Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение начального общего образования




Скачать 361.55 Kb.
Дата21.07.2017
Размер361.55 Kb.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 г. Назарово Красноярского края»



Принята на методическом

объединении учителей

начальных классов

Протокол № 55 от 27.08.2015


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ 14»

___________ В.Ф. Цветцых

Приказ №01-04-71/3 от 28.08.2015



Рабочая программа по учебному предмету

литературное чтение начального общего образования

4 «А» класса

Учитель: Дыдикова Татьяна Николаевна

Категория: первая

Стаж работы: 17 лет

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа «Литературное чтение» для 4 класса составлена в соответствии с


  • Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Основной образовательной программой школы,

  • Уставом МБОУ «СОШ 14» от 17 января 2011 г,

  • Примерными программами основного общего образования по литературному чтению,

  • Программой курса «Литературного чтения» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений под редакцией Е. И. Матвеевой (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова),

  • Сборника программ для начальной общеобразовательной школы под редакцией Воронцова А.Б..


Цели и задачи курса «Литературное чтение»
Данная программа по литературному чтению и соответствующий ей УМК позволят реализовать цели и задачи ФГОС, поскольку ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и (как следствие) на формирование разных компетенций младших школьников.

Цель предлагаемого курса литературного чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение



1) образовательных задач:

развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

развитие коммуникативных способностей;

развитие речи;


3) воспитательных задач:

формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.



Общая характеристика учебного предмета

1. Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами сочитательской смыслодеятельности.

Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение. «Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой. Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.

2. Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса. Понятие понимается не просто как совокупность ассоциативных связей, усваиваемая с помощью памяти, не автоматический умственный навык, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть с помощью простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень, для того чтобы понятие могло возникнуть в сознании (Л. С. Выготский).

Программа располагает системой заданий на «открытие» смыслов понятий, которые не даются в готовом виде. Вести работу с системой понятий следует крайне осторожно. В начале ученики лишь интуитивно улавливают кодовую систему текста, затем (этот этап у каждого ребенка может быть в разное время: у кого-то раньше, у кого-то позже) открывается смысл понятия (эти средства или приемы зачем-то нужны автору).

Ученики, работая с текстами, «оформляют» самостоятельно открытый прием, пробуют его применить в творческой работе, а в заключение формулируют и фиксируют его определение в речи. Такой ход видится нам наиболее продуктивным, так как ученики не перегружаются механическим запоминанием литературоведческих терминов, не анализируют тексты ради натаскивания, а наоборот, проникая в мастерскую авторов, становятся как бы соучастниками описываемых явлений, событий. Одновременно, проникая в смысл произведений, они исследуют и стилистическую сторону текста, его «ткань».

Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности, в дальнейшем они «оседают» в сознании ребенка и становятся специфическими формами мышления. Все эти понятия, по словам Н. Д. Тамарченко, будучи средством упорядочивания и осмысления конкретных художественных фактов и впечатлений, постепенно складываются в систему, в привычный и практически полезный научный «язык». Поэтому они окажут обратное формирующее воздействие на рецептивные способности читателя и его эмоциональный мир, обогатив индивидуальный душевный и духовный опыт закрепленным в них эстетическим опытом многих поколений. С этого момента обучения начинается «сложный процесс движения мышления в пирамиде понятий» (Л. С. Выготский).
Место учебного предмета в учебном плане

Объем отобранного содержания рабочей программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения литературного чтения в начальной школе, которая установлена базисным учебным планом (по 4 учебных часа в неделю в 4 классе). С учетом 34 учебных недель, определенных календарным учебным графиком. Это составляет 136 часов по программе.

Программа отражает инвариантную часть и рассчитана на 109 часов (80%), и вариативную часть 27 часов (20%).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

– открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

– овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

– совершенствование навыка синтагматического чтения;

– применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).


Учебно-тематическое планирование



Название раздела

Кол-во часов

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.

«Когда сбываются мечты…»

21


-имеет представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);

-имеет опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;



-грамотно читает фразами(синтагмами),

-интонирует в соответствии с пунктуацией, выбирает тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;

-самостоятельно составляет план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;

-самостоятельно озаглавливает прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;

-пользуется некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами;

-относит произведения к определенному виду, жанру и типу речи;

-дает точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;

-создает устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;

-предъявляет информацию в виде таблицы, схемы, модели;

-выступает с рассуждением по предложенной теме;

-доказывает свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;

-выступает с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;

-оценивает собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;

-запрашивает у учителя необходимую для работы справочную информацию;

-находит в Интернете необходимую информацию по проблеме;

-подбирает иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;

-применяет анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий, средств создания образов;

-анализирует текст с точки зрения его этической ценности,

- сравнивает с другими видами искусства;

-создает отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.




- понимает нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;

- отзывается на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;

-имеет представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;

-следует этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;

-ощущает потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;

- выбрает книгу для самостоятельного чтения.




2.

«Детские пристрастия»

18


-имеет представление об эпосе, лирике, драме;

-выделяет некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения,

-противопоставляет характеристики персонажей;

-сравнивает два (и более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

-восстанавливает историю персонажа, этапы развития действия в произведении;

-различает по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического родов литературы;



3.

«Штрихи к портрету»


17

4.

«Любимых строк прелестное звучанье»


14


-различает художественное произведение и публицистическое;

-выделяет особенности учебного, познавательного текста;

-определяет тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;


5.

«Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…»

15


-создает сценарий по эпическому произведению,

-инсценирует фрагмент произведения,

-создает презентацию какого-либо замысла;


6.

«Уроки детства»


14

-выразительно читает наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;

-создает отзывы, эссе на заданную тему;


-редактирует собственный текст;

-сжато пересказывает сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;




7.

«Микробиография» детства.



16

8.

«Куда уходит детство?»


21

-пересказывает сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);

-самостоятельно работает с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;

-ориентируется в мире литературных текстов, знает некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирает книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК

Дополнительная литература для учителя и учащихся

Интернет-ресурсы,

справочно-информационные, контролирующие программы

Материально-техническое оснащение

1.«Стандарт начального образования»,

2.Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Детства чудная страна . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г. (1 книга)

3. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Все мы - родом из детства. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г. (2 книга)

4. Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

5. Матвеева Е. И. - Методические рекомендации для учителя М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

6. М.Ю. Алексеева, Матвеева Е.И Измерители качества обучения по литературному чтению, 4 класс, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012г.







Образовательный комплекс «Новая начальная школа» - Изд-во: ЗАО «1С», код доступа http://school-collection.edu.ru.

Сайт поддержки учителя: http://n-bio.ru



Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.






Примечание:

На основании результатов промежуточной аттестации по литературному чтению в 3 классе были выявлены проблемы по следующим разделам: умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод; умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию; умение понимать использованные в тексте языковые средства. Для устранения этих проблем планирую на уроках литературного чтения отводить время для отработки каждого умения, подбирать систематически задания для работы на занятиях и дома для закрепления умений.


Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе в 2015 – 2016 учебном году



уро


ка

Дата про

веде


ния

Тема

урока


Формы и виды

учебного занятия



Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы

контроля


1.

01.09

День Знаний










Книга первая «Детства чудная страна»

1 раздел «Когда сбываются мечты…» (21 ч.)

2-3.

02.09

03.09


Тема 1.Когда сбываются мечты…

Вводный урок. Детские мечты…

Как о них рассказать?

Б.Д. Заходер «Считалка»




В

Урок-исследование

читает считалку по ролям, отвечает на вопросы в тексте произведения; выразительно читает произведение с последующим оцениванием.




4-5.

06.09

08.09


«Приметы детства»

О.О.Дриз. «Семицветная страна»;

Ю.П. Мориц. «Это очень интересно»

А. Мелякова «Мечты»



РЧЗ

находит разные способы изображения примет; создает образ Страны детства, выразительно читает произведение с последующим оцениванием, сочиняет небольшой рассказ на тему «Моя страна детства»




6-8.

09.09

10.09


13.09

Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке?

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»



РЧЗ

создает образ детских желаний в поэтическом произведении, описывает табакерку, читает текст по ролям, отвечает на вопросы в тексте произведения; выразительно читает произведение с последующим оцениванием.




9-10.

15.09

16.09


О чём в детстве мечтали взрослые?

В.Д. Берестов. «Исполнение желаний»; «Прятки»




РЧЗ

Урок-конкурс

выразительно читает стихотворение, отвечает на вопросы в тексте произведения; учит стихотворение наизусть.

Проверочная работа №1

11-12.

17.09

20.09


Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка.

В. Иванова. «Трудный случай»



РЧЗ

оперирует новым словом- термином событие; вычленяет событие в рассказе; прослеживает переживание героя, способы их изображения в произведении; отвечает на вопросы в тексте произведения; составляет план.




13-15.

22.09

23.09


24.09

Если бы… Пора, когда возможным становится всё… Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора.

У.Д. Смит «Слон» (перевод И. Фонякова); Шэл Силверстейн «Если я был бы» (перевод с английского Г. Кружкова);

И Бардин. «Щенок»


РЧЗ

Урок-презентация

вычленяет образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей; отвечает на вопросы в тексте произведения; учит стихотворение наизусть.




16-18.

27.09

29.09


30.09

Счастливые ощущения своего Я в детской Стране. Переживания детства. С Чёрный. «Невероятная история»;

М. Агафонова. «Хорошо быть маленьким»;

М. И. Цветаева. «Мирок» (из сборника «Вечерний альбом»»)


РЧЗ

прослеживает в произведениях грустное и весёлое для создания образа детства; определяет основную мысль произведения; вычленяет основные фрагменты сюжета; выразительно читает произведения с последующим оцениванием, учит стихотворение наизусть.




19-20.

01.10

04.10


Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества.

А. С. Пушкин. «Осень» (отрывок)




РЧЗ

находит описание осени (пейзаж);определяет отношение поэта и героя к осени и творчеству. делит лирическое произведение на смысловые части (строфы); определяет смысл каждой строфы; выразительно читает произведения с последующим оцениванием.

Проверочная работа №2

21.

06.10

Урок-рефлексия. Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений

КиО

Применяет знания для написания сочинения-миниатюры





2 раздел «Детские пристрастия» (18 ч.)

22-23.

07.10

08.10


Детские пристрастия. Вводный урок.

В чём заключаются секреты детства? Н.Н.Матвеева «Радость»


В

Урок-исследование

вычленяет в тексте детские интересы; выразительно читает произведения с последующим оцениванием.




24-25.

11.10

13.10


Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству; Образ поэта Н.С.Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С.Гумилёв.«Детство»

ПУЗ

распознает образы представления пристрастий; вычленяет в тексте детские интересы, увлечения персонажей в произведении; выразительно читает произведения с последующим оцениванием; учит стихотворение наизусть




26-27.

14.10

15.10


Автор размышляет о детстве. В.Ю.Драгунский. «Что я люблю»,

«…И что не люблю»




РЧЗ

Урок-проект

выделяет утверждения своего Я героем литературных произведений; описывает героя-рассказчика; вычленяет основные фрагменты сюжета; выразительно читает произведения с последующим оцениванием; написание миниатюры по теме.




28-29.

18.10

20.10


Внутренний мир героя… Ю.В.Левитанский. «Что-то случилось…»; А.А.Лиханов. «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок)


РЧЗ

Урок-конкурс

сопоставляет повествовательное и стихотворное произведение, грустного и веселого текстов; определяет основное настроение стихотворения; доказывает свои суждения, вычленяя строки из текста.

Проверочная работа №3

30-32.

21.10

22.10


25.10

Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах?

В.Д.Берестов. «Деньги в детстве»; А.Т.Аверченко. «Серёжкин рубль»



РЧЗ

выразительно читает произведения с последующим оцениванием.




33-35.

27.10

28.10


29.10

Весёлое и грустное в детстве…

В. Шульжик «Грустный клоун»;

С.Чёрный «Счастливый карп»


РЧЗ

Урок-презентация

выделяет в рассказе и стихотворении детали, характеризующие поведение персонажа; выразительно читает произведения с последующим оцениванием.




36-37.

01.11

10.11


«Момент высшей радости»

С.Чёрный «В раю»



РЧЗ

определяет тему «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нём; написание сочинения «Райский денек». выразительно читает произведения с последующим оцениванием.




38-39.

11.11

12.11


Урок-рефлексия.

Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!»



КиО

Применяет знания для выполнения работы

Проверочная работа №4

3 раздел «Штрихи к портрету» (17 ч.)

40-41.

15.11

17.11


Штрихи к портрету. Вводный урок. Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ


В

Урок-конкурс

описывает человека; создает портрет (словесный и нарисованный); выразительно читает портретные характеристики с последующим оцениванием; написание сочинения-рассуждения «Каким я представляю себе детского поэта писателя?»




42-43.

18.11

19.11


Чем впечатляет портрет детского поэта?

О.О. Дриз. «Мой портрет»



ПУЗ

выделяет самые важные детали портрета; создает портрет (словесный и нарисованный); выразительно читает портретные характеристики с последующим оцениванием; учит стихотворение наизусть.




44-46.

22.11

24.11


25.11

Литературный автопортрет.

А.С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…»;

С.Чёрный. «Детям»


РЧЗ

Урок-исследование

создает портрет и автопортрет; выделяет самые важные детали портрета; выразительно читает портретные характеристики с последующим оцениванием.




47-48.

26.11

29.11


Портреты героев в рассказе.

А.П. Чехов. «Детвора»



РЧЗ

использует художественные детали для создания словесного портрета; сравнивает характеристики персонажей; выразительно читает портретные характеристики с последующим оцениванием.




49-50.

01.12

02.12


Что есть красота?...»

Н.А.Заболотский

«Некрасивая девочка»


РЧЗ

Урок-исследование

определяет тему любви, взаимоотношения между людьми, тонких переживаний нежной детской души; отслеживает событие в лирическом стихотворении; вычленяет из текста портрет девочки.




51-53.

03.12

06.12


08.12

Сцены из детской жизни.

С Чёрный. «Приготовишка»; М.Я.Бородицкая. «Первоклассник»; М.И.Цветаева. «Жар-Птица». (из сборника «Волшебный фонарь»);

Л.Н.Толстой. «Ивины» (глава из повести «Детство»)


РЧЗ

Работает в группе




54-55.

09.12

10.12


Образ необычного рая.

Б.Ш.Окуджава. «Рай»



РЧЗ

различает прямое и переносное значение слова; мифологический сюжет стихотворения;




56.

13.12

Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради.

КиО

Применяет знания для выполнения работы

Проверочная работа №5


4 раздел «Любимых строк прелестное звучанье» (14 ч.)

57-58.

15.12

16.12


Вводный урок. Выступление учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации


В

Урок-презентация

определяет роль книги в жизни человека; представление презентации; определяет особенности жанра;




59-61.

17.12

20.12


22.12

Встреча с книгой.

В.А.Лалетина. «Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…»;

М.И. Цветаева. «В субботу» (из сборника «Волшебный фонарь»)


ПУЗ

Работает в группе




62-63.

23.12

24.12


Образ средневековой и современной библиотеки-«храма науки и искусства». У.Эко «Имя Розы» (отрывок) (перевод с английского А.Е.Костюкович); В.Д.Берестов. «Итак, библиотека, картотека…»

РЧЗ

Урок-проект

работает с образом книжного мира, книжного шкафа.




64-66.

27.12

12.01


13.01

Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. «Детская библиотека» (отрывок);

А.А.Ахматова Из цикла «В царском селе» (отрывок);

М.Я.Басина «В садах лицея» (глава «Любимые творцы»)


РЧЗ

находит способы изображения читательских интересов; выделяет образ А.С.Пушкина, в лирическом стихотворении




67-68.

14.01

17.01


Любимые воспоминания.

В.Д.Берестов. «Книжный магазин»



РЧЗ

Работает в паре




69-70.

19.01

20.01


Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!» Чтение и обсуждение сочинений.

КиО

Участвует в диалоге, демонстрирует знания

Проверочная работа №6

Книга вторая «Все мы - родом из детства»

Раздел 5 «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…» (15 ч.)

71.

21.01

Когда рождаются настоящие герои и выдумщики.

Вводный урок. Подготовка к путешествию




В

определяет тему героического в творчестве писателей и поэтов; находит способы изображения этой темы.




72-74.

24.01

26.01


27.01

Путешествие.

Ю.Д.Левитанский «Кораблик»; Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» (перевод с датского А.Ганзена); Б.Ш.Окуджава. «Бумажный солдатик»




ПУЗ

Урок-путешествие

определяет жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром; выделяет событие-желание в лирическом стихотворении.




75-76.

28.01

31.01


Истинные и ложные герои.

Н.С.Гумилёв «Капитаны»;

Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася»


РЧЗ

определяет образ капитанов: изображение героики морских сражений, качеств характера.




77-78.

02.02

03.02


Любимые места.

М.И.Цветаева «Из цикла «Ока» (отрывок); М.И.Цветаева «Мама на даче» (из сборника «Волшебный фонарь»);




РЧЗ

определяет способы изображения героинь в лирическом произведении; выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием .




79-80.

04.02

07.02



Игры, которые становятся жизнью…

А.Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв»;

О.О.Дриз. «Три капитана»


РЧЗ

Урок-проект

создает рисунок – портрет главного героя рассказа.




81-83.

09.02

10.02


11.02

Давайте поиграем в рыцарство!

В.В.Медведев. «Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене»



РЧЗ

Работает в группе




84-85.

14.02

16.02


Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради.

КиО

Участвует в диалоге, демонстрирует результаты работы

Проверочная работа №7

Раздел 6 «Уроки детства» (14 ч.)


86.

17.02

Тема II Уроки детства.

Художественные произведения, в которых авторы специально описывают событие, где герой входит в противоречие с другими героями или с самим собой.



ПУЗ

Работает в группе




87-88.

18.02

21.02



Счастливое воспоминание о школе. Лирическое стихотворение А.С.Пушкина «В начале жизни школу помню я…»

РЧЗ

Урок-исследование

Выразительно читает произведение.




89-90.

24.02

25.02


Смелость детских поступков.

Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец»



РЧЗ

выразительно читает описание поступков персонажа с последующим оцениванием.




91-92.

28.02

02.03


Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка?

Ю.М. Нагибин «Зимний дуб»



РЧЗ

прослеживает тему вечности и скоротечности жизни; находит отличие школьного урока от «урока жизни»; вычленяет описание зимнего дуба; чтение диалога героев; вычленяет черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы – миром вечности.




93-94.

03.03

04.03


Почему человек и дерево родственные души?

А.А.Фет «Одинокий дуб»




РЧЗ

Урок-проект

определяет тему связи человека с природой; находит способы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении.




95-97.

07.03

10.03


11.03

Зачем ребёнку дарят неразменный рубль?

Н.С.Лесков «Неразменный рубль»



РЧЗ

Работает в паре




98-99.

14.03

16.03


Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить?

А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»;

В.Д. Берестов. «Сердцевина»


РЧЗ

Урок-конкурс

Участвует в диалоге, демонстрирует результаты работы

Проверочная работа №8
Раздел 7 «Микробиография» детства. (16 ч.)


100-101.

17.03

18.03


Тема III «Микробиография» детства.

Вводный урок Рождение воспоминаний. Ю.Д.Левитанский «Воспоминания о скрипке»;

В.Д.Берестов. «Ночная песенка»


В

ПУЗ


Урок-исследование

Работает в группе




102-103.

21.03

23.03


Чему научил маленький воробей старого музыканта?

А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»;

Ю.П.Мориц. «Лето»


РЧЗ

Выразительно читает произведения.




104-105.

24.03

01.04


Переживания детства. Самые яркие впечатления ребёнка.

В.А.Бахревский «Бабочка»;

К.Д.Бальмонт «Бабочка»;

В.В.Набоков «Ночные бабочки» (отрывок)



РЧЗ

составляет план рассказа, концентрирующий основной смысл произведения.




106-107.

04.04

06.04


Воспоминание поэта о детстве.

И.В.Одоевцева «На берегах Невы» (отрывок)



РЧЗ

Работает в паре




108-110.

07.04

08.04


11.04

Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок);

П.Авенариус. «Отроческие годы Пушкина (глава III «Экзамен»);

А.С.Пушкин. «Царское село»


РЧЗ

наблюдает за жанром автобиографии, художественных мемуаров; вычленяет способы изображения героя, его поступков, жизненных событий в жанре воспоминаний.




111-113.

13.04

14.04


15.04

Дневниковые записи – память о прошлом.

М.М.Пришвин. «Времена года (отрывок); Ю.И.Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» (отрывок);

В.А.Лалетина «Маленькое солнышко…»; В.Д.Берестов. «Одуванчик»


РЧЗ

Урок-презентация

Работает в группе




114-115.

18.04

20.04


Кто возвращается в детство?

М.И.Цветаева. «Курлык»;

М.М.Пришвин. «Дитя»


РЧЗ

Работает в группе



Раздел 8 «Куда уходит детство?» (21 ч.)


116.

21.04

Тема IV. Куда уходит детство?

Вводный урок. Дети и взрослые



В

Урок-исследование

обобщает образ детства, созданный поэтами и писателями




117-118.

22.04

25.04


Рождение новых образов детства.

Ю.Д.Левитанский «Дети»;

И.Бардин. «Трудная пора»


ПУЗ

вычленяет тонкую лиричность и реализм в раскрытии темы детства; создает обобщённый портрет детства.




119-121.

27.04

28.04


29.04

Настроение детства.

Д.Кржижановский. «На зыбких клавишах звучат шаги весны…»;

Э.Э. Мошковская «Кислые стихи»; М.Флориан (перевод И.П.Токмаковой). «Хоть бы хны!»;

Г.Ф.Шпаликов. «В лето хорошо бы без билета…»



РЧЗ

определяет способы передачи настроения разными авторами.




122-123.

02.05

05.05


Странности детства.

В.Д. Берестов «Полна, как в детстве, каждая минута…»; А.П.Чехов. «Злой мальчик»



РЧЗ

Урок-конкурс

вычленяет юмор и детство, смешной случай, описанный автором в юмористическом рассказе.




124-126.

06.05

11.05


12.05

Прелести детства.

В.С.Высотский. «Песня Кэрролла»; С.Павлютина «Земляничный рай», М. Агафонова «Ноты под листочками музыкантов ждут…»



РЧЗ

Работает в группе




127-129.

13.05

16.05


18.05

Романтика детства.

Р.П.Погодин. «Кирпичные острова»; В.П.Крапивин. «Серая мгла редела…»;

М.М.Пришвин. «Любовь»


РЧЗ

Выразительно читает произведения.




130-131.

19.05

20.05


Урок-рефлексия. Куда уходит детство?

Б.Ш.Окуджава «Давайте восклицать…»



КиО

Участвует в диалоге, демонстрирует результаты работы

Проверочная работа №9

132-136.

23.05

25.05


26.05

27.05


28.05

Резерв.

РЧЗ

определяет уровень чтения; читательские пристрастия.