Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебного предмета «Литература»




страница1/4
Дата08.01.2017
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 43»


Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР приказом директора

_____________Л.С. Покачалова МБОУ «СШ № 43»

«______» ____________ 2016 г. № 165 от 01.09.2016 г.

Рабочая программа учебного предмета



«Литература»
для 9а,9б класса
2016-2017 учебный год

учителя русского языка и литературы

Михно Ларисы Борисовны

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

_______________ Е.В. Богданова

Протокол №___________

от «___» сентября 2016 г.

Норильск, 2016

Пояснительная записка.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, чести, справедливости, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей возможность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса составлена на основании нормативно-правовых документов:

- федеральный Государственный образовательный стандарт (2004 г.);

- учебный план МБОУ «СОШ № 43» на 2016-2017 учебный год.

- Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008 г.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:



  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственных устных и письменных высказываний.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и помогают осознанию ценности окружающего мира.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ № 43» на изучение литературы в 9 классе определено 3 часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком на 2016-2017 уч. г. продолжительность учебного года в девятом классе составляет 34 учебных недели. По расписанию учебных занятий МБОУ "СШ № 43" на 2016-2017 учебный год фактически приходится 102 часов.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для девятого класса рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю), из них на развитие речи – 11 часов. В том числе количество классных сочинение – 4, домашних сочинений – 3.


МБОУ «СШ № 43» – адаптивное образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность в интересах личности, общества, государства, используя технологии личностно-ориентированного развивающего обучения и воспитания.

В своей педагогической практике применяю следующие педагогические технологии:

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);

- здоровьесберегающие;

- уровневая дифференциация;

- ИКТ-технологии;

- систено-деятельностный подход
Главная цель ОУ заключена в его миссии: «Стремиться обеспечить личностный характер качества образовательного процесса, способствующего самореализации ребенка в современном обществе».

В 9 «А» классе работаю второй год. Классный коллектив стабилен. Характеристика РУВ учащихся: с высокими – 4, со средними – 10 учеников, с низкими - 4 учеников.

В 9 «Б» классе работаю второй год. Классный коллектив стабилен. Характеристика РУВ учащихся: с высокими – 6 учеников, со средними - 10, с низкими - 7 ученика.

При составлении рабочей программы были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учеников класса. Большинство ребят инициативны, с активным познавательным уровнем. Учащиеся с высокой мотивацией обучения умеют обобщать и систематизировать учебный материал, у них достаточно высоко развиты навыки самоконтроля. Реальный уровень компетентности этих учащихся по литературе достаточен для самостоятельного решения литературоведческих проблем на основе известного. У учащихся с низкой мотивацией обучения, внимание которых может быть рассеянным, слабо развит навык самоконтроля, потому их необходимо постоянно вовлекать в учебную деятельность, им необходима постоянная помощь учителя. Ведущие формы обучения: индивидуальная, дифференцированная и коллективная работа на уроке, уроки имеют практическую направленность. Методы обучения: словесный, информационный, практический, частично-поисковый, индивидуально-группового обучения.

Продолжается работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Для этого использую разные виды работы:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды контроля:


  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

В программу включены для самостоятельного чтения произведения зарубежной литературы с последующим обсуждением. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Содержание программы
IX КЛАСС (105 часов)

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жиз­ни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской лите­ратуры, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

Методика. При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся, оснащенность уро­ков литературы, возможность проведения внеклассных ме­роприятий. Это отразится на характере проведения обзор­ных и монографических тем. Возможно использование раз­личного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат до­статочно лаконичный материал о жизни и творчестве писа­теля. Этот вопрос решается учителем в зависимости от об­стоятельств. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы XVIII века, а так­же ряда конкретных монографических тем конца XX века.



Теория. Понятие о литературном процессе.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).

Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страда­ния и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.



Теория. Название произведения.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические по­вествования. Жанр жития (с использованием повторения).



«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение на­циональной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярослав­на как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народ­ным творчеством. Поэтические переводы (В. А. Жуковский, К. Д. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Теория. Стихотворный перевод.

Методика. При знакомстве со «Словом...» очень важно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимо­действия искусств.



ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

У. Шекспир. «Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».

Теория. «Вечный образ».

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея про­славления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направлен­ности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе.



М. В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества госу­дарыни императрицы Елисаветы Петров­ны. 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния» (фрагменты). Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и про­свещения в художественных произведениях поэта. Безгра­ничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его ли­рике. Жанр оды.

Теория. Ода.

Г. Р. Державин. «Ода к Фелице», «Властите­лям и судиям», «Памятник». Державин — крупней­ший поэт XVIII века. «Ода к Фелице» (общая характеристи­ка с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Граж­данский пафос лирики.

Теория. Классицизм и классика. Силлабо-тониче­ское стихосложение.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направ­ленность комедии. Герои и события комедии. Резкое проти­вопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведе­нии.

Теория. Классицизм в драматическом произведении.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии...» просветитель­ских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».

Теория. Традиции жанра путешествия.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Лирика и проза Ка­рамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сенти­ментализма. Карамзин-историк.

Теория. Сентиментализм.

Методика. Изучение монографических тем по творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонви­зина, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина может проходить обзорно. Выбор остается за учителем и зависит от подготовленности класса.



И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда по­знания как свойство человеческого духа.

Теория. «Вечные образы» в литературе.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Человек в его связи с национальной историей. Взаимо­действие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратын­ский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золо­того века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэ­зии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.



Особенности взглядов представителей романтизма. Со­отношение мечты и действительности в романтических про­изведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой рус­ской литературы. Роль литературы в формировании русско­го языка.

Теория. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

В. А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». Роман­тизм. Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Друж­ба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

Теория. Романтизм.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна...», «Видение Бальтасара», «Стансы». Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Бай­рон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Теория. Жанры романтической лирики.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибо­едова. История создания комедии. Смысл названия и про­блема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития ко­медийной интриги; своеобразие конфликта. Система обра­зов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторст­во драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Сценическая жизнь комедии.

Теория. Внесценические персонажи пьесы.

А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Поэт», «Осень» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. Творческий путь А. С. Пуш­кина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная ли­рика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохнове­ния. Красота любовного чувства лирического героя, прекло­нение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышле­ния о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротеч­ности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэ­та и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раз­думья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль ар­хаичной лексики в создании философского настроя стихо­творения.

Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нрав­ственная проблематика трагедии («Гений и злодейство — две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.



«Евгений Онегин» — роман в стихах. История со­здания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир дерев­ни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего чело­века» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Теория. Реализм. Роман в стихах. Онегинская стро­фа.

М. Ю.Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Монолог», «Д ума», «Пленный рыцарь», «Нищий» и др. Краткая биография (на основе ранее изученно­го). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоми­нания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пуш­кинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». По­весть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совер­шенство языка повести. Нравственно-философская пробле­матика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологиче­ский роман.

Методика. Обычно взаимодействие понятий «фабула» и «сюжет» учитель разъясняет именно на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Убедитель­ность такой работы стоит использовать при изучении произведения.



Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Краткий обзор твор­чества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повто­рение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция по­эмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествова­ния. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их об­разов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной про­зой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Са­тира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использова­ние контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и ли­ризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.

«Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Са­тира.

И. С. Тургенев. «Первая любовь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Теория. Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Еще томлюсь тоской...», «Она сидела на полу...». Краткая биографическая справка.

Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Фило­софские миниатюры.



А.А.Фет. «Чудная картина...», «Я вдаль иду...», «Нет, я не изменил...», «Я был опять в саду твоем...», «Деревня», «На заре ты ее не буди...» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических про­изведений.

Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...» Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Теория. Трехсложные стихотворные размеры.

Методика. Существует традиция блокового изуче­ния произведений Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А. А. Фета и других поэтов второй половины XIX века. Это дает возможность сопоставления их творчества, суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия. Обзоры включают поэтические произведе­ния по выбору учителя и учащихся.



Л. Н. Толстой. «Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Ди­алектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Теория. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». Творческий путь писателя. Ранние юмористические расска­зы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чехов­ской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжов­ник», «О любви») как цикл произведений, рисующих лож­ные представления, определяющие судьбы людей. Компози­ция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футля­ре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рас­сказах.

Теория. Юмор и сатира в их соотношении

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Русская литература XX века: богатство поисков и на­правлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.



И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая по­весть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Теория. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «Мои университеты» (главы). Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая три­логия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повес­ти — Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Теория. Публицистика.

A.А. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Об­раз Прекрасной Дамы как воплощение вечной женствен­ности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

B.В. Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тониче­ский стих поэта.

А. А. Ахматова. «Песня последней встреч и», «Сероглазый король» и др. Слово об Ахматовой. Те­ма родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов раз­личных направлений первой половины XX века.

Ю. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Традиционная для поэзии Востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литератур­ного языка, в развитии татарской литературы.

Теория. Газель.

М. А. Булгаков. «Мертвые души» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). «Собачье сердце». Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окру­жение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глу­бокий психологизм творчества писателя. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.

Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литера­туре.

Методика. Насыщенность курса IX класса дает воз­можность изменить процесс знакомства с поэмой Н. В. Го­голя «Мертвые души», обратись сначала к ее инсценировке, созданной М. А. Булгаковым. Возможность исполнить в ли­цах фрагменты одной из глав, знакомство с героями, кото­рое дает афиша, облегчает освоение сюжета и попутно де­монстрирует отличительные особенности прозы и драматур­гического произведения.



В. В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. «Рождество» — тонкость и четкость характеристики человеческих чувств. Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Теория. Природа и человек в произведении искус­ства.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность че­ловеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повество­вания. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русско­го человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (главы). Во­енная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Теория. Создание народного характера.
  1   2   3   4