Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебного курса «литературное краеведение»




Скачать 202.08 Kb.
Дата09.06.2017
Размер202.08 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Иванова

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы

_______________Н.А. Марков

Приказ № 229 от «28.08.» 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 8 класса

на 2015 учебный год (II полугодие)
Составлена учителем

высшей квалификационной категории

Сыско И.В.


Рассмотрена на заседании

МО учителей русского языка и литературы

«27.08.» 2014 г., протокол № 1.

Руководитель МО

_____________ Н.Г.Жукова


Рекомендована методическим советом школы
от «28.08.» 2014 г., протокол № 1.

Председатель методсовета школы

______________ Ю.Б.Пузрякова

г. Иваново – 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса (модуля) «Литературное краеведение» для 8-х классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (основного общего образования), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ивановской области, который предусматривает преподавание учебного предмета «Краеведение» в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Литература» в 8 классах основной школы.

Программа содержит следующие разделы:


  • пояснительная записка, в которой даются общая характеристика учебного предмета, ставятся цели и определяются задачи программы;

  • содержание курса по литературному краеведению, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного количества часов на их изучение, форм самостоятельной работы обучающихся и форм контроля;

  • тематическое планирование с указанием тем и произведений основной программы, сквозных проблем, форм организации учебных занятий, примерного количества часов на изучение соответствующего материала, форм контроля;

  • требования к результатам обучения и освоения содержания курса;

  • рекомендации по оснащению учебного процесса;

  • список литературы;

  • приложение: вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся, примерные формулировки заданий и вопросов к текущему контролю; презентации и учебные фильмы.

Общая характеристика учебного предмета.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет «Литература». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.

Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» повсеместно введен в школах. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)

Программа курса «Литературное краеведение 8 класс» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Иваново, Ивановской области, выявить связь известных русских писателей с Ивановским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Данная программа литературного краеведения рассчитана на 16 часов. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Материал, связанный с Ивановским краем, можно включать также в уроки литературы при изучении творчества А.Островского, К.Бальмонта, М.Цветаевой, А.Пушкина.



Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Ивановским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:



социально-педагогические - сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

обучающие - обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация;

познавательные - формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Ивановского края;

развивающие - развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;

воспитательные - воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников.

Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.

Реализация. Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:



  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

  • участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

  • использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

  • вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений), средств массовой информации;

  • вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (18 часов)

Введение (1 час)

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Ивановской области.

Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.

Формы контроля: проверка записей в тетрадях

Практическое занятие. Источники информации. Работа с устными источниками. Интервью. Исторические источники. Работа с документами. Библиографические источники, принципы работы с ними. Музейные и архивные источники.



Самостоятельная групповая работа: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками.

Формы контроля: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.

«Русская провинция» (1 час)

Истоки литературы Ивановского края. Меценаты Иваново - Вознесенска.

Родословная края: Ивановский край. Самобытные культурные и народные традиции края. Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе. Театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»). Значение меценатства для развития «местной культуры».

Самостоятельная работа: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея, написание заметки в школьную газету или сочинения-отзыва о посещении музея.

Формы контроля: проверка самостоятельных работ. «Вот Иваново! Здесь родина моя»

Основные этапы и вехи литературного развития Иваново и области: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты.



Формы работы: заочная экскурсия по литературным местам Иваново, использование учебной презентации.

Формы контроля: выставка ученических работ.

«Преданья старины глубокой…» (1 час)

Земля ивановская и русский фольклор. Фольклор как искусство художественного слова. Особенности УНТ (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования; коллективное творчество, своеобразная народная редактура). Наш край в произведениях фольклора: былинные традиции в «Древних российских стихотворениях, собранных Киршею Даниловым». Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера): песни-веснянки, семицко-троицкие песни. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве.



Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала.

Формы контроля: выступление на уроке.

«Известные имена» (7 часов)

А.С. Пушкин и Ивановская земля (3часа).

Косвенные родственные и дружеские связи Пушкина на территории нашего края. Памятные пушкинские знаки и культурное пространство вблизи них. Карта косвенных пушкинских связей.

Ивановские «корни» рода Пушкиных: Александр Юрьевич Пушкин (двоюродный дядя поэта по материнской линии), Михаил Иванович Пушкин (предок поэта), др. родственники поэта. Стихотворение «Моя родословная».

Друзья и близкие знакомые Александра Сергеевича Пушкина: лицейский товарищ Александр Бакунин и его сестра Екатерина Бакунина (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина. Поэт И.Д. Козловский, муж трооюродной сестры поэта М.А. Пушкиной. Петр Бори­сович Козловский. Художники из Луха Григорий и Никанор Чернецовы.

«Бакунинский» цикл «унылых» элегий А.С.Пушкина (1816 год). Романс на стихи Пушкина из данного цикла стихов «Мне дорого любви моей мученье…»

Формы работы: учебная презентация, материалы исследовательской работы, учебный фильм с использованием программы Windows Movie Maker.

Самостоятельная работа: запись тезисов исследования, записать вопросы

Формы контроля: проверка записей в тетрадях, анализ стихотворения, сочинение на жизненном материале «Путешествие в пушкинские уголки родного края».

Тема Родины и родовых корней в творчестве русских писателей 19 – начала ХХ века.

А.Н.Островский и Щелыково (2 часа).

Связь А.Н.Островского с Ивановским краем. Усадьба Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ). Островский и Соболев. Островский и театр.



Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации (приложение «А.Н.Островский и Щелыково»)

Самостоятельная работа: учебные доклады «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского».

К. Бальмонт и Шуя (2часа).

Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта. Раннее творчество Бальмонта. «Фейные сказки» Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта. Личностное начало в творчестве поэта. Музыкальность, напевность стиха и магия звуков Бальмонта..



Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker.

Самостоятельная работа и формы контроля: анализ лирического произведения.

Род Цветаевых и Ивановский край (2 часа).

Родовые корни семьи Цветаевых. Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева. Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии: автобиографичность, дневниковость. Экспрессивность, философская глубина, психологизм и мифотворчество, острота одиночества в творчестве эмигрантских лет. Стихотворение «Отцам»; очерки «Лавровый венок», «История одного посвящения» - отношение поэтессы к родовым корням, к своему прошлому.



Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»)

Самостоятельная работа: создание творческой работы.

Формы контроля: выступление на уроке.

Практические занятия. Посещение музея.

Творчество ивановских поэтов – фронтовиков (2 часа)

Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне.

Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др. Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева. Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.

Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина. «Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.



Формы работы: просмотр и обсуждение фильма «Мальчики Державы», работа со статьями Л. Анненского.

Самостоятельная работа: элементы анализа стихотворений, создание презентации о поэте-фронтовике.

Формы контроля: выступления на уроках, чтение наизусть стихотворений.

Творчество Анны Барковой (2 часа)

Анна Баркова. Трагическая судьба поэтессы. Поэтический мир. Стихи разных лет.

Формы работы: учебная презентация «Анна Баркова»

Самостоятельная работа: анализ стихотворения.

Формы контроля: чтение наизусть, презентация о творчестве автора

Литературная жизнь Иваново. (1 час)

Литературные объединения, общества, кружки, клубы. «Литературные страницы» в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов. Встречи с местными писателями и журналистами.


Самостоятельная работа: составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.
Формы контроля: организация выставки в кабинете литературы

Самостоятельная работа: интервью с одним из писателей Иваново.

Формы контроля: подготовить и представить материал по одной из тем

Современная поэзия (1 час)

И. Жуков, Дм. Шукуров, Ю. Орлов и др. и поэзия молодых.

Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе. Систематизация литературного наследия региона: статьи, сборники и публикации последних лет.

Деятельность Ивановского отделения Союза писателей России и литературно-общественная жизнь региона конца XX – начала XXI века.



Самостоятельная работа: анализ изданий последних лет.

Формы контроля: составление библиографического перечня региональных изданий и публикаций последних лет.

Тематическое планирование.



п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

К/Ч

Дата

проведения
Корректир.




Лите Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.




16.01



Истоки литературы Иваново – Вознесенска. Музеи нашего края.




23.01



Земля Ивановская и русский фольклор.




30.01.



Косвенные родственные связи Пушкина на территории нашего края.




6.02.



Косвенные дружеские связи Пушкина на территории нашего края.




13.02.



Памятные пушкинские знаки на территории нашего края.




20.02.



Связь А.Н.Островского с Ивановским краем.




27.02.



Усадьба Щелыково и творчество писателя.




06.03.



Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта.

Бальмонт и Шуя.






13.03.



Раннее творчество Бальмонта.




20.03.



Родовые корни семьи Цветаевых.

Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева.






10.04.



Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии.




17.04



Фронтовые судьбы и творчество поэтов – фронтовиков:

А. Лебедев, Н. Майоров, М Дудин.






24.04.



Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева.

Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.






08.05.



Анна Баркова. Трагическая судьба поэтессы.




15.05.



Поэтический мир. Стихи разных лет.




22.05.



Литературные объединения, общества, кружки, клубы Иваново.




29.05.



Современная поэзия: И.Жуков, Дм. Шукуров, Ю.Орлов. Поэзия молодых. Подведение итогов.





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны



Знать и понимать:

- Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

- Историю создания произведений;

- Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

- Характеристику героев;

- Характерные особенности эпохи и жизни Ивановского края, отраженные в изученных произведениях;

- содержание изученных произведений писателей;

- Жанровые особенности произведений;

- Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

- Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью)



Уметь:

- Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;

- Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

- Уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы).

- Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

- Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

- Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

- Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;

- Составлять рассказ об авторе книги;

- Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

- Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

- Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

- Работать со справочной и критической литературой;

- Вести переписку с писателями края.

- Рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках  XIX и XX веков, связанных с Ивановским краем;

- Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям.



Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу.

К ожидаемым результатам следует отнести:

факт осознанного продолжения  изучения  истории и литературы Ивановского края и истории и литературы вообще;

высокий уровень познавательной активности;

толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.



Список литературы

  1. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья. Ярославль, 1990.

  2. Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.

  3. Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.

  4. «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.

  5. Писатели текстильного края. Иваново, 1953.

  6. Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.

  7. Таганов Л.Н. Заметки об автобиографической прозе К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Выпуск №6. Иваново, 2004.


Приложение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.

1. Разработать литературную экскурсию по г. Иваново.

2. Отметить литературно-краеведческие объекты на карте г. Иваново для организации заочной экскурсии по городу (улицы, памятники, мемориальные доски и т.д.).

3. Написать рецензию на произведение писателя (по выбору)

4. Подготовить проект сборника лирики поэтов- ивановцев со вступительной статьей.

5. Подготовить вопросы для интервью с писателем-ивановцем.



Примерные формулировки заданий и вопросов к текущему контролю:

Основные задачи краеведения.

Укажите основные принципы краеведческой работы.

Укажите источники информации для краеведческой работы, обоснуйте выбор.

Назовите жанры фольклора, получившие развитие в нашем крае.

С какими событиями жизни писателя (имя писателя определяет учитель) связан г. (Иваново, Кинешма, Шуя и т.д.)?

Каким образом связан Ивановский край с именем А.С.Пушкина?

Назовите имена русских писателей XIX в., связанных с Ивановским краем.

Какие топографические легенды о Вичуге вам известны?

Назовите основные произведения А. Н. Островского (или другого писателя по выбору учителя)

Назовите литературное направление, с которым связано творчество К. Бальмонта?

Назовите улицы города Иваново, названные в честь писателей.

Какие музеи, посвященные жизни и творчеству русских писателей в Ивановской области, вы знаете?

Назовите литературные объединения г. Иваново, г. Вичуга.

Назовите имена современных ивановских писателей.

Рекомендации по оснащению учебного процесса:

Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска и программное обеспечение к ним.



Презентации:

  1. «Пушкинские связи на Ивановской земле»

  2. «Памятник поэту».

  3. «Островский и Щелыково»

  4. «М Цветаева и Ивановский край»

  5. «Поэты - фронтовики»



  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 8 класса на 2015 учебный год (II полугодие) Составлена учителем
  • Общая характеристика учебного предмета.
  • «Русская провинция» (1 час)
  • «Преданья старины глубокой…» (1 час)
  • «Известные имена» (7 часов) А.С. Пушкин и Ивановская земля (3часа).
  • Тема Родины и родовых корней в творчестве русских писателей 19 – начала ХХ века. А.Н.Островский и Щелыково (2 часа).
  • К. Бальмонт и Шуя (2часа).
  • Род Цветаевых и Ивановский край (2 часа).
  • Творчество ивановских поэтов – фронтовиков (2 часа)
  • Творчество Анны Барковой (2 часа) Анна Баркова.
  • Литературная жизнь Иваново. (1 час)
  • Современная поэзия (1 час)
  • Тематическое планирование.
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Итоговый контроль
  • Приложение. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.
  • Примерные формулировки заданий и вопросов
  • Рекомендации по оснащению учебного процесса