Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по музыке наименование учебного курса, предмета, дисциплины для 9 класса на 2013/2014 учебный год




Скачать 252.09 Kb.
Дата05.07.2017
Размер252.09 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Завьялово»

Искитимского района Новосибирской области



Рассмотрено

Руководитель

методического

объединения учителей _______________________


________/______________

ФИО


Протокол №_______

от «___» __________2013 г



Согласовано

Заместитель

директора по УВР
_________/____________

ФИО
«___» ___________2013 г



Утверждаю

Директор школы

__________/_____________

ФИО
Приказ №______

от «___» ___________2013 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по______музыке______

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины



ДЛЯ ___9___КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

___Безрук Э.В.______

2013г.


Пояснительная записка
8 класс « Музыка»

Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки»

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество

сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).


Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.

Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.



Критерии оценок на уроках музыки

 Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения,давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,умение сравнивать,обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

 Нормы оценок.



Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ,включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.



Оценка «четыре»:

ответ правильный,но неполный:дана характеристика содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.



Оценка «три»:

ответ правильный,но неполный,средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,допустимы несколько наводящих вопросов учителя.



Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала




Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка,чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных,с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания,с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и,таким образом,создать наиболее благоприятные условия опроса. Так,например,предлагая ученику исполнить песню,нужно знать рабочий диапазон его голоса и,если он не соответствует диапазону песни,предложить ученику исполнить его в другой,более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни:куплет,припев,фразу.

  Нормы оценок:



«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.



«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.



«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.



«два»:

-исполнение неуверенное,фальшивое.



Учебно-тематическое планирование по музыке
Количество часов - всего: 17,5 ч.; в неделю 0,5 час
Плановых контрольных уроков - 3, зачетов - 0, тестов – 4

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка»» для 8 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;

- учебного плана общеобразовательного учреждения.
Учебно-методический комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 8 класс (пособие для учителя). –

М.: Просвещение, 2009.

Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 8 класс.


Календарно-тематическое планирование 9 класс

n/n



Дата

Наименование раздела.

Тема урока



Кол-во часов



Элементы содержания



Требования

к уровню подготовки обучающихся



Вид контроля, измерители



Элементы дополнительного содержания

(Контрольные , проектные, работы, ИКТ)




1




2

3

5

6

7

8

Жанровое мно­гообразие му­зыки.


1




Песня – жанр музыкального искусства.

1



Песня как самый де­мократичный жанр музыкального искус­ства. Значение песни в жизни человека. Ме­лодия - душа песни. Виды исполнения пе­сен. Исполнительский состав песен. Строе­ние песни: вступле­ние, отыгрыш, заклю­чение, куплетная форма

Знать понятия: жанр, вокальная, инструмен­тальная, театральная музыка.

Уметь:

-приводить примеры


различных музыкальных жанров;

-проводить интонаци­онно-образный анализ музыки



Знать:

- понятия: куплетная форма, строение песни;

- виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла);

- исполнительский со­став (солист-запевала, хор, типы хоров, ан­самбль)



Устный опрос. Интонационно-образный анализ.

Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?» Хоровое пение






2




Вокальные жанры и их развитие в духовной и

светской музыке разных эпох



1

Многообразие жанров песенного музыкаль­ного фольклора как отражение жизни раз­ных народов опреде­ленной эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольк­лор и др. Особенности музыкального языка и инструментария

Знать:

-многообразие песенных жанров разных на­


родов (в рамках изучения программного материала);

-особенности музыкального языка, инструментария.


Уметь приводить
примеры песен разных
жанров

Устный опрос. Хоровое пение. Выявление осо­бенностей музы­кального языка, фольклорных про­изведений разных жанров

Казачий му­зыкальный фольклор -отражение военного образа жизни

3




Духовное и свет­ское песенное искусство.

Кристаллизация интонаций как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной»,

народной и профессиональной музыкой


1

Вокальные жанры и их развитие в ду­ховной и светской музыке разных эпох

Знать:

- особенности духовной и светской песни; -понятия: знаменный распев



Устный опрос. Выявление осо­бенностей право­славного и католи­ческого церковного

пения





4




Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев.

1

Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые,

придворные, бальные, салонные и др.) Значение танцевальной музыки в драматургии современных зрелищных представ­лений и праздников



Знать:

- жанровое многообразие танцевальной музыки

- значение танце-

вальной музыки в со-

временном искусстве


Устный опрос. Рассуждение о значении танца в жизни человека. Слушание музыки. Разработка плана концерта с включением

танцевальной музыки






5




Танцевальная музыка прошло-

го и настоящего.

Её развитие.


1

Особенности музыкального языка танцевальной музыки про­шлого и настоящего. Происхождение на­родных танцев от трудовых движений и древних игр. Пляски под песенное сопровождение

Развитие танцевальных

жанров в вокаль­ной, инструменталь­ной и сценической му­зыке


Знать особенности музыкального языка танцевальной музыки. Уметь:

- определять осо­бенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию;

- приводить примеры различных танце­вальных жанров в во­кальной, инструмен­тальной и сценической

музыке (сюиты, симфо­нии, оперы, балеты и др.)



Устный опрос.

Выявление средств

музыкальной выразительности раз­ных танцев. Слу­шание музыки. Интонационно-образный анализ музыки.


Казачьи плясовые песни и пляски

6





Марш как самостоятельная пьеса и часть

произведений крупных

жанров (оперы, бале­та, сонаты, сюиты и др.).

Его значение в жизни человека



1

Интонации и ритмы

марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

Эволюция жан­ров маршевой музыки в истории музыкаль­ной культуры. Роль маршевой музыки и организации

и проведении современных массовых представлений.



Знать:

- особенности маршевой музыки;

- жанры маршей.

Уметь:

- приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать значение маршевой музыки в современном искусстве


Устный опрос.

Интонационно-

образный анализ

музыки. Слушание музыки

Разработка плана

спортивного праздника

с включением маршевой музыки





7




Жанровое мно­гообразие му­зыки.





Жанр как определен­ный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театраль­ной музыки


Знать понятия: жанр, вокальная, инструмен­тальная, театральная музыка.

Уметь:

-приводить примеры


различных музыкальных жанров;

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки


Устный опрос. Интонационно-образный анализ.





8




Музыкальный стиль.

Взаимосвязи музыки с дру­гими видами искусства



1

Понятие музыкаль­ный стиль. «Стиль - это человек». Стиль как выражение отно­шения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе, твор­честву отдельных ком­позиторов и исполни­телей

Обобщение взаимо­связей музыки с дру­гими видами искусст­ва (литература, изоб­разительное искусст­во, театр, кино)



Знать понятия: музы­кальный стиль, разно-

видности стилей.



Уметь приводить при­меры

Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного ис­кусства, театра, кино. Уметь приводить при­меры


Устный опрос. Интонационно-

образный анализ прослушанной му­зыки. Хоровое

пение





9




Музыкальный стиль – камертон эпохи.

Барокко.


Классицизм.

1

Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI-XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Великие представители стиля барокко – И.С. Бах и Г.Ф. Гендель.

Характерные признаки музыкального классицизма (1750-1830 гг.). Сонатная форма. «венская классическая школа». Великие представители классицизма: И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, К.В. Глюк, М.И. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязь музыки с литературой, театром, архитектурой



Знать:

- характерные признаки музыкального стиля барокко;

- понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория.

Уметь называть композиторов – представителей стиля барокко.

Знать:

- характерные признаки музыкального стиля классицизм;

- понятия: сонатная форма, состав симфонического оркестра.

Уметь называть композиторов – представителей стиля классицизм.


Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение




10




Романтизм

1

Характерные признаки музыкального романтизма (XIX в.).

Творчество Л. ван Бетховена – связь двух музыкальных эпох (классической и романтической). Музыкальная столица – Париж. Влияние на музыку литературы, живописи, науки, различных общественных событий. Композиторы-романтики: Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф Шопен, Ф Шуберт, Р. Шуман, Э. Григ, И. Штраус, П.И. Чайковский; композиторы «Могучей кучки», С.В. Рахманинов



Знать:

- характерные признаки музыкального стиля романтизм;

- понятие музыкальная драматургия.

Уметь:

- назвать представителей романтизма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов, их произведения;

- характеризовать художественные особенности, выразительные средства музыкальных произведений романтиков


Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение




11




Реализм.

Импрессионизм.



1

Характерные признаки музыкального реализма. Сочетание оригинального музыкального материала с простотой и доступностью. «Правда жизни». Великие «Реалисты» - Дж. Верди, Р. Вагнер, М.П. Мусорский. Взаимосвязь музыки с литературой и живописью.

Характерные признаки музыкального импрессионизма (конец XIX – начало XX в.). Влияние живописи на музыку. Новый музыкальный язык (гармонии, аккорды, регтайм). Программная музыка. Выдающиеся представители импрессионизма – К. Дебюсси и М. Равель



Знать характерные признаки музыкального стиля реализм.

Уметь:

- назвать представителей реализма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов, их произведения;

- анализировать музыкальные произведения реалистов.

Знать:

- характерные признаки музыкального стиля импрессионизм;

- понятия: регтайм, программная музыка.

Уметь называть композиторов-представителей импрессионизма








12




Неоклассицизм и классический авангард.

1

Характерные признаки неоклассицизма и авангардизма (2-я половина XIX – начала XX в.) Додекафония. Алеаторика. Сонорика. Новая венская школа: А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн; Дж. Кейдж; А. Шнитке; С. Губайдуллина, Э. Денисов. Неоклассика в творчестве Ф. Бузони, П. Хиндемита, И.Ф. Стравинского

Знать:

- характерные признаки музыкальных стилей неоклассицизм и авангардизм;

- понятия: додекафония, алеаторика, сонорика.

Уметь назвать полные имена композиторов этих стилей.








13




Джаз

1

Джаз – вид музыкального искусства, возникший на юге США в конце XIX – начале XX в. Характерные признаки джаза. Сплав традиций европейской и афроамериканской музыки. Основные жанры: блюз и спиричуэл. Представители джазовой музыки (композиторы и исполнители): Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Д. Гиллеспи, Э. Фиджеральд; А. Цфасман, Г. Ландсберг, Н. Минх, Л. Утесов, А. Козлов (джаз-рок). Развитие джаза: симфоджаз и рок-музыка

Знать:

- характерные признаки и историю развития джазовой музыки;

- понятия: блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг;

- состав джазового оркестра.



Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки.

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Выявление особенностей джазовой музыки.




14




Рок-н-ролл.

Кантри и фолк-рок, этническая музыка.



1

Рок-н-ролл – первое большое направление в рок-музыке (середина 1950-х гг.). Характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. Король рок-н-рола – Э. Пресли. Развитие ро-н-ролла – появление биг-бита. Выдающийся представитель – группа «Битлз».

Кантри – песенная и инструментальная музыка фольклора многих европейских народов США (начало XX в.). Фолк-рок – жанр рок-музыки, выросший из кантри и блюза (1960 гг.) Характерные признаки кантри и фолк-рока, этнической музыки. Состав инструментария. Представители – музыканты: Боб Дилан, Ж. Бичевская, группа «Иван Купала», «Песняры», Д. Гаспарян, С. Назархан. Этнофестивали.



Знать характерные признаки и историю развития рок-н-ролла.

Уметь называть полные имена представителей рок-н-ролла.

Знать характерные признаки кантри, фолк-рока, этнической музыки.

Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений.


Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей




15




Арт-рок.

Хард-рок и хэви-метал.



1

Арт-рок – «художественный рок», «Симфо-рок» (1960-е гг.) Характерные признаки арт-рока. Рок-опера. Состав инструментария. Представители – музыканты: у истоков «Битлз»; Э.Л.Уэббер, А. Журбин, А. Рыбников; частично – А. Градский; группы «Йес», «Кинг Кримсон» и др.

Хард-рок – тяжелый рок (конец 60-х – начало 70-х гг. XX в.). Характерные признаки хард-рока и хэви-метал. Состав инструментария. Манера исполнения. Зрелищные концерты. Самые замкнутые стили рока. Представители – музыканты: группы «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Черный кофе», «Ария», «Круиз»



Знать характерные признаки арк-рока.

Уметь называть музыкантов – представителей арк-рока.

- приводить примеры.



Знать характерные признаки хард-рока и хэви-метал.

Уметь называть представителей (группы) этих стилей.

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей




16




Рэп. Эстрада.

1

Рэп – ритмизованный речитатив, или проговаривание текстов песен (1970-е гг., США). Поп-музыка (2-я половина 70-х гг. XX в.) – массовая развлекательная музыка. Характерные признаки поп-музыки. Лучший представитель поп-музыки – шведская группа «АББА»

Знать характерные признаки рэпа и поп-музыки.

Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений.

Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей




17




Стилизация и полистилистика

1

Стилизация и полистилистика в музыке XX – XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стилизация и полистилистика в творчестве Р. Щедрина, С. Прокофьева, А. Шнитке и др.

Знать понятия стилизация, полистилистика.

Уметь называть имена композиторов, работающих в этих направлениях.


Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение. Выявление характерных черт музыкального языка.







Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечит учащимся возможность:
• иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

• определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музы­кальной выразительности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведе­ния;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воп­лощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

• использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.



Обучение музыкальному искусству в 8 классе должно вывести обучающихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.

  • Развернутое тематическое планирование. Музыка 1-8 классы. Волгоград: Учитель, 2011

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7-8 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 8 класс», М., Просвещение, 2004г

  • учебник «Музыка. 8 класс», М., Просвещение, 2010 г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 8 класс» М., Просвещение, 2010 г.


Список научно-методической литературы.


  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  7. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  9. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  10. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  11. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  12. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  13. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  14. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  15. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  16. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  17. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  18. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  19. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  20. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  21. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  22. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  23. Песенные сборники.

  24. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.


Электронные ресурсы
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Годовая проверочная
Итоговая контрольная работа по искусству 8 класс

Задание 1.

Дай определение следующим понятиям:


  1. Художественный образ

  2. Стиль

  3. Язык

  4. Портрет

  5. Гармония

  6. Композиция

  7. Красота

  8. Натюрморт

  9. Музей

Задание 2.

Напиши, чем отличаются:



  1. Перевод и художественный перевод

  2. Парадный и камерный портрет

  3. Эталон красоты в Древней Греции и современного человека

  4. Обряд и ритуал

  5. Знаки и символы

Задание 3.

Расположи перечисленные виды искусства в 3 группы: временные, пространственные и пространственно-временные:



  1. Литература

  2. Скульптура

  3. Театр

  4. Танец

  5. Кино

  6. Музыка

  7. Архитектура

  8. Дизайн

  9. Графика

  10. Декоративно-прикладное искусство

Задание 4.

Напиши, кем являются следующие люди:



  1. Леонардо да Винчи

  2. Александр Скрябин

  3. Вольфганг Моцарт

  4. Александр Невский

  5. Павел Третьяков

Задание 5.

Выбери правильный ответ:



  1. Художник, автор иконы «Троица»

А) Рублев, б) Васнецов, в) Грек

2. Первая цветовая установка была названа в честь

А) Кандинского, б) Скрябина, в) Чайковского

3. Борис Горбонос – это псевдоним

А) Пугачевой, б) Кабалевского, в) Шекспира

4. Импрессионизм переводится с французского как

А) рассказ, б) впечатление, в) восторг

5. Застывшей музыкой называют

А) живопись, б) архитектуру, в) музыку

6. Символ образа дороги – это

А) жизненный путь, б) бегство от чего-то, в) стремление к чему-то

7. Фольклор – это

А) русское народное музыкальное творчество

Б) русское народное творчество

В) народное творчество

8. Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас – это

А) «Могучая кучка», б) «Передвижники», в) «Три тенора»

Задание 6.



  1. Опиши, как связаны искусство и наука.

  2. Опиши идеал красоты одной из эпох (на выбор)