Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная литература»




страница1/4
Дата15.06.2018
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Волховская детская музыкальная школа им. Я. Сибелиуса» «Принято» педагогическим советом МОБУДОД «Волховская детская музыкальная школа им. Я. Сибелиуса» Протокол № 1 от 28.08.2015 г. «Утверждаю» директор МОБУДОД «Волховская детская музыкальная школа им. Я.Сибелиуса» ----------------------М.В.Анисимова Приказ № 90 от 28.08.2015г. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная литература» для отделения эстрадно-джазового искусства детских школ искусств (детских музыкальных школ) Срок реализации программы 3 года возраст учащихся от 10 до 17 лет Составитель: преподаватель класса теоретических дисциплин Сидорова Н.О. г. Волхов 2015 год СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Методическое обеспечение и условия реализации программы Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы Порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации учащихся Учебно-тематический план Содержание программы (краткая характеристика по разделам) Список учебной и методической литературы Приложение 1.Пояснительная записка. Основной целью музыкальных школ является гармоничное музыкально-эстетическое развитие детей. В достижении этой цели особая роль принадлежит музыкально-теоретическим дисциплинам, в рамках которых осуществляется теоретическое и практическое овладение смысловой стороной музыки, развития музыкального мышления. Музыкальной литературе в этом процессе принадлежит особенно важная роль. В содержании этого предмета есть своеобразный синтез искусства и основ науки о музыке, позволяющий одновременно воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу учащихся, делая их развитие более разносторонним и гармоничным. Данная программа по предмету «Музыкальная литература» направлена на формирование музыкальных знаний и развитие музыкального мышления, что способствует художественно-эстетическому воспитанию детей. Программа составлена на основе действующих программ для ДМШ и муз. отделений школ искусств А.Лагутина (М.,2002) и Е.Лисянской (М.,1988). Актуальность программы по предмету «Музыкальная литература» в том, что она способствует достижению общей цели воспитания и обучения в детской музыкальной школе: развитию личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности. Данная программа составлена для учащихся отделения эстрадного исполнительства с трехлетним сроком обучения. Создание ускоренного курса «Музыкальной литературы» связано с возрастными особенностями учащихся, начинающих обучение с 10-13 лет. Целью данной программы является духовное развитие личности ребёнка, способного понимать художественную красоту музыки через приобретение музыкально-исторических знаний и специальных аналитических навыков. Практическое достижение данной цели возможно при решении следующих задач: Обучающие: - формирование теоретических и исторических знаний о музыке; развитие познавательного интереса к музыкальному искусству; развитие умения сознательно и эмоционально слушать музыку; развитие навыка слухового анализа музыкальных произведений; - развитие умения грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; Развивающие: - развитие музыкальных способностей; - развитие музыкального мышления и памяти; - формирование активных музыкально-слуховых представлений; - формирование потребностей в самопознании, саморазвитии. Воспитательные: - воспитание любви к музыке; - воспитание коммуникативных качеств личности; - формирование музыкально-эстетической позиции и духовной культуры учащихся. Настоящая программа адресована учащимся от 10-13 лет отделения эстрадного исполнительства. Данная программа рассчитана на 3-летний срок обучения. Основной формой занятий по музыкальной литературе является групповой урок с составом учащихся от 5 человек. Урок, продолжительностью 45 минут, проводится один раз в неделю. 2.Методическое обеспечение и условия реализации программы Материально-технические условия: Наличие учебной литературы; Наличие изданий музыкальных произведений, хрестоматийных изданий, партитур, клавиров в объеме соответствующем требованиям программы; Портреты композиторов; Наличие учебно- дидактического иллюстративного материала; Наличие видео- и аудиотеки; Наличие аудио-, видео-, CD, DVD- оборудования, проектора; Наличие инструмента (фортепиано); Наличие учебной мебели. Основные методы обучения: частично- поисковый; проблемное изложение; исследовательский. Музыкальная литература за трёхлетний период обучения даёт определённый круг знаний, связанный с явлениями музыкального творчества и музыкально-общественной жизни, знакомит учащихся с различными произведениями народного, классического и современного музыкального искусства, с творчеством отдельных выдающихся композиторов XVIII – XX веков. Музыкальные произведения и знания о музыке отобраны и систематизированы с учётом художественной природы музыкального искусства, исторической и социальной обусловленности его явлений и требований дидактики. В программе осуществлена группировка в темы и разделы по сходству содержания, общность дидактических задач и степени сложности. Количество и последовательность разделов определяют структуру программы. В первый год обучения (первая и начало второй четверти), изучаемый материал составляет подбор сочинений различных жанров народной, классической и современной музыки, расположенный в порядке возрастания сложности, что обеспечивает доступность усвоения знаний учащимися. Здесь содержатся в небольшом объёме разнообразные знания информативного характера о конкретных музыкальных произведениях, их авторах и исполнителях, событиях музыкально-общественной жизни об истории появления и устройстве музыкальных инструментов. Вводятся все основные музыкальные понятия, знание которых необходимо учащимся ДМШ на первом этапе изучения курса музыкальной литературы. В это период используются разнообразные формы учебной работы: прослушивание музыки, выявление содержания произведений и характеристика их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, запоминание и узнавание музыки. Приобретение знаний идет параллельно с формированием специальных умений, касающихся восприятия и разбора музыки, её словесной характеристики, т.е. способности выразить свои впечатления о музыке, объяснить содержание произведения, его композицию, отдельные выразительные особенности. В первой четверти первого года обучения для лучшего усвоения материала учащимися в основном используется метод объяснения. В этот период объяснять приходится не только содержание материала, но также смысл и значение многих незнакомых слов, словосочетаний, специальных терминов, названий музыкальных произведений, исторических фактов, понятий. Активизирует учащихся, повышает их внимание и интерес к содержанию урока и использование беседы-диалога. Этот метод позволяет научить детей думать, рассуждать, вспоминать, предполагать. Начиная со второй четверти первого года обучения, программа строится в соответствии с историко-художественным процессом. Такое последовательное ознакомление с искусством позволяет полнее увидеть взаимосвязь музыкальных явлений, ощутить стилевое различие музыки разных эпох и индивидуальностей, качественнее усвоить музыкальные понятия. Учебный материал группируется в монографические темы, посвящённые отдельным композиторам. Каждая тема предусматривает знакомство с биографией и несколькими произведениями. Изучение биографий великих композиторов имеет большое воспитательное и познавательное значение, позволяет учащимся связать музыку с реальной жизнью – конкретной исторической эпохой, средой, в которой она создавалась и звучала, увидеть место музыкального искусства в общественной жизни и социальную обусловленность творческой деятельности музыкантов. Так приобретаются разносторонние знания исторического, художественного и музыкально-теоретического характера. Программа первого (II, III, IV четверти) года включает монографические темы, посвященные крупным представителям западноевропейской музыки: Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Содержание этого периода обучения способствует дальнейшему расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков благодаря жанровому разнообразию изучаемых произведений (песни, фортепианные пьесы малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы). Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, предполагает дальнейшее освоение учащимися сонатно-симфонического цикла и сонатной формы. Важную роль в изучении материала играет метод рассказа. Яркий и увлекательный рассказ о жизни великих музыкантов, повествующий о событиях жизни и творчества, раскрывающий картины музыкального быта эпохи и образы современников, облегчает учащимся восприятие и усвоение учебного материала. Вместе с развитием ранее полученных навыков, ведётся работа по приобретению навыка наблюдения музыки по нотам, сопровождающего прослушивание и разбор произведений. В тексте учащиеся могут увидеть многое из того, что обычно бывает недоступно их слуху, но необходимо при изучении музыки. Материал этого периода обучения подходит для подобной работы в связи с большим количеством изучаемых фортепианных произведений, которые можно увидеть в подлинной фактуре и восприятие записи на двух нотоносцах – более удобно. Начинается работа над развитием навыка наблюдения по нотам вокальной музыки. Самостоятельная работа учащихся с учебным пособием включает теперь и прочтение нотных примеров. Изучение русской классики (второй год и первое полугодие третьего года обучения) - важнейший раздел программы, имеющий идейно-воспитательное значение. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского рассматривается в русле общего развития русской художественной культуры XIX века. Изучение этого развития связано содержанием учебных курсов истории, литературы и изобразительного искусства средней школы, что позволяет сделать усвоение материала более глубоким, цельным и патриотически направленным. Помимо монографических тем, этот раздел программы включает также и три обзорных урока: введение, содержащее материал из истории русской музыки до XIX века, беседу о «Могучей кучке», знакомящую учащихся с наиболее значительными явлениями передовой русской музыкальной культуры второй половины XIX столетия и заключение, в котором, помимо общих выводов по всему разделу русской классики, содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца XIX начала XX веков С.В.Рахманинове, А.Н.Скрябине, И.Ф.Стравинском. Основное внимание в этом разделе программы уделено опере-ведущему жанру русской классической музыки. На примере изучаемых произведений учащиеся продолжают более углубленное усвоение, как общих закономерностей жанра, так и некоторых особенностей характерных для творчества отдельных композиторов. Приобретение знаний идет параллельно с дальнейшим развитием умений, касающихся восприятия и разбора музыки. С этой целью осваивается умение работать с полным клавиром. Знакомство с симфоническими произведениями русских композиторов, с их романсами и песнями даёт учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки. Курс музыкальной литературы завершается (второе полугодие третьего года обучения) изучением отечественной музыки XX века. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Прокофьева и Шостаковича. Помимо этих тем включены три обзорных урока: введение, подготавливающее знакомство с отечественной музыкой в 1920-1950-е годы, беседа о русской музыке второй половины XX века и заключение, содержащее сведения о современных композиторах. Изучение произведений ведущих русских композиторов современности, их творческого пути, знакомства с важнейшими явлениями музыкально-общественной жизни XX века должны способствовать воспитанию интереса и любви к современной отечественной музыке. 3.Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы В результате занятий по предмету «Музыкальная литература» учащиеся должны усвоить разносторонние знания о музыке: музыкальных произведениях, жизни и творчестве известных композиторов прошлого и современности, событиях музыкально-общественной жизни; приобрести умение определить образное содержание музыкального произведения, дать характеристику выразительных средств, стилевых, жанровых и композиционных особенностей; обогатить музыкальные представления; сформировать эстетический вкус, способность воспринимать и ценить красоту музыки. 4.Порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации учащихся Требования к уровню подготовки обучающихся Результаты освоения программы учебного предмета должны отражать: первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры; знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; знание профессиональной музыкальной терминологии; сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. Формы и методы контроля, система оценок Проверку усвоения содержания предмета следует рассматривать как одну из средств управления учебной деятельностью школьников. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы – наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме. Особой формой текущего контроля (обобщающей проверкой знаний) является контрольный урок в конце каждой учебной четверти в устной или в письменной форме. Промежуточный контроль проводится в виде контрольных уроков в конце каждого учебного года (тестирование, контрольное задание, музыкальная викторина). Итоговый контроль проводится в виде письменной контрольной работы в конце 7 класса. Формы подведения итогов: Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Тестирование; Контрольное задание; Музыкальная викторина; Конкурс; Контрольный урок. Критерии оценки результатов обучения: Оценка «5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. 5.Учебно-тематический план Наименование тем Кол-во часов всего теория практика 1 год обучения. Роль элементов музыкальной речи и музыкальной формы в создании музыкального образа произведения. I четверть Тема1.Роль элементов музыкальной речи в создании музыкального образа произведения. Элементы музыкальной речи. Характер музыкальной темы. 1 0.3 0.7 Развитие темы. Способы развития. 1 0.3 0.7 Тема 2.Музыкальные тембры. 2.1 Орган. 1 0.3 0.7 2.2 Клавикорд, клавесин, фортепиано. 1 0.3 0.7 2.3 Инструменты симфонического оркестра. 1 0.3 0.7 2.4 Русские народные инструменты. 1 0.3 0.7 Тема 3. Роль музыкальной формы в создании музыкального образа произведения. 3.1 Музыкальная форма. Музыкальные построения. 1 0.3 0.7 3.2 Циклические формы. 1 0.3 0.7 Контрольный урок: 1 0.3 0.7 Всего: 9 3 6 II четверть Тема 4.Музыка в театре. 4.1 Музыка в театре. Э.Григ. «Пер Гюнт». 1 0.3 0.7 4.2 Балет. П.Чайковский. Балет «Щелкунчик». 1 0.3 0.7 4.3 Опера. М.Глинка .Опера «Руслан и Людмила». 1 0.3 0.7 Творчество классиков европейской музыки Тема 1. Й. Гайдн. 1.1 Введение. Й. Гайдн. Краткий обзор творчества. 1 0.3 0.7 1.2 Сонатно-симфонический цикл. Симфония №103 Ми-бемоль мажор. 1 0.3 0.7 Сонатная форма. Соната ми минор. 1 0.3 0.7 Контрольный урок: 1 0.3 0.7 Всего: 7 2.3 4.7 III четверть Тема 2.В.А. Моцарт. 2.1 В.А. Моцарт. Краткий обзор творчества. Соната для фортепиано №11 Ля мажор. 1 0.3 0.7 2.2 Симфония №40 соль минор. 1 0.3 0.7 2.3 Опера «Свадьба Фигаро». 1 0.3 0.7
  1   2   3   4

  • « Музыкальная литература
  • года возраст учащихся от 10 до 17 лет
  • 1.Пояснительная записка.
  • 2.Методическое обеспечение и условия реализации программы Материально-технические условия
  • Основные методы обучения
  • 3.Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы
  • 4.Порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации учащихся Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Формы и методы контроля, система оценок
  • Формы подведения итогов
  • Критерии оценки результатов обучения
  • 5.Учебно-тематический план
  • 1 год обучения. Роль элементов музыкальной речи и музыкальной формы в создании музыкального образа произведения.
  • Творчество классиков европейской музыки