Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины




Скачать 126.51 Kb.
Дата21.05.2018
Размер126.51 Kb.
ТипПояснительная записка
Утверждаю» «Согласовано»
Директор МБОУ

«Красновидовская ООШ» Заместитель директора по УВР

________/_______________/ МБОУ «Красновидовская ООШ»

ФИО _________/__________________/

Приказ №_____ от ФИО

«____»________201_ г «____» ___________ 2011 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины


МБОУ «Красновидовская основная общеобразовательная школа»

наименование ОУ


Шайхиевой Аделины Ильдаровны, учителя русского языка и литературы

Ф.И.О. , категория



По культуре речи 6 класс

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ______ от

«____» ____________ 201_ г

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Выработка у учащихся лицея навыков правильной устной и письменной речи - одна из важнейших задач и одновременно один из способов формирования их интеллекта и культуры поведения. Этим определяется целесообразность и необходимость введения в учебный план школы такого предмета, как «Культура речи».

Культура письменной речи - это высокая степень владения грамматическими и стилистическими нормами языка. Опыт показывает, что пишущие, которые не допускают грамматических ошибок, долго «порождают» стилистические ошибки. А стилистически грамотный человек не допускает грамматических ошибок.

Чешский лингвист В.Матесиус писал: «Языковая неграмотность, которая проявляется в письменных и печатных работах, свидетельствует больше о недостаточной стилевой подготовке, чем о слабом знании грамматики».

 Преодоление грамматических и преодоление стилистических ошибок - это две последовательные ступени овладения речевой культурой. Стилистика - это «высшая математика» речевой деятельности. 

Задачи курса «Культура речи» - дать учащимся общее представление о сущности учебного предмета, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности, ввести ребят в реальный мир общения с его реальными трудностями и проблемами.

Программа по культуре речи рассчитана на год обучения (35 часов) и включает следующие разделы: основы культуры речи (качество речи, литературный язык, функциональные стили, культура и этика общения), жанры художественной литературы, вопросы теории и практики сочинений.

Теоретический материал содержит сведения о нормах литературного языка, о системе функциональных стилей речевой выразительности, жанрах художественной литературы.

Умение видеть конструируемый текст с позиции другого человека - основа стилистического мастерства, поэтому в основу курса положены правила стилистики.

Ученики должны овладеть приемами умственной деятельности в стилистике и методами решения типовых стилистических задач, умением строить текст (письменный и устный). Этим целям подчинены структура и содержание курса.

Цель уроков - научить читать свой текст чужими глазами, выявлять в нем изъяны и избавляться от них, превращая недостатки в достоинства (неясность - в ясность, нелогичность - в логичность).

В основу уроков положен принцип: закономерность восприятия текста -> правило стилистики -> прием умственной деятельности -> система упражнений, т.е. на основе выявления закономерности восприятия выводится правило стилистики, на основе правила конструируется прием устной деятельности, а на основе приема строится система упражнений.

В программу включены и вопросы по теории сочинений, которые не рассматривались в курсе 5-9-ых классах. Сочинения публицистического характера (очерк, проблемная статья, критическая статья), сочинения художественного характера (рассказ, эссе, дневник, путешествие).
В программе особенно подробно рассматриваются  вопросы научного стиля языка. Дается теоретический материал: значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем на конкретных научных текстах (статьи учебника, словаря), показывают лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчиненность его целевой установке. Формируется у учащихся умение узнавать научный стиль речи, вырабатываются навыки построения устного и письменного изложения с условием употребления в нем терминов.

В программу включены и вопросы этики поведения, общение, речевой этикет (обращение, привлечение внимания, знакомство, прощание, благодарность, приглашение, просьба и т.д.).

Практические задания и упражнения подобраны из книг по развитию речи (список прилагается).
 



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Примечания

Дата проведения
















План

Факт

1

Слово – дело великое (вводный урок)

Культура и этика общения




1

Лекция










Культура устной речи (10 часов)

2

Специфика русского речевого этикета

1

Беседа










3

Азбука общения. Что такое общение. Ситуация общения, ее компоненты.


1

Урок-диалог










4

Искусство диалога.


1

Практич. работа










5

Обращение, привлечение внимания.


1

Практич. работа










6

Знакомство, приветствие и прощание.


1

Практич. работа










7-8

Поздравление, благодарность, извинение, приглашение.


2

Практич. работа










9

Просьба, совет, пожелание.



1

Практич. работа










10

Речевые дистанции и табу


1

Урок-диалог










11

Зачет (тестирование)


1

Урок контроля










Культура письменной речи (10 часов)

12

Ясность речи; основные типы ошибок. Позиционный способ передачи логических ударений.


1

Лекция










13

Ошибочная смысловая связь


1

Практич. работа

Дается схема действий по устранению ошибочной смысловой связи







14

Ошибочные разъединители слов


1

Практич. работа

Дается схема действий по устранению ошибочной смысловой связи







15

Коррекция неточно сформулированной мысли.

1

Практич. работа

Дается схема анализа ошибок рассогласования.







16

Контрольная работа (редактирование текста)


1

Урок контроля










17

Краткость речи. Лишние слова.


1

Практич. работа










18

Полнота речи. Пропуск необходимого элемента речевой цепи.


1

Практич. работа










19

Логичность речи. Композиция речи.



1

Практич. работа










20

Ошибки в нарушении логичной речи.




1

Практич. работа










21

Контрольная работа (редактирование текста)




1

Урок контроля










Литературный язык - основа культуры речи. (10 часов)

22

Язык и культура.


1

Лекция, беседа










23

Текст. Стиль. Тип речи.


1

Лекция. Беседа










24

Функциональные стили языка.


1

Урок-диалог










25

Художественный стиль. Жанры художественной литературы (рассказ, эссе, дневник, путешествие)


1

Практич. работа

Вопросы теории сочинений







26

Публицистический стиль речи.Сочинение публицистического характера. (очерк, проблемная статья, критическая статья)


1

Практич. работа

Вопросы по теории сочинений







27

Научный стиль речи. Жанры научных текстов.


1

Практич. работа










28

Языковые средства научного стиля. Использование терминов, заимствованных слов.



1

Практич. работа










29

Практическая работа. Стилистический разбор научных текстов. Анализ отрывка научной статьи, работа с терминами



1

Урок контроля










30

Официально-деловой стиль речи.Закон. Договор. Справка. Приказ. Протокол. Характеристика. Биография. Расписка.



1

Практич. работа










31

Формы и культура деловой коммуникации (деловая беседа по телефону, деловое совещание, пресс-конференция, деловая дискуссия)

1

Практич. работа










Подведение итогов (4 часа)

32

Состояние речевой культуры общества на современном этапе.

Причины массовых речевых ошибок

1

Урок-диалог










33

Необходимость защиты русского языка

1

Конференция










34

Пути повышения речевой культуры говорящих

1

Лекция, беседа










35

Итоговый урок

1

Урок - игра









Учебно-тематическое планирование


по культуре речи

предмет


Классы 6

Учитель Шайхиева Аделина Ильдаровна

Количество часов

Всего __35__час; в неделю _1 час.

Плановых контрольных уроков _2__, зачетов _1__, тестов _1_ час.

Административных контрольных уроков ________час;

Практические задания и упражнения подобраны из книг по развитию речи (список прилагается).

 
Дополнительная литература



Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Ростов на Дону: Феникс, 2007г.

Смелкова З.С. Азбука общения. Самара, 2010г,

Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Прогресс. Академия, 1994г________________________________________________________________________

Андреев В.Н. Деловая риторика. Казань: Каз. Ун-т, 1993г

название, автор, издательство, год издания

  • Пояснительная записка
  • Культура устной речи (10 часов)
  • Культура письменной речи (10 часов)
  • Литературный язык - основа культуры речи. (10 часов)
  • Подведение итогов (4 часа)