Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебная дисциплина




Скачать 265.86 Kb.
Дата25.06.2017
Размер265.86 Kb.
ТипПрограмма
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет


УТВЕРЖДАЮ

декан историко-филологического факультета

И.Ф.Ялтаев /____________/



(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Б.1_Иностранный язык



(наименование)

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки ___ИСТОРИЯ___

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Кафедра иностранных языков

(название)

Курс 1-2 семестр 1-4

Форма обучения очная


Программа разработана

Сырейщиковой О.Н. ст.преподавателем кафедры иностранных языков




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)






Йошкар-Ола

2012

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии



общеуниверситетских кафедр




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


иностранных языков







(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №__ от

«____»_________ 2012 г.




«____»________2012 г.

Н.М. Краснова




Г.Б.Хлыбова

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. Кафедрой)







СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой всеобщей истории

протокол заседания №__ от «__»___________20__г___зав.кафедрой к.ист.наук _Г.Ф. Горбашева________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели освоения дисциплины «Иностранный язык»

Основной целью дисциплины «Иностранный язык» на историческом факультете является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в двух ее составляющих: общей коммуникативной компетенции как части социальной компетенции студента и профессиональной коммуникативной компетенции как части его профессиональной компетенции.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Б.1.3 «Иностранный язык» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу Б 1.3 базовой части ФГОС ВПО.

В эпоху глобализации и информатизации дисциплина «Иностранный язык» занимает одно из значительных мест и играет важную роль в подготовке квалифицированного специалиста по направлению «Педагогическое образование: История».

Минимальные требования к «входным» знаниям и умениям не выходят за рамки школьной программы.

Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорение, восприятие на слух, чтение и письмо. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации.



Данная Программа строится с учетом следующих педагогических и методических принципов: коммуникативной направленности, культурной и педагогической целесообразности, интегративности, нелинейности, автономии студентов.

Принцип коммуникативной направленности предполагает преобладание проблемно-речевых и творческих упражнений и заданий над чисто лингвистическими, репродуктивно-тренировочными, использование аутентичных ситуаций общения, развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных ситуациях.

Принцип культурной и педагогической целесообразности основывается на тщательном отборе тематики курса, языкового, речевого и страноведческого материла, а также на типологии заданий и форм работы с учетом возраста, возможного контекста деятельности и потребностей студентов. Формирование собственно коммуникативных и социокультурных умений происходит в соответствии с принятыми в странах изучаемого языка нормами социально приемлемого общения. Особое внимание уделяется осознанию имеющихся ложных стереотипов как о других странах, так и о своей стране, а также препятствию формирования неверных и односторонних представлений об иноязычной культуре, без учета имеющихся социальных, этнических и иных особенностей жизни различных групп граждан.

Принцип интегративности предполагает интеграцию знаний из различных предметных дисциплин, одновременное развитие как собственно коммуникативных, так и профессионально-коммуникативных информационных, академических и социальных умений (Тер-М).

Принцип нелинейности предполагает не последовательное, а одновременное использование различных источников получения информации, ротацию ранее изученной информации в различных разделах курса для решения новых задач. Данный принцип также обеспечивает возможность моделирования курса с учетом реальных языковых возможностей студентов: осваивать курс только на одном из выделенных уровней (Основном или Продвинутом) или комбинировать эти уровни в различных соотношениях в каждом из разделов/ модулей курса.

Принцип автономии студентов реализуется открытостью информации для студентов о структуре курса, требованиях к выполнению заданий, содержании контроля и критериях оценивания разных видов устной и письменной работы, а также о возможностях использования системы дополнительного образования для корректировки индивидуальной траектории учебного развития. Организация аудиторной и самостоятельной работы обеспечивают высокий уровень личной ответственности студента за результаты учебного труда, одновременно обеспечивая возможность самостоятельного выбора последовательности и глубины изучения материала, соблюдения сроков отчетности и т.д. Особую роль в повышении уровня учебной автономии призвано сыграть введение балльно-рейтиноговой системы контроля.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Иностранный язык»

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):



  • владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):


Студент должен знать:

Иностранный язык в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников.

Способы выражения различных коммуникативных намерений (суммирование и обобщение полученной информации, запрос и сообщение информации, в т.ч. дополнительной, детализирующей, уточняющей, иллюстрирующей и оценочной).

Базовую грамматику английского языка.


Студент должен уметь:

В рамках указанных в программе сфер и тем общения устно описывать различные факты, явления и события и невербально) на устные высказывания собеседника.

Вести беседу на любую из пройденных тем, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами.

Студент должен иметь преставление об особенностях обиходно-литературного, официально-делового, научного стиля и стиля художественной литературы.

Студент должен обладать навыками говорения, чтения, аудирования и письма на иностранном языке.
Структура и содержание дисциплины «Иностранный язык»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.



Форма контроля: 1, 2, 3 семестры – зачет, 4 семестр – экзамен.

Курс состоит из 4 обязательных разделов, каждый из которых соответствует определенной сфере общения (бытовая, учебно-познавательная, социально-культурная и профессиональная сферы).


В результате освоения дисциплины студент должен усвоить следующий языковой материал:

Фонетика: Особенности английской артикуляции по сравнению с артикуляцией других языков. Понятие артикуляционного уклада. Понятие о нормативном литературном произношении. Система гласных и согласных звуков. Долгие и краткие гласные звуки. Словесное ударение. Одноударные и двуударные слова. Ритмика. Транскрипция ударных звуков как средство выражения ритмики. Интонация стилистически нейтральной речи (повествование, вопрос).

Грамматика: Грамматика для активного усвоения. Множественное число существительных. Притяжательный падеж существительных. Артикль. Местоимения (личные, притяжательные, указательные, some, any, no). Числительные количественные, порядковые, дробные. Степени сравнения прилагательных и наречий. Оборот there is/there are. Система времен английского глагола Present, Past, Future (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). Неправильные глаголы. Согласование времен. Пассивный залог. Модальные глаголы.

Словообразование. Наиболее употребительные суффиксы и приставки существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Фразовые глаголы. Неличные формы глаголов: инфинитив, причастие, герундий.

Структура простого предложения. Структура безличного предложения. Отрицание. Образование вопросов. Придаточные предложения времени и условия. Прямая и косвенная речь.

Лексика и фразеология: Стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика общего языка и базовая терминология специальности. Основные термины широкой специальности.

Наиболее распространенные формулы – клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и т.п.).

Основные речевые модели для передачи основного содержания текста, в том числе на профессиональные темы.

Знакомство с основными типами словарей: двуязычными и одноязычными, толковыми, фразеологическими, терминологическими и т.д.

Закрепление наиболее употребительной лексики, расширение словарного запаса за счет нарастания идиоматичности высказываний, знакомство с общенаучной лексикой, устойчивые словосочетания, свойственные научному стилю общения.

Письмо: Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография (CV), заявление о приеме на работу.

В рамках данной рабочей программы возможно использовать традиционную или балльно-рейтинговую системы контроля.


Требования к зачету:

Объектами контроля как обязательного компонента процесса обучения иностранному языку являются приобретаемые студентами знания (филологические и страноведческие), уровень сформированности речевых навыков и умений.

Контроль осуществляется поурочно (текущий контроль) по завершении изучения отдельной темы (периодический контроль) и по завершении этапа / курса обучения иностранному языку (итоговый контроль). Во всех формах контроля в качестве одного из вариантов может выступать тестирование.

Текущий контроль реализуется в форме фронтального опроса / беседы, письменной контрольной работы и др.; периодический – в форме устного зачета или письменной контрольной работы по завершении изучения конкретной темы.

Итоговый контроль по завершении 1, 2, 3 семестра проводится в форме зачета, включающего в себя проверку качества сформированности умений:

а) ознакомительного чтения (текст предпочтительно социокультурной тематики; объем текста 1200-1500 печатных знаков; понимание проверяется в форме беседы по содержанию текста; время на подготовку до 30 минут);

б) устно-речевого высказывания:


  • монологического характера – подготовленная речь (сообщение, содержащее социокультурную информацию в рамках пройденной тематики; время на подготовку до 15 минут),

Требования к экзамену:

Итоговый контроль по завершении этапа обучения осуществляется в форме экзамена, включающего в себя проверку качества сформированных умений:

а) письменный перевод отрывка из текста по специальности 750 печатных знаков за 30 минут с помощью словаря;

б) реферирование текста с использованием схемы реферирования не менее 15-20 фраз;

в) беседа экзаменатора со студентом по содержанию текста;

г) устная тема социокультурного характера, объем не менее 15-20 фраз.

Время подготовки всех заданий – 60-70 минут.
Тематический план изучения дисциплины «Иностранный язык»


п/п


Наименование разделов и тем

семестр

Количество часов по учебному плану


Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации



Всего

Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самост. Работа

Лекции

Практ. занятия

Лаборат. занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Бытовой (Я и моя семья)

1



















1.1.

Я и моя семья Семейные традиции, уклад жизни.

1

20







10

10

1Устный опрос монолога по теме. Написание электронного письма личного характера.

1.2.

Дом, жилищные условия.


1

20







10

10

2Монолог-описание дома (квартиры).

1.3.

Досуг и развлечения в семье. Семейные путешествия.

1

16







8

8

3Диалог-обмен мнениями.

1.4.

Еда. Покупки

1

16







8

8

4Диалог-расспрос о кулинарных и иных предпочтениях.

























Промежуточный контроль – зачет.

2.

Учебно-познавательный (Я и мое образование)

2.1.

Образование в России и за рубежом.

2

16







8

8

Ролевая игра.

2.2.

Марийский государственный университет. История и традиции МарГУ. Известные ученые и выпускники МарГУ.

2

16







8

8

Рассказ о МарГУ и его известных ученых.

2.3.

Студенческая жизнь в России и за рубежом. Научная, культурная и спортивная жизнь студентов.

2

16







8

8

Монолог-сообщение о своей студенческой жизни.

2.4.

Высшее образование в странах изучаемого языка.

2

20







10

10

Поиск информации в сети Интернет об университетах за рубежом, (языковых) школах/курсах и др. учебных заведениях. Представление проекта.

Письмо

- запись тезисов выступления о своем вузе;

-запись основных мыслей и фактов из аудиотекстов и текстов для чтения по изучаемой проблематике;

-заполнение форм и бланков для участия в студенческих программах;

- поддержание контактов со студентами за рубежом при помощи электронной почты.


Промежуточный контроль – зачет.

3.

Социально-культурный (Я и мир).


3.1.

Язык как средство межкультурного общения.

3

16







8

8

Лексико-грамматический тест.

3.2

Мировые достижения в искусстве (музыка, танцы, живопись, театр, кино, архитектура)


3

16







8

8

5Монолог-сообщение (о выдающихся личностях, открытиях, событиях и т.д.)

3.3.

Здоровье, здоровый образ жизни.


3

16







8

8

Лексико-грамматический тест.

3.4.

Мир природы. Охрана окружающей среды.

3

16







8

8

Поиск информации в Интернете и составление монолога-сообщения о проблемах окружающей среды.

3.5.

Информационные технологии 21 века.

3

8







4

4

Ролевая игра «Самое полезное изобретение 21 века»

Письмо

- заполнение формуляров и бланков прагматического характера (регистрационные бланки, таможенная декларация и т.д.);

- письменные проектные задания (презентации, буклеты, рекламные листовки, коллажи, постеры, стенные газеты и т.д.);

- написание эссе по теме.




























Промежуточный контроль – зачет.

4.

Профессиональный (Я и моя будущая профессия)

4.1.

Избранное направление профессиональной деятельности.

4

34







10

12

Лексико-грамматический тест.

4.2.

История, современное состояние и перспективы развития изучаемой науки.

4

34







8

10

6Диалог-опрос.

4.3.

Выдающиеся личности данной науки. Основные научные школы и открытия.

4

34







6

8

Поиск информации в Интернете и составление монолога-сообщения (о выдающихся деятелях науки и профессиональной сферы, о перспективах развития отрасли)

4.4.

Квалификационные требования к специалистам данной профессиональной области в России и за рубежом. Личностное развитие и перспективы карьерного роста.

4

34







10

12

Монолог-описание (функциональных обязанностей/квалификационных требований).

Письмо

- написание CV, сопроводительного письма, тезисов письменного доклада

- деловые письма различных типов, памятки, протоколы и т.д.

выполнение письменного проектного задания.













36













Итоговый контроль – экзамен.




Итого:




324







140

148






Примерные тестовые задания

I. Выберите правильный модальный глагол.


  1. We… hurry. We’ve got plenty of time.

a) can’t b) needn’t c) must

  1. You… go there at once. It’s really very urgent.

a) don’t have to b) needn’t c) must

  1. When I was young, I … run for miles.

a) could b) must c) should

  1. You … use my dictionary as long as you like.

a) must b) have to c) may

  1. Children … go for a walk, because they have done their homework.

a) must b) are allowed to c) need
II. Найдите эквиваленты к следующим словам и выражениям.

1. придавать значение

a. to produce consumer goods

b. to be of great importance

c. to attach importance to

d. to make invaluable contribution

2. помимо, кроме

a. obstacle

b. side by side

c. instead of

d. besides

3. справедливо считать (ся)

a. to be justly considered

b. to meet the requirements

c. to give a profound consideration

d. to impress deeply

4. иметь некоторое преимущество

a. to have the same disadvantages

b. to have several advantages

c. to have some advantage

d. to have the very disadvantage

5. найти широкое применение в технике

a. to have some application in engineering

b. to find some use in engineering

c. to find wide use in engineering

d. to look for some ways of application in engineering

6. посредством

a. by the way

b. as a means of

c. little by little

d. by means of

7. вызвать интерес

a. to display abilities

b. to improve one’s skill

c. to arouse interest

d. to be interested in something



8. в дополнение

a. in addition to

b. in honour of

c. according to

d. in accordance with
III. Подберите синоним к подчеркнутым словам.


  1. profound (a. deep; b. important; c. lofty )

  2. wish (a. ability; b. desire; c. want )

  3. to demand (a. to require; b. to discover; c. to believe )

  4. to make up one’s mind (a. to decide; b. to celebrate; c. to expect)

  5. to fulfil (a. to smoke; b. to carry out; c. to be thirsty)

  6. plenty of (a. ought; b. a great deal; c. rather)

  7. to succeed (a. to decide; b. to fail; c. to expect)

  8. to reveal (a. to display; b. to achieve; c. to hide)

  9. dull (a. damp; b. foggy; c. sunny)

  10. wide (a. narrow; b. stone; c. strong)

  11. shallow (a. deep; b. broad; c. chief)


IV. Выберите правильный вариант.
1. If you want to improve your English, you … work very hard.

a) can b) need c) must d) do

2. The doctor says you … stay at home for a day or two.

a) should b) may c) need d) is

3. My sister … speak French two years ago.

a) can b) must c) couldn’t d) wasn’t

4. He was to pay the bills, that’s why he … to sell his guitar.

a) must b) had c) did d) can

5. Must I buy the bread? – No, you … , we have some at home.

a) should b) can c) needn’t d) mustn’t

6. When I came to Pete’s house yesterday, he …. …. a new book.

a) reads b) will read c) was reading d) have read

7. The play … yet and the people are still talking in the hall.

a) has not begun b) didn’t begin c) were not begin d) isn’t begin

8. John … his finger when he was cooking his dinner.

a) burnt b)was burning c) has burnt d) burns

9. After I … my exams, I will go to visit my grandmother in the village.

a) will pass b) have passed c) pass d) is passing

10. He … to St. Petersburg since his childhood.

a) haven’t been b) wasn’t c) hasn’t been d) wasn’t been

11. Bread … every day.

a) is eaten b) was eaten c) eats d ) will eat

12. I … at the lesson yesterday .

a) asked b) was asked c) asking d) will be asked

13. The shop … tomorrow.

a) has closed b) will be closed c) closed d) closing

14. When the father came home the work … already .

a) had been done b) was doing c) had done d) were doing

15. Who … by?

a) the radio was invented b)was the radio invented

c) did invent the radio c) was inventing the radio

16. Finally they stopped … .

a) were laughing b) being laughing c) laughing d) laughed

17. He likes … stories and anecdotes.

a) telling b) were telling c) told d) will tell

18. He likes … the guitar.

a) to play b) played c) were playing d) plays.

19. You must go to the library …. this book.

a) getting b) to get c) got d) having been getting

20. The letter … by her mother was lying on the table.

a) writing b) written c) is wrote d) writing

21. If you want to enter … Institute you must study hard.

a) the b) - c) to the d) in the

22. He is often late … the first lecture in the morning.

a) on b) in c) - d) for

23. She was always interested … Middle Ages History.

a) for b) - c) about d) in

24. The parents are proud … their child’s progress.

a) in b) about c) – d) of

25. Today everybody is present … the lecture.

a) in b) on c) at d) –

V. Заполните пропуски.

1.You can see wax figures of many famous people …:



    1. in the British Museum;

    2. in the Tate Gallery;

    3. in Madam Tussaud’s.

2.The Speaker’s Corner is situated in ...:

    1. Regent’s Park;

    2. Hyde Park;

    3. Green Park.

3.Lewis Carroll is the author of «...»:

    1. Daddy-Long-Legs;

    2. Alice’s Adventures in Wonderland;

    3. The Moonstone.

4.The famous English writer ... was an actor, a producer and a dramatist:

    1. Bernard Shaw;

    2. William Shakespeare;

    3. Oscar Wilde.

5.The American continent was named after …, a nobleman from Florence who helped to organize Columbus’s second voyage in 1493:

    1. John Cabot;

    2. Cartier;

    3. Amerigo Vespucci.

6.The longest river in the US called «the father of waters», the second largest river in the world (after the Nile), is ...:

    1. the Mississippi;

    2. the Missouri;

    3. the Ohio.

7.The largest lake within the United States is Lake ...:

    1. Superior;

    2. Ontario;

    3. Michigan.

8.The beautiful waterfall ..., the most widely known natural wonder in America, «the roaring waters», is situated directly on the New York Central Lines, midway between New York and Chicago:

    1. Anchel;

    2. Niagara;

    3. Victoria.

9.The United States of America was originally peopled by ...:

    1. Negroes;

    2. Indians;

    3. Norsemen.

10.The United States of America is ...:

    1. a constitutional monarchy;

    2. a democratic republic;

    3. a federative republic.

11.There are ... states in the USA today:

    1. 50;

    2. 51;

    3. 52.

12.The capital of the USA Washington, designed by the famous French engineer Pierre L’Enfant, one of the keen and sympathetic French supporters of the new republic of America, belongs to ...:

    1. the state of Pennsylvania;

    2. the District of Columbia;

    3. the state of Maryland.

13.Washington replaced ... as the national capital in 1800, when the Congress moved there:

    1. New York;

    2. San Francisco;

    3. Philadelphia.

14.The Statue of Liberty, the symbol of American independence, the work of the French sculptor Frederic Bartholdi, is situated on Liberty Island in ...:

    1. the New York Harbour;

    2. the Gulf of Mexico;

    3. the Irish Sea.

15.The official national symbol of the USA is …:

    1. the Statue of Liberty;

    2. the bald eagle;

    3. the turkey.

  1. The President is elected for a term of ... years:

    1. four

    2. five

    3. seven

  2. The newly elected President of the USA is …:

    1. Hilary Clinton;

    2. Barack Obama;

    3. Robert Gates.

  3. …, a civil rights leader and winner of the Nobel Peace Prize, was fatally shot in Memphis, Tennessee, in 1968:

    1. Robert Kennedy;

    2. Lyndon Johnson;

    3. Martin Luther King Jr.

  4. The Democratic Party is symbolized by «…»;the symbol of the Republican Party is «…»:

    1. a «donkey» … an «elephant»;

    2. a «raccoon»… a «mink»;

    3. a «donkey»… a «deer».

  5. Today the USA flag, known as «Old Glory», the «Stars and Stripes» or the «Star-Spangled Banner», has … horizontal stripes (red and white) and … white stars on the blue background representing the … states:

    1. 11…49…49;

    2. 12…51…51;

    3. 13…50…50.

  6. The official religion in the USA is …:

    1. Catholicism and Buddhism;

    2. Orthodoxy and Protestantism;

    3. Protestantism and Catholicism.

  7. America’s first university, the best known of all, is … which was founded at Cambridge, Massachusetts in 1636:

    1. Stanford;

    2. Yale;

    3. Harvard.

  8. Bill Gates, the founder of Microsoft Inc., studied at …:

    1. Harvard University;

    2. Yale University;

    3. Columbia University.

  9. … is an American company which makes sports clothes and shoes which have become very fashionable:

    1. Nike;

    2. Reebok;

    3. Adidas.

  10. The real name of Mark Twain was …:

    1. John Marshall;

    2. Samuel Clemens;

    3. Tom Sawyer.

  11. … , a comic genius of the cinema screen, was given a special Oscar in recognition of his lifetime contribution to film art, and commemorated with a statue at the historic corner of Hollywood and Vine. His most famous character was the Little Trump:

    1. Eddie Murphy;

    2. Leonardo Di Caprio;

    3. Charlie Chaplin.

  12. The New York underground is called …:

    1. the tube;

    2. the subway;

    3. the metro.

  13. The «Big Apple» is a popular nickname for …:

    1. Los Angeles;

    2. Chicago;

    3. New York.

  14. American people call their police officers …:

    1. bobbies;

    2. cops;

    3. sniffer dogs.



  1. British people call them chips. What do American people call them:

    1. English fries;

    2. German fries;

c) French fries.
VI. Прочитайте текст два раза в течение 10 минут и выполните задание на проверку понимания его содержания.

Great Britain
The British Isles lying off the north-western coast of the continent of Europe are composed of two large islands: Great Britain and Ireland, and a number of small islands. The official title of the country is the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.

The United Kingdom includes England, Wales, Scotland and Northern Ireland. England, the southern and central part of the island, forms the main part of the entire country. Wales lies on the mountainous peninsula in the west. Politically Wales is a part of England and has no independent government. Scotland is in the northern part of the island. Its original inhabitants (коренные жители) are of Celtic origin. In the past Scotland was an independent kingdom and up to the present time maintains certain autonomy. Northern Ireland is a part of the United Kingdom as an autonomous region with its own Parliament.

Great Britain is surrounded by water. It has an insular (островной) climate. The summers are cooler and the winters are warmer than in central Europe. The warm Gulf Stream washes the coasts of the British Isles and gives the country a mild climate. The climate on the continent is not so mild as that of England. The best season is spring. In the lovely month of May the weather is the finest.

The insular climate is also moister (более влажный) than the continental climate. It rains very often in England. In London, for instance, it rains more than a hundred and eighty days in the year, and in winter the brown London fog comes very often. The London fog “as thick as peasoup” is an extraordinary thing.


Выберите правильный ответ
1-2. The British Isles lying off the .... coast of the continent of Europe are composed of .... large islands.

a) south-western; b) north-western; c) north-eastern.

a) two; b) three; c) four.

3. The official title of the country is .... .

a) the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland;

b) Great Britain;

c) England.

4. The United Kingdom includes ..... parts.

a) two; b) three; c) four.

5. ..... has no government of its own.

a) Wales; b) Scotland; c) Northern Ireland.

6. The warm .... washes the coasts of the British Isles and gives the country a mild

climate.

a) Straight of Dover; b) Gulf Stream; c) English Channel.

7. The best season is .... .

a) spring; b) summer; c) autumn.

8. It rains more than .... days in the year.

a) 118; b) 180; c) 108.



VII. Заполните пропуски.

Parure
Parure - a matched 22)... of jewelry consisting of such pieces as earrings, bracelet, brooch, necklace, and ring. By the mid-17th century, jewels had 23)... to be created as individual works of 24)... expressing some idea or 25)... and had instead become mere personal ornaments that were beautiful but lacking in any deeper 26).... Consequently, as the forms of jewels tended to become 27)..., the matching set of jewels, or parure, be­came the dominant 28)... in jewelry. In about 1700, parures consisted of earrings, brooch, necklace or clasp, ring, and sometimes shoulder brooches or buckles, all set with diamonds, either alone or in 29)... with rubies, topazes, sapphires, or emeralds. In the 18th century the 30)... of France had parures of great 31)..., most made of diamonds and 32)... shoe buckles, coat decorations, insignia, and sword hilts. For 33)... occasions, the 19th-century Napoleonic 34)... imitated the parures of the ancien 35)..., with the addition of a jeweled coronet of 36)... form. Parures of semiprecious stones were made for everyday 37)... and for the less af­fluent. Parures continue to be a staple element in jewelry 38)....


22

A set

В group

С assortment

D pack

23

A quitted

В halted

С ceased

D stopped

24

A facility

В creativity

С skill

Dart

25

A conceive

В fancy

С image

D reckon

26

A credit

В consequence

С significance

D merit

27

A cliche

В stereotyped

С tired

D worn

28

A pattern

В approach

С manner

D style

29

A mixture

В combination

С alliance

D association

30

A tsars

В emperors

С kings

D idols

31

A ceremony

В pomp

С dazzle

D splendor

32

A excluding

В including

С inclusing

D counting

33

A government

В country

С state

D politic

34

A suite

В staff'

С cortege

D court

35

A dynasty

В regime

С management

Drule

36

A model

В classical

С classic

D standard

37

A clothing

В underwear

С cloth

D wear

38

A draft

В design

С sketch

D scheme


VIII. Прочтите текст и заполните пропуски.
THE TRAINING OF A KNIGHT

In medieval England if a boy wanted to be a knight - and what a boy didn't - he had to begin at about the age of seven. Usually he was taken from his home and sent to school at the castle of one of the great barons, perhaps that of his father's overlord. At first he was given over to the women who taught him table manners and how to behave in the house.

These young boys were called pages and as they grew older they had an increasing list of duties to perform. They waited on the ladies. They ran errands. They began to learn the endless list of terms applied to hunting, to falconry, to serving a table. They might be taught to read and write by a priest, who also taught them religion. And always, they had the idea drilled into them that some day they would be knights.

When the boys could find time, they loved to loiter about the stables or the armory, caring for the horses, or listening wide-eyed to the esquires or squires who were apprentice knights. When the pages reached the age of fourteen, they could hope to pass over to this high position themselves. From the time a boy graduated from pagehood until he won his golden spurs, he was an esquire and spent most of his time practicing with weapons. Esquire means "shield bearer," and when he grew older — sixteen or so - that's exactly what he was. He was assigned to the personal service of his lord, or of some other knight. He carried the knight's heavy shield for him on journeys. He attended to the knight and armed him for a tournament or battle. He kept his weapons in good condition, and got him out of danger if he were wounded. And all the time, of course, he was supposed to be learning the principles of chivalry from his master - courage, honor, faith, devotion to duty - and the use of arms.

1. The boys who were to become knights started with...


  1. studying of etiquette.

  2. attending special schools.

  3. serving their father's overlord.

  4. doing housework in the castles of great Barons.

2. What was the most important part of the education of pages?

  1. Teaching them to read and write".

  2. Teaching them how to behave with ladies.

  3. Making them realize that they will become knights.

  4. Teaching them hunting.

3. When did pages become squires?

  1. When they won golden spurs.

  2. When they started practicing with weapons.

  3. When they left pagehood.

  4. When they started personal service to their lords or other knights.

4. What were an esquire's duties?

  1. To practice with weapons.

  2. To protect his lord during battles.

  3. To look after his lord's weapons.

  4. To cure the wounds of his lord.

5. The esquires were called so because they had to...

  1. arm their lords for tournaments.

  2. carry their lord's shield during the journeys.

  3. learn the principles of chivalry.

  4. get their wounded lords out of danger.


Примерные устные темы, выносимые на экзамен


  • Political System of Great Britain

  • London and its places of interest

  • The English

  • Schooling in Great Britain

  • University Education in Great Britain

  • Famous People



2. Чтение со словарем и пересказ на иностранном языке текста по широкому профилю специальности или страноведению. Время на подготовку 60 мин.
TEXT A. FROM HISTORY OF BRITAIN
Britain was a Roman district from the first until the beginning of the fifth century of our era. The territory that was occupied by the Romans covered south, east and central Britain.

From different materials it is not difficult to build up a picture of Roman Britain. The Celts and Picts1 had lived here before the coming of the Romans.

The Romans achieved the victory by means of weapons. After the occupation they had to keep armies on the northern borders of Britain against the Picts but by the third and fourth centuries they had also to protect the south and east coast against Saxons from the continent. It was then that the Romans built the Great Roman Wall to protect the Roman camps in the northern part of England.

Roads were built to allow the Roman army to get from one place to another quickly. The Roman roads can be recognized today because they run straight from point to point. They are usually made of chalk or small stones.

There were different towns in Britain under the Roman occupation. They were: Londinium, Colchester, York, Bath, etc.

The Roman Government made Londinium a large and rich city with good streets, beautiful houses, shops and villas. Trade was growing. Great riches were sent from occupied Britain to Rome. And many young boys were sent to Rome, too. They were sold there as slaves.

What houses did the Romano-British people live in? The houses were built of stone. Sometimes the walls were highly coloured. The doors of the houses had keys and the windows had glass held in place by small metal pieces. Water came from wells.

Many people lived in villages. These were groups of round houses, some with painted walls.

A kind of provincial Roman life was developing in Britain. The rich people lived in villas. From excavated materials scientists have found out that villa owners were often men of culture. The villa was a farm that grew its own food. In some villas small industries were carried on. The work on the farm was done by slaves.

The Roman occupation ended in Britain because the Romans had to take back their armies to protect the empire from the enemies on the continent.


TEXT B.NEGRO SLAVERY IN AMERICA
Negro slavery had been introduced into the American colonies in 1619 when the Dutch ship brought its cargo of human chattels to Virginia. Through the seventeenth and eighteenth centuries, as the plantation system came to be an integral part of the Southern economy, slavery as the source of plantation labour seemed more and more identified with the South’s economic well-being.

There were numbers of Americans, however, who didn’t support the slave-holders’ rationalizations. Many of them joined the numerous Northern societies dedicated to the abolition of slavery.

Abraham Lincoln’s election in 1860 was followed by secession of the formation of a Southern Confederacy, and ultimately by Civil War. Six weeks after Lincoln’s inauguration Southern batteries fired on Fort Summer, and the war came. During the bitter years of sectional conflicts that preceded secession and war, Southern agrarians had steadfastly opposed Northern industrialists. On April 9, 1865, in the town of Appomattox, Court House in Virginia, Robert E. Lee surrendered his armies - and the Southern policy - to general Ulysses S.Grant. The war was over; the union was preserved. On April 14, 1865, when A. Lincoln was struck down by an assassin’s bullet, radical republicans exclaimed that it was «God’s will».

The Ku Klux Klan and other instruments designed by the Southern whites to terrorize Negroes expressed far more than a simple reaction to political corruption. In adopting their violently oppressive tactics Southern whites were indicating their basic hostility to any free equal participation in the political progress by the Negroes whom they so recently, and so unwillingly, emancipated.





1 Устный опрос – это диалог преподавателя с одним студентом или со всей группой (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний учащихся, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.


2 Монолог-описание – это связная письменная и устная речь одного лица, где представляется описание чего-либо (явления, действия, фактов).


3 Диалог-обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия, для которой характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на общую проблему.


4 Диалог-расспрос - беседа в предлагаемой ситуации общения.


5 Монолог-сообщение – это связная письменная и устная речь одного лица, которая характеризуется развернутостью высказываний и многосоставностью предложений.


6 Диалог-опрос - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.


  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  • Рецензент(ы) __________________________________________________________
  • Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
  • (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)