Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа учебная дисциплина б 18 Источниковедение




страница1/4
Дата03.07.2017
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина



Б.3.18 Источниковедение ________________________

(наименование)
Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование______
Профиль подготовки: История и обществознание

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Кафедра Отечественной истории,______всеобщей истории_______


Курс ___5________ семестр _____9_____
форма обучения __очная_____________________________



Программа разработана

доцентами Горбашовой Г.Ф., Ивановым А.А. кандидатами исторических наук




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


________________________________________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































1. Пояснительная записка.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Источниковедения являются

Усвоение студентами современных подходов к характеристике как общеметодологических принципов работы с источниками, так и изучение конкретных их комплексов и отдельных разновидностей, а также формирование у студентов профессиональных знаний специфики источниковедческой базы по истории России и зарубежных стран, выяснение источниковедческих понятий, категорий, классификаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) Источниковедение относится к блоку «Дисциплины по выбору» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП, имеющими отношение к истории России – общему курсу, вспомогательными историческими дисциплинами, архивоведением, историографией и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Архивоведение». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Источниковедение

Общекультурные компетенции:

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

Осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

Использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

Готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

Способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

Профессиональные компетенции (ПК):

В научно-исследовательской деятельности:

Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

Способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-9).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: Основные понятия и термины источниковедения; важнейшие этапы становления источниковедения как научной дисциплины; единую классификацию источников по типам, родам, видам; основные разновидности письменных исторических источников по истории зарубежных стран в новое и новейшее время; структурное описание исследовательской процедуры.

Уметь: Определять типы и виды исторических источников; использовать знания в области источниковедения в научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Владеть: Методикой и техникой разыскания источниковедческой критики письменных исторических источников.



4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Источниковедение

Источниковедение истории зарубежных стран в новое и новейшее время.

Исторический источник (продукт культуры, объективный результат деятельности человека) выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предметов изучения. Курс по источниковедению не только сообщает необходимую сумму знаний, но и формирует способность самостоятельной работы. В курсе рассматриваются общие свойства и принципы изучения источников, проблемы типологии источников, их основные виды и методы изучения (видовые методики).

Основными целями курса являются: формирование у студентов профессиональных знаний о специфики источниковедческой базы по истории зарубежных стран, выяснение источниковедческих понятий, категорий, классификаций. Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

- показать комплекс источников по истории зарубежных стран;

- изучить закономерности возникновения и эволюции источниковедческой базы;

- определить информативные возможности и познавательную ценность источников;

- изучить методики анализа источников;

-научить методике самостоятельной работы с источником;

Учебно-методические рекомендации:

Курс состоит из двух частей: первая часть- лекционные занятия, вторая -семинарские занятия. Лекционный курс закладывает основы понимания источниковедения как науки об источниках, как особого универсального метода научного гуманитарного познания мира. Проблематика курса включает в себя и изучение компаративного источниковедения как методологии сравнительно-исторического исследования, базирующегося на теоретическом осмыслении того факта, что основная классификационная единица источниковедения- вид исторических источников- репрезентирует объединенные единством целеполагания определенные формы человеческой деятельности, совокупность которых и составляет историю общества. Параллельно студент должен научиться применять полученные теоретические знания в конкретном источниковедческом анализе, на что нацелены семинарские занятия и письменные работы (анализ источника по определенной теме). Многогранность и сложность материала предполагает экспертную роль преподавателя и особый упор на самостоятельную работу студентов. Практические занятия по источниковедению помогают студентам овладеть методами анализа источников, выработать навыки и приемы, методы источниковедческого анализа. В ходе освоения курса студенты должны научиться проводить сравнительный анализ корпуса источников по истории России и зарубежных стран. С целью систематизации знаний и усвоения сложных проблем к каждой теме практических занятий предлагаются перечень вопросов для обсуждения, список источников для анализа.

Формы работы студентов:

- лекции, в ходе которых рассматриваются основные теоретические проблемы источниковедения;

- семинарские занятия, в ходе которых осуществляется работа студентов по определенным темам, формируются практические умения;

- реферативная работа, выполняемая в течение курса под руководством преподавателя; она является одной из форм контроля учебной работы студентов, представляет собой самостоятельное исследование избранной темы;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

Виды контроля:

- текущий контроль: семинарские занятия, контрольные работы (анализ источника, составление паспорта), выступления с сообщениями по определенным темам (акты государственного законодательства; систематизация и классификация законодательных актов; дипломатические документы; организация и методика статистического исследования);

- итоговый контроль: экзамен в V семестре.

1.2. Методические рекомендации по работе с УМК. Раздел 1.Значение дисциплины содержит общую информацию о дисциплине и раскрывает ее значение. В данном разделе студент может ознакомиться с предметом курса, целью и задачами, требованиями к представлениям, знаниям, умениям и навыкам обучающегося после освоения дисциплины, положениями Государственного образовательного стандарта.

При изучении курса студент должен постоянно обращаться к программе и тематическому плану изучения дисциплины. Программа определяет объем и содержание дисциплины в соответствии со стандартом, указывает на место и значение каждого раздела и темы, взаимосвязь между ними. Тематический план отражает структуру учебной дисциплины, раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, информирует о распределении объема часов по темам и видам учебной работы (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов).

Программа семинарских занятий включает планы конкретных занятий, рекомендуемую литературу и источники, темы докладов и рефератов, задания к семинарским занятиям, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям.

Необходимую информацию об организации самостоятельной работы студент может получить в разделе Программа самостоятельной работы.

При подготовке к аттестации по дисциплине студент должен обратиться к разделу Контроль студентов, который содержит вопросы для подготовки к экзамену, сведения о видах и формах контроля знаний студентов.

Перечень литературы можно найти в разделе Учебно-методическое обеспечение рабочей программы.


  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (в 9 семестре, экзамен).

1.Тематический план учебной дисциплины.



№ п/п

Раздел дисциплины

Се-местр

Неделя семес-тра

Виды учебной работы,

Формы текущ контроля. Формы промеж аттестации

лекции

семинары

сам ра-бота

трудо-емкость

1

Общее источниковедение

9



















1.1.

Введение в курс источниковедения. Предмет, задачи, объект изучения источниковедения


9

1

1

-

2







1.2.

Понятие «исторический источник». Место источниковедения в работе историка

9

1

1

-

2




Контрольная работа




Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины

9

2




-

2







1.3.

Становление и развитие источниковедения

9

2

1













1.4.

Междисциплинарная проблематика источниковедения

9

3




-

1




доклад

1.5.

Метод и структура источниковедческого анализа

9

3

1

1

2







1.6.

Классификация исторических источников

9






















Классификация письменных источников

9

4

1




2










Этапы и методы источниковедческого анализа

9

5




2

2




Паспорт источника

2

Типологические изменения в корпусе источников в новое и новейшее время

9

6







1







2.1.

Изменение в корпусе исторических источников

9

9




-

1




сообщение

2.2.

Официальная государственная документация

5

9

1

1-

1







2.3.

Агитационно-пропагандистские материалы

5




1

-1







Анализ источника

2.4.

Источники личного происхождения

9






















Эпистолярные материалы. Особенности источниковедческого анализа

9




1

2










2.5.

Историографический источник. Классификация историографических источников

9







2










2.6.

Архивные материалы

9










1







2.7.

Кинофотофонодокументы

9










1







2.8.

Литературные памятники

9







1







сообщение

3

























3.1.

Видовые методики, приемы анализа источников

9






















Сравнительно-исторический метод анализа исторических источников

9



















3.2.

Особенности источниковедческой критики источников



















сообщение




Составление «паспорта» источника
























Итого







8

10

18









  1   2   3   4

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  • Рецензент(ы) __________________________________________________________
  • Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
  • СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________