Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи»




Скачать 235.23 Kb.
Дата28.06.2017
Размер235.23 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 8 класс разработана и составлена на основе:

Программы 8 вида под редакцией А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой.

Цель программы: развитие полноценной речи ребенка-это средство повышения уровня коммуникабельности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.



Задачи: Уточнение, обогащение словарного запаса. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи. Выработка  умения связно и логично излагать свои мысли.

В основу программы положен коммуникативный, личностно-ориентированный подход. При составлении программы учитывались так же принципы повторяемости пройденного материала и постепенное введение нового материала. Количество учебных часов на четверть рассчитано в соответствии с учебным планом школы. Недельное количество часов составляет – 3 часа. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, так как чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям, а так же пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно использую лексику и образные выражения текста. На уроках чтения в классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе на основе понимания читаемого материала. Это связанно с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большее внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику .С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского восприятия школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталон нравственного поведения человека в обществе. В программе используется тематический принцип подбора литературного материала. Произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.Учащиеся развивают навыки чтения: деления текста на части, нахождение в тексте непонятных слов и выражений; отвечают на вопросы к тексту; озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана; пересказ по плану; заучивание наизусть стихотворений .Внеклассное чтение проводится один раз в месяц, название произведения и автора указывает учитель. Этнокультурный потенциал через развитие речи 10% от изучаемого материала .На внеклассном чтении используются такие приемы, как: беседа о прочитанном, пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах. В 8 классе учащиеся включаются  в круг литературного чтения, поэтому  этапы обучения обуславливаются монографическим  принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Учащиеся знакомятся  с биографическими сведениями об авторе, узнают некоторые литературные понятия, учатся различать тему и идею произведения. Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по усвоению литературных текстов могут выполняться коллективно.   Обучающиеся 8  класса:  относятся по возможности обучения на уроках чтения ко 2 группе. Они достаточно успешно обучаются в классе. Читают вслух правильно, бегло, выразительно. Про себя читают доступные по содержанию тексты. Выделяют тему самостоятельно, определяют идею произведения с помощью учителя. Определяют черты характера главных героев и выражают свое отношение к ним с помощью учителя. Самостоятельно делят текст на части по данному плану и составляют план к выделенным частям текста. Пересказывают прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова. Читают внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати и принимают участие в их обсуждении .  Учащиеся : Олехов А., Мямиков С., Марков читают медленнее, чем  все учащиеся  этого класса. Читают про себя проанализированные тексты, короткие доступные тексты самостоятельно. Пересказывают отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям. Выделяют тему произведения, участвуют в обсуждении идеи. Выражают свое отношение к поступкам героя и событиям с помощью учителя Предмет «Чтение и развитие речи» тесно связан с другими предметами : естествознание, география, история  Межпредметные связи способствуют развитию творческого, логического мышления. Позволяют применять полученные знания в реальных условиях, являются существенным фактором воспитания личных качеств, направленных на доброе отношение к людям, труду, природе.

 

(102ч в год, 3 ч в неделю)















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































п/п

Тема

Элементы содержания

Планируемый результат

Контроль усвоения темы

1

Сказки. (Теория)

Сказка.

 Знать особенности сказок.

Тест. 

2

«Волшебное кольцо.»

Деление на части



Сказка. Виды сказок.

Знать виды сказок, уметь делить на части. Уметь пересказывать. 

Художественный пересказ.

3

Пересказ по составленному плану

Сказка.

Уметь пересказывать , составлять план. 

Устный опрос.

4

Пословицы и поговорки

Пословица. Поговорка.

Знать отличия . 

Сравнительный анализ.

5

Баллады.

Баллада..

 Знать особенности

Опрос.

6

«Перчатка» В.А. Жуковский

Баллада.

Уметь пересказывать. 

Пересказ.

7

Нашла коса на камень.

И.З. Суриков



Рассказ.

 Знать особенности рассказа.

Составление плана

8

Былины

Былина.

 Знать особенности .

Опрос. 

9- 10

«Добрыня и змей»

Особенности былин.

Знать особенности . 

Аналитическая работа.

 

 

 

 

 

11

Вн.чт. Устное народное творчество .Былины.

Фольклор.

Знать особенности . 

Художественный пересказ.

 

Произведения русских писателей XIX века

 

 

 

12

А.С. Пушкин. Биография

Биография.

Знать биографию поэта.

Тест-опрос.

13-14

А. С. Пушкин. «Выстрел».

Повесть.

Знать особенности повести.

Уметь пересказывать.



Пересказ.

15

«Записки о Пушкине»

И.И. Пущин






Знать содержание статьи.

Конспект.

16

«Памятник» А.С. Пушкин

Лирика.

Знать особенности лирики.

Уметь анализировать .



Чтение наизусть.

Аналитическая работа.



17

«Во глубине сибирских руд».А. С. Пушкин.

(наизусть)






Уметь выразительно читать.

Чтение наизусть.

18

«Зимнее утро». А С. Пушкин.




Альбом

Тема произведений

19 -20

Сказки А. С. Пушкина.

Литературная.сказка.

Знать особенности литературных сказок.

Пересказ.
















21

Характеристика героя по плану.




Уметь давать х-ку персонажа.

Письменная работа.












































































 

 

 

 

 







 

 

 

22

М.Ю. Лермонтов.

Биография.






Знать биографию поэта.

Составление плана.

23

«Смерть поэта» (отрывок)

Лирика.

Знать историю написания. Уметь анализировать.

Чтение и анализ.

24

«Родина» (наизусть)

Тема . Идея ..

 Уметь определять тему и идею .

Чтение наизусть.

 

 

 

 

 

25.

«Парус» (наизусть)

Художественно-изобразительные средства




Чтение наизусть.

26

«Сосна».

Художественно-изобразительные средства




Анализ стиха.

 27

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

 Поэма.Сюжет. Композиция.

Знать сюжет , композицию поэмы.

 Аналитическая работа.

28

1гл. Описание красоты русской женщины

Идея. Образ.

Уметь характеризовать героя. 

Мини-сочинение.

29

2гл. Характеристика Степана Парамонова

Образ.

 Характеристика героев

Характеристика героев.

30

3гл. Отношение автора к гибели героя




Уметь определять авторское отношение к героям. 

Главные герои произведения

31

Иван Андреевич Крылов.

Биография.



Басня.

Знать биографию .

Составление плана.

32

«Волк на псарне».

Аллегория.

Знать особенности басен.

Уметь определять аллегорический смысл.



Чтение наизусть.

33

«Муха и пчела».

Басня.

Знать содержание.

Аналитическая работа.

34

Н.А. Некрасов.

Биография.






Знать биографию поэта.

Составление плана. 

35-36

«Размышление у парадного подъезда»

.

Знать главную мысль.

Уметь анализировать.



Выразительное чтение и анализ.

37

«В полном разгаре страда деревенская»




 

Чтение выразительное.

38

«Мороз, красный нос» (отрывок, наизусть)

Поэма.

Знать понятие поэмы.

Чтение наизусть. 

39-40

«Русские женщины»

Поэма. Композиция.

 Знать основные элементы композиции поэмы.

Отзыв.

41

И.С. Никитин. Биография

Реферат.

 Знать биографию.

 Реферат.

42.

«Русь» (отрывок, наизусть)

Лирика.

 Уметь выразительно читать.

Чтение наизусть. 

43.

«Утро на берегу озера».




 

 Выразительное чтение и анализ.

44. 

 И.С.Тургенев. Биография 




Знать биографию писателя.

Составление плана. 

 

 

 

 

 

45

Повесть « Муму».Рассказ о Герасиме по плану.  1гл

Рассказ.

Уметь пересказывать текст

Пересказ.

 

 

 

 

Пересказ.

46

«Муму».2 гл Пересказ.(отрывок наизусть)

Крепостное право

Уметь пересказывать текст

Пересказ.

47

«Муму» 3гл. Чтение по ролям

Крепостное право

Уметь пересказывать текст

Пересказ. Чтение по ролям.

48

«Муму»4гл. Пересказ

Крепостное право

Уметь пересказывать текст

Пересказ.

49 

«Муму»5гл.Пересказ 

Крепостное право

Уметь пересказывать текст

Пересказ.

50 

«Муму»6гл.Пересказ 

Крепостное право

Уметь пересказывать текст

Пересказ.

51 

«Муму»7гл.Пересказ 

Крепостное право

Уметь пересказывать текст.

Пересказ.

52 

«Муму»8гл.Пересказ 

Крепостное право

Уметь пересказывать текст.

Пересказ.

53

Л.Н.Толстой. Биография




Знать биографию писателя.

Пересказ по плану.

54-55

«После бала»1гл. Пересказ от 1 лица

Повесть . жанр.

Знать особенности повести и жанрового своебразия произведения.

Работа с книгой.

56- 57

«После бала»2гл. Пересказ от 3 лица

Композиция.

Уметь пересказывать.

Пересказ.

58-60

«После бала» Л.Н.Толстой .Работа по тексту: подтвердить, что действие происходит во времена крепостного права

Крепостное право. Деталь.

Знать историческую основу.

Уметь находить детали.



Самостоятельная работа с текстом.

 

Произведения русских писателей 1 половины ХХ века

 

 

 

61

А.П.Чехов. Биография

Рассказ.

Знать бографию.

 Составление плана.

62-63

«Лошадиная фамилия»

Сюжет.

 Знать прозы Чехова.

 Пересказ

64-65

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»1гл. Пересказ. 

 Деталь. Сюжет.

 Знать сюжет.

Уметь выделять основную мысль.



пересказ

66

«Слепой музыкант» 2гл. Характеристика каждого из детей

Деталь.

Уметь находить художественные детали текста.

 Работа с текстом.

67

«Слепой  музыкант» 3гл. Чтение по ролям




Уметь читать по ролям

 Чтение по ролям.

68 -70

«Слепой музыкант»4,5,6 гл. Работа по тексту




Уметь анализировать, сравнивать , сопоставлять.

Аналитическая работа. 

71-72

«Слепой музыкант»7-9 гл. Пересказ




Уметь пересказывать

Пересказ. 

73 -74

«Слепой музыкант»10-11 гл




 Уметь пересказывать

 Пересказ. 

75-76

С. Есенин. Биография. «Спит ковыль»

Лирика.

Знать биографию поэта.

Составление плана.

77

«Пороша»

Художественно-изобразительные средства

 Уметь находить худ-из средства.

Самостоятельная работа . 

78

«Отговорила роща золотая»

Х-И средства.

уметь анализировать по плану.

 Отзыв.

79 -92

Л.Н.Толстой «Русский характер» 1гл. Описание внешности героя до его ранения

Отечественная война

 Знать содержание.

Уметь пересказывать.



Пересказ.

Х-ка героя по плану.



93

Н.А.Заболоцкий. Биография

.

 Знать биографию.

Чтение выразительное. 

94 -95

«Некрасивая девчонка»

 

 

 

 

Произведения  русских писателей1й половины хх века

 

 

 

 

 

 

 

 

96

К.Г.Паустовский. Биография.

Биография.

Знать биографию писателя.

План-конспект. 

97-100

К.Г.Паустовский «Телеграмма».

рассказ

Знать биографию писателя.

Уметь составлять план рассказа.



Составление плана.

101-

А.Т.Твардовский




Знать биографию поэта.

пересказ. 

102

Гл. «Гармонь». Деление части по данному плану.(отрывок наизусть)

Отечественная война

Знать историю создания.

Уметь делить текст на части.



Деление на части.

  • (102ч в год, 3 ч в неделю)