Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений С. А. Зинина. Программа рассчитана на 102 часа в расчете 3 часа в неделю




Скачать 241.61 Kb.
Дата10.01.2017
Размер241.61 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений С.А.Зинина. Программа рассчитана на 102 часа в расчете 3 часа в неделю. В основе содержания и структуры программы по литературе в 9 классе лежит «линейное» рассмотрение историко-литературного процесса, предваряемое концентрическим на хронологической основе вариантом построения курса 5-8 классов (программа для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.АЛалмаева).

В 9 классе продолжается изучение вершинных произведений классической литературы и литературы XX века, формируется первоначальное представление об историко-литературном процессе и реализуется основная эстетическая проблема -развитие реализма.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Большинство текстов включено в учебник-хрестоматию, что создает благоприятные условия для организации работы.

Программа позволяет постигать факты биографии писателя и особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества изучаемого писателя или поэта, его отношение к искусству, творчеству, людям. В 9 классе продолжается знакомство с детскими и отроческими годами жизни А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, предлагаются сведения об основных вехах творческой биографии писателя, творческая история произведения. В основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

9 класс подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. Творчество писателя изучается в историко-литературном аспекте. В связи с этим вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе, а сам материал организован с учетом возможной предпрофильной подготовки обучающихся гуманитарных классов.


Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков».

Программа дает широкий выбор учителю для введения краеведческого материала в урок, что является важным для изучения литературы на современном этапе для реализации регионального компонента.

Справочный материал включается последовательно и систематично. Из-за возрастных особенностей школьников(пятиклассники медленно работают с книгой) информация справок дублируется в тексте учебника и затем закрепляется по изучении темы в особом «Справочном разделе», учебника-хрестоматии.



Задачи изучения литературы:

воспитательная (формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, служащего глубокому и верному постижению прочитанного, содействующего проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности);

• образовательная (формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства).

В программу 9 класса 2009-2010 учебного года внесены дополнения: 2 часа на изучение повести Н.В.Гоголя «Шинель», так как данное произведение не было изучено по причине перехода с программы А.Г. Кутузова на программу Г.С. Меркина в 2008-2009 учебном году.



Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

• умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

• выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно

художественного произведения;

умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов

(эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и

драматические тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям,

аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в

раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей произведения и

пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений,

докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и

свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания

литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.







ДАТА


ТЕМА УРОКА




1




История отечественной литературы как отражение культурно-исторического развития нации.




2




Своеобразие литературных эпох. Основные литературные направления.




3




Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.




4




«Слово о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы.




5




Человек и природа в художественном мире поэмы. Образ Родины - русской земли.




6


:


Образ автора в поэме. Основная идея «Слова»




7




Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Р.р. Подготовка к сочинению.




8




Русская литература 18 века. Самобытный характер русского классицизма.




9




М.В.Ломоносов, прославление мира, науки, просвещения в поэзии Ломоносова.


,


10




Г.Р.Державин. «Фелица», «Памятник». Анализ стихотворений.




И




Расцвет отечественной драматургии. А.П. Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин.




12




А.Н.Радищев - гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву»




13




Сентиментализм. Анализ глав «Путешествия . . . »




14




Н.М.Карамзин. роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.




15




Литература первой половины 19 века. Становление и развитие русского романтизма




16




Поэтическое творчество КН.Батюшкова, К.Рылеева, Е.А.Баратынского




17




Художественное своеобразие поэзии В.Жуковского, анализ стихотворений.




18




Р.р. Анализ лирического стихотворения.




19




А.С.Грибоедов. Становление личности писателя. История замысла комедии «Горе от

ума»





20




Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения.




21




Утро в доме Фамусова. Анализ 1 действия комедии.




22




Р.р. Чтение отрывка наизусть ( 1явл. 2действие) Чацкий - Фамусов - Софья


1



23




Анализ 3 Действия комедии. Софья - Чацкий - Молчалин




24




Р. р. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» Обучающее сочинение




25




Прозрение героев. Анализ 4 Действия




26




Жанровое своеобразие комедии. Сюжет и композиция




27




«Век нынешний и век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии




28




Кто же Чацкий - победитель или побеждённый? Р. р. Работа со статьёй АТончарова «Мильон терзаний»




29




Р. р. Подготовка к сочинению по комедии




30




А.С.Пушкин, жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема дружбы.




31




Вольнолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность»




32




Романтические произведения А. С. Пушкина. Анализ поэмы «Кавказский пленник»




33




Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар»




34




Тема любви в лирике Пушкина. Анализ стихотворений «Я Вас любил», «К..», «На холмах Грузии»




35




Тема творчества в лирике поэта. Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Я памятник ...»




36




Болдинская осень. Художественное своеобразие «Повестей Белкина»




37




«Маленькие трагедии» реализм произведения. Нравственно-философское звучание драматургии П




38




Р. р. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики. Анализ стихотворения




39




Работа Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа. Онегинская строфа




40




Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина




41




Комментированное чтение 2 главы романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства.




42




Образ Татьяны. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движение её души




43




Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между картинами счастливой любви Ленского и Ольги и отношениями Т. и Онегина.




44




Анализ эпизода «Именины Татьяны». Завязка трагического конфликта.




45




Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание О. с юностью.







46




Анализ эпизода «Посещение Татьяны дома Онегина» Изображение Москвы в 7 главе




47




Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе




48




Образ автора в романе. Роль лирических отступлений




49




Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» Тест




50




Нравственно-философская проблематика романа «Евгений Онегин»




51




В.Г.Белинский о романе. Работа с критической статьёй




52




Р. р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина




53




М.Ю.Лермонтов, судьба и личность поэта. Время Лермонтова




54




Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Смерть поэта», «Пророю), «Поэт», «Кинжал»




55




Судьба М.Ю.Лермонтова и судьба его поколения. Анализ стихотворения «Дума»




56




Тема Родины и природы в лирике Лермонтова. Анализ стих. «Как часто пёстрою толпою окружён», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия»




57




Тема любви в лирике Лермонтова. «Расстались мы. . .», «Я не унижусь пред тобою», «Молитва»




58




Р. р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.




59




Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»




60




Анализ повести «Бэла»




61




Анализ повести «Максим Максимыч»




62




Анализ повести «Тамань»




63




Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники(Грушницкий и Вернер)




64




Печорин и Мери. Печорин и Вера




65




Анализ повести «Фаталист»




66




Р. р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова




67




Н.В.Гоголь. Судьба писателя. Обзор произведений




68




Поэма Гоголя «Мёртвые души». Смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ 1 главы.






69




Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мёртвь е души»








Образы Манилова, Коробочки, Ноздрёва.




70




Образы Собакевича, Плюшкина.




71




Образ губернского города в поэме. Композиционная роль «Повести о капитане Копейкине»




72




Образ Чичикова. Анализ 1 1 главы.




73




Души живые в поэме Гоголя (изображение народа). Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги.




74




Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.




75




Р.р. Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя




76




Р.р.




77




Общая характеристика литературы второй половины 1 9 века. Развитие традиций отечественного реализма




78




Расцвет социально-психологической прозы. Романы и.А. Гончарова.




79




Обзор романов И.С.Тургенева.




80




Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ глав «Истории одного города»




81




Лирическая ситуация 50-80 годов 19 века. Поэзия Некрасова, Тютчева, Фета.




82




Творчество А. Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.




83




Обзор романов Л.Н.Толстого.




84




Обзор романов Ф.М.Достоевского.




85




Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.




86




Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.




87




Обзор литературы 20 века. Своеобразие русской прозы рубежа веков.




88




Творчество М.Горького. Драма «На дне» как «пьеса-буревестник»




89




Творчество И.Бунина




90




Творчество А.Куприна




91




«Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Акмеизм, футуризм.




92




Многообразие поэтических голосов эпохи. Лирика А.Блока и С.Есенина.




93




Художественное своеобразие лирики В.В.Маяковского.






94




Лирика А.Ахматовой и М.Цветаевой.




95




Художественное своеобразие лирики Б.Пастернака




96




Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века. Проза М. Шолохова.




97




Проза Алексея Толстого.




98




Обзор художественных произведений Михаила Булгакова.




99




Литературный процесс 50-80 годов. Проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына.




100




Поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.




101




Новейшая русская проза и поэзия. Произведения Л.Петрушевской, Т.Толстой, лирика Юродского.




102




Контрольное сочинение.




  • Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие