Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа раздела «Серебряный век» русской поэзии для учащихся 11 класса




Скачать 379.5 Kb.
Дата05.07.2017
Размер379.5 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54

Советского района г. Н.Новгорода


Рабочая программа раздела

«Серебряный век» русской поэзии

для учащихся 11 класса

Работу выполнила:

Преподаватель русского языка

и литературы

Козеличкина Елена Юрьевна

Нижний Новгород

2012 год

Структура программы


  1. Пояснительная записка

  2. Календарно-тематическое планирование темы «Поэзия серебряного века»

  3. Проект и содержание 1-2 уроков по теме «Обзор поэзии «серебряного века» в системе уроков

  4. Планирование результата изучения темы

  5. Список используемой литературы

  6. Приложения



  1. Пояснительная записка

«Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе».1

Тематический ресурс поэзии серебряного века системно представлен - в соответствии с поэтапным принципом изучения литературы на завершающем этапе среднего образования – только в 11 классе. Но в то же время программа под редакцией В.Я Коровиной предполагает эпизодическое обращение к этому материалу, начиная анализировать с 5-го класса отдельные стихотворения поэтов серебряного века, рекомендованные к изучению в связи с определенным тематическим разделом.

Произведения поэтов серебряного века, безусловно, сложны восприятия, как учащимися средних классов, так и старших.

В рамках курса по литературе 5-10 кл. происходит постепенное накапливание материала, основные закономерности поэзии серебряного века рассматриваются на эмпирическом уровне, «выводятся» из конкретных текстов без итогового теоретическо-литературного осмысления.

В 9-11 классе, когда изучение поэзии рубежа веков как определенного этапа в историческо-литературном процессе уже запланировано программой, теоретическое обоснование эстетических принципов основных модернистских направлений – символизма, акмеизма и футуризма – производится без надлежащей базы знаний, поэтому важно в течение всего курса литературы (5-10 кл.) подготавливать почву для глубокого изучения поэзии серебряного века, постепенно вводя понятие «новое звучание поэзии»:

- на игровом уровне (5кл.);

- «поэзия, как мастерство» (6кл.);

- поэзия, как «зеркало души» (7кл);

- поэзия, как «тоска по мировой культуре» (8кл.);

- поэзия, как диалог с предшественниками» (9-10кл.);

- историко-литературный ракурс изучения поэзии серебряного века (11 класс).

Историко-литературный ракурс изучения поэтической эпохи на заключительном этапе школьного образования предполагает как «панорамное» освоение важнейших поэтических течений (символизма, акмеизма, футуризма), обращение к индивидуальной творческой практике нескольких поэтов.

Итак, важнейшими литературоведческими категориями в курсе 11 класса становятся категории литературного течения и творческой индивидуальности.

Оптимальной методической тактикой в изучении серебряного века будет сочетание обзорных уроков, посвященных важнейшим поэтическим течениям, которые ориентируют учащихся на постижение индивидуального художественного опята поэтов.

Важно именно на первых обзорных уроках дать возможность учащимся представить единую, целостную картину серебряного века русской поэзии, где будет возможно показать богатство всей русской культуры рубежа веков, причины рассвета сложную эстетическую программу художников, непростые иE взаимоотношения.

Ц5ли:

1. «Панора<ное» освоение важнейших поэтических теч5ний серебряного века (символизма, акмеизма, футуризма);

2. «…Метаф>ра индивидуального развития человеч5ства» (И Бродский). ИзучениO творческой практики поэтов, представителей символизма, акмеизма и футуризма;

3. Воспитание духовности, как оAн>вы личности.



1 «Программа общеобразовательнKх учреждений итература 5-11 класAа» под редакцией В.Я. Коровиной М., «Пр>свещение» 2007

адаGи:

  1. Понятие «Серебряны9 век» рCсской литературы;

  2. Причины и условия «Воистину русского культурного ренессанса»;

  3. Программа поэзии Серебряного века и ее отличие от поэзии 2ой половины XIX века;

  4. Эстетическая программа поэзии Серебряного века:

а) Символизм

б) Акмеизм

в) Футуризм

Знакомство с серебряным веком дополняют уроки с использованием материала:

- обзорного, монографического изучения поэтов;

- анализ конкретных стихотворений;

- самостоятельная работа учащихся;

- игровые формы построения уроков и задания к самостоятельной работе.



2. Календарно-тематическое планирование
«Серебряный век» русской поэзии (6ч.)

«Воистину русский культурный ренессанс»

Н. Бердяев

«Метафора индивидуального развития человечества»

И Бродский

Тип уроков: уроки обозрения; исследования.

Оборудование: презентация к урокам; видео сюжеты на темы.

Межпредметные связи: произведения композиторов, художников серебряного века.

Дидактический материал: тексты стихотворений, критических статей.

Подготовительный этап: деление учащихся на группы, работа с чтецами.
1-2 урок. Тема: «Обзор литературы «Серебряного века» (лекция учителя с элементами беседы, лингвистического анализа, самостоятельное проектирование опорных таблиц работа с текстами (лингвистический анализ, сравнительный анализ, анализ статьи))

План:

1 Смысл названия.

2.Эпоха «Русский культурный ренессанс» Н. Бердяев. «таланты росли, как грибы после дождя».

3. Символизм, как культурный феномен времени. Работа по группам со статьями Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», В.Л. Брюсова «Смысл современной поэзии».

4. Эксперимент: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Средь шумного бала», как символистическая картина.., и в то же время реалистическое восприятие мира. (Какое слово в стихотворении возвращает читателей из мира грез в реальность?)

5. Символизм. Подготовленное выразительное чтение стихотворений и их анализ:

- В. Брюсов «Юноша бледный..»,

- Ф Сологуб «Чертовы качели,

- К. Бальмонт «Фантазия»;

- А. Блок «В ресторане»

(Читают учащиеся, чтецы, подготовленные учителем)

6.Акмеизм. «Акмеизм – тоска по мировой культуре»

Работа со статьей «О прекрасной ясности».

Анализ стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», Н. Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай», А. Ахматовой «Подушка уже горяча».



Вывод:

а) точность психологической зарисовки;

б) стремление к необычному;

в) соединение различных планов культур;

г) продолжение классических традиций.

7. Футуризм

а) работа со статьей «Пощечина общественному вкусу» (анализ статьи выполняла группа учащихся, как домашнее задание).

б) Понятие образа-знака на примере стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом» и В. Маяковского «Нате!»

8 Эгофутуризм

И. Северянин «Увертюра» чтение и анализ.


3.Проект и содержание 1-2 уроков по теме

«Обзор поэзии «серебряного века» в системе уроков





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные моменты, цели







Самостоятельная работа по анализу стихотворения и выполнения заданий с односложными и развернутыми ответами

Организует самостоятельную работу, направляет, оказывает помощь.

Самостоятельно анализируют предложенные стихотворения, отвечают на вопросы.

Беседы. Анализ стихотворений

Организует беседу-диспут.

Обмен мнениями, наблюдениями за изобразительно выразительными средствами.

Рефлексия

Подводит итог беседе, анализирует.

Сравнивают полученный результат с предполагаемым

Индивидуальн>е домашнее задание.

В творчестве каких поэтов присутствует Bема поэта и поэзии?







  1. Рефлексия

Символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучш5му, не просто украсить, а именно изменить. Себя они считали творцами символов – бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдет вслед за поэтами, покоренный красотой их творений.

Свою программу символизма В Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту».

Сравнить два стихотворения: «Юному поэту» В. Брюсова и «Поэту» А.С. Пушкина, сделайте вывод, как раскрывается тема поэта в этих стихах.




«Юному поэту» В. Брюсов
Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущённым!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побеждённым,

Зная, что в мире оставлю поэта.


«Поэту» А.С. Пушкин
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной


Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;


Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.





«Юному поэту» В. Брюсов

«Поэту» А.с. Пушкин

Ассоциации

Поэт отказывается от социальной направленности. На первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутреннее, духовное отношение.

Поэт и общество. Социальная направленность.

Тематика

Поэт. Назначение поэзии.

Поэт и предназначение поэзии.

Идея

Внутренний, духовный мир, опыт художника – вот что главное. Искусство важнее реальности. Искусство как самоцель поэBа.

НезависимоAть поэта. Миссия поэта – «подвиг благородный». Сравните «Пр>рок»

Проблематика

Познание внутреннего «/» поэта

Миссия поэта

Образы

Образ поэта – художника, погруженного в свой внутренний мир.

Образ поэта, героя, судьи, «взыскательного художника»

Герои

Поэт

Поэт

Детали и символы

Юноша бледный, со взором горящим. грядущее, настоящее, искусство…

Любовь народная, суд глупца, свободный ум, алтарь, смех толпы…

Пространство и время

Действительность отражается в двух планах: реальном и фантастическом. Выражено субъективное начало – бессюжетность. Погруженность в «грядущее».

Действительность реальная: – время настоящее

Изобразительные средства

Употребление повелительного наклонения.

Символы - метафоры



Употребление повелительного наклонения.

Эпитеты.





  1. Анализ стихотворения:

Чертовы качели Фёдор Сологуб
В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.


Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат.


Снует с протяжным скрипом

Шатучая доска,

И черт хохочет с хрипом,

Хватаясь за бока.


Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Хватаюсь и мотаюсь,

И отвести стараюсь

От черта томный взгляд.


Над верхом темной ели

Хохочет голубой:

- Попался на качели,

Качайся, черт с тобой!-


В тени косматой ели

Визжат, кружась гурьбой:

- Попался на качели,

Качайся, черт с тобой!-


Я знаю, черт не бросит

Стремительной доски,

Пока меня не скосит

Грозящий взмах руки,


Пока не перетрется,

Крутяся, конопля,

Пока не подвернется

Ко мне моя земля.


Взлечу я выше ели,

И лбом о землю трах!

Качай же, черт, качели,

Все выше, выше... ах!

14 июня 1907

Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов. В стихах сплеталось реальное с нереальным. Его мечта и действительность в вечной игре с его душой – это и есть тот образ, который он рисует в «Чертовых качелях».

Поэт сам рад, что попадает под чары колдовства. И сам берет ритм завораживающий, явно сам выступая и в роли колдуна.

Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты. Он же не любил их, ему было жаль тратить время и душу. Они же не раз объявляли его колдуном и садистом. Действительно, темные силы властвовали в его поэзии. Имя Сологуба во всю гремело. Актеры беспрестанно читали с эстрады его знаменитое «Качает черт качели»


  1. Попробуйте найти символы-метафоры, внутреннее слово во внешнем. («Слово -это Бог» О. Мандельштам)

  2. Приходят к выводу: лирический герой разрушил свою душу. Не случайно поэт уходит из реального мира в мистику. Лирический герой не смог справиться, победить любовью населенное бесами пространство. «Чертовы качели» раскачиваются, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать смертельной игрой.

От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые смыслы, и призван был символ.

Категория музыки – вторая по значимости (после символа) в эстетике и в поэтической практике нового течения. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

К. Бальмонт внес серьезный вклад в техническое совершенствование русского стиха: умело использует аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Стихи К. Бальмонта воздействуют на слушателя не только смыслом слов, но и звуковой ворожбой, фонетическим внушением, ради нужных ему звуков поэт готов пожертвовать леностью смысла.
Анализ стихотворения К. Бальмотна «Фантазия»
«Фантазия» К. Бальмонт

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,


Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о че< не вспоминая, ниче3о не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи 2нимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,


И тоAка, и упоенье,- точно искрится звез4а,
Точно светлый дождь стру8тся,- и деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда.
Это мчатся духи ночи, это искрятAя их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.
Чт> их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
ОBчего их рой не <ожеB петь отрадный гимн н5бес?

ВAё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,


Неустанного стремленья неизменная печаль,-
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.





«Фантазия» К. Бальмонт

Ассоциации

Использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического изображения.

Тематика

Развернутое описание спящего зимнего леса

Идея

Поэтическое возвышение непостоянства настроения, дробность восприятия мира, легкость воздушной раскованной вольности человека в мире.

Проблематика

Погоня за «мигом красоты», волшебством.

Образы

Мозаика мимолетных, рожденных фантазий поэта, образов.

Детали и символы

Стихотворение пронизано радужной свето-воздушной игрой сосны, ели, березы и т.д. утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость.

Художественное пространство и время

В стихотворении лишь намек на активность лирического героя (среди вопросительных предложений) Мистический план стихотворения явный.

Изобразительно-выразительные средства

Эпитеты, музыкальность: повторы словесно-звуковой поток, принцип лексического эхо, однородной конструкции хорею придает новый ритмический рисунок – удлиняет стих (до 8 строк) – сонливая замедленность, певучая медлительность ворожбы..



Вывод:

Основные мотивы лирики К.Д. Бальмонта.

«Умей творить из самых малых крох.

Иначе для чего же ты кудесник?

Среди людей ты божества наместник.

Так помни, чтоб в словах твоих был Бог.»

Поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта – образ рыцаря, и сам он только гостит в XX веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству

Поэт пытается рационализму противопоставить иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний, фантазий.

Истинно русский патриот, он радостно приветствует революцию 1905 года. Верит в Будущее, очистительные силы («Рабочий только на тебя надежда всей России»).

Вскоре революция была сломлена. Бальмонт испытывает душевный кризис. Великой Октябрьской Революции поэт отходит от острой политической тематики и уезжает во Францию. Творчество становится для поэта самоцелью, единственной радостью.

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
    И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
    И выси гор…»
Анализ стихотворения А Блока « В ресторане»


  1. Просмотр видео «Стихотворение А Блока читает Борис Ветров» Какие чувства вызывает восприятие стихотворения?

  2. Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется эволюцией любовной тематики, которая казалась мистической и недостижимой. Он приходит к восприятию образа реальной женщины: от прекрасной дамы к образу продажной женщины.


«В ресторане» А. Блок

Никогда не забуду (он был, или не был,


Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.


Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко


Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,


Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,


Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала


И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Беседа по тексту стихотворения.


  1. Каков сюжет?

Сюжет прост: любимая женщина уходит, герой старается удержать ее, но все тщетно. Стихотворение «В ресторане» - одно из сложнейших произведений Блока.

  1. Каково художественное пространство стихотворения?

Блок тонко ощущает двоемирие, видит грань между земным и вечным, и, хотя «вечное»

кажется ему призрачным, оно всегда живет в душе поэта и его лирического героя.

«Никогда не забуду (он был, или не был, этот вечер):»


  1. Какова композиция стихотворения?

Все стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.

  1. Выделите символы. Что они обозначают?

«Где-то пели», - не из другого ли мира эти звуки?

Занимает место «у окна» -выход в мир любви и гармонии. Герои ищут этот выход?

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…» (скандинавский поступок)

Черная роза в бокале золотого вина – символ вызов.

Черный цвет – цвет скорби, страдания.

Роза не становится менее прекрасной, но олицетворяет страдающую красоту.

«Золотое, как небо» - небо символизирует вечность, гармонию. Герой хочет спасти

прекрасную даму от пошлости и беспросветности.

Понимает ли этот порыв героиня? Понимает, хотя изо всех сил пытается скрыть это. Почему?

- Не верит в свое спасение, не слышит музыку вечного мира, которую слышит герой.

«Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...»

Сон поэты-романтикаи воспринимали, как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, тайник души.

В душе героя живет красота, поэтому он может увидеть ее везде, даже в душном, переполненном зале ресторана.

Героиня уходит, но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости, суеты. Уходит в зазеркалье, в мир красоты и зовет за собой героя.



Вывод: Герой спасает Красоту, возвращает Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, реален ли этот мир или это внутренние переживания героя, и земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неистовым, как и фонари «на желтой заре»
Совместное составление эстетической программы Символизма
1 Философия и эстетика символизма складывались под влиянием.:

- взглядов философа Платона

- философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсон

2.Творчество в их понимании – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику творцу.

3 Поэзия есть «тайнопись неизреченного» (В. Иванов)

4. Ценность стихотворной речи –«в недосказанности», утаенности смысла.

5. Средство для передачи тайного смысла – символ («Каждое слово – это Бог» О. Мандельштам)

6. Обязательность категории музыка:

- универсальная метафизическая энергия

- завораживающий поток словесно-музыкальных звучаний

7. Поэт-символист обращается только к посвященным (читателю-творцу, читателю-соавтору)

Цель: пробудить в читателе его собственные чувства, т.е. в самостоятельном постижении « высшей реальности».

8.Лирика будила «шестое чувство», обостряло и утончало его восприятие, развивало художественную интуицию.

9. Обращение к мифологии.

10. Мифотворчество.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, сделали искусство более личностным.


II Акмеизм
Акмеи́зм (от греч. άκμη — высшая степень чего-либо, рассвет, вершина, острие) возник в 1910-е года в «кружке молодых» поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению била оппозиционность к символизму, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символических теорий. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение - «Цех поэтов». Название кружка указывало на отношение участников к поэзии, как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Руководителями стали Н. Гумилев и С. Городецкий.

Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Они составили ядро акмеистов. Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей», а также несколько альманахов «Цеха поэтов»

Детально разработанной философско-эстетической программы акмеизм не выдвинул:


  1. Разделяли взгляды символистов на природу искусства.

  2. Также абсолютизировали роль художника.

  3. «Преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистике.

  4. Не приемлема импрессионистическая изменчивость и текучесть слова как в символизме, а главное – излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей.

  5. Художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

  6. Стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вемеренная композиция, отточенность деталей.

  7. Эстетизация хрупких граней вещей; утверждалась «домашняя» атмосфера любование «милыми мелочами».

  8. Внутренний мир лирического героя не раскрывался непосредственно, а передавался психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей (манера «материализации» характерна для многих стихотворений Ахматовой).

  9. После начала Первой мировой войны утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества бывших символистов: звучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения (Н. Гумилев «Слово» 1921)

  10. Особое отношение к категории памяти. Память –важнейший этический компонент в творчестве3-х самых значительных представителей акмеизма – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама.


Выразительное чтение и сопоставление стихотворений Н. Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай».
«Жираф» Н. Гумилев
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,


И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,


И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран


Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,


Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
«Жираф» был написан в 1907 г. в Париже. Н.Гумилев в это время еще только мечтал о путешествии в Африку (стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» 1908г.) «Заблудившийся трамвай» - самое знаменитое стихотворение «Огненного столба».

  1. Каков статус нарисованной в «Жирафе» картины: воспоминание, рассказ об увиденном во время путешествия, «сказку», места?

  2. В чем функция «повествовательной рамки» стихотворения?

  3. На

  4. сколько конкретна фигура слушательницы?

  5. В чем разница в отношении к рисуемой картине между рассказчиком и той, к кому он обращается?

  6. Что важнее в стихотворении – зоологическая 8 географическая точ=ость в описан8и жирафа и африканского пейзажа или стиль=остL самих способов изображения? («книжка отразила =е только исканиO красоты, но и красоту 8сканий;» - Cтверждал И. Аненский в реце=зии на «Романтические цветы»)

  7. Каково мироощущение, кругозор, жизненные ценности рассказчика?

  8. Как сочетаются в стихотворной картине признаки портрета, пей7ажа и натюрмо@та?

  9. Метафоричность 8 сравнения описания жирафа.

  10. Каковы ритм8ческие и фонетиGеск8е особенности стихотв>рения?

«Заблудившийся трамвай» Н. Гумилев

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.


Мчался он бурей тёмной, крылатой,

Он заблудился в бездне времён...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон!


Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трём мостам.


И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик,- конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.


Где я? Так томно и так тревожно

Сердце моё стучит в ответ:

"Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?"


Вывеска... кровью налитые буквы

Гласят: "Зеленная",- знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мёртвые головы продают.


В красной рубашке с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь в ящике скользком, на самом дне.


А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон!


Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковёр ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?


Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шёл представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.


Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.


И сразу ветер знакомый и сладкий

И за мостом летит на меня,

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.


Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.


И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить...

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить!





  1. Внешне представляет собой рассказ в стихах. Начиная с 10 строфы появляется конкретный адресат этого рассказа. В чем разница между адресатами «Жирафа» и «Заблудившегося трамвая»?

  2. В чем особенность «географии» и «хронологии» события в стихотворении? Проследите маршрут от «» улицы незнакомой» до «твердыни Исакия» . Почему на вопрос «где я?» лирическому герою отвечает не разум, а сердце? («Индия Духа» - объясните значение.)

  3. Истолкуйте 5-ую строфу стихотворения – эпизод встречи со стариком, который «умер в Бейруте год назад». Только ли в пространстве пролегает путь Трамвая?

  4. Как связан заголовок с категориями времени и пространства?

  5. А. Ахматова считала смысловым ядром стихотворную строчку «Только от туда бьющий свет». Почему?

Вывод:

  1. В чем разница мироощущений двух рассказчиков?

  2. В чем разница в ритмике и общей композиции двух стихотворений? Какому из стихотворений присуща большая ритмическая регулярность и внешняя композиционная стройность?


Анализ стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-


На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер - всё движется любовью.


Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.


  1. Видео О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

  2. Восприятие стихотворения.

  3. Обращение к античности. Стихотворение О. Мандельштама было опубликовано в первом сборнике поэта «Камень» в 1915г. Стихотворение обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или пер5чень кораблей», пос2ященной отплытиN кораблей на осаду Трои.

  4. Как вы думаете, почему поэт обращается к высокой мировой культуре? (вероятно, это его стремление к этало=у красоты и к основе, породившей данную красоту.)

  5. Каково внутреннее состояние поэта? Как оно передано?

Из реальных окружающих предметов – только пе@еGень кораблей, который растворяется и уходит на задний пла=. Главное - это состояние поэта, переданное через метафоры. Сравнение строя бое2ых кораблей с журавли=ым клин>м ассоциирующийся с грустью осеннего перелета птиц, позволяет понять, что чувствует поэт по отношению к ахейцам: сочувствие, сострадание, жалость, тревогу за их судьбу. Поэт ощущает себя пророком, он знает, какая трагедия совершится, и хотел бы предостеречь их, но ахейцы безрассудно стремятся навстречу гибели и неизвестности.

Ощущение бессонницы передано действием: «Я список кораблей прочел…» (Список содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность списка…)



  1. Какова причина движущая огромное войско? (Любовь!

«…Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?»)



  1. Попробуем увидеть внутренний смысл стихотворения.

Мандельштам приводит к выводу о том, что любовь является движущим моментом многих сил на этой планете. Основная идея автора выражена ситуацией, чем образом. (« Живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья ту или иную предметную значимость». О. Мандельштам)

Последняя строфа стихотворения выводит нас из темя античности в реальность. При этом поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему морю. («И море, и Гомер — все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит…»)

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Подушка уже горяча»
Первый сборник «Вечер» Ахматовой вышел в 1912г. «Идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэтом, зовут его – Анна Ахматова,» - писал М Кузмон.

«Такое удивительно точное, что его мгновенно запомнит каждых, кто знает бессонницу.»


         1

Подушка уже горяча


С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет и крик ворон
Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне...
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!

             2

Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные.
Все, как год тому назад.
Сквозь стекло лучи дневные
Известь белых стен пестрят...
Свежих лилий аромат
И слова твои простые.

1909



  1. Какова тематика стихотворений?

Казалось бы это стихотворение явно не о любви. Но бессонница до самого рассвета, томительное ожидание, прерываемое криком ворон, нестерпимая белизна шторы. И, наконец: «Здравствуйте!»

  1. С кем здоровается А. Ахманова? С наступающим рассветом или, может быть, с тем, из-за кого она всю ночь томилась бессонницей?

  2. Можем ли сказать, что в таком небольшом стихотворении перед нами раскрывается роман?

  3. Какими художественными средствами, деталями пользуется А. Ахматова?

- Лаконизм, как свойство стиля и черта поэтического характера;

- Повышенная чувствительность, прямота, нетерпящая лжи;

- Интимность ;

- Музыкальность


Вывод:

Поэзия Ахматовой – это особый мир, который притягивает к себе снова и снова. Любовная лирика полна какой-то светлой грусти, необъяснимой печали, но музыка ее стихов полна жизни, света и любви.


III Футуризм
Анализ стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»
В. Хлебников пришел в литературу в 1905 г. – в период расцвета символизма. Увлечение символизмом было непродолжительным: уже в 1909г. он решительно отходит от кружка В. Иванова.

Цель жизни поэта – непрерывное становление. В жизнетворческой практике Хлебникова это проявилось и биографически: в непрерывных странствиях по России, принципиальном отсутствии «насиженного места», мечтах о стирании каких бы то ни было государственных, национальных или культурных границ и собственно «текстологически»: текстом становились не завершенные и опубликованные произведения, но само творческое поведение. Произведения никогда не датировал, к хранению рукописей относился небрежно «Гениально-сумасHедшие», по выражению М Кузмина, пр>изведения Хлебникова сделали его самой Oркой фигурой русского футуризма, заявившего о себе в начале 1910-х 3одов.

- Выразительное чтение стихотворения В. Хлебникова «ЗаклOтие смехом»
Заклятие смехом Велимир Хлебников

О, рассмейтесь, смехачи!


О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются Aмехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтеAь усмеяльно!
 , рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссме9ся рассмеяльно, смеE надсмейных смеячей!
!мейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Вопросы:


  1. Что является центром поэтического мира? (Сам смех!)

Смех приобретает значимость, как вербальную. Текст представляет собой экспиремент по созданию гнезда неологизмов. Хлебников называл такие опыты «сопряжения корней» или «скорнением».

  1. Как вы понимаете термин «заклятие»?

Слово обозначает народнопоэтическое произведение суеверного характера («заставить божество исполнить волю закленателя»)

  1. Сам читатель обращается к божествам-смехачам. Кто же такой этот смехач?

- тот, кто смеется;

- тот, кто состоит из смеха.

Здесь вполне очевидна библейская аллюзия к тому, от кого слово, у кого слово и кто есть слово…


  1. «Заклятие» - это набор рифмованных (или хотя бы ритмизированных) строк, описывающие некоторое действие. Вся мистика стихийная, и поэтому в тексте должны присутствовать упоминания (явные или неявные) используемых стихий.

Энергию каких Путей силы вы пропустили сквозь себя?

Мир стихотворения сотворен из стихии смеха, вербализированного смеха. Заклинатель как раз и обращается к смехачам с просьбой:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!



  1. Какие художественные средства использует поэт? Словотворчество)

Смех для нас – это мистическое варево – смейево, ветер суховей, который может довести до финала (усмей) и исполнить наше желание надсмеяться – осмеять кого-то (осмей). Это маленькие кусочки мира – смешки, и еще меньшие – смеюнчики.

Программа футуристов.

Футури́зм (лат. futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России.

  1. Претензия на вселенскую миссию.

  2. Мечта о рождении сверх искусства, способного приобразить мир.

  3. Опора на новейшие научные и технологические достижения.

  4. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию (например Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».

  5. Мироздание как грандиозная сценическая площадь. (После февральской революции 1917г. образовали «Правительство Земного Шара»)

  6. Эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» - футуристический альманах).

  7. Читательская реакция, как агрессивное неприятие, истерический протест (Маяковский «Нате»

  8. Не только обновляли значение слов, но и резко изменяли сами значения слов в тексте (синтаксические смещения…)

Вывод:

Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменяя отношение к проблеме понятности–непонятности в искусстве.

«Литература серебряного века в целом может быть уподоблена колоссальной трагической эпопее со своими героями, героинями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами. Эта эпопея включает спокойное,, но ранящее дон-кихотство Сологуба, вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, вьюжную, стихийную, «черную музыку» Блока, благородную человечность и проницательную простоту И. Анненского, архаический интеллектуальный изотеризм В. Иванова; грациозный и игривый стих М Кузмина и упоительно-тяжелые строфы Мандельштама» (Г. Чулков»
Домашнее задание. Прочитать статью о В.Я Брюсове


  1. Индивидуальное задание. По статье создать презентацию на тему «»В. Я. Брюсов – основоположник русского символизма» и прокомментировать.

  2. Проанализировать понравившиеся два стихотворения, пользуясь схемой лингвистического анализа. Выучить стихотворения.

  3. Индивидуальное задание: написать стихотворение в каком-либо направлении (см. приложение 2)




  1. урок. Тема: В. Брюсов основоположник символизма в русской поэзии.


Д/З: 1. Прочитать статью о Н.С Гумилеве. Проанализировать 2-3 стихотворения.

2.Создать по статье учебника презентацию на тему Н.С. Гумил5в «Я конквистадор в панцире железном»


4-5 уроки. Тема: Н.С. у<илев «Неприятие серости, пошлости, обыденноAти существова=ия».
6 урок. Тема: М. Волошин «Странность в холодности и з0конченности фор<ы». Тема России и гражданAкой вой=ы в творчестве поэта.

4.Планируемые результаты изучения темы «Серебряный век русской поэзии».
Личностные результаты выпускников основной школы, формулируемые при изучении.

- Формирование мотивации изучения поэзии.

- Осознание духовного богатства поэзии: воспринимать и анализировать стихи.

- Знать образную природу словесного искусства.

- Осознание возможностей русского языка.

- Ориентироваться в теоретико-литературных понятиях.

- Участвовать в диалоге.

- Выявлять авторскую позицию.

- уметь строить письменные высказывания.

- Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, факты, образную, символическую картину.

- Осуществление регулятивных действий, самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

- Развитие поэтически одаренных детей



Список используемой литературы


  1. Хрестоматии и антологии русской поэзии начала XX века.

  1. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – нач. XX вв.: Литературные манифесты и художественные практики: Хрестоматия / Сост. А.Г. Соколов М., 1988

  2. Русская поэзия XXв.: Антология русской лирики первой четверти XX в./Сост. И.С. Ежов М., 1991

  1. Общие Работы.

  1. Русские писатели XX в. Биографический словарь Сост. П.А.Николаев М., 2000

  2. Максимов Д. Русские поэты начала века: Очерки Л., 1986

  3. Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1977

  4. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1988

  5. Колобаева Л.А. «Концепции личности в русской литературе рубежа XIX-XXвв. М., 1990

  6. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.

  7. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм// Теории литературы// Поэтика//Стилистика. Л.: Наука, 1977


Приложение 2.

Стихотворения учащихся



Ты пойми меня, осень

Ольга Смирнова


Одинокою серой волчицей
Осень в дверь мою постучала,
Ей опять от дождя не спится,
Снова осень просит причала.

Слезы вновь до утра в подушку...


Осень, милая, как я устала...
Ты пойми лишь меня, подружка,
Не хочу я все это сначала,

Не хочу я дождем по венам


Разгонять свою кровь по каплям,
А потом по истерзанным нервам
До утра валерьянкой капать.

Ты пойми, я хочу покоя,


Одинокая, серая осень,
Я так долго была с тобою,
Но свободы душа моя просит!

12.10.10.


***

Ольга Смирнова


Так предательски мерзнут руки,

И душа опять холодеет,

Мы не вынесем больше разлуки,

Но любовь сберечь не сумеем.


Снова, где-то забыв перчатки,

Я пытаюсь найти ответы,

Выпивая любовь без остатка,

Мы не вспомним больше об этом.


Мы не вспомним, что были рядом,

И казалось, мечтали о многом…

И, наверное, нам не надо

Говорить о прошедшей дороге…


Самым лучшим сейчас была бы

Чашка кофе в кафе напротив…

Но без слов… мне уже не надо

Знать, что мы с тобой рядом ходим.


7.10.10.
***

Ольга Смирнова


Вот и снег, мы его долго ждали,

Укрывает листву одеялом.

Ты молчишь, мы с тобой все сказали,

Друг для друга мы стали малым…


Друг для друга мы стали снегом,

Что летит, но растает скоро.

Так давай совершим побег мы,

Не дождавшись зимы приговора.

29.10.10.
***

Смирнова Ольга


И снова осень стелет мягкий саван,
Опять природа не ждала зимы,
Всё как у нас, и соль на свежих ранах,
И беззащитны все, как я и ты.

Опять деревья оголили ветки,


Всё умирает в ожидании холодов,
И мы с тобою - двое в разных клетках,
Уже не видим разноцветных снов.

Все умирает, только мягкий саван


Остался в памяти увядших дней,
И мы с тобой идем уже на равных
К зиме, что нынче будет холодней.

29.10.10.




Шел человек…

Ольга Смирнова


Где-то, когда-то жил человек,
Там, где угрюмо падает снег,
Белый, пушистый падает снег,
Жил человек... Шел человек...

Шел человек через сотни дорог,





Сотни домов, снов и тревог...
Шел человек домой или нет...
Там где угрюмо падает снег...

Падает снег, тихонько кружа,


Крыши домов занося не спеша...
Снег... Человек... Живая душа...
Только она почему-то ушла...
Тихо ушла, никого не виня,
Может отыщет тебя иль меня...
Главное знать, когда падает снег,
Где-то живет и идет человек!..

9.03.2012.





Приложение 1.

Серебряный век русской поэзии» (1900- 1915 условно)

(общая характеристика рубежа веков)


«Таланты росли, как грибы после дождя» Н. Бердяев

«Воистину русский культурный ренессанс» Н. Бердяев

«Метафора индивидуального развития человечества» И Бродский

Литературные течения модерна противостоявшего реализму, долгие годы называли упадочническими, декаденскими. Понятие литературы серебряного века как суммы поэтических течений, и все-таки не сумма течений, а образ мышления.

Декаденс (от лат. «упадок») вызван состоянием безнадежности, неприятия общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Модернизм (от франц. «новейший», «современный»), тоже отрицая социальные ценности, избрал совершенно иную цель – созидание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества!

«Новая поэзия. Шутка сказать…- в это море» (И. Аненский)

Символизм Акмеизм Футуризм 1910г.

«Каждое слово это Бог» («акме» - цветущая пора) Эгофутуризм 1911г.

(О. Мандельштам) тоска по мировой культуре называли себя «лицом

Статья М.Кузмина Адамизм – мужественный Времени», созидателями

«О прекрасной лености» взгляд на жизнь нового «самоценного слова»




Метафора индивидуального развития человечества



XIX век

XX век

1 Рациональное, логическое объяснение человека и его поступков

1 Отказ от рационально-логического объяснения (отказ от позитивизма)

2Революционный процесс, наследие 60-х как основа сознания (поэзия АА.. Фета и Ф.И Тютчева неактуальны)

2 Отказ от наследия 60-х, от стремления объяснить всякое художественное произведение как иллюстрацию к революционному процессу

3 Знак материализма

3.»Век идеализма» (В.С.Соловьев

4 Рационалистическая поэтика. Поэтика художника, который воспринимает мир рационально

4 Новый художественный язык



Эстетическая программа серебряного века.

Культ жизнетворчества:

- Культ красоты;

- Право художника на духовную сложность;

- Поиски новых слов
Эстетическая программа может перейти в эстетскую программу (т.е. уход от эстетики)::

- Эстетическая гибель

- культ сверхчеловека;

- «изаум»




  • 2. Календарно-тематическое планирование «Серебряный век» русской поэзии (6ч.)
  • Тип уроков
  • Дидактический материал
  • 3.Проект и содержание 1-2 уроков по теме «Обзор поэзии «серебряного века» в системе уроков
  • Анализ стихотворения: Чертовы качели
  • Анализ стихотворения К. Бальмотна «Фантазия» «Фантазия»
  • Анализ стихотворения А Блока « В ресторане»
  • Беседа по тексту стихотворения.
  • Совместное составление эстетической программы Символизма
  • II Акмеизм Акмеи́зм
  • Выразительное чтение и сопоставление стихотворений Н. Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай». «Жираф»
  • «Заблудившийся трамвай»
  • Анализ стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
  • Анализ стихотворения А. Ахматовой «Подушка уже горяча»
  • III Футуризм Анализ стихотворения Хлебникова «Заклятие смехо
  • Заклятие смехом Велимир Хлебников
  • Программа футуристов. Футури́зм
  • 4-5 уроки. Тема: Н.С. у
  • 4.Планируемые результаты изучения темы «Серебряный век русской поэзии».
  • Список используемой литературы
  • Приложение 2. Стихотворения учащихся Ты пойми меня, осень
  • Приложение 1. Серебряный век русской поэзии» (1900- 1915 условно)
  • Эстетическая программа серебряного века.