Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по общей биологии (профильный курс) для 11 класса




Скачать 262.64 Kb.
Дата03.07.2017
Размер262.64 Kb.
ТипРабочая программа

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель лицейского методического объединения учителей естественно-математического цикла предметов

А.Н.Казакова

Протокол №1 от 25.08.2015




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР___________ Е.Ю.Калинина

28 августа 2015г.



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МАОУ лицей «Синтон»__________

Т.В. Мясникова

Приказ № 360 от 01.09.2015












Рабочая программа

по ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (профильный курс)

для 11 класса МАОУ лицей «Синтон»

на 2015 – 2016 учебный год.

Учитель: Казакова А. Н.




Составлена на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Основной учебник для учащихся –В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др. Биология 10-11:. – М.: Просвещение, 2011.



Статус программы – модифицированная.

Всего по учебному плану – 136 часов в год, 4 часа в неделю.



Пояснительная записка
Цели курса – помочь становлению научного мировоззрения; выработке ценностных ориентаций по отношению к природе; выбору профессии и поступлению в ВУЗ на специальности, связанные с биологическими знаниями и деятельностью в природе.

Задачи:

1. образовательные:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

2. развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

3. воспитательные:

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

В основу курса положены принципы: углубления знаний, полученных при изучении биологических дисциплин в средней школе, высокой степени обобщения учебного материала; развития стремления учащихся к самостоятельному приобретению знаний.


Курс «Общая биология» рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю) в 10 классе и 105 часов (3 часа в неделю) в 11 классе.
Курс включает в себя:

- теоретический материал:

В основе содержания курса биологии на профильном уровне лежат ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

- практикум:

включает в себя проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, при выполнении которых учащиеся овладевают умениями проводить биологические исследования (в том числе - наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты.

- самостоятельные работы:

составление и использование текстов, рисунков, таблиц, схем для объяснения биологических объектов, процессов, явлений; поиск необходимой научной информации.


Формы занятий – урок (лекции, семинары, лабораторные и практические работы, экскурсии, профессиональные пробы).

Педагогические технологии – модульное обучение, ИКТ, парные и групповые работы.

В программу включен 20 часовой модуль «Профессиональные пробы». В ходе прохождения практики в медицинских учреждениях города учащиеся изучают деятельность учреждений и выполняют практические задания. Практика проходит в удобное для обучающихся время по согласованию c администрацией учреждений.



Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса учащийся

знает /понимает

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

умеет

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Диагностический аппарат.

  • Различные формы и виды заданий для учебной деятельности учащегося.

Проводится текущая проверка, зачеты в конце изучения каждого раздела.

Промежуточная аттестация – по триместрам, итоговая - экзамен в конце года.



Учебно-тематическое планирование





Повторение материала за курс 10 класса– 2 часа

Основы селекции

Усвоив материал этой темы, учащиеся должны:

1. Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

отбор массовый и индивидуальный;

внутривидовая и межвидовая гибридизация;

инбридинг, чистые линии, аутбридинг, гетерозис;

мутагенез, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости;

полиплоидия, межвидовые гибриды;

клеточная и генная инженерия, биотехнология.

2. Знать /понимать



  • основные положения учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  • сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости;

  • сущность получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,

  • современную биологическую терминологию и символику;

3. Уметь

  • объяснять: особенности селекционной работы с растениями, животными и микроорганизмами;

  • составлять схемы скрещивания,

  • анализировать и оценивать этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).







Эволюционное учение

Усвоив материал этой темы, учащиеся должны:

  1. Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

    • креационизм, трансформизм, эволюция;

    • ламаркизм. Дарвинизм, синтетическая теория эволюции;

    • микроэволюция, эволюционная единица, факторы эволюции;

    • популяция, вид, пути видообразования;

    • микроэволюция, макроэволюция, направления и пути эволюционного процесса.

2. Знать /понимать

  • основные положения синтетической теории эволюции,

  • сущность движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания,

  • современную биологическую терминологию и символику;

3. Уметь

  • объяснять причины эволюции видов, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • описывать особей вида по морфологическому критерию,

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных,

  • сравнивать формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований.



Развитие органического мира.

Усвоив материал этой темы, учащиеся должны:

  1. Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

    • Историческое развитие прокариотических и эукариотических клеток, многоклеточных растений и животных

  1. знать /понимать

    • основные положения гипотезы происхождения жизни;

    • современную биологическую терминологию и символику;

3. уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований.



Происхождение человека.

Усвоив материал этой темы, учащиеся должны:

Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

    • вымершие гоминиды – автралопитековые, Человек умелый;

    • вымершие группы рода Гомо – архантропы и палеоантропы;

    • ископаемые формы неоантропов – кроманьонцы;

    • биологические и социальные факторы антропогенеза;

    • расы человека – евразийская, азиатско-американская, экваториальная.

2. знать /понимать

основные положения теории антропогенеза; гипотезы происхождения человека;

современную биологическую терминологию и символику;

3. уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; причины эволюции человека, единства человеческих рас;

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции антропогенеза;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека, человеческих рас;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

грамотного оформления результатов биологических исследований;






Биосфера, ее структура и функции.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Усвоив материал этой темы, учащиеся должны:

Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

среда обитания, экологические факторы, зона оптимума, пределы выносливости, ограничивающий фактор;

абиотические факторы – солнечная радиация, фотопериодизм, температура, влажность;

биотические факторы – внутривидовая и межвидовая конкуренция, нейтрализм, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм;

популяция, генофонд; возрастная и половая структура; местообитание и экологическая ниша; рождаемость, смертность, репродуктивный потенциал, плотность; сопротивление и емкость среды;

экосистема. Биотоп, биоценоз, биогеоценоз;

биомасса, продуктивность, плотность популяций, видовое разнообразие, ярусность;

трофические уровни, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, экологические пирамиды, пищевые сети;

сукцессия первичная и вторичная, климаксное сообщество; устойчивость и саморегуляция экосистем;

естественные и искусственные экосистемы.



2. знать /понимать

  • основные положения учений В.И. Вернадского о биосфере;

  • строение вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

3. уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • выявлять абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать экосистемы и агроэкосистемы;

  • анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.




Тема урока

Основы селекции -13 часов

Основное содержание урока

Домашнее задание

Урок 1 (3).

Селекция, ее задачи.



  1. Краткая история селекции.

  2. Характеристика селекции как науки.

  3. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

  4. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

§88

Творческие задания.

Читать материал о работах Мичурина


Урок 2 (4).

Селекция растений.



  1. Особенности селекции растений.

  2. Методы отбора

    • массовый

    • индивидуальный

  3. Методы гибридизации

  • инбридинг

  • аутбридинг

  • отдаленная гибридизация

  1. Метод получения полиплоидов.

  2. Метод мутагенеза.

  3. Использование соматических мутаций.

  4. Работы И.В. Мичурина.

§§88-91

Готовить материал уроков 5-7



Урок 3(5).

Селекция животных

  1. Особенности селекции животных.

  2. Методы селекции животных.

    • Неродственное скрещивание – аутбридинг.

    • Родственное скрещивание – инбридинг.

    • Отдаленная гибридизация.

    • Метод определения качества производителей по потомству.

    • Искусственное осеменение.

    • Трансплантация эмбрионов.

    • Индуцированный мутагенез.




§§88-91

Урок 4. (6)

Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия.

  1. Использование микроорганизмов в различных отраслях хозяйства.

  2. Биотехнология.

  3. Клеточная инженерия.

  4. Хромосомная инженерия.

  5. Генная инженерия.

§§88-91

Урок 5(7)

. Достижения и основные направления современной селекции



  1. Основные направления современной селекции.

  2. Достижения селекции растений, животных, микроорганизмов.

  3. Районированные сорта растений и породы животных.

§§88-91

Подготовка урока ко дню самоуправления



Урок 6 (8).

Достижения и основные направления современной селекции

Презентация урока ко дню самоуправления




Урок 7-8 (9-10)

Экскурсия на СЮН









Урок 9-12. (11-14) Повторение и обобщение темы

Обсуждение вопросов.




Урок 13 (15)

Тематическое тестирование



Тестирование.




Эволюционное учение-37 часов, лабораторных работ - 4

Урок 1 (16).

История представлений о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.

Система органической природы К.Линнея.


  1. Понятие «эволюция».

  2. История эволюционных идей.

    • Античная эпоха и средневековье.

    • Время умозрительных построений.

    • Время создания теорий.

    • Общая характеристика додарвиновского периода.

  3. Биография К.Линнея.

  4. Труды К.Линнея по систематике растений и животных.




С. 4-5 §52

Урок 2 (17).

Теория катастроф Кювье



  1. Биография Кювье.

  2. Научные труды Кювье и их значение для развития науки.

С. 4-5 §52

Урок 3 (18).

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.



  1. Жизнь Ж.-Б. Ламарка.

  2. Труды Ж.-Б. Ламарка.

§52

Готовить дополнительный материал уроков 15-16 заполнить таблицу



Урок 4 (19).

Первые русские эволюционисты.

  1. Мировоззренческие взгляды М.В.Ломоносова.

  2. Мировоззренческие идеи К.Рулье.

  3. Высказывания о природе Н.Я.Добролюбова.

  4. Научные идеи Н.А.Северцова.

Записи в тетради

Урок 5 (20). Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Экспедиционный материал Ч.Дарвина.

  1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

    • Социально-экономические.

    • Научные.

  2. Экспедиционный материал Ч.Дарвина.

  3. Знакомство с эволюцией идей Ч.Дарвина.

§53, дополнительный материал

заполнить таблицу.



Урок 6 (21). Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.



  1. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

  2. Понятие «искусственный отбор».

  3. Формы искусственного отбора.

  4. Виды изменчивости.

  5. Генетические основы искусственного отбора.

  6. Использование знаний эволюционной теории на практике.

  1. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

  2. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

  3. Изменчивость.

  4. Борьба за существование.

  5. Естественный отбор.

  6. Образование новых видов.




§53

Закончить работу с таблицей



Урок 7 (22) Доказательства эволюции

Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные доказательства эволюции, представленные

§§54-57



Урок 8-10 (23-25). Повторение, обобщение

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Сравнительный анализ теорий эволюции Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина.

Оценка эволюционных теорий. Позитивные и ошибочные положения теории Ж.-Б. Ламарка.






Урок 9

11 (26)


Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Изменчивость природных популяций



Популяция – элементарная единица эволюцию

Внутривидовая изменчивость. Вклад в популяционную генетику С.С.Четверикова.



§58


Урок 12 (27)

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости».

Разнообразие форм проявления изменчивости отдельных признаков у растений.




Урок 13 (28)

Генетическая структура популяций



Закон стабилизирующего скрещивания.

Закон Харди-Вайнберга.




§59


Урок 14 (29)

Генетическая структура популяций



Закон Харди-Вайнберга.


§59


Урок 15 (30). Эволюционная роль мутаций.

Мутационный процесс – источник наследственной изменчивости.

Вклад А. С. Серебровского



§ 60

Урок 16 (31)

Генетические процессы в популяциях.




  1. Поток генов.

  2. Популяционные волны.

  3. Дрейф генов.




§61-62

подготовить материал урока 17



Урок 17 (32)

Борьба за существование




§63


Урок 18 (33).

Формы естественного отбора.



  1. Дарвиновские представления о естественном отборе.

  2. Стабилизирующий отбор.

  3. Движущий отбор.

  4. Половой отбор.

§ 64-66

Урок 19-20 (34– 35). Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

  1. Понятие «приспособленность».

  2. Формы приспособлений.

  3. Относительный характер приспособленности.

  4. Происхождение приспособленностей.

  5. морфозы

§67-68


Урок 21 (36).

Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».




§67-68


Урок 22 (37).

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид, критерии и структура.



  1. Понятие «микроэволюция»

  2. Вид – эволюционная единица.

  3. Критерии вида.

  4. Структура вида.

§69


Урок 23 (38). Лабораторная работа № 3 «Изучение критериев вида».




§69


Урок 24 (39)

Видообразование



Изоляция как фактор видообразования. Монофилетическое, гибридогенное, дивергентное видообразование. Аллопатрическое и

симпатрическое видообразование.



§70-71



Урок 25 (40)

Механизмы макроэволюции



Макро- и микроэволюция, онтогенетические и генетические механизмы макроэволюции.

§72


Урок 26 (41). Макроэволюция. Биологический прогресс и пути его достижения.

  1. Роль прогресса и регресса в эволюции.

  2. Главные направления эволюции (пути достижения биологического прогресса):

    • арогенез

    • катагенез

    • аллогенез

  1. Сочетание и изменение направлений эволюции.

§74


Урок 27 (42).

Лабораторная работа №4 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».




Готовить материал к урокам 43-44

Урок 28 (43) Направления макроэволюции

1.Основные направления макроэволюции:

дивергенция, конвергенция, параллелизм

2. Гомологичные и аналогичные органы.


§73


Урок 29 (44).

Правила эволюции.

Правила эволюции:

  • правило необратимости эволюции,

  • правило чередования направленных эволюций.




Урок 30 (45).

Результаты эволюции. Современная систематика.



  1. Результаты эволюции:

    • приспособленность живых организмов,

    • образование новых видов,

    • многообразие видов.

  2. Классификация растений и животных.

§75


Урок 31-34 (46-48).

Повторение и обобщение темы.

Обсуждение вопросов для зачета, экспертиза работ учащихся 10 класса.



Урок 35 (49).

Тематический зачет.



Тестирование.



Урок 36-37 (50-51)

Урок коррекции знаний









Возникновение и развитие органического мира- 9 часов.

Урок 1 (52)

Сущность жизни

Представления о возникновении жизни.


  1. Представления древних и средневековых философов.

  2. Опыты Ф. Реди

  3. Работы Л.Пастера.

  4. Теория вечности жизни.

  5. Материалистические теории происхождения жизни.

§76


Урок 2 (53).

Образование биологических мономеров и полимеров



Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.

Абиогенный синтез





§77


Урок 3 (54).

Формирование и эволюция

пробионтов.


Термическая теория.

Низкотемпературная теория.

Коацерватная теория.

Возникновение энергетических систем.

Образование полимеров.


§78


Урок 4(55).

История Земли.



Палеонтология, геохронология, эоны, эры, периоды

§79


Урок 5 (56).

Развитие жизни в криптозое



Появление эукариот. Гипотеза симбиогенеза.

Появление многоклеточных организмов.

Гипотезы гастреи и фагоцителлы.

Эволюция метаболизма.

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.


§80


Урок 6 (57).

Обобщающий семинар по теме «Возникновение жизни на Земле».



Обсуждение вопросов.

§76-80

Урок 7 (58).

Развитие жизни в фанерозое.



Развитие жизни в палеозойской эре, мезозое и кайнозое

§81


Урок 8(59).

Повторение и обобщение темы






Урок 9 (60).

Тематический зачет







Происхождение человека.

Урок 1 -2 (61-62).

Положение человека в системе животного мира.



  1. Положение человека в системе животного мира.

  2. Доказательства происхождения человека от животных.

  3. Отличие человека от человекообразных обезьян.

  4. Отличие человека от животных.

§82-83


Урок 3 (63).

Предшественники человека



Эволюция приматов. Австралопитеки

§84

Заполнить таблицу.



Урок 4 (64).

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.



Древнейшие люди: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек.

§85

Заполнить таблицу.



Урок 5 (65).

Стадии эволюции человека. Древние люди.



Древние люди.

§86

Заполнить таблицу.



Урок 6 (66).

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.



Первые современные люди.

§86

Заполнить таблицу.



Урок 7 (67).Факторы эволюции человека.



  1. Современный этап развития человека.

  2. Расы.

  3. Антинаучная сущность расизма и социал-дарвинизма.

§87


Урок 8 (68).

Семинар на тему «Проблемы происхождения человека».



Обсуждение вопросов темы.

Повторить главу 15§75

.


Урок 9 (69)

Обобщение темы









Урок 10 (70).

Зачет.


Тестирование.




Организмы и окружающая среда - 9 часов


Урок 1 (71)

Взаимоотношения организма и среды



Экология особей, среды жизни, экологические факторы.

  1. Абиотические факторы среды.

  2. Взаимодействие факторов.

  3. Ограничивающий фактор.

  4. Взаимодействие факторов среды.

  5. Пределы выносливости.

§92, 93


Урок 2 (72).

Популяция.



Структура популяций, типы, динамика, регуляция. Вид как система популяций

§96, 97


Урок 3 (73).

Вид с точки зрения экологии.



Экологическая ниша вида, жизненные формы


§98


Урок 3-4 (74-75)

Сообщества и экосистемы.



  1. История формирования сообществ живых организмов.

  2. Основные сообщества и их характеристика

  3. Энергетические и трофические связи

  4. Пирамиды численности, биомассы, продукции

  5. Правило 10 %

  6. Структурные компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

  7. Пространственная структура

  8. Понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

§99, 100, 102


Урок 5 (76)

Взаимоотношения в сообществе

.


Нейтрализм, комменсализм, симбиоз, аменсализм, мутуализм, конкуренция, хищничество, нахлебничество, паразитизм, альтруизм

§101


Урок 6 (77). Формирование, устойчивость, саморегуляция и

динамика сообществ



Биоты, сукцессия первичная, вторичная, условия устойчивости и причины сукцессий.

§103, 104


Урок 8 -9(78-79) Обобщение, повторение





Биосфера. Биологические основы охраны природы- 11 часов.


Урок 1 (80)

Биосфера, ее структура и функции.



  1. Понятие «биосфера».

  2. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  3. Границы биосферы. Горизонтальная зональность и высотная поясность.

  4. Функции биосферы

  5. Структура биосферы (литосфера, гидросфера, атмосфера).

  6. Компоненты биосферы




§105


Урок 2 (81).

Биогеохимические круговороты в биосфере



Круговорот вещества в природе: воды, азота, серы, фосфора.

§106


Урок 3 (82)

Биосфера и человек.



Биосфера, техносфера, ноосфера.

Закон константности живого вещества.

Антропогенный субклимакс.

Концепция устойчивого развития.




§107


Урок 4-5 (83-84).

Основные экологические кризисы современности. Сокращение видового разнообразия



Биологический мониторинг и биоиндикация, минимально жизнеспособные популяции, реинтродукция, дистанционное зондирование, инсуляризация.

§108-110


Урок 6-8 (85-87) Основные экологические кризисы современности.


Причины возникновения, пути решения.

Подготовить презентацию (тема на выбор)


Урок 9 (88).

Бионика


.




Урок 10-11 (89-90)

Обобщение, повторение темы.








Повторение материала за курс 10-11 классов-26 часов. Профильные пробы

Урок 12-13(91-92)

Повторение материала по биохимии









Урок 14(93)

Повторение материала по цитологии









Урок 15-17(94-96)

Повторение материала по теме «Жизненные процессы в клетке» клетки









Урок 18 (97)

Повторение материала по теме « Онтогенез»









Урок 19(98)

Повторение материала по теме «Генетика»









Урок 20-30(99--109)

Решение тестов









Урок 31-33(110-112)

Пробный ЕГЭ









Урок 34 (113)

Урок коррекции знаний









Профильные пробы-20 часов







Урок 55-57(134-136)

Повторение материала по биохимии Повторение, обобщение- 4 часа











Литература

  1. Билич Г.Л. Биология Полный курс, в 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

  2. Биология, Пособие для поступающих в вузы / А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуева, Н.Г.Быстренина и др.; Под ред.В.Н.Ярыгина. – М.: Высшая школа, 1998.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. / Т.Л. Богданова, Е.А.Солодова. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология, Т. 1-3. М.: Мир, 1990.

  5. Дятлова К.Д. Подготовка к Централизованному тестированию и Единому государственному экзамену по биологии. Методическое пособие для выпускников средних школ и абитуриентов. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

  6. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи / Р.Г.Заяц и др. - Мн.: ООО «Юниспресс», 2003. – (Серия «Для школьников и абитуриентов»).

  7. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.: Айрис-пресс, 2003. - (Домашний репетитор).

Каталог: Rab programm -> 2015-2016 -> SOO
Rab programm -> Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Rab programm -> Статус программы
Rab programm -> Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. №№ п/п Тема урока Элементы минимального содержания образования
Rab programm -> Рабочая программа учебной дисциплины
Rab programm -> Рабочая программа для 10-11 классов разработана на основе умк в. И. Сахарова, С. А. Зинина «Литература XIX века»
Rab programm -> Дворянова Наталья Викторовна первая квалификационная категория Москва 2014 г. Раздел I
Rab programm -> Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
Rab programm -> Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 10 класс учитель Егорова Ирина Иосифовна
SOO -> Рабочая программа профильного учебного предмета «Английский язык» для 11 классов маоу лицей «Синтон» на 2015-2016 уч год

  • Учитель: Казакова А. Н.
  • Учебно-тематическое планирование