Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по предмету литература для 11




страница1/2
Дата01.07.2017
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесуыксинская средняя общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол № от августа г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ»

______________ Сафиуллина В.В.

Введено приказом № от сентября года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ литература

ДЛЯ __11__КЛАССА

Количество часов в неделю _2_

Количество часов в год _68

Составитель: Шарафиева Илсояр Мунавировна,

учитель первой квалификационной категории.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора ____________ Низамова З.М.


РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол № от августа г.


Руководитель МО _________ Шарафиева Э.А.
____________учебный год.
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе

федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа реализуется на основе следующих документов:

1. Сборник нормативных документов. Русский язык и литература в образовательных учреждениях с родным(нерусским) языком обучения/ составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев-М.: Дрофа, 2006 ;

2. Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень/ Под редакцией М.Г.Ахметзянова–Казань: Магариф,2009.

3.Образовательная программа МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ»;

4.Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ на _________учебный год, утвержденный _________года.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

Русская литература: Учебник- хрестоматия для 11 класса татарской средней общеобразовательной школы: В двух частях/ М.Г.Ахметзянов- Казань: Магариф, 2009.

Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, на 102 часа в год.

Предмет «Литература» входит в область гуманитарных наук(филология).

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; основное содержание курса; календарно - тематическое планирование уроков русской литературы.

Общая характеристика учебного предмета.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

В процессе изучения литературы учитывается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; идёт формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появлению прочного, устойчивого интереса к книге;

воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.



Преобладающие виды контроля

Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, худо­жественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художествен­ных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­тии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и ме­муарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита проектов.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен:

Знать/ понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.



Уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ


Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека.

Русская литература начала XX века

Дальнейшее развитие традиций русской литературы XIX века. Новаторство литературы начала XX века. Острота по­становки важнейших вопросов о роли литературы и искусства.

Проза начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Поэзия. Проза. «Господин из Сан-Франциско». Предчувствие катастрофических потрясений в канун Первой мировой войны. Социальные контрасты и бездуховность накопительства.

«Ворон». Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Тра­гическая судьба двух влюбленных.

И. А. Бунин. «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Митина любовь» (по выбору).



Александр Иванович Куприн. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя.

«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова; тема социального неравенства в повести.

Максим Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Лич­ность писателя.

«Старуха Изергиль». Ранние романтические рассказы писателя. Композиция рассказа. Легенда о Ларре. Легенда о Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей. Символико-аллегорический смысл образа. Образ старухи Изер­гиль. Эмоциональность и красочность языка.

«На дне» как социально-философская дра­ма. Трагизм судеб людей «дна». Спор о назначении человека. Композиция пьесы. Авторская позиция в драме. Новаторство Горького-драматурга.

«Серебряный век» русской поэзии

Общая характеристика поэзии «серебряного века»; пробле­ма традиций и новаторства в литературе разных направлений и формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.



Валерий Яковлевич Брюсов. Очерк жизни и творчества. «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Камен­щик».

В. Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Историко-культурная и общественно-гражданская про­блематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Николай Степанович Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок), «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад».

Романтический герой лирики Гумилева, яркость, празднич­ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя.



Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Сти­хотворения «Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки». Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как выра­зительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

Александр Александрович Блок. Очерк жизни и творчест­ва. Судьба поэта. Лирика. «Вхожу я в темные храмы...», «Фаб­рика», «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Россия», « В ресторане», «Река раскинулась», «На железной дороге», «Когда вы стоите на моем пути...», поэма «Двенадцать».

Трагическое восприятие «страшного мира». Глубокое, про­никновенное чувство Родины. Изящество и тонкость выраже­ния любовных переживаний.

«Двенадцать» — поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, ритмики, интонации в рас­крытии идейного содержания поэмы.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ-символ.

Сергей Александрович Есенин. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Гой ты, Русь моя род­ная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», «Русь советская», «Не жалею,не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» «Заметался пожар голубой...», «Я поки­нул родимый дом...».

Чувство любви к Родине и природе родного края. Искрен­ность, любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-пе­сенная основа лирики поэта.



Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и твор­чества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Послушайте», «А вы могли бы», «На железной дороге», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», Письмо Татьяне Яковлевой».

Поэма «Облако в штанах».

Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лири­ке. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа. Красота и сила любовного чувства. Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире.



Андрей Платонович Платонов. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Усомнившийся Ма­кар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновениях с другими героями рассказа. Макар о советской власти. Особенности повествовательной манеры. Язык расска­за. Ирония, сарказм, гротеск в рассказе. Жанр произведения: рассказ-сказка, рассказ-притча.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роман «Белая гвардия» (в сокращении). События гражданской войны в романе. Семья Турбиных: Алексей, Николка и Елена. Изображение белогвар­дейского движения. Библейские мотивы в романе.

Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя. Ро­ман-эпопея «Тихий Дон» (в сокращении). «Тихий Дон» — ро­ман-эпопея о всенародной трагедии. Революция и гражданская война в изображении писателя. Семья Мелеховых. Трагедия Григория Мелехова. Женские образы. Проблема гуманизма. Полемика вокруг авторства.

Анна Андреевна Ахматова. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был, он звал утешно…», «Смятение», «Небывалая осень построила купол высокий...», «Не с теми я, кто бросил землю.-», «Родная земля».

Поэма «Реквием».

Тема поэта и поэзии. Тема родины и гражданского муже­ства. Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой.

Осип Эмильевич Мандельштам. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», а также два стих. по выбору. Точность деталей и глубокий психологический подтекст. Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства.

Марина Ивановна Цветаева. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины»,«Молитва», «В светлом платьице, дав­но знакомом...», «Быть в аду нам, сестры пылкие...», Стихи о Москве («Москва! Какой огромный...»), Стихи к Блоку («Имя твое — птица в руке...», «У меня в Москве — купола горят...»), «В черном небе — слова начертаны...», «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...».

Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. Свое­образие поэтического стиля: «высокая простота», лиризм.



Литература периода Великой Отечественной войны

Героико-трагедийные мотивы в литературе военных лет; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литера­туры, поиск подлинных нравственных ценностей.

Лирика: К. М. Симонов. «Родина»; М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...»; А. А. Прокофьев. «Яблоня на минном поле»; А. И. Фатьянов. «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»;

Литература народов России.

М. Джалиль. «Мои песни» и другие стихотворения.

Русская литература второй половины XX века



Великая Отечественная война в прозе 50—80-х годов

Константин Дмитриевич Воробьев. Слово о писателе. «Уби­ты под Москвой» (отрывок). Автобиографическая основа повес­ти. Жизненная достоверность в изображении военных событий. Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин.

Вячеслав Леонидович Кондратьев. Слово о писателе. «Саш­ка» (в сокращении). «Сашка» — повесть о войне рядового пе­хотинца. Жизненная основа повести. Герои повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести.

Александр Трифонович Твардовский. Очерк жизни и твор­чества поэта. Судьба поэта.

Лирика. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Слово о словах». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.



Борис Леонидович Пастернак. Судьба поэта. Лирика. «Фев­раль. Достать чернил и плакать!..», «Метель», «Баллада», «Годами когда-нибудь в зале концертной...», «Во всем мне хочется дойти...», Стихотворения Юрия Живаго («Гамлет», «Зимняя ночь»).

Тема назначения поэта и поэзии в лирике Пастернака. Фи­лософская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия.



Тема деревни в русской литературе 50—80-х годов

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. Ро­ман «Две зимы и три лета» (главы). Судьба северной русской деревни в годы войны и послевоенные годы. Семья Пряслиных. Михаил и Лиза как представители молодого поколения, возму­жавшего в годы войны.

Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. Повесть «Царь-рыба» (фрагмент). Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разо­блачение браконьеров. Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое своеобразие повести.

Валентин Григорьевич Распутин. Биография писателя. Повесть «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности. Особая роль женского образа как хранительницы народного морально-этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя.

Василий Макарович Шукшин. Биография писателя. «Ванька Тепляшин». Своеобразие прозы Шукшина. Жизнен­ная достоверность персонажей. Ванька Тепляшин, основной принцип его жизни. Образ матери. Конфликт героя с бездуш­ным вахтером. Авторская позиция в оценке героев.

Поэзия второй половины ХХ века.

Лирика Н.М.Рубцова. «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение к другу», «Во время грозы».



Евгений Александрович Евтушенко. Биография поэта. Лирика. «Свадьбы», «Со мною вот что происходит...», «Идут белые снеги...».

Андрей Андреевич Вознесенский. Биография поэта. Лири­ка. «Гойя», «Тишины!», «Сага».

Белла Ахатовна Ахмадулина. Биография поэта. Лирика. «Влечет меня старинный слог...», «По улице моей который год...», «Свеча», «Четверть века, Марина, тому...», «Это я...», «Я думаю, как я была глупа...».

Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта. Ли­рика. «Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».

Авторская песня

Булат Шалвович Окуджава. Биография поэта. «Полночный троллейбус», «Тьмою здесь все занавешено...», «Дорожная песня».

Владимир Семенович Высоцкий. Биография поэта. «Песня о звездах», «Здесь лапы у елей дрожат на весу...», «Охота на волков».

Драматургия второй половины ХХ века.

Александр Валентинович Вампилов. Биография драма­турга. Драма «Утиная охота» ( в сокращении). Общий обзор с чтением и разбором отдельных сцен. Тема провинциального быта в драме, осуждения пошлости, обывательского сознания. Противоречивость характера Зилова. Контраст как основной прием построения характера героя. Споры вокруг драмы и об­раза Зилова. Авторская позиция в оценке героя драмы.

Лагерная тема в русской литературе 60—80-х годов

Варлам Тихонович Шаламов. Краткий очерк жизни и твор­чества. Судьба писателя. «Колымские рассказы»: «Ожерелье княгини Гагариной», «Сентенция».

Автобиографическая основа рассказов. Жизненная досто­верность в изображении сталинских лагерей и мучеников, «не ставших героями».



Александр Исаевич Солженицын. «Матренин двор». Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. История создания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Стиль и язык произведения. Авторская позиция в рассказе. Идея национального характера в рассказе .

А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» (Обзор).



«Городская» проза в русской литературе 70—80-х годов

Юрий Валентинович Трифонов. Биография писателя. По­весть «Обмен» (отрывок). Ситуация обмена и ее бытовое и соци­ально-психологическое значение в повести. Семья Дмитриевых. Столкновение духовных и материальных ценностей.

Литература последнего десятилетия.

Лирика. С. Ковалева. «Через поле дорога лежит» и др. стихотворения.

Проза .Т. Н. Толстая. «Свидание с птицей».

Зарубежная литература

Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. Роль двух ми­ровых войн в судьбе Ремарка; фашизм, творчество в условиях эмиграции. «На Западном фронте без перемен» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Тема «потерянного по­коления». Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы. Формирование «ремарковского героя».

Эрнест Миллер Хемингуэй. Биография писателя. Роль пи­сателя в литературе XX века.

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ Сантьяго. Единение человека и при­роды. Сила духа героя повести.

Поэзия. Г.Аполлинер. Избранное «Мост Мирабо»

Учебно-тематическое планирование литературы 11 класса



Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

Дата

Знания


умения

Общие учебные умения и навыки

план

факт

1

Введение.

Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы.



1

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Уметь конспектировать лекцию учителя.



Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника







2

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина. Судьба писателя. Поэзия.

1

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; уметь анализировать лирические произведения, находить поэтические особенности стихотворений Бунина и сопоставлять их со стихотворениями других поэтов

Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







3


«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

1


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.



Фронтальный опрос. Анализ текста Характеристика героев, ответы уч-ся на вопросы







4


Социальные контрасты и бездуховность накопительства в произведении «Господин из Сан-Франциско»

1

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.



Фронтальный опрос. Анализ текста







5

Тема первой любви в рассказе «Ворон».

1

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.



Фронтальный опрос. Анализ текста Характеристика героев, ответы уч-ся на вопросы







6

И.А.Бунин. «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Митина любовь»(по выбору)

1

Знать тексты произведений, своеобразие рассказов, увидеть новизну в изображении психологического состояния человека,

уметь анализировать рассказы, обсуждать прочитанное.



Текущий контроль

Устная проверка знаний









7

Жизнь и творчество И.А.Куприна.

1


Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, раскрывать идею и художественные особенности повести



Оценка выступлений уч-ся







8

9


«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова.

2

Знать: о спорах героев об истинной, бескорыстной любви; об утверждении любви как высшей ценности; о трагизме решения любовной темы в повести; о символическом смысле художественных деталей, о поэтическом изображении природы; о мастерстве психологического анализа; о рол эпиграфа в повести, смысле финала.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание



Фронтальный опрос. Анализ текста Характеристика героев, ответы уч-ся на вопросы







10

Внеклассное чтение.

Поэтическое изображение природы и человеческих чувств в произведении «Олеся» А.И.Куприна



1

Знать тексты произведений, своеобразие рассказов, увидеть новизну в изображении психологического состояния человека,

уметь находить пейзажные зарисовки, выразительные средства языка в изображении пейзажа и человеческих чувств



Устная проверка знаний,

постановка вопросов по теме урока.









11

12


Жизнь и творчество Максима Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»


2

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, особенности романтизма Горького

Уметь определять тематику, проблематику произведений, сопоставлять с другими произведениями



Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







13


«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.



1

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь определять тематику, проблематику произведений, сопоставлять с другими произведениями



Устная проверка знаний

чтение фрагментов текста










14


Три правды в пьесе М.Горького «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы

1

Знать: о новаторстве Горького; о составляющих жанра и конфликта в пьесе.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности



Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста







15


Урок внеклассного чтения. М.Горький «Дело Артамоновых» , «Фома Гордеев»

1



Знать тексты произведений, своеобразие рассказов, увидеть новизну в изображении психологического состояния человека,

уметь анализировать произведения, обсуждать прочитанное



Оценка ответов во время беседы, пересказа эпизодов







16


Письменная работа по творчеству М.Горького

1

Знать важнейшие биографические сведения о писателе и его произведения,

уметь рассуждать, составлять письменные высказывания по заданной теме



Итоговый .







17


«Серебряный век» русской поэзии.


1

Знать: об истоках русского символизма, о влиянии западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов; о связи с романтизмом, о понимании символа символистами; о музыкальности стиха; о "старших символистах" (В. Я. Брюсове,

К. Д. Бальмонте, Ф. К. Сологубе) и "младосимволистах"

(А. Белом, А. А. Блоке).

Уметь: конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтические тексты.



Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам статей







18


В.Я. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.

«Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Камен­щик».



1

Знать о значении творчества Брюсова для русской поэзии, разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Что такое символизм? Символ?

уметь анализировать лирическое произведение



Выразительн. чтение стихов и комментарии, оценка выступлений уч-ся







19


Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.

«Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок), «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад».



1

Знать важнейшие биографические сведения о поэтах;

Уметь определять идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;



Выразительн. чтение стихов и оценка выступлений уч-ся







20


Цветопись и звукопись поэзии К.Д. Бальмонта

«Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки».



1

Знать: о яркой индивидуальности поэта, о его «творческой лаборатории»; об основных темах и мотивах поэзии Бальмонта; о музыкальности стиха, изяществе образов, стремлении к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Уметь: анализировать поэтический текст со стороны содержания и средств художественной выразительности



Оценка выразительного чтения стихотворений, ответов во время беседы







21

Письменная работа по поэзии «серебряного века».

1

Особенности лирических произведений

Анализировать стих.комплексно, интерпретировать



Письменный контроль







22

А.А.Блок. Очерк жизни и творчества. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Знать: об атмосфере, в которой вырос Блок; о том, как факты личной биографии отражаются в его поэзии; об особенностях поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме», о музыкальности его стихотворений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.



Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







23

Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика».

1

Знать особенности лирики поэта. Богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит. Показать характерные особенности стихов.

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы




Выразительн. чтение стихов и оценка выступлений уч-ся







24

Изящество и тонкость выражения любовных переживаний. «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю…».

1

Знать особенности лирики поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. Рассмотреть композицию стих. «Незнакомка»



Выразительн. чтение стихов и оценка выступлений уч-ся







25

26


Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ-символ.

2

Знать художественные особенности поэмы «Двенадцать», её тематику, проблематику, раскрыть композиционные , языковые особенности

Оценка ответов во время беседы







27

28


Жизнь и творчество В.Маяковского. Художественный мир лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Прозаседавшиеся».

Традиции и новаторство в поэзии Маяковского



2


Знать: о жизни и творчестве поэта (обзорно); о Маяковском и футуризме, о духе бунтарства в ранней лирике, особенностях любовной лирики, о поэте и революции, о пафосе революционного переустройства мира, о сатирических образах в его творчестве,его новаторском характере (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха),

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.



Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







29

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

1


Знать: о теме поэта и поэзии, об осмыслении проблемы художника и времени, о сатирических образах в творчестве Маяковского.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.



Выразительн. чтение стихов и оценка выступлений уч-ся







30

31


С.Есенин. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика

«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», «Не жалею,не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...»

Искренность, любовь и сострадание «ко всему живому»


2


Знать: обзорно о жизни и творчестве С.Есенина; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности



Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







32

Тема любви к Родине в лирике С.А.Есенина

«Гой ты Русь, моя родная» . «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Заметался пожар голубой



1

Знать: о традициях А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, теме родины в поэзии Есенина, теме быстротечности человеческого бытия в лирике поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание



Выразительн. чтение стихов и оценка выступлений уч-ся







33

Письменная работа по творчеству А.А.Блока. С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

1

уметь рассуждать, составлять письменные высказывания по заданной теме


Итоговый







34

35


Марина Цветаева. Основные мотивы лирики. Своеобразие поэтического стиля.

«Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины»,«Молитва», «В светлом платьице, дав­но знакомом...», «Быть в аду нам, сестры пылкие...», Стихи о Москве («Москва! Какой огромный...»), Стихи к Блоку («Имя твое — птица в руке...», «У меня в Москве — купола горят...»), «В черном небе — слова начертаны...», «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...».



2

Знать: об основных темах и мотивах цветаевской лирики, об особенностях лирической героини стихотворений;

о конфликте быта и бытия, времени и вечности, о поэзии как напряженном монологе-исповеди.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности


Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







36

37


Осип Эмильевич Мандельштам. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», а также два стих. по выбору. Точность деталей и глубокий психологический подтекст. Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства.

2

Знать особенности лирики поэта. Богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит. Показать характерные особенности стихов.

Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы




Выразительн. чтение стихов и оценка выступлений уч-ся







38

39


А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был, он звал утешно…», «Смятение», «Небывалая осень построила купол высокий...», «Не с теми я, кто бросил землю», «Родная земля».

Тема родины и гражданского мужества.



2

Знать: о личности поэтессы, о мотивах и настроениях ее ранней лирики; об отражении в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, о теме любви и искусства, о разговорности интонации и музыкальности ахматовского стиха.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.



Рассказ учителя, Выразительн. чтение и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся







40

Анна Ахматова «Реквием». Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме.

1

Знать: о том, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве, об истории создания и публикации поэмы, о смысле названия поэмы, отражении в ней личной трагедии и народного горя, библейских мотивах и образах в поэме, о победе исторической памяти над забвением как основном пафосе “Реквиема”; об особенностях жанра и композиции поэмы, роли эпиграфа, посвящения и эпилога.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности



Оценка выразительного чтения стихотворений, ответов во время беседы






  1   2