета. Системы управления контентом как форма организации сетевого СМИ. 2.5. Промежуточная аттестация и требования к уровню освоения дисциплины. Примерный перечень вопросов к зачету Как создавался Интернет Где, когда и при каких обстоятельствах возник Как он может быть соотнесен со всеми современными сферами человеческой деятельности и журналистики в том числе Что такое глобальные компьютерные сети Какова роль США в создании глобальных компьютерных сетей – Internet Какие страны теперь работают с Интернетом и какие из них более «продвинуты» в этом отношении Каковы возможности Интернета В каких изданиях наиболее полно и интересно отражены возможности Интернета В чем особенности Интернета в России Из чего состоит Интернет Какое оборудование необходимо для присоединения к Интернету Кто является основными поставщиками качественного оборудования для Интернета Как выбрать поставщика услуг Интернета Какую из фирм-провайдеров можно считать лидером в России Какие виды и формы работы в Интернете для Вас наиболее привлекательны Какие из них будут особенно нужны Вам в дальнейшем Какими знаниями должен обладать журналист для оперативной работы в Интернете Электронная почта: что, как, почему и какие программы необходимы для нее Как получить специализированную информацию на том или ином сервере Какие универсальные информационные системы Вы можете назвать Какова технология использования официальных сайтов gazeta.ru, lenta.ru, utro.ru, ntv.ru и в чем их отличие от специализированной информации в Интернете Как соотносятся электронные средства массовой информации и традиционные СМИ Каким образом закон защищает электронные СМИ Есть ли в этом необходимость Новые требования, предъявляемые к современному журналисту электронными средствами массовой информации. Создание авторских электронных версий традиционных СМИ – журналов и газет. Радиостанции и телекомпании и их электронные версии. Компьютерные издания и электронные информационные агентства. Программные средства для создания электронных газет. Правила набора текстовых материалов. Современные системы средств связи, телекоммуникационные системы и средства массовой информации. Web-дизайн (стили, программные средства, графика, анимация). Сравнительный анализ современных компьютерных платформ, межплатформенная совместимость. Типология систем управления контентом, предназначенных для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом. Типы, структура и режимы функционирования электронных газет. Разработка проекта электронной газеты. Концепция построения интернет-газеты (форма, структура, стиль). Формы организации сетевого издания, форматирование и верстка сетевого издания. Направленность на аудиторию, рентабельность, взаимная «раскрутка» электронной и печатной версий газеты. Коммерческая деятельность средств массовой информации в Интернете. III. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины 3.1. Рекомендуемая основная литература. № Название Количество единиц в библиотеке 1. Интернет-СМИ: теория и практика : [учебное пособие для вузов по направлению и специальности Журналистика] [А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова и др.] ; под ред. М. М. Лукиной - М.: Аспект Пресс, 2011. - 347с. 14 2. Калмыков А. А. Интернет - журналистика: [учебное пособие для вузов по специальности Журналистика] Калмыков А. А., Коханова Л. А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2005. - 383с. 13 3.2. Рекомендуемая дополнительная литература. № Название Количество единиц в библиотеке Интернет-технологии: методические указания к лабораторным работам Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова ; [сост. П. С. Миронов, Р. И. Миронова ; отв. ред. В. П. Желтов] - Чебоксары: ЧувГУ, 2010. - 32с. 64 Гончаров М.В. Введение в Интернет: учебное пособие: В 9 ч. Гончаров М.В., Шрайберг Я.Л., Под общ. науч. ред. Шрайберга Я.Л. - М.: ГПНТБ России, 2001. - 52с. 8 Муштоватый И.Ф. Самоучитель по работе в Интернете: Феникс Муштоватый И.Ф., Под общ. ред. Монастырского М.И. - Ростов нД: Феникс, 2001. - 319с. 7 Денисов А. Интернет: Питер Денисов А., Вихарев И., Белов А. - СПб. и др.: Питер, 2001. - 461с. 10 Мещеряков Е.В. Публикация баз данных в Интернете: Практ. пособие Мещеряков Е.В., Хомоненко А.Д. - СПб. и др.: БХВ-Петербург, 2001. 7 Общество и книга: от Гутенберга до Интернета: Традиция Ин-т философии РАН; Под общ. ред. Королевой А.П. - М.: Традиция, 2000. - 279с. 8 Симонович С. В. Интернет у вас дома: Полн. рук. начинающего пользователя Симонович С. В., Мураховский В. И. - М.: Инфорком-Пресс, АСТ-Пресс кн., 2003. - 431с. 11 Солоницын Ю. Интернет: Наиболее полн. и подроб. рук. Солоницын Ю., Холмогоров В. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 589с. 7 Йордон Эдвард Управление сложными Интернет-проектами: Лори Йордон Эдвард - М.: Лори, 2002. - 344с. 9 Надеждин О.А. Все браузеры Интернета: Майор Надеждин О.А. - М.: Майор, Осипенко , 2003. - 505с. 14 Интернет и российское общество: Гендальф Под ред. Семенова И.; Моск. Центр Карнеги - М.: Гендальф, 2002. - 277с. 7 Перфильев Ю. Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура: Гардарики Перфильев Ю. Ю. - М.: Гардарики, 2003. - 268с. 7 Современный самоучитель работы в сети Интернет. Самые популярные программы: Практ. пособие Под ред. Комягина В.Б. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Триумф, 2001. - 486с. 7 Симонович С. В. Internet. Лаборатория мастера. Работа в сети без проблем: практическое руководство по эффектив. приемам работы в Интернете Симонович С. В., Евсеев Г. А., Мураховский В. И. - М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 2001. - 719с. 12 Экслер Алекс Интернет: как быстро подключиться и пользоваться: NT Press Экслер Алекс - М.: NT Press, 2005. - 174с. 8 Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет: Олма-Пресс Леонтьев В. П. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 607с. 7 Громов Г. Р. От гиперкниги к гипермозгу. Информационные технологии эпохи Интернета: эссе, диалоги, очерки Громов Г. Р. - М.: Радио и связь, Tops business integrator, 2004. - 207с. 7 Шапошников И. В. Интернет. Быстрый старт: [самоучитель] Шапошников И. В. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 269с. 7 Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. 2004: Олма-Пресс Леонтьев В. П. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 784с. 11 Мархвида И. В. Интернет: для начинающих Мархвида И. В. - Минск: Новое знание, 2001. - 189с. 7 Финков М. В. Интернет. Шаг второй: от пользователя к профессионалу: Наука и техника Финков М. В., под ред. С. Л. Корякина-Черняка - СПб.: Наука и техника, 2002. - 757с. 7 Мировые информационные ресурсы. Интернет: [практикум для вузов по специальности Прикладная информатика (по областям) и другим специальностям] [В. А. Королев, Е. Л. Торопцев, Е. В. Богушевич и др.] ; под ред. П. В. Акинина - М.: Кнорус, 2008. - 256с. 8 СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования: Экопринт Фонд защиты гласности ; авт.-сост. Монахов В. Н. - М.: Экопринт, 2003. - 319с. 8 Как избежать правовых нарушений в пространстве Интернет: Б-чка РГ Рос. газ. ; разраб. темы, советы и рекомендации А. Н. Тарасенковой - М.: Б-чка РГ, 2009. - 159с. 9 Интернет-технологии в образовании: лабораторные работы (практикум) сост. А. А. Дробыш, А. Ю. Зуенок - Минск: БНТУ, 2009. - 64с. 7 Войскунский А. Е. Психология и интернет: Акрополь Войскунский А. Е. - М.: Акрополь, 2010. - 439с. 7 3.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Бирюков Д. Блоги и СМИ : новые роли Д. Бирюков [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.vzglyad.ruculture200682846864.html. Блог-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.habrahabr.ru. Гиллмор Д. Мы - медиа. Дан Гиллмор о блогах и других альтернативных медиа Д. Гиллмор [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:magazines.russ.rukm20063gi5-pr.html. Засурский И. И. Коллективный разум. Интернет в России в 2003 году И. И. Засурский, Л. Л. Делицын, И. Г. Куринной Информационное общество. – 2003. – вып. 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:emag.iis.ruarcinfosocemag.nsfBPA0cfc15e9a13dc2fcc3256ee7003bf2f5. Засурский И. И. Репрезентация или коммуникация И. И. Засурский [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.index.org.rujournal13zasur1301.html. Информационный портал ЧР [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.na-svyazi.ru. Интернет-газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.compulenta.ru. Интернет-газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.computerra.ru. Интернет-газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.gazeta.ru. Интернет-газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.lenta.ru. Интернет-газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.vedomosti.ru. Интернет для журналиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.mediasoyuz.rutextsindex.phpid=634. Интернет-журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.russ.ru. Интернет-журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.webplanet.ru. Интернет-энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.ru.wikipedia.org. Керстин Вейлер. Сетевые СМИ – другая журналистика Керстин Вейлер, Роберт Инго Маурер [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.mediasprut.rujourtheorieonlinewebjour.shtml. Носик А. Блоггинг : точки пересечения с интернет-СМИ и возможное развитие в российской реальности : доклад на форуме «Интернить», 2005 А. Носик [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.webplanet.runewsreading-room2005926nossik.html. Носик А. Блоги против СМИ : записки варвара А. Носик [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.webplanet.runewscolumnnosik2006814blogs.html. Носик А. СМИ русского Интернета : теория и практика А. Носик [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:institute.org.rulibraryarticles1007654794.html. О’Рейли Т. Движение в новую реальность Т. О’Рейли [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:www.habrahabr.rublogtranslations6747.html. О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 Т. О’Рейли Компьютерра №№ 37 (609), 38 (610) от 11 и 18 октября 2005 г. Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.computerra.ruthink234100. Обзор СМИ России в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.smi.ru. Рублев С. Гражданская журналистика на службе интересов общества : Регулярные интернет-записки превратились из развлечения в социальный феномен С. Рублев [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:lenta.ruarticles20050517blogs. Рублев С. Цензура в российском Интернете: мифы и реальность : проблема цензуры в российском Интернете еще довольно молода, но уже успела навязнуть в зубах у многих С. Рублев [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:lenta.ruarticles20050318censorship. IV. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 4.1. Аудиторный фонд со специализированным и лабораторным оборудованием. № пп Номер аудитории Наименование специализированных аудиторий и лабораторий Перечень оборудования Краткое описание и характеристика состава установок, измерительно-диагностического оборудования, компьютерной техники и средств автоматизации экспериментов. 1. 419 Мультимедийный класс факультета журналистики Система спутникового телевидения, телевизор, мультимедийный проектор, проекционный экран, портативный компьютер, подключенный к интернет Мультимедийный класс оснащен современной системой спутникового телевидения с широким набором телепередач, 52-дюймовым телевизором, проекционным экраном Epson, ноутбуком 2. 421 Кафедра средств мас-совой информации и публицистики Видеокамера, фотоаппарат, компьютер, принтер, диктофоны 25 диктофонов, видеокамера, фо-тоаппарат, ком-пьютер, принтер 3. 432 Интернет-центр факультета журналистики Компьютеры, подключенные к интернет, сканер, принтер Компьютерный класс включает 14 современных компьютеров, 1 сканер, 1 принтер МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Факультет журналистики Кафедра электронных средств массовой информации и рекламы «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая кафедрой электронных средств массовой информации и рекламы _________________ Л.А. Будниченко «30» августа 2010 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.В.01 «СОВРЕМЕННЫЕ МОБИЛЬНО-ЦИФРОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА» Специальность 030601 – «Журналистика» Квалификация (степень) выпускника 65 – журналист Форма обучения – очная Учебный план 2010 года приема Цикл дисциплин – общие математические и естественнонаучные Компонент цикла дисциплин – по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) Курс – 1 Семестр – 1-2 Всего часов – 268 Чебоксары - 2010 Приложение 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Курс построен на сочетании самостоятельной и групповой работы студентов: изучение и обсуждение теоретических основ современных электронных средств журналиста с практическими развивающими и закрепляющими упражнениями. Курс предполагает сочетание практической и самостоятельной форм обучения. Программа дисциплины опирается на многообразие программ дисциплин и междисциплинарных связей таким образом, чтобы максимально активизировать на занятиях знания и опыт, полученные студентами ранее. Семинарские занятия строятся в форме выполнения учебных заданий исследовательского характера. Курс предполагает большой объем самостоятельной исследовательской деятельности. Самостоятельная работа, связанная с выполнением учебных заданий и сопровождаемая консультированием, проверкой и оценкой знаний, умений и навыков, строится на непрерывной журналистской практике. Повышение требований к практической подготовке студента влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку специалиста. Деятельность журналиста в условиях становления информационного общества требует от квалифицированного специалиста применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. Навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала студентами широкое применение находит метод практических работ. Практические работы проводятся после изучения тем и носят обобщающий и закрепляющий характер. Планирование практических занятий осуществляется с учётом установленного количества часов. Основные этапы планирования и подготовки занятий по учебной дисциплине «Интернет-журналистика»: - Разработка системы занятий по теме или разделу. - Определение задач и целей занятия. - Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. - Разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения. - Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала. - Подбор дидактических средств (фильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы). - Своевременная проверка оборудования и их предварительная постановка. - Планирование записей и зарисовок на доске. - Определение объема и форм самостоятельной работы на занятии. - Определение форм и методов контроля знаний студентов. - Определение формы подведения итогов. - Определение самостоятельной работы по данной теме. Можно рекомендовать следующие основные этапы проведения занятия: - Организационный момент: взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторий, проверка рабочих мест и внешнего вида студентов, организация внимания. - Постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей. - Планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь. - Проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу. - Изучение нового материала по теме: организация внимания; проблемная ситуация; объяснение, беседа, экскурсия; связь с предыдущим материалом; использование технических средств обучения; межпредметные связи; воспитательная значимость объяснения; развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения, обобщения. - Закрепление материала предназначено для того, чтобы студенты запомнили материал и научились использовать полученные знания (активное мышление). Формы закрепления: демонстрация студентам фильма; решение задач; групповая работа (коллективная мыслительная деятельность). - Домашнее задание: работа над текстом учебника; выполнение упражнений и решение задач; выполнение письменных и графических работ; При проведении практических (семинарских) и лабораторных занятий преподаватель уделяет внимание формулировкам выводов, способности студентов сравнивать, анализировать, находить несоответствия, оценивает уровень знаний студентов. При подведении итогов преподаватель знакомит студентов с результатами выполнения заданий, оценивает качество выполненной работы каждым студентом. Планы практических занятий по дисциплине Основная литература ко всем практическим занятиям: Калмыков А. А. Интернет - журналистика: [учебное пособие для вузов по специальности Журналистика] Калмыков А. А., Коханова Л. А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2005. - 383с. Интернет-СМИ: теория и практика : [учебное пособие для вузов по направлению и специальности Журналистика] [А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова и др.] ; под ред. М. М. Лукиной - М.: Аспект Пресс, 2010. - 347с.
  1   2