Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебного предмета «Литература»




страница1/15
Дата21.07.2017
Размер2.82 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5-9 классы Составители: Волыхина Надежда Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Голыгина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория; Жаравина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Эксперт: ___________________ ____________________________ с. Кичменгский Городок 2014 1. Пояснительная записка. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО), Используемые УМК: 1. Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ 2. Авторская программа Г.С. Меркина, С.А.Зинина, 2012 г. Учебник-хрестоматия: Литература.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.: в 2 ч. Ч.1 авт. - сост. Г.С.Меркин. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.- 328 с. - (ФГОС. Инновационная школа) Учебник-хрестоматия: Г.С. Меркин. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013. Учебник-хрестоматия: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013. Учебник-хрестоматия: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013. Учебник-хрестоматия: С.А.Зинин, В.И.Сахоров, В.А.Чалмаев Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения. Цели и задачи: Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно- развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. развитие разностороннего, систематизированного и показательного в историко-литературном аспекте представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем; В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5-9 классов. Основные задачи: формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России; к произведениям писателей и поэтов Вологодской области; формирование умений сопоставлять произведения русской, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально-и культурно-обусловленные различия; формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства; формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству; формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования: Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Сроки реализации программы: 2014-2019г.г. Структура рабочей программы Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:  1. Пояснительная записка 2.Общая характеристика учебного курса 3.Описание места учебного предмета в учебном плане 4.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса 5.Содержание учебного курса 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8.Планируемые результаты изучения учебного предмета. 9.Приложения к программе 2. Общая характеристика учебного предмета Литература – одна из основных дисциплин, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература»определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметами «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», «История». В программе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература первой половины XIX в. 5. Русская литература второй половины XIX в. 6. Русская литература первой половины XX в. 7. Русская литература второй половины XX в. 8. Литература народов России. 9.Зарубежная литература. Особенности содержания и методического аппарата Учебно-методический комплект по литературе 5 – 11 классы: В УМК входят: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев - М., «Русское слово», 2012 учебники: Меркин Г.С. Литература 5 класс. Русское слово. Меркин Г.С. Литература 6 класс. Русское слово. Меркин Г.С. Литература 7 класс. Русское слово. Меркин Г.С. Литература 8 класс. Русское слово. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература.9 класс. Русское слово. рабочая программа по литературе; тематическое планирование; поурочные разработки; рабочие тетради; методические рекомендации; мультимедийные приложения. Особенности рабочей программы: Содержание учебников соответствует стандарту основного общего образования по литературе и реализует его основные идеи: личностно-ориентированная парадигма образования в целом; ориентация на планируемые результаты; усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе; компетентностный подход в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций; формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В соответствии с требованиями стандарта программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Отличительные черты: Структура: 5-8 классы - хронологический вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Структура и последовательность изложения материала обеспечивают содержательную и методическую преемственность каждого последующего с предшествующим курсом литературы. Это достигается путем осуществления главной задачи курса   формирования системы знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых социальных компетенций на основе ряда сквозных содержательных линий: роль книги в человеческой жизни, взаимодействие писателя и читателя, творчество как способ постижения мира, литература и история, литературный процесс. Содержание: целенаправленное ознакомление обучающихся с русской литературой от фольклора до литературы 20 века. Формирование у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Учебники в целом соответствуют возрастным особенностям учащихся; написаны живым и доступным языком, рассуждения подкреплены примерами, учитывающими читательский и жизненный опыт учащихся. В учебниках отсутствуют спорные и недостоверные сведения, избыточный фактический материал. Содержание учебников имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, воспитывает патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, народу, родной культуре и языку. Учебники отличает поликультурность, учет многообразия других народов России, что необходимо для воспитания толерантности. Учебники учитывают региональные, национальные и этнокультурные особенности, предполагают систематическое обращение учащихся к традициям своего народа, истории своего края. Учебники способствуют координации семьи и школы, включают взрослых в образовательный процесс, позволяют актуализировать семейные традиции, устанавливают сотрудничество детей и взрослых в решении учебных задач. Вопросы и задания учебников учитывают индивидуальные интересы и особенности учащихся, способствуют развитию умений работать с информацией, развитию критического мышления, овладению приемами смыслового чтения, анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, формированию умения учиться, организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность. В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины ХХ века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только в 9 классе для любой школы затруднительно. Решение проблемы представляется нам оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе говорить о сентиментализме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на романтизме и реализме. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Методический аппарат: особый акцент в методическом аппарате учебников сделан на метапредметности – заданиях, предполагающих формирование универсальных учебных действий. использование современных образовательных технологий, методические советы к курсу, материалы к занятиям, рабочие тетради, внеурочная деятельность, типы и модели литературных дел, коллективных творческих работ, проектов. Прослеживаются межпредметные и метапредметные связи: литература – русский язык – история – музыка – МХК – изо. Максимально учтены требования Федерального компонента образовательного стандарта. Соблюдается преемственность в обучении. Система заданий соответствует возрасту обучающихся. Понятийный аппарат раскрывается в соответствии с современными требованиями методики. Задания направлены на развитие творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной работы. Отражена вариативность, уровневая и профильная дифференциация. Имеется возможность реализации регионального компонента. Учебник позволяет формировать следующие умения: умение владеть монологической и диалогической речью; умение работать различными источниками информации: словарями, справочниками, интернетом; умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений; осмысление и анализ прочитанного текста; умение сотрудничать в группе и работать над проектами. целенаправленное формирование метапредметных умений и навыков: коммуникативных владение видами речевой деятельности, навыками информационно-смысловой переработки текста, продуктивной речевой коммуникации; регулятивных управление своей деятельностью: формулирование цели, планирование, прогнозирование результатов, контроль и оценка деятельности, внесение коррективов; познавательных выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий. В УМК широкий спектр рубрик, позволяющих ученику сделать выбор с учетом личностных особенностей; рабочие тетради с дифференцированным творческим заданием; в процессе литературного образования личностные качества ученика углубляются и расширяются. Система текущего контроля реализуется в рабочих тетрадях, планировании и методических рекомендациях: соотносится с целями, задачами, содержанием и требованиями нового ФГОС; устанавливает уровень овладения языковыми и речевыми умениями и навыками; определяет уровень усвоения системы знаний по предмету; определяет степень развития речемыслительных способностей учащихся: понять содержание художественного текста и объяснить это в своем высказывании; оценить языковое явление с предложенных позиций и адекватно сформулировать результаты анализа; точно и чётко сформулировать свою точку зрения на тот или иной вопрос; объяснить своё понимание проблемы; передать полученную информацию разными способами. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Рабочая программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • 1. Пояснительная записка.
  • Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов
  • Цели и задачи: Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей
  • Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
  • Сроки реализации программы: 2014-2019г.г. Структура рабочей программы
  • 2. Общая характеристика учебного предмета
  • Особенности содержания и методического аппарата
  • Особенности рабочей программы
  • Отличительные черты: Структура
  • Система текущего контроля реализуется в рабочих тетрадях, планировании и методических рекомендациях
  • Специфика учебного предмета «Литература»