Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 5 класс




страница1/3
Дата25.06.2017
Размер0.67 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кисловская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено

на заседании рабочей группы учителей

Протокол № 1 от «31» августа 2016 г.

Руководитель:______________




Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_____________________ В.В. Бологова

«31» августа 2016 г.




Утверждено:

Директор МКОУ «Кисловсая средняя общеобразовательная школа»

__________________ Е.В. Колобова

Приказ № __103__

от «31» августа 2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литература»

5 класс


с. Кисловское

2016


Результаты освоения предмета «Литература» в 5 классе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;



2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;



4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание предмета « Литература» в 5 классе

Литература как искусство слова.

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намек» и как одно из средств коммуникации.



Мифология.

Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве». Художественный образ в мифе. Славянская мифология.

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа.

Фольклор. Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки, загадки. Русские народные сказки «Царевна – лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Творческая работа с использованием пословиц, поговорок или загадок.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Основные темы и образы русского фольклора.

Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет. Повтор.

Связь с другими видами искусства. Сказочные образы в изобразительном искусстве.

Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Сочинение загадок. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.



Литературная сказка. Сказка А.Погорельского «Черная курица, ил Подземные жители», авторская позиция в сказке.

Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева», силы добра и зла в сказке.

УВЧ по сказкам Андерсена.

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.



«Написание аннотации» (практикум) Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.
Древнерусская литература. Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше – Кожемяке»

Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.

Развитие речи. Письменная работа о летописце и его труде.

Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». «Нестор-летописец» В. М. Васнецова. Образы героев Древней Руси в изобразительном искусстве.

Жанр басни в мировой литературе. Жанр басни в античной литературе. Эзоп «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Федр «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист». Ж. Лафонтен «Желудь и Тыква». Г. Э. Лессинг «Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII—XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).

Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.

И.А. Крылов . Басни И.А.Крылова «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом». Басенные образы.

Выразительное чтение басен Крылова.

Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Национальное своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях.

Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.



А. С. Пушкин . Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». Природа и человек в стихотворениях А.С.Пушкина.

Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы.

Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.

Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.



М.Ю.Лермонтов . Стихотворение «Бородино».

История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.

Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.

Н.В. Гоголь . Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.



Образ времени года в литературном произведении.

Образ времени года в стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения или фрагмента наизусть. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года

И.С. Тургенев . Повесть «Муму

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.



Н.А. Некрасов . Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворения.



Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.



Образ Родины в русской поэзии 19 века. И.С.Никитин «Русь», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…». Образ Родины в русской поэзии 20 века. И.Северянин «Запевка», Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.

Развитие речи. Составление поэтической антологии.



И.А. Бунин. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», «Няня»

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.



С.А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы». Образ родины в поэзии С.А.Есенина.

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.



П.П.Бажов . Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Образ рассказчика в сказе.

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.

Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.



«Образы детей в зарубежной литературе М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.

Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).

Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.



А.П. Чехов . Рассказ «Мальчики»

Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Теория литературы. Юмор.

Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.



«Письменный отзыв о литературном произведении» (практикум)

Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.



А.С. Грин . Повесть «Алые паруса».

Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грея. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.

Теория литературы. Образы предметов. Символ.

Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.



А.П Платонов . Рассказы «Неизвестный цветок», «Цветок на земле».

Слово о писателе. Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.

Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ .

Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.



«Проза и поэзия как формы художественной речи» (практикум) . Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки.

С.Я. Маршак . Пьеса «Двенадцать месяцев». Фольклорные ( сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

Теория литературы. Драматическое произведение.

Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Выразительное чтение

фрагментов по ролям.

«Монолог и диалог как средства создания образа в эпических, драматических и лирических произведениях»(практикум)

Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.



Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны.

Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

Повесть В.П.Катаева «Сын полка», образ Вани Солнцева. Смысл названия повести.

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, об участниках Великой Отечественной войны.
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента рассказа с использованием цитирования.


Образы животных в мировой литературе.
Рассказ Э.Сетона – Томпсона «Королевская аналостанка». Образы животных и образы людей в рассказе. Рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес». Образ Арктура. Дж.Лондон « Белый клык»

В.П.Астафьев « Жизнь Трезора». Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.



Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.

Учебно-тематический план


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Введение

1

1




2

Мифология

3

3




3

Фольклор

3

3




4

Литературная сказка

6

5

1

5

Древнерусская литература

2

2




6

Русская литература 19 века

36

36




7

Русская литература 20 века

54

46

8




Итого:

105

96

9

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»
  1   2   3

  • Результаты освоения предмета «Литература» в 5 классе Личностными результатами
  • Метапредметные результаты
  • Предметные результаты
  • 2) в ценностно-ориентационной сфере
  • 3) в коммуникативной сфере
  • 4) в эстетической сфере
  • Содержание предмета « Литература» в 5 классе Литература как искусство слова.
  • «Написание аннотации» (практикум)
  • Древнерусская литература.
  • Жанр басни в мировой литературе.
  • Образ времени года в литературном произведении.
  • Образ Родины в русской поэзии 19 века
  • «Образы детей в зарубежной литературе М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  • «Письменный отзыв о литературном произведении» (практикум)
  • «Проза и поэзия как формы художественной речи» (практикум) .
  • «Монолог и диалог как средства создания образа в эпических, драматических и лирических произведениях»(практикум)
  • Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны.
  • Образы животных в мировой литературе.
  • Учебно-тематический план