Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по татарской литературе для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе




Скачать 276.85 Kb.
Дата21.07.2017
Размер276.85 Kb.
ТипРабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет

Татарская литература

Учебный год

2015 – 2016

Класс

5

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1

Учитель: Турышева Г.Т.



Пояснительная записка
Родной (татарский) язык и литература являются составной частью многонациональной культуры Тюменского региона и в системе образования области занимают особое место, потому как сибирские татары – носители данной культуры по численности занимают второе место после русских и являются коренным народом Западной Сибири. Формирование личности средствами родного языка предопределяет формирование культуры ученика. Изучение родного языка и литературы является важным фактором не только сохранения единого образовательного пространства, но и гармонизации межнациональных отношений. Преподавание родного языка и литературы осуществляется на основе конституции, Законов РФ «Об образовании», «О национально – культурной автономии» и закона Тюменской области «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области».

Настоящая рабочая программа по татарской литературе для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

1. Государственного стандарта по татарскому языку и литературе, утвержденного приказом Минобразования Республики Татарстан. 2008 г.

2. Учебного плана МАОУ «Ачирская СОШ»

3. Программы по родному языку и литературе для школ Тюменского региона с этнокультурным компонентом образования, 5-11 класс, составители К.С.Садыков, Ф.С.Сайфулина, М.С.Хасанова. – Тобольск: Тобольская государственная социально – педагогическая академия им. Д.И.Менделеева, 2009 г.

Программный материал изучается по учебникам, соответствующим программе по татарской литературе для татарских школ. Программа сокращена в два раза за счёт уроков развития речи и уплотнения учебного материала.

Особенностью настоящей программы является её ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся с учётом психологических и педагогических показателей детей выделены темы для развития коммуникативных способностей учащихся.

Художественная литература составляет веками накопленную по зёрнышкам умственную и духовную сокровищницу народа. Конечно, духовное наследство не ограничивается словесным искусством. Составляющий строительный материал литературных произведений – язык сам напоминает безграничное море. Только количество одних слов в нём доходит до ста тысяч. Духовное сокровище народа многогранно. Оно отражено в фольклоре: пословицах и поговорках, песнях и лиро –эпике (баитах), обрядах, обычаях и традициях, поведенческих принципах, исторических преданиях, сценическом и прикладном искусстве, ювелирном мастерстве, народной философии.



Задачами обучения татарской литературе являются:

*формирование системных знаний по истории татарской литературы, в том числе региональной литературы;

*знание основных текстов художественных произведений татарской литературы;

*формирование умения использования теоретических знаний в практической деятельности: анализировать художественные тексты, выделить особенности творчества того или иного писателя;

*владеть навыками раскрытия важнейших идейно – эстетических концепций литературы разных периодов; анализа системы образов, сюжетных линий, выявления темы, проблемы, выделения основной идеи, сюжетно – композиционных особенностей, определения жанровой характеристики литературно – художественных произведений.

В программу отобраны лучшие образцы устного народного творчества, произведения поэтов и прозаиков татарского народа. Программа основана на историко – эстетическом принципе. В каждом классе, прежде всего, изучаются образцы произведений фольклора, объясняется их поэтико – философское значение, рекомендуется сохранить в памяти произведения устного народного творчества, записывать их, прививается интерес к ним.

Затем рассматриваются литературные произведения, связанные с фольклором. К ним примыкают в историко - хронологическом порядке произведения, отражающие различные стороны жизни народа. В курсе 5-8 классов изучение творчества видных писателей углубляется из года в год. При переходе в старшие классы включаются все новые их произведения. Каждая новая ступенька освежает память учащихся, протягивает нити связи и таким образом, стремится создать целостный взгляд на творчество писателей. Вместе с тем в среднем звене задачей является ознакомление с как можно большим количеством писателей. Даются произведения до сих пор незнакомых учащимся новых (в том числе региональных) писателей.

Над художественным произведением работа проводится в следующем порядке:

1)подробное изучение текста (чтение и анализ);

2)общее рассмотрение (чтение и обмен мнениями);



3)самостоятельное изучение (внеклассное чтение).


Распределение учебного времени в течение учебного года в 5 классе


Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Практическая часть

Внеклассное чтение

Пересказ текста

Характеристика героя.

Сочинения, составление текста

Оформление деловых бумаг

I четверть

8

1

8

1

1

1










II четверть

8

1

8

1

1







1

1

III четверть

10

1

10

1










1




IV четверть

8

1

8

1

1




1

1




Итого в год

34







4

3

1

1

3

1



Учебно-методический комплекс

Программа

Класс

Учебник

Пособие для учителя

Пособие для учащихся

Контрольно-измерительные материалы

Программа по родному (татарскому) языку и литературе для школ Тюменского региона с этнокультурным компонентом образования.

К.С.Садыков, Ф.С.Сайфулина, М.С.Хасанова. Тобольск. 2009 г.



5

Литература, М.Залалиева, Г.Адхамов, Казань. «Магариф» 2000

*Методика преподавания татарской литературы в средней школе. Загидуллина Д.Ф. Казань.2003

*Образцы поурочных планов. Часть I. Р.А.Зарипов, А.М.Юсупова, Г.А.Гайнетдинова, Г.Г.Ахмадуллина.Казань. РИЦ «Школа». 2005

*Уроки развития связной речи по татарскому языку. Я.Х.Абдрахимова.Казань. «Просвещение». 2003

*Запрятанная история татар. Вахит Имамов.Набережные челны . «КАМАЗ», 1994

* Журнал «Магариф». Казань. 2005-2012 гг.

*Этнокультурное образование в Российской федерации. Татарский компонент. А.Р.Морозова, Р.Р.Корчагина. Казань. «Школа». 2006

*Татарская нация: история и современность.Д.М.Исхаков. Казань. «Магариф». 2002

*Татары: краткая этническая история.Казань. «Магариф», 2002

*Тюменские татары. Изиль Гарифуллин. Тюмень. Дизайн группа ANVARIUM. 1998

*Сорварь литературоведческих терминов.А.Г.Ахмадуллин. Казань. Татарское книжное издательство, 1990



*Толковый словарь татарского языка в 3-х томах. Ф.А.Ганиев. Казань. 1992

*Словарь диалектов сибирских татар. Д.Г.Тумашева. 1996

*Сибирские татары. Ф.Т.Вапеев.Казань. 1993

*Изучение устного народного творчества в школе. Ф.Ф.Исламов. Казань. Татарское книжное издательство. 1988

*Татарская литература. 20 томов. Ф.Галимуллин. Ф.Ганиева. Казань. «Просвещение», 2000

*Литература родного края. Л.БХабибуллина. 2 тома. г.Тюмень.Издательство ТГУ, 2002

*”Остроушко. Я.Занкиев. Тюмень. «Янарыш»., 2002


*Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. 5-11 кл. Н.В.Максимов, С.М.Трофимова, М.З.Хамидуллина.Казань. «Просвещение». 2005

*Диктанты и изложения. А.Х.Насибуллина.Тюмень. ТОГИРРО. 2002

*Пособие для подготовки к олимпиаде. Татарская литература. Н.М.Гафиятуллин, Казань. «Школа». 2004




Планируемые результаты освоения предмета к концу 5 класса

*Личностные результаты обучения:

-воспитание патриотизма, уважения к отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

-формирование средствами литературных произведений целостнрого взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

*Метапредметные результаты обучения:

-овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера: сочинение, характеристика на литературного героя, написание автобиографии;

-формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение делать самооценку, взаимопроверку, работать в парах, в группах.

*Предметные результаты обучения:

-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-осознания значимости чтения для личного развития;

-умение самостоятельно выбирать интересующуюся книгу, книги знакомых авторов, пользоваться справочными материалами.;

-умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией.

-знание терминов: сказка, анекдот, литота, гипербола, сравнение, эпитет, автобиография, пейзаж, лирик герой, нэсер, инверсия, рифма, юмор и сатира, приключенческий жанр, комедия.



Произведения для чтения наизусть

*Г.Тукай. «Шурале» (отрывок).

*М.Джалиль. «Мои песни».

*Ф.Карим. «Кыр казы».

*Г.Кутуй. «Сагыну» (отрывок).

*Ш.Галиев «Тамаша»(или другое стихотворение).



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по татарскому языку

1.Оценка устных ответов.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по татарскому языку. Развёрнутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

№ п/п

Оценка

Требования

1

«5» ставится

1)Полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


2

«4» ставится

Даёт правильный ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

3

«3» ставится

Если ребенок обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировки правил;

2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.



4

«2» ставится

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

2.Оценка изложения.

Для изложения берется понятный для повествования текст. При изложении проверяются умения правильно и последовательно излагать мысли, уровни речевой подготовки учащихся.




№п/п

Содержание текста

Грамотность

оценка

1

Текст изложен в правильной последовательности; стиль сохранен; фактических и технических ошибок нет.

1 орфографическая или 1 пунктуационная(или 1 грамматическая) ошибка.

«5»

2

Текст в точной последовательности не изложен; есть стилевая ошибка; есть 1 фактическая, 1 техническая ошибка.

2 орфографические, 1 пунктуационная ( или 1 грамматическая) ошибка.

«4»

3

Неправильная последовательность изложения; неправильный порядок слов в тексте предложений; 1 фактическая и 2 технических ошибки.

3 орфографических, 2 пунктуационных, 1 грамматическая ошибка.

«3»

4

Текст изложен в неправильной последовательности; стиль неправильный; есть ошибки в построении словосочетаний и предложений; много фактических и технических ошибок.

Орфографических ошибок – больше 3-х, пунктуационных больше 2-х, грамматических больше 3-х.

«2»

5

Текст изложен в неправильной последовательности; неправильный порядок словосочетаний и предложений искажают содержание текста, много фактических и технических ошибок.

Ошибки превышают нормы «2».

«1»

3.Оценка сочинений.

С помощью сочинений проверяется умение раскрывать тему, умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, соблюдение языковых норм и правил правописания.



№п/п

Содержание текста

Грамотность

оценка

1

Соответствует теме, нет фактических ошибок; изложен в последовательности, язык богатый, образный; стиль правильный.

1 орфографическая или 1 пунктуационная(или 1 грамматическая) ошибка.

«5»

2

Соответствует теме, она раскрыта; 1 фактическая ошибка, 1 незначительная ошибка в содержании; в общем богатый, образный язык; стилистика сохранена.

2 орфографических, 2 пунктуационных, 2 грамматических ошибки.

«4»

3

Искажение в содержании текста; в основном правильный, но есть фактические ошибки, ограниченный словарь, мало синонимов, использует одинаковые синтаксические единицы, неправильное использование слов, стилистика не сохранена.

3 орфографических, 3 пунктуационных, 3 грамматических ошибки.

«3»

4

Тема не раскрыты; много фактических ошибок; не соответствует плану, нет последовательности изложения, скудный словарь, часто использует слова не к месту, стиль неправильный.

7 орфографических, 7 пунктуационных и грамматических ошибок.

«2»

5

Недочеты превышают норму «2».

Ошибки превышают нормы «2».

«1»


Календарно- тематическое планирование по родной литературе в 5 классе.


урока
дата

Наименование раздела, темы уроков

(количество часов)

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Форма и метод контроля

ИКТ


Домашнее задание
план
факт

1 ч – 9 час.

Устное народное творчество – 6 часов.

Цель: Дать понятие устного народного творчеств, ознакомить с его жанрами – сказкой, анекдотами

.

1





Устное народное творчество

Знать: понятие фольклора,

жанры фольклора.



фольклор

Ответы на вопросы

Таблица «Древо фольклора»

С.5-15, читать, знать со -

держание


2







Образ утреннего героя в сказке «Танбатыр».

Уметь:

Описывать, давать характеристику главному герою


герой
Пересказ, близкий к тексту

Фонохрестоматия сказки «Танбатыр»

С.15-24, пересказ текста

3







О сказках.

Знать: виды сказок

виды сказок
Словарный диктант

Таблица «Виды сказок»

С.30-32, конспект

4







Сравнение сказок «Уги кыз» и «Морозко».

Уметь: пересказывать близко к тексту.

Сравнение и анализ сказок


сравнение
Составление таблицы

Сказка «Мороз Иванович»

С.24-27, пересказ

5







Развитие речи. Пересказ сказок.

Подробный пересказ

Умение рассказывать своими словами.



Пересказ сказок




С.27-30, пересказ

6







Анекдоты.

Умения рассказывать.

Выделение главной мысли


юмор, анекдоты

Конкурс рассказчиков




С.33-36, пересказ

Г.Тукай - 4 часа.

Цель: Изучение автобиографической повести «Остались в памяти» и поэмы «Шурале», основанной на сказочном сюжете.


7







Биография Г.Тукая.

Стихи и песни Г.Тукая.

Знать биографию поэта.


повесть




Урок – презентация о Г.Тукае

С.37-46, читать, пересказывать

8






Повесть «Остались в памяти»-автобиографическая.

Чтение и составление плана

Пересказ по плану


автобиографическая повесть

Ответы на вопросы

Портрет писателя, выставка книг о писателе

С.47-54, составить план

9






Развитие речи. Автобиография.

Умение писать биографию самостоятельно

автобиография
Составление автобиографии

Образцы написания автобиографии

Написать автобиографию

II ч – 7 час

Положительный образ Былтыр в поэме Г.Тукая «Шурале».

Выразительное чтение

Чтение по ролям


эпитет, сравнение




Иллюстрации к сказке из электронного учебника

С 55-59,

Чтение наизусть


10








Ф.Амирхан – 1 час.

Цель: Ознакомить с понятием «рассказа» через произведение Ф,Амирхана «Начип».


11







Воспитание характера в рассказе

Ф.Амирхан «Начип».



Беглое чтение, ответы на вопросы

Подробный пересказ, умение делать выводы



Ответы на вопросы




С 66-77, знать со-

держание


Г.Ибрагимов – 2 часа.

Цель: Ознакомление с творческой биографией писателя, с его произведением «Алмачуар», дать понятие пейзажа.


12







Г.Ибрагимов- автор повести «Алмачуар».

Прослушивание, чтение про себя

Пересказ биографии писателя



Пейзаж




Портрет писателя

С80-90, ответить на вопросы

13







«Алмачуар- мой друг».

Уметь: делать портретное описание героя
Портрет

Сочинение – описание




С 90-96, прочитать

Г.Такташ – 3 часа.

Цель: Дать сведения о жизненном пути поэта, ознакомить с произведениями «Белые цветы» и «Караборыннын дусты».


14







Картина зимней природы в стихотворении Г.Такташ «Белые цветы».

Выразительное чтение

Чтение наизусть


пейзаж

Чтение наизусть

иллюстрации с изображением зимней природы

С101-102, выучить наизусть

15







Изображение борьбы за свободу в рассказе «Караборыннын дусты»

Умение рассказывать о домашних животных
Описание борьбы за свободу







С.103-113, пересказ содержания

16






Развитие речи. Сочинение «Мой друг».

Составление рассказа

Сочинение –описание



портрет

Сочинение

Памятка «Как писать сочинение»
Дописать

III ч – 10 час.





А.Еники – 2 часа.

Цель: Ознакомить учащихся с биографией писателя, изучить рассказа «Курай», показать связь произведения с устным народным

творчеством.


17








Связь рассказа А.Еники «Курай» с народным творчеством.

Умение рассказывать легенды

Связь сказки с УНТ


музыкальные инструменты
Творческий пересказ

Рисунок курая

С.114, подробный пересказ

18







Роль музыки в раскрытии души человека.
Пересказ текста

Влияние музыки на чувства и мысли людей





С.115-119, ответить на вопросы

Г.Кутуй – 3 часа.

Цель: Изучить жизненный путь писателя, ознакомить учащихся со стихотворением в прозе «Сагыну», дать понятие инверсии, чтение фантастической повести «Приключения Рустама».


19







Образ Родины в переживаниях лирического героя Г.Кутуй.

Выразительное чтение

Чтение наизусть


нэсер

Чтение наизусть

Фонохрестоматия «Насер» Г.Кутуй.

С.122-1123, выучить отрывок

20







Фантастика в борьбе Рустама против фаштистов.

Творческий пересказ

Изображение войны в фантастическом стиле


фантастика




Слайды с изображением растений

С.125-135, прочитать

21







Развитие речи. Сочинение «Если б я был невидимкой».

Составление рассказа

Умение сочинять



Составление рассказа




Дописать сочинение

22







Внеклассное чтение.

Г.Тукай «Таз».



Самостоятельное чтение

Умение пересказывать






Выставка книг Г.Тукая

Прочитать сказки Тукая

М.Джалиль – 1 час.

Цель: Ознакомить с личностью поэта – героя, показать разнообразие тем его стихотворений; дать понятие о рифме.


23







Муса Джалиль- поэт- герой.

Биографические данные

Знать произведения


баллада
Устный

Стенгазета о писателе

С.140, пересказ биографии

Ф.Карим – 1 час.

Цель: Ознакомить с биографией поэта - бойца, показать находчивость юного героя в поэме «Игра смерти».


24







Ф.Карим-поэт- боец.

Выразительное чтение

Чтение наизусть


поэма

Чтение наизусть

Портрет поэта

С.!46-151, выразительное чтение и анализ










А.Алиш – 1 час.

Цель: Дать сведения о жизненном пути писателя, показать систему образов его произведений.



25







Сказки А.Алиш.

Чтение с комментарием
Пересказ
сказки о животных

Рассказ по каптине

Иллюстрации к сказке

Сделать рисунок к сказке

М.Карим – 2 часа.

Цель: Ознакомить учащихся с повестью М.Карим «Длинное – долгое детство»; показать роль образа бабушки в повести.



26






Повесть М.Карима

«Длинное, долгое детство».
Беглое чтение

Нравы и обычаи башкирского народа
национальные обычаи
Устный

Слайды: музейные экспонаты – национальные блюда

С.155-170, прочитать, знать содержание

IV ч – 8 ч.

Изображение пути понимания героем природы и человека.

Умение сравнивать

Образ бабушки в восприятии окружающего мира


Устный




С.171-184, прочитать, ответить на вопросы

27








Ш.Галиев – 2 часа.

Цель: Ознакомление с детскими стихами писателя, дать понятие о сатире и юморе.

28







Цикл стихов Ш.Галиева «Приключения Шавали».

Выразительное чтение

Чтение наизусть


юмор, сатира

Конкурс стихов

Книги поэта

С.184-189, выучить наизусть

29







Развитие речи.

Составление рассказа о своих одноклассниках

Умение передавать характер друзей в рассказе



Сочинение - рассуждение




Дописать сочинение










Г.Сабитов – 1 час.

Цель: Ознакомить с рассказом «Ярсулы яз», показать изображение школьной жизни в произведении; языковые средства.



30







Изображение школьной жизни в рассказе Г.Сабитова « Весёлая весна».
Умение дружить

Воспитание доброго отношения к окружающим




Слайды из фильма о школе

С.196-202, прочитать, выполнить задания

31







Внеклассное чтение.

Умение выбрать нужную книгу
Части книги




Читать библиотечную книгу

Н.Исанбат – 2 часа.

Цель: Дать сведения о жизненном пути писателя, показать народность образа Х. Насретдина в комедии; дать понятие комедии.


32







Биография Н.Исанбат.

Умение читать по ролям

Дать понятие о комедии


комедия




Альбом «Татарский театр»

С.205-218, прочитать

33







Народность образа Х.Насретдина.

Характеристика героя

Образ Х.Насретдина-плод народной мудрости и мысли.


народность

Письменный, сочинение - рассуждение

Творческая работа

С.218-236, выполнить задания

34







Итоги.

Умение делать выводы.







Самооценка




Каталог: wp-content -> uploads -> sites
sites -> «Халықтың кемеліне келіп өркендеп өсуі үшін ең алдымен азаттық пен білім қажет» Ш. Уәлиханов
sites -> Рабочая программа по татарской литературе для 7 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе
sites -> Общая характеристика муниципального общеобразовательного учреждения «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области моу «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
sites -> Композиция художественного произведения
sites -> Программа учебного предмета «Литература»
sites -> В минувшие выходные активисты партии Русский блок и общественной организации Донбасская Русь провели в Донецке акцию приуроченную к дню рождения выдающегося полководца, генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича
sites -> Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 11 класс. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Москва, «Дрофа», 2010 г
sites -> I. Целевой раздел

  • Составление автобиографии
  • Пересказ сказки о животных
  • Повесть М.Карима «Длинное, долгое детство». Беглое чтение