Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа регионального курса




Скачать 296.47 Kb.
Дата13.04.2017
Размер296.47 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Прудовская основная общеобразовательная школа

Новосильского района Орловской области

Рассмотрено

На ШМО

Протокол №1



От 2014г

_______________________




«Утверждаю»

«____»____________2014 г.
_____________________

директор школы

Мельникова Г.Н.


Рабочая программа

регионального курса

«Литература родного края»

8 класс

на 2014 – 2015 уч. год


Рассмотрено на ПС №1 от 27.08. 2014г

Пояснительная записка

Литература Орловского края уникальна по своему богатству. Орловские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 веков и стали ее признанными классиками. Это И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие. Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве писателей-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству.

Данная программа составлена с учетом содержания основного курса -литературы в 8 классе и включает лучшие произведения орловских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Цели курса — углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствовать навыки анализа художественных произведения, навыки исследовательской деятельности, раскрыть нравственное значение художественных произведений, привить вкус к художественному слову. Курс предполагает чтение и анализ произведений писателей-орловцев, знакомство с экспозициями литературных музеев г. Орла, самостоятельную краеведческо - поисковую и исследовательскую работу школьников. Программа регионального курса «Литература родного края» 8 класс рассчитана на 34 часа
Содержание программы

Орловский край — литературное гнездо России. Орловские писатели и поэты.(1 час)

И.С. Тургенев и Орловский край. Цикл «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Касьян с красивой Мечи». Многообразие народных характеров. Нравственная красота и одаренность русского человека. Единство человека и природы. Художественное мастерство И,С, Тургенева. (4 часа)

Н.С. Лесков и Орловский край. «Тупейный художник». Отражение в произведении судьбы крепостных актеров театра Каменского. Утверждение душевной красоты и талантливости русского человека. Антикрепостнический пафос рассказа. «Несмертельный Голован».Образ праведника в рассказе, Разрешение проблемы добра и зла. (4 часа)

А.А. Фет — выдающийся поэт-лирик. Связь жизненного и творческого пути с Орловским краем. Своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, изобразительные средства создания лирического образа в стихотворениях «Как-здесь свежо ...», «Ель рукавом мне тропинки завесила ...», «Еще весны душистой нега ...», «Цветы» и т.д. (2 часа)

Ф.И. Тютчев — певец русской природы. Овстуг — родовое имение поэта. Своеобразие видения природы, выразительные средства создания пей­зажных зарисовок в стихотворениях «Осенний вечер», «Неохотно и несмело ...», «Листья», «Под дыханье непогоды ...». «Еще земли печален вид ...» и др. (2 часа)

А.Н. Апухтин — русский лирический поэт. Связь поэта с Волховом. Стихотворения «Осенние листья», «Опять весна», «В полдень», «Проселок». Музыкальность стиха. (1 час)

И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворения «Листопад», «На окне серебряном от инея ...», «Густой зеленый ельник у дороги ...», Первый утренник, серебряный мороз ...», «Летняя ночь». Картины родной природы в лирике И.А. Бунина. Богатство цветовых и слуховых ощущений. Рассказ «Холодная осень». Особенности временной организации рассказа. Мотив памяти. Красота человеческих чувств. Поэтичность бунинской прозы. (3 часа)

Л.Н. Андреев. Орел в жизни и творчестве писателя. Пасхальные рассказы. «Баргамот и Гараська», «Весенние обещания», «Гостинец», «Праздник». Гуманистический пафос произведений. Вера в торжество светлого начала в заблудшем человеке. (3 часа)

Б.К. Зайцев и Орловский край. «Преподобный Сергий Радонежский». Тема духовного подвига. Чувство Родины как важнейший источник духовной крепости человека. Творческое осмысление традиций жанра житийной литературы. (3 часа)

М.М. Пришвин и Орловский край. Циклы «Незабудки», «Лесная ка­пель». Единство природы и человека. Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. (2 часа).

Поэзия Орловского края 50-90 годов: Д.И. Блынский, В.П. Дронников, Н.М. Перовский, В.Г. Еремин, В.А. Ермаков, И.В. Александров и др. (обзор). (1 час)

Д.И. Блынский. Стихотворения «Пойдем в мой край ...», «Я иду веселым старожилом ...», «Россия», «Иду с полей» и т.д. Родной край в поэзии Д.И. Блынского. Образное и интонационно-ритмическое своеобразие лирики. (1 часа)

В.П. Дронников. Стихотворения «В пустом саду», «Кленовых листьев сотовый багрянец ...», «Родник», «Вот она, Родина ...», «Глоток воды», «Стало гибким качание веток ...» и др. Тема Родины и родной природы в поэзии В.П. Дронникова. (1 часа)

Е.А. Благинина. Стихотворения для детей. Тема войны в творчестве Е.А. Благининой. Краеведческий материал. Экскурсии в библиотеку им. Е.А. Благининой в п. Змиёвка. (3 часа)
Малая проза современных писателей-орловцев: Л.М. Золотарев. Рассказы «Дарьюшка — последняя из хуторян», «Чистые пруды»; И.А. Рыжов. Главы из книги «Последнее свидание». Нравственная красота человека. Проблема преемственности поколений. (2 часа)

Вклад орловских писателей и поэтов в развитие русской литературы. (1час)


Формы контроля

  1. Задания с выбором ответа (тесты)

  2. Доклады и выступления

  3. Заседания литературной гостиной


Средства обучения по программе

  1. Литературные произведения (услуги школьной и сельской библиотеки)

  2. Экскурсии в литературный музей г.Орла

  3. Использование сети Интернет

  4. Комплекты – альбомы по творчеству писателей, портреты



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение.

б. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь про изведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.



Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст про изведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.



Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой « 1 » оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания про изведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Тематическое планирование по литературе родного края 8 класс

2014 – 2015 учебный год. (1 час в неделю, 34 часа)


Дата

№ урока

Тема

Форма проведения

Оборудование

Словарная работа

Методическое обеспечение

Контроль

Домашнее задание

Повторение




1

Орловский край литературное гнездо России. Орловские писатели и поэты.

Беседа

Портреты, фотоальбомы

Литературоведение специфика, сущность

«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматий

Е.М.

Волкова.

Подготовка доклада

Подготовить

доклад об

орловском

писателе








2

И.С. Тургенев и Орловский край. Цикл «Записки охотника»

Беседа

Портрет,

Сравнение, метафора

«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматии

Е.М.

Волкова. И.С. Тургенев «Записки, охотника». Сборник)




Знакомство с биографией.







3

И.С. Тургенев Рассказы «Хорь и Калиныч»,


Выборочное чтение

Портреты




Выставка книг

И.С. Тургенев «Записки охотника». Сборник)




Подробный

пересказ выборочное чтение

Повторить биографию писателя




4

И.С. Тургенев «Певцы»,


Фронтальный опрос, выборочное чтение

Портрет,




И.С. Тургенев «Записки охотника». (Сборник)

Выразительное чтение

Подробный

пересказ выборочное чтение

Биография

писателя




5

И.С. Тургенев «Касьян с красивой Мечи».Многообразие народных характеров, художественное мастерство И.С.Тургенева


Фронтальный опрос, выборочное чтение


Портрет,

Камарьиные серьги

И.С. Тургенев «Записки охотника». (Сборник)




Подробный

пересказ выборочное чтение

Биография

писателя




6

Н.С. Лесков и Орловский край.

«Тупейный

художник». Отражение в произведениях судьбы крепостных актеров театра Каменского


Беседа

Портрет




Выставка книг

«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия

ЕМ. Волкова.





Подробный

пересказ выборочное чтение

Биограф ия

писателя




7

Н.С. Лесков

«Тупейный

художник». Антикрепостнический пафос рассказа


Фронтальный опрос, выборочное чтение


Портрет, фотоальбомы




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.




Выборочное чтение

Биография

писателя




8

Н.С. Лесков «Несмертельный Голован».

Выборочное чтение


Портрет




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.




характеристика главного героя

Биография

писателя




9

Н.С. Лесков «Несмертельный Голован». Образ праведника в рассказе

Подробный

пересказ выборочное чтение

Портрет, Иллюстрации к произведениям




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова




Чтение рассказа

Биография

писателя




10

Н.С.Лесков Разрешение проблемы добра зла.

Подробный

пересказ выборочное чтение

Портрет, Иллюстрации к произведениям




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова




Сравнительная характеристика героев







11

Нравственные проблемы в произведениях Н.С. Лескова

Фронтальный опрос, выборочное чтение


Портрет, Иллюстрации к произведениям




Сборник «Их Родина Орловский край »




Сообщения







12

А.А. Фет — выдающийся поэт-лирик. Связь жизненного и творческого пути с Орловским краем.

Выборочное чтение


Портрет. Выставка книг

Лирик, стихи, рифма

«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.




Биография

писателя







13

Своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, изобразительные средства в создании лирического образа в стихотворениях А.А.Фета

Беседа

Портрет,

Эпитет, сравнение, олицетворение Представление о лирическом герое стихотворения

Сборник «Их Родина Орловский край »

Чтение стихотворений

Выразительное чтение. Чтение стихотворений







14

Ф.И. Тютчев — певец русской природы. Овстуг – родовое имение поэта

Беседа

Портрет,




Выставка книг, иллюстраций к произведениям




Биография

Писателя, сообщения







15

Выразительные средства создания пейзажных зарисовок в стихотворениях Ф.И. Тютчева

Беседа, фронтальный опрос

Иллюстрации к произведениям




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.

Чтение стихотворений

Чтение стихотворений, выразительное чтение







16

А.Н. Апухтин — русский лирический поэт. Музыкальность стиха.

Выборочное чтение


Портрет. Выставка книг




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.

Выразительное чтение

Биография

писателя







17

И.А. Бунин и Орловский край. Картины родной природы в творчестве поэта.

Беседа

Портрет. Выставка книг

Лирика

«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.

Чтение наизусть

Знакомство с биографией

писателя







18

Красота человеческих чувств.

Фронтальный опрос,







«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.




Сообщения







19

Поэтичность бунинской прозы

Беседа







Сборник «Их Родина Орловский край »




Чтение стихотворений Бунина







20

Л.Н. Андреев. Орел в жизни и творчестве писателя. «Баргамот и Гараська»

Беседа. Фронтальный опрос,

Портрет. Иллюстрации к произведениям

Аллегория, гипербола, сравнение

Сборник «Их Родина Орловский край »




Биография

писателя







21

Л.Н. Андреев. «Весеннее обещания», «Гостинец»

Беседа

Портрет. Выставка книг




«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.




Чтение рассказов







22

Гуманистический пафос произведений. Вера в торжество светлого начала в заблудшем человеке.

Фронтальный опрос,







«Писатели

Орловского

края 20век»

хрестоматия



ЕМ. Волкова.




Рассказы Андреева







23

Б.К. Зайцев и Орловский край. «Преподобный Сергий Радонежский».

Беседа

Портрет. Выставка книг




Сборник «Их Родина Орловский край »




Биография

Писателя, пересказ







24

Б.К. Зайцев. Чувство

Родины как важнейший источник духовной крепости человека.

Фронтальный опрос,

Иллюстрации к произведениям




Сборник «Их Родина Орловский край »




Биография

писателя







25

М.М. Пришвин и Орловский край.

Сообщения.

Портрет. Выставка книг




Сборник «Их Родина Орловский край »




Биография

писателя







26

М.М. Пришвин «Незабудки», «Лесная капель». Единство природы и человека.


Фронтальный опрос,

Иллюстрации к произведениям




Сборник «Их Родина Орловский край »

Выразительное чтение отрывков

Биография

писателя, выразительное чтение.







27

Поэзия Орловского края 50-90 годов

Сообщение

Презентация на компьютере




«Писатели Орловского края 20 века» хрестоматия Е.М. Волкова




Сообщение







28

Д.И. Блынский. Стихотворения «Пойдем в мой край..», «Я иду веселым старожилом…». «Россия», «Иду с полей» и т.д.

Родной край в поэзии Д.И. Блынского




Фронтальный опрос

Портрет




«Орловские литературные места» сборник

Чтение наизусть

Выучить наизусть стихотворение по выбору







29

Родной край в поэзии Е.А. Благининой


Сообщение

Портрет




«Орловские литературные места» сборник




Биография







30

Тема Родины, Вов, родной природы в поэзии Е.А. Благининой


Беседа

Портрет




Сборник «Их Родина – Орловский край»




Сообщение, выразительное чтение








31

В.П. Дронников. Тема Родины и родной природы Стихотворение «В пустом саду», «Кленовые листья, сотовый багрянец ...», «Родник», «Вот она, Родина ...», «Глоток воды», «Стало гибким качание веток ...» и др.


Фронтальный опрос

Портрет







Выразительное чтение

Выразительное чтение







32

Малая проза современных писателей-орловцев: Л.М Золотарев. Рассказы «Дарьюшка — последняя из хуторян», «Чистые пруды»;


Фронтальный опрос

Портрет




«Орловские литературные места» сборник





Выразительное чтение







33

И.А. Рыжов. Главы из книги «Последнее свидание».


Фронтальный опрос

Портрет

Жанр рассказа

«Орловские литературные места» сборник





Подробный пересказ







34

Вклад орловских писателей и поэтов в развитие русской литературы.


Урок - семинар

Презентация на компьютере




Сборник «Их Родина-Орловский край»





Сообщение



Требования к уровню подготовки обучающихся

по региональному курсу «Литература родного края»
Основу литературы родного края в школе составляет чтение и изучение художественных произведений писателей – орловцев.

Изучение литературы родного края в школе призвано обеспечить:



  • приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведения литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

В результате освоения содержания предмета «Литература родного края» обучающиеся должны:


чтение и восприятие:

  • прочитать художественное произведение писателей – орловцев, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание;

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка:

  • анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

  • характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;

  • роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения, особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;


чтение и речевая деятельность:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1.А.А. Фет «Как-здесь свежо ...», «Ель рукавом мне тропинки завесила ...», «Еще весны душистой нега ...», «Цветы» и т.д.

2.Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», «Неохотно и несмело ...», «Листья», «Под дыханье непогоды ...». «Еще земли печален вид ...» и др.


  1. А.Н. Апухтин Стихотворения «Осенние листья», «Опять весна», «В полдень», «Проселок».

  2. И.А. Бунин Стихотворения «Листопад», «На окне серебряном от инея ...», «Густой зеленый ельник у дороги ...», Первый утренник, серебряный мороз ...», «Летняя ночь

  3. Д.И. Блынский. Стихотворения «Пойдем в мой край ...», «Я иду веселым старожилом ...», «Россия», «Иду с полей» и т.д.

  4. В.П. Дронников. Стихотворения «В пустом саду», «Кленовых листьев сотовый багрянец ...», «Родник», «Вот она, Родина ...», «Глоток воды», «Стало гибким качание веток ...» и др.

  5. Е.А. Благинина. Стихотворения «Хлеб» и др. (3 – 4 по выбору)



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

1. И.С. Тургенев Цикл «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Касьян с красивой Мечи».

2.Н.С. Лесков «Тупейный художник». «Несмертельный Голован».

3. Л.Н. Андреев.Пасхальные рассказы. «Баргамот и Гараська», «Весенние обещания», «Гостинец», «Праздник

4.Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».


  1. М.М. Пришвин. Циклы «Незабудки», «Лесная капель».

  2. Л.М. Золотарев. Рассказы «Дарьюшка — последняя из хуторян»,
    «Чистые пруды»;

7. И.А. Рыжов. Главы из книги «Последнее свидание».
Литература:

1. «Писатели Орловского края 20 век» хрестоматия Орёл 2001 под редакцией профессора Е.М.Волкова.



  1. «Писатели Орловского края 20 век» методические материалы и рекомендации Орёл 2005 под редакцией профессора Е.М.Волкова.

  2. «Змиёвский край» В.М.Катанов «Орёлиздат», 2001г.

4. «Века над Окой» книга-альбом А.П. Олейникова Орёл Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании 1998 г.

5. «Их Родина -Орловский край» сборник В.А.Антонов Орловское книжное издательство 1962 г.



  1. «Орловские литературные места» Н Чернов Приокское книжное издательство Тула 1970 г.

  2. «Орловский край- сторонушка родная» альбом

  3. Произведения писателей-земляков, названные в программе.

  4. Литература о творчестве писателей:

  • Пустовойт П.Г. Творческий путь И.С. Тургенева. – М.: Детская литература, 1977.

  • Лебедев Ю.В. «Записки охотника И.С. Тургенева». – М.: Просвещение, 1977.

  • Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М., 1982.

  • Столярова И.В. В поисках идеала. – Л., 1978.

  • Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974.

  • Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000.

  • Благой Д.Д. Мир как красота (в сборнике «Фет. А.А. Вечерние огни». – М., 1979).

  • Берковский Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.; 1962.

  • Кожинов В.В. Тютчев. — М., 1988.

  • Айхенвальд Ю. Иван Бунин. Силуэты русских писателей. – М., 1993.

  • Михайлов О.Н. Иван Бунин. – М., 1995.

  • Колобова. Проза И.А. Бунина. – М., 2000.

  • Афонин Л.Н. Леонид Андреев (любое издание).

  • Михайлов О. Страницы русского реализма. – М., 1982.

  • Михеичева Е.А. Творчество Л.Н. Андреева. – Орел, 2002.

  • Воспоминания о Михаиле Пришвине. Сост. Я.З. Гришина. – М., 1991.

  • Пришвина В.Д. Путь к слову. – М., 1984.

  • Кожинов В.В. Время Пришвина. – М., 1978.


Методическое обеспечение:

  1. Писатели Орловского края. 20 век. Учебное пособие. – Орел, Вешние воды, 1999.

  2. Писатели Орловского края. 20 век. Хрестоматия. – Орел, Вешние воды, 2001.

  3. Писатели Орловского края. 20 век. Методические материалы и рекомендации. Орел, Вешние воды, 2004.

  4. Литература родного края. Учебно-методическое пособие по литературному краеведению. / Сост. А.И. Павлова. – Орёл, МЦПК, 2009.

Каталог: files -> uploads -> files
files -> Конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
files -> Устный журнал 5-11 кл Провели: Карнюшина Т. И. Изоткина Л. С. Декабрь 2013 г
files -> Вечер поэзии «Четыре года по команде “к бою!” »
files -> Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты»
files -> К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
files -> Герой Советского Союза
files -> «Сострадание – это благородное расположение души…»
files -> Рабочая программа средней группы «Пчелка» общеразвивающей направленности на 2016 2017 учебный год