Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 7 классе и составлена на основе




Скачать 325.71 Kb.
Дата21.07.2017
Размер325.71 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 7 классе и составлена на основе

Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования,

Примерной программы основного общего образования по литературе /2007 года/ и

Программы по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы /авторы - составители программы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М., «Русское слово», 2010./

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:


  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Обучение литературе в 7 классе « » ведется по учебнику:

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /в двух частях/.

Автор Г.С. Меркин. М., «Русское слово» , 2010.

Программа рассчитана на 70 часов. В программе соблюдены уроки контроля знаний учащихся, среди которых



- контрольное классное сочинение /изложение/ – 3

- контрольное домашнее сочинение – 2

- уроки- практикумы - 4

- тексты для заучивания наизусть – 9


Региональный компонент представлен как самостоятельными уроками по литературе Дальнего Востока, так и фрагментами материала ХКК на основных уроках.

Требования к уровню подготовки учащихся

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.


Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 9 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:

  • I

  • 1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

  • 2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.

  • 3. Фольклор. Виды и формы фольклора. Художественные средства в фольклорных произведениях. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

  • II

  • 1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель — читатель).

  • 2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.

  • Образ — персонаж — герой — тип.

  • Образ-персонаж, образ-пейзаж.

  • Герой — лирический герой.

  • Портрет. Коллективный портрет.

  • III

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.

  • Поэтическая речь как художественная система.

  • 1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора; рассказ, новелла, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов.

  • Авторский замысел и художественная идея.

  • 2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Строгие формы лирических стихотворений (сонет). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.

  • 3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.

  • 4. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [водевиль, мюзикл], драма, трагедия). Драматическая сказка.

  • Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.

  • IV

Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; Серебряный век русской поэзии

Важнейшими умениями, которые формируются и развиваются в 5—9 классах, являются следующие:
— правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений;

— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

— определение принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

— обоснование своего суждения, составление характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;

— выявление роли героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

— составление простого и сложного плана изучаемого произведения;

— объяснение роли художественных особенностей произведения и работа со справочным аппаратом учебника;

— владение монологической и диалогической речью, подготовка сообщения, доклада, реферата;

— составление письменного ответа на вопросы, написание сочинения на литературную и свободную темы;

— выявление авторского отношения к героям, сопоставление высказываний литературоведов, формулирование выводов;

— высказывание собственного суждения об иллюстрациях;

— сопоставление произведений разных видов искусства, написание сочинения по картине.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его   позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Всего – 70 часов; в неделю – 2 часа


  • развитие речи – 5

  • классные сочинения- 3

  • домашние сочинения - 2

  • уроки-практикумы- 4

  • ХКК ГОС (региональный компонент) – 3



Тематическое планирование





Тема, раздел

Кол-во часов










1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество


3



Из древнерусской литературы


2

3.

Из русской литературы XVIII века

6




Из  литературы XIX века

27

4.

Русская литература XX века

21

5.

Зарубежная литература

6

6.

Итоговые уроки

1

7.

Дальневосточная литература

3




Итого:

70


Содержание курса

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.



Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во просы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле ница дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »);лириче ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред ставления и судьба народа в народной песне.



Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре лигиозность.



Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элемен тами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па мятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.



Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо творении.



Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра зие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.



Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (те атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма«Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис тория создания произведений.



Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, об разный мир поэмы, группировка образов, художественный об раз и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по слание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наи зусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри сунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур сия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Ва сильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в соз дании характеристики героя. Фольклорные элементы в произ ведении. Художественное богатство «Песни...».



Теория литературы: жанры лирики; углубление и расшире ние понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произве дении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в истори ко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».



Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористиче ские ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипли кация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите ратурно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характери стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо жественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Пи сатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, лю бовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.



Теория литературы: диалоговая речь, развитие представле ний о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристи ки героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Си бирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик»и од на сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказ ки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа поме щика. Позиция писателя.



Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатириче ский персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатири ческих сказок; мораль; своеобразие художественно-вырази тельных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле пашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые карти ны...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от ношение к героям.



Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, со ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Го род русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.



Теория литературы: своеобразие стиля повести. Рас ширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском ис кусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдатель ность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения  русских  поэтов XIX  века  о  России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».



А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблаче ние беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания обра зов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.



Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.



Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характе ра мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятель ства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, рав нодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.



Теория литературы: развитие представлений об автобио графической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, спра ведливость, покорность, смирение — основные проблемы расска за; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зве рей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихо творении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, вырази тельное чтение, различные виды пересказа.



А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.



Теория литературы: рассказ (развитие представлений), ди алог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите ратурной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро та?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитан ных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла димиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихо творения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.



Теория литературы: автобиографические мотивы в ли рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я поки ну л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство роди ны, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворе ниях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи тет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур но-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.



Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.



Теория литературы: подтекст, выразительные средства ху дожественной речи,градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ чика в произведении.



Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лириче ская проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду ховный труд — основное нравственное достоинство человека.



Теория литературы: выразительно-художественные сред ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи ческие средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лек сики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.



Теория литературы: композиция лирического стихотворе ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите ратурной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне по этов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи ны...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен ной убогости, лицемерия.



Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные ви ды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рас сказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя про стота и нравственная высота героя.



Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шук шина в школе.

Русские поэты XX века  о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из по этических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.



Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ ное представление о добре и силе.



Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.



Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть Шланета людей», «Ли ния», «Самолет», «Самолет и планета», сказка«Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядоч ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со бытия и позиция автора.



Теория литературы: лирическая проза (развитие представ лений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Малень кого принца».

Дальневосточная литература

Тема дружбы и любви в повести Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго.



В.К Арсеньев «Дерсу Узала».Образ главного героя.

Стихи Р.И.Казаковой и Т.И.Миланич о природе.

Уроки –вкрапления:

С.П.Кучеренко «Этюды о природе». Гармония и красота мира живой природы.

П.Комаров «Изыскатели» Прославление трудового подвига человека.

Г.Ходжер «На свидание к деду».

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на все российский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителями судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

(отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение бога тыря».



Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не мытая Россия».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепоймузыкант».

Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский.   «Я знаю, никакой моей вины...»,

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

                                                4. Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса:


  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  •  умение определять принадлежность произведения к од ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати ческие тексты);

  •  умение обосновывать свое суждение, давать характери стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве дении;

  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про изведения;

  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  •  умение владеть монологической и диалогической речью;

  •  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;

  •  умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  •  умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.

5. Список литературы

О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198   202.

Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. ЧАСТЬ 1. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.

Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.

Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»

В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»

И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»

Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»

В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»



Иллюстративный материал.

Таблицы. Теория литературы

  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Электронные пособия

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  11. А.Грин “Алые паруса”.

  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  14. А.П.Чехов. Рассказы.

  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

Каталог: metodika -> 16-17Rp
metodika -> Разработка урока Искусство для 8 класса по теме: «Следствие ведут »
metodika -> Задачи урока цор д/з тема Искусство слова Урок Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ
metodika -> «Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»
metodika -> Урок литературы в 7 классе.
metodika -> Внеклассное мероприятие на областном семинаре «Именные школы»
metodika -> Книга для чтения по краеведению
metodika -> «духовное краеведение тамбовщины»
metodika -> Конспект урока по литературе в 11 классе (Учитель: Навальная О. Н.) Тема урока: Жизненный и творческий путь Б. Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака
metodika -> Рассказовского района Тамбовской области Часовских Елены Михайловны Тема урока:
16-17Rp -> Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 8 классе в 2012 2013 году и составлена на основе

  • Устное народное творчество