Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа повышенного уровня сложности учебного курса по литературе для обучающихся 7"Б" класса




страница1/3
Дата29.06.2017
Размер0.69 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 п. Навля»

Согласовано Утверждаю

Председатель методического Директор гимназии ____________С.А.Изотова

совета гимназии ________ Н.А.Чубакова Приказ № ____ от _______________2016г.



Рабочая программа повышенного уровня сложности

учебного курса по литературе

для обучающихся 7"Б" класса

Фомичевой Елены Александровны-

учителя русского языка и литературы

Год составления программы – 2016

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

методическим советом гимназии.

Протокол №______от ___________ 2016г.

2016


Пояснительная записка

1.Сведения о примерной учебной программе, об авторской программе, на основе которых разработана Рабочая программа

Рабочая программа повышенного уровня сложности по литературе разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В А. Чалмаева (Москва «Русское слово», 2010) и содержит гимназический компонент по содержанию.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений 2010 года (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа повышенного уровня сложности реализуется в соответствии с «Положением о гимназиях на территории Брянской области», утвержденного приказом департамента общего и профессионального образования Брянской области №407 от 05.05.2006 года и рассчитана на 70 годовых часов.

2.Место предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения

В соответствии с учебным планом МБОУ "Гимназия №1 п. Навля" на изучение литературы в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 2-х часов в неделю в течение 1 учебного года.



3.Общие цели и задачи ступени основного общего образования

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).



4.Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром ху­дожественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя их общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

5.Требования к уровню подготовки учащихся

Речевая деятельность.

Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

6.Содержание учебного материала, обозначенное в темах, разделах, включающее элементы обязательного минимума образования и гимназический компонент

Рабочая программа повышенного уровня сложности разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы курса литература для 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В А. Чалмаева (Москва «Русское слово»,2010) и содержит гимназический компонент по содержанию. Программа повышенного уровня сложности реализуется в соответствии с «Положением о гимназиях на территории Брянской области», утвержденным приказом департамента общего и профессионального образования Брянской области №407 от 05.05.2006 г., и рассчитывается на 70 годовых часов.

Содержание данной Рабочей программы состоит из содержания, определенного требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и содержания гимназического компонента, введенного за счет углубления материала содержания авторской программы под ред. Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В А. Чалмаева (Москва «Русское слово»,2010) в 9 учебных темах уроков и дополнения содержания темами в количестве 2 часов. Таким образом, гимназический компонент реализуется на 65 учебных уроках.

Содержание учебного предмета

Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.


Из устного народного творчества
Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.



Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Связь с другими искусствами: лубок.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.



Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.



Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.



Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.



Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».



Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.



Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.



Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.



Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.



Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.



Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.



Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.



Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

Развитие речи: выразительно чтение.

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.



Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.



Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.



Произведения русских поэтов

XIX века о России

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.



Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.



Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.



Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».

А.С. ГРИН

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.



Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.



Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.



Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.



Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.



Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.



Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.



Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.



Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.


Лирика поэтов — участников

Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Простота и нравственная высота героя.



Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Поэты XX века о России

Г. Тукай. «Родная деревня».

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов «В горнице».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.



Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.



Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.



Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.



Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.



Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.



Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Р. БРЭДБЕРИ

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.



Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.

Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.



Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).



Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».



Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из русской литературы ХVIII века

Г.Р. Державин. «Признание».



Из русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника».

В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький. «В людях».

И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Булычев. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»



7.Учебно-тематический план

Тематика разделов

Кол-во часов

Сочинения

Кол-во часов внеклассного чтения

Введение. Любите читать !

1

3

3

УНТ

4

Древнерусская литература

2

Русская литература XVIII века

7

Русская литература XIX века

32

Русская литература XX века

21

Зарубежная литература

2

Резерв.

1

Итого в год

70

8. Способы проверки знаний учащихся

Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программе является сочинение на литературную тему.



9. Результаты обучения учебному предмету с учетом гимназического компонента

В результате обучения в 7 классе учащиеся должны знать:

- содержание изучаемых произведений;

-наизусть стихотворения и отрывки прозы из перечня для обязательного заучивания наизусть;

уметь

- воспринимать художественный текст и давать оценку поступкам героев;



- выделять тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;

- выразительно читать произведения;

- владеть разными видами пересказа;

- письменно отвечать на вопросы по тексту произведения и личным впечатлениям.



10.Литература и средства обучения

Учебно-методический комплекс

1

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

Авт.- сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев

М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»

2009

2

Тематическое планирование к учебнику «Литература.7 класс» (авт.-сост.Г.С .Меркин)

Соловьёва Ф.Е; под ред.Г.С. Меркина

М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»

2010

3

Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по лит.: 7 кл.

Авт.- сост. В.Я.Коровина

М.: Просвещение

2007
  1   2   3