Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план




страница1/3
Дата29.06.2017
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Васильева В.В.»



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № ___ от

«___» августа г

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

Васильева В.В.

«____» августа г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Большешатьминская СОШ»

_____________________

Васильев А.И.

«___»августа г.



Рабочая программа учителя


на учебный год

Наименование предмета:

Русская литература


Класс (специфика): 11 класс, общеобразовательный

ФИО учителя: Антонова Татьяна Геннадьевна



Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, 2006г.

. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.



Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс XI класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.

  5. Основные понятия по теории литературы.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.

  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Учебник: С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, 2006г.Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2005.



Дополнительная литература:

  • Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.

  • Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. 11 класс. М.: «Вако», 2005г.

  • М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.

  • В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С.-П.: «Паритет», 2006г.

  • Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007

  • Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1998

  • Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989

  • Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990

  • Конспекты уроков литературы. Русская литература 20 в. Москва, «Владос», 2000

  • 6. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 7- 11 классов

  • Н.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.

  • Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы.Задания.

  • 9.М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование в 11 классе. Ярославль, «Академия развития», 2003

  • Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ. М.: «АСТ-Астрель», 2004

Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  20. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

Электронные пособия

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.Толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Б.Васильев. “А зори здесь тихие...”

  10. А.К.Толстой. “Князь Серебряный”.

  11. А.Приставкин. “Ночевала тучка золотая”

  12. Б.Васильев. “Завтра была война”

  13. В.Шекспир. “Гамлет”. Радиоспектакль.

  14. И.В.Гёте. “Фауст”.

Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения






















План

Факт

1

Культурно-политическая ситуация в России в к.19-нач.20 века. «Серебряный» век русской поэзии и прозы.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Выборочная проверка записей тезисов. Фронтальный опрос.

Знать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимосвязь.

Прочитать вводные статьи учебника, составить тезисы; подготовить небольшие сообщения о театре, музыке, живописи этого периода







2

Русская проза к.19-нач.20в. М.Горький. Роль писателя в развитии литературы.

Изучение нового материала. Лекционный метод с элементами беседы.

Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции.

Индивидуальный. Фронтальный опрос.

Пробудить интерес к историческим и литературным местам в республике. Способствовать развитию творческих способностей.

Чтение учебника на с. 54-58. Литературное направление – романтизм. Для самостоятельного чтения - рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»







3

Раннее творчество. Новизна тематики и героев. «Старуха Изергиль»

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Составление таблицы с опорой на имеющиеся знания

Устная и письменная форма контроля

Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу. Приучать вести беседу, соблюдая этикет.

Анализ эпизода («Легенда о Данко» или «Легенда о Ларе»). В чём противопоставлены герои легенд, рассказанных Изергиль?







4

Пьеса «На дне». Отражение действительности, острота проблем.

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий

Фронтальный опрос, комментированное чтение

Формирование умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении.

Жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки.







5

«На дне». Трагические судьбы людей «дна». Спор о правде и назначении человека.

Изучение нового материала. Творческое чтение

Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы

Индивидуальный. Фронтальный опрос

Интерпретация обстановки «дна», умение сопоставлять произведения разных авторов по поднятой проблеме.

Чтение учебника на с ответы на вопросы 5,7.В каких изученных произведениях авторы обращаются к спору?







6

Урок-диспут. Актуальна ли тема «городского дна» в 21 веке?

Комбинированный

Комментированное чтение, сообщения учащихся об обитателях ночлежки, критическая оценка поступков героев, использование цитат для аргументированного ответа

Фронтальный опрос, комментированное чтение

Помочь учащимся в определении собственной гражданской позиции и в выборе жизненного пути.

Чтение учебника , ответы на вопросы 6,8,9.Наизусть монолог сатина о Человеке.

«Тема Человека в произведениях русских писателей – знакома ли она вам?









7

Л.Н.Андреев «Предстояла кража». Тема одиночества и пути его преодоления человеком.

Совершенствование знаний, умений и навыков. Беседа.

Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа

Ответы на вопросы, оценка индивидуальных домашних заданий, фронтальная беседа

Совершенствовать умение раскрывать философское содержание рассказов Андреева

Познакомиться с биографией А.Куприна, подготовить презентацию к уроку; перечитать произведения Куприна, заданные на лето







8

А.И.Куприн – талантливый писатель нач.20 века. «Гранатовый браслет»

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа

Работа с текстом, беседа по содержанию, сопоставительный анализ

Ответы учеников на вопросы, характеристика героев, фронтальный опрос, запись в тетради наиболее значимых моментов при анализе произведения

Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формирование читателя, способного понимать глубину человеческих чувств, красоту природы

Чтение учебника

Перечитать повесть «Гранатовый браслет»,









9

«Гранатовый браслет»-«это не столько рассказ о любви, сколько молитва о ней». (Ю.В.Бабичева)

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, работа с текстом, беседа

Устный контроль.

Развитие умения в определении мастерства Куприна в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе

Проанализировать письмо Желткова, как оно его характеризует.







10

Семинар. «Да святится имя твое». Что такое любовь?

Совершенствование знаний, умений. Литературная беседа

Тест на восприятие прочитанного. Индивидуальная и коллективная работа

Устная и письменная форма контроля

Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу. Приучать вести беседу, соблюдая этикет.

Подготовиться к урокам по творчеству Бунина







11

И.А.Бунин – поэт, прозаик, первый Нобелевский лауреат. Тема чистой и прекрасной любви в лирике Бунина.

Совершенствование знаний и умений

Коллективная работа. Аналитическая беседа

Устная форма контроля

Совершенствование умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения, что необходимо на ЕГЭ

Чтение учебника ответы на вопросы.







12

Тема сословных противоречий в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Изучение нового материала. Творческое чтение

Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы

Индивидуальный. Фронтальный опрос

Совершенствовать навыки анализа текста, развивать умение определять стилистические особенности стихотворений поэта

Подготовиться к контрольному уроку







13

Обобщение прозы начала века.

Р/р. Развернутый ответ на поставленный вопрос.

Контрольный урок

(учёт ЗУН)



Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем

Письменный опрос (тест). Защита творческих работ (по группам). самоконтроль

Умение оперировать знаниями по темам, навыки анализа текста, создание своего текста.

Подготовить сообщения о жизни и творческих исканиях поэтов, презентацию, подборку стихотворений







14

Поэзия «серебряного века»(8ч.)(обзор). З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский.

Изучение нового материала

Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века»

Составление тезисов по теме

Развитие общей культуры и эрудиции а также навыков исследовательской работы с текстом учебной литературы, творческого мышления. Новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм


Составить тезисы статьи учебника

Общая характеристика модернистских течений.



Наизусть стихотворение (на выбор)







15

И.Ф.Анненский – поэт, критик, драматург, переводчик и педагог. Страницы лирики.

Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение

Участие в эвристической беседе с элементами анализа лирического текста. Индивидуальная работа

Фронтальный и индивидуальный опрос

Углубление представлений о символизме. Постижение истоков формирования поэтического дара Анненского. Углубление навыков анализа лирического произведения. Приобщение к миру поэзии, формирование чувства прекрасного

Чтение статьи Ответы на вопросы 1,3,4 Цитатный план к стихотворению Анненского (на выбор). Сообщение о В.Я.Брюсове







16

В.Я.Брюсов – известный поэт эпохи «серебряного века».

Изучение нового материала. Лекция, сообщения учащихся

Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения

Фронтальный опрос, запись лекционного материала, индивидуальная работа

Углубление навыков анализа лирического произведения, формирование чувства прекрасного

Одно стихотворение наизусть ( по выбору); подготовить сообщение об основных этапах творчества Бальмонта







17

К.Д.Бальмонт – лирик-романтик.

Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение

Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста.

Фронтальный и индивидуальный опрос, проверка тезисов

Постижение стилистических особенностей стихотворений Бальмонта, их жанрового своеобразия. Формирование чувства прекрасного.

Наизусть одно из стихотворений Гумилёва, его анализ с точки зрения употребления выразительных средств. Сообщение оГумилёве







18

Н.С.Гумилев «Озеро Чад», «Капитаны».

Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение

Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста.

Фронтальный и индивидуальный опрос, проверка тезисов

Постижение стилистических особенностей стихотворений Гумилёва, их жанрового своеобразия. Формирование чувства прекрасного.

Наизусть одно из стихотворений Гумилёва, его анализ с точки зрения употребления выразительных средств. Сообщение об И.Северянине







19

И.Северянинпредставитель «чистой лирики».

Совершенствование знаний, умений, навыков.

Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, работа с текстом, беседа

Устный контроль.

Развитие умения в определении мастерства Куприна в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе

Проанализировать письмо Желткова, как оно его характеризует.







20

Велимир Хлебников – поэт-футурист нач.20века.

Совершенствование знаний, умений и навыков

Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа

Ответы на вопросы, оценка индивидуальных домашних заданий, фронтальная беседа

Совершенствовать навыки анализа текста, развивать умение определять стилистические особенности стихотворений поэта

Выучить наиз. стих. по выбору







21

Р/р. Выразительное чтение любимого стихотворения .

УРР

Выступление с сообщениями, ответы на вопросы учителя, рассказ о ранее прочитанных произведениях

Фронтальный опрос, развитие речи, устное сочинение




Подготовить сообщение о творчестве М.Цветаевой







22

М.И.Цветаева (2ч.) Тема любви в лирике поэта.

Урок обобщения и систематизации ЗУН. Урок-беседа.

Цитирование, работа с учебником.

Оценка ответов по вопросам домашнего задания в ходе беседы. Выразительное чтение, фронтальный опрос.

Развивать умение умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствование навыков целостного анализа текста.

Биография М.Цветаевой (групповые задания)








23

Р/р. Выразительное чтение стихотворения М.Цветаевой.

УРР

Беседа, реализация индивидуальных заданий, развитие речи

Индивидуальный, фронтальный

Совершенствование навыков выразительного чтения

Подготовить сообщение о творчестве А,А.Блока







24

А.А.Блок и литературно-художественные течения нач.20века. Краткий очерк жизни и творчества. «Стихи о Прекрасной Даме».

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Практическая работа.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.

Выучить стихотворение «Незнакомка», выбрать и прочитать стихотворения Блока о России. Подготовиться к сопоставительному анализу стихотворений







25

Основные темы лирики поэта. Философская символика, музыкальность стиха великого поэта.

Совершенствование знаний и умений. Творческое чтение лирических произведений

Анализ стихотворений Блока о России, выявление их стилистических особенностей

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль (реализация домашнего задания)

Уметь определять стилистические особенности стихотворений автора

Прочитать поэму «двенадцать». Какие фольклорные образы использует автор, для чего.







26

Поэма «Двенадцать». Изображение «мирового пожара» - стихии революционного переустройства жизни. Герои поэмы.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор

поэмы.


Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.

Выучить стихотв. наиз.







27

Обобщение творчества А.Блока. Ритмика и интонация блоковской лирики.

Комбинированный. Урок-семинар. Исследовательский, репродуктивный, слово учителя, беседа.

Индивидуальная и творческая работа при подготовке к семинару. Индивидуальная самостоятельная работа. Комментированное чтение.

Тестирование по содержанию поэмы. Опрос индивидуальный и фронтальный.

Умение отбирать материал при работе с дополнительной литературой. Развитие навыков творческой работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Подготовка к сочинению







28

Р/р. Сочинение Мой любимый поэт эпохи «серебряного века».

Контрольный. Творческая самостоятельная работа

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.

Индивидуальный

Развитие творческих способностей, письменной речи

Завершить работу дома.








29

Литература 1917-1929г.г. Поиск нравственных идеалов в прозаических произведениях.

Изучение нового материала. Сообщения учащихся, лекция

Выступления учащихся по теме урока, хронологической таблицы

Фронтальный опрос, индивидуальная работа, чтение и анализ стихотворений. Контроль за составлением хронологической таблицы

Развитие умения выявлять приметы стиля поэта, давать оценку произведению, конструировать, сопоставлять

Чтение статьи учебника

Индивидуально: презентация о Булгакове









30

М.А.Булгаков(3ч.) Жизнь. Творчество. Личность.

Изучение нового материала. Лекция, сообщения учащихся

Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения

Фронтальный опрос, запись лекционного материала, индивидуальная работа

Углубление навыков анализа лирического произведения, формирование чувства прекрасного

Перечитать роман «Белая гвардия»







31

«Белая гвардия»-роман о судьбах людей в революции.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Сообщения, подготовленные учащимися. Составление хронологической таблицы по материалу лекции.

Устные ответы по теме урока. Индивидуальный.

Умение делать выводы, проводить аналогии.

Подготовить сообщение о белом движении. Ответить на вопросы: «Какова тема романа «Белая гвардия», какова позиция автора?»







32

Вн./чт. «Мастер и Маргарита». Герои, проблемы. Тема совести.

Комбинированный. Метод литературной беседы

Аналитическая беседа, работа с текстом.

Фронтальный опрос. Литературная беседа

Совершенствование умения обобщать, делать выводы

Развёрнутый ответ: «Как я читал роман «Матер и Маргарита»







33

А.А.Фадеев «Разгром». Образ Левинсона.

Урок изучения нового материала. Работа с книгой.

Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств.

Тестирование, индивидуальные задания по карточкам, фронтальный опрос.

Развитие умения сжато пересказывать произведение, совершенствование навыков сопоставительного анализа.

Перечитать 4,9,11. Ответить на вопрос «Как воспринимают жизнь партизанского отряда различные герои: Мечик, Левинсон, Морозка»







34

И.Э.Бабель «Конармия». Особенность цикла прозы И.Бабеля.

Урок изучения нового материала. Работа с книгой.

Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств.

Тестирование, индивидуальные задания по карточкам, фронтальный опрос.

Развитие умения сжато пересказывать произведение, совершенствование навыков сопоставительного анализа.

Анализ других рассказов из цикла







35

Обобщение. Гуманизм изучения прозаических произведений.

Изучение нового материала

Выступления заранее подготовленных учеников. Составление тезисов лекционного материала

Индивидуальный (реализация домашнего задания). Фронтальный (выборочная проверка составленных тезисов)

Составить конспект урока

Подготовить небольшой рассказ по материалу урока..







36

Многообразие направлений в поэзии первых послевоенных лет Общая характеристика. Н.Асеев, Э.Багрицкий, Н.Тихонов.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.

. Подготовиться к сопоставительному анализу стихотворений







37

С.Есенин – тончайший лирик, мастер русского пейзажа.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.

Контроль осуществляется на последующих уроках (устный и письменный).

Развитие умения и навыков слухового восприятия поэтического текста, выразительное чтение стихотворений. Формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественных произведений.

Знать биографию С.Есенина.

Прочитать стихотворения из сборника «Радуница» (рекомендованный список)










38

Основные мотивы лирики.

Комбинированный. Урок-семинар. Исследовательский, репродуктивный, слово учителя, беседа.

Индивидуальная и творческая работа при подготовке к семинару. Индивидуальная самостоятельная работа. Комментированное чтение.

Тестирование по содержанию поэмы. Опрос индивидуальный и фронтальный.

Умение отбирать материал при работе с дополнительной литературой. Развитие навыков творческой работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Выучить наиз. стих Есенина







39

Р/р. Выразительное чтение стихов Есенина наизусть.

УРР

Индивидуальная и творческая работа

. Опрос индивидуальный

Развитие навыков творческой работы, умения анализировать.

Ответить на вопрос «Что сближает Сергея Есенина со своим героем?»








40

В.В.Маяковский (2ч.) – поэт-футурист. Особенности лирики, основные темы.

Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского.

Отзыв о прочитанных стихотворениях. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Индивидуальный (реализация домашнего задания). Устный (ответно-вопросная форма)

Умение анализировать поэтический текст, его интерпретация, умение сопоставлять с творчеством других поэтов

Выучить наизусть одно из патриотических стихотворений. Маяковский о задачах поэта: «Разговор с фининспектором о поэзии». Составить цитатный план.







41

Вступление к поэме «Во весь голос». Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

Изучение нового материала.

Выступления учащихся (реализация домашнего задания». Комментированное чтение, анализ стихотворений в классе.

Индивидуальный (реализация домашнего задания). Фронтальный опрос.

Умение анализировать лирический текст, работа над словарём неологизмов Маяковского, умение соотносить творчество поэта с общественной обстановкой.

Патриотическая лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Чтение стихотворение «Товарищу Нетте…», «Стихи о советском паспорте», их интерпретация.







42

Литература 1930-41г.г. Сложность творческих поисков и писательских судеб.

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, работа с текстом.

опрос, индивидуальный, Аналитическая беседа.

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы

Перечитать литературу периода Вов, подготовить презентации







43

А.П.Платонов«Чевенгур». Проблема поиска смысла жизни. Трудная судьба произведения.

Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, работа с текстом.

Фронтальный опрос, индивидуальный, Аналитическая беседа. Проверочная работа на знание содержания текста.

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы.

Читать «Песчаная учительница»», ответить на вопросы, записанные в тетрадь.







44

«Песчаная учительница». Образ юной учительницы.

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Самостоятельная работа – письменный ответ на домашний вопрос. Коллективная деятельность – участие в эвристической беседе.

Устный – вопросно-ответная форма. Письменный – самостоятельная творческая работа.

Развитие умений и навыков литературоведческого анализа лтекста, развитие умений и навыков обобщения нравственно-философских аспектов текста. Воспитание культуры диалогической и монологической речи.

Подготовиться к уроку по творчеству Шолохова .







45

М.А.Шолохов(4ч.) «Родинка»

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Коллективная деятельность – участие в эвристической беседе.

Устный – вопросно-ответная форма. Письменный – самостоятельная творческая работа.

Воспитание культуры диалогической и монологической речи.

Перечитать эпизоды из романа.







46

«Тихий Дон» - роман-эпопея о жизни казачества.

Урок совершенствование ЗУН

Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов.

Коллективная, индивидуальная

Помочь понять неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Воспитание любви и уважения к творческому наследию.

Письменно ответить на вопрос: «В чём трагедия Григория Мелехова?» Тезисный план «Движение души человека на примере Григория Мелехова.







47

Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии.

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, работа с текстом.

опрос, индивидуальный, Аналитическая беседа.

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы

Перечитать «Поднятую целину» М.Шолохова







48

Вн/чт. «Поднятая целина».

УРР

Выступления учащихся (реализация домашнего задания».

Аналитическая беседа





Индивидуальный (реализация домашнего задания). Фронтальный опрос.

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы










49

М.М.Зощенко(2ч.) Юмористические рассказы. «Монтер», «Кочерга».

Комбинированный урок. Проблемное изложение (литературная беседа)

Работа с текстом (письменный опрос)

Фронтальный опрос, индивидуальный, групповой. Аналитическая беседа

Углубление представления об иронии как средстве оценки характеров и жизненных ситуаций. Поиск художественных деталей портрета, речи., умение выразительного чтения

Устное сочинение «Каким я увидел героев Зощенко?







50

Р/р. Сопоставительная характеристика стилей художников слова изученного раздела.

Совершенствование ЗУН

Работа с книгой.



Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств.

Тестирование, индивидуальные задания по карточкам, фронтальный опрос.

Развитие умения сжато пересказывать произведение, совершенствование навыков сопоставительного анализа.

Подготовить презентации







51

Нравственный облик современника в поэзии 30-х г.(1ч.) Общая характеристика. М.А.Светлов, М.И.Искаковский.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.

. Подготовиться к сопоставительному анализу стихотворений







52

А.А.Ахматова(2ч.) Драматическая судьба поэта. Основные мотивы лирики.

Комбинированный урок. Проблемное изложение (литературная беседа)

Работа с текстом (письменный опрос)

Фронтальный опрос, индивидуальный, групповой. Аналитическая беседа

Поиск художественных деталей портрета, речи. Умение анализировать эпизод, умение выразительного чтения

Материал учебника о героях произведения. Устное сочинение «Каким я увидел Морозку?







53

Поэма «Реквием». Отражение в поэме трагедии личности, семьи, народа.

Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, работа с текстом.

Фронтальный опрос, индивидуальный, Аналитическая беседа. Проверочная работа на знание содержания текста.

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы.

Образ Мечика и Морозки Сопоставить образы героев. Анализ эпизода «Смерть Морозки»







54

О.Э.Мандельштам (1ч.) – неутомимый новатор слова. Этапы творческой биографии. Основные темы поэзии.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.

.Анализ стихотворений







55

Б.Л.Пастернак(2ч.). Своеобразие поэзии.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Сообщения, подготовленные учащимися. Составление хронологической таблицы по материалу лекции.

Устные ответы по теме урока. Индивидуальный.

Умение делать выводы, проводить аналогии.

Выучить наиз. стих. поэта







56

Р/р. Выразительное чтение понравившегося стихотворения поэта.

УРР

Работа с текстом (письменный опрос)

Фронтальный опрос, индивидуальный, групповой. Аналитическая беседа

Умение выразительного чтения

Подготовить сообщение о Н.Заболоцком







57

Н.А.Заболоцкий Философский подтекст стихотворений.

Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Заболоцкого

Аналитическая беседа, работа с текстом.

Фронтальный опрос, индивидуальный, Аналитическая беседа..

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы.

Прочитать В.Набоков «Другие берега»







58

Литература русского зарубежья. В.В.Набоков «Другие берега».

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, работа с текстом.

опрос, индивидуальный, Аналитическая беседа.

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы

Перечитать литературу периода Вов, подготовить презентации







59

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Изображение народного героизма в прозе о войне(обзор). (2ч.) В.П.Платонов, Э.Казакевич.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Сообщения, подготовленные учащимися. Составление хронологической таблицы по материалу лекции.

Устные ответы по теме урока. Индивидуальный.

Умение делать выводы, проводить аналогии.

Подготовить сообщение о творчестве Шолохова







60

М.Шолохов «Судьба человека».

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Индивидуальные сообщения учащихся. Участие в беседе по содержанию произведения.

Устные ответы на вопросы по теме урока. Сообщения учащихся (индивидуальный). Литературная беседа.

Углубление представления об иронии как средстве оценки характеров и жизненных ситуаций.

Подготовить сообщения о поэтах военной поры







61

Лирика военных лет (3ч.) (обзор).В.И.Лебедев-Кумач, А.А.Сурков, К.М.Симонов, М.Джалиль, Якуб Колас и др.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.

. Подготовиться к сопоставительному анализу стихотворений







62

А.Т.Твардовский. Основные темы лирики. «По праву памяти».

Урок совершенствования и углубления знаний.

Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений

Оценка умений анализа текста

Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста, определение тематики, системы образов, структуры лирики поэта.

Анализ стихотворения по выбору







63

Обобщение поэзии военных лет. Р/р.Выразительное чт.стих.

Урок совершенствования и углубления знаний.

Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений

Оценка умений анализа текста

Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста, определение тематики, системы образов, структуры лирики поэта.

Анализ стихотворения по выбору







64

Литература второй пол.20 века.(4ч.) Новое осмысление военной темы. К. Симонов «Живые и мертвые».

Комбинированный урок

Сообщения учащихся (реализация домашнего задания). Работа с текстом, беседа по содержанию.

Индивидуальный (по выступлениям учащихся), фронтальный опрос

Навыки монологического высказывания. Умение делать самостоятельные выводы.

Перечитать повесть В.Быкова «Сотников»







65

В.В.Быков «Сотников».

Комбинированный урок

Сообщения учащихся (реализация домашнего задания). Работа с текстом, беседа по содержанию.

Индивидуальный (по выступлениям учащихся), фронтальный опрос

Навыки монологического высказывания. Умение делать самостоятельные выводы.

Перечитать повесть К.Д.Воробьёва «Сотников»







66

К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой»

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая беседа, работа с текстом повести.

Оценка участия школьников в обсуждении вопросов урока.

Совершенствование навыков публичного выступления, умения давать характеристику прочитанному произведению

Прочитать повесть «Это мы, Господи!» Какую мысль несёт заглавие? Что нового в изображении ужасов войны показал К.Воробьёв?







67

Вн/чт. Тема «человек и война» в произведениях чувашских писателей.

Комбинированный урок. Истолкование художественного произведения.

Работа с текстом произведения, аналитическая беседа.

Индивидуальный (по выступлениям учащихся), фронтальный опрос. групповой

Совершенствование навыков пересказа. Умение вступить в дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, составлять устную рецензию на ответ товарища

Выбрать тему сочинения из предложенного списка. Подготовиться к сочинению. Подобрать эпиграф, цитаты. Составить сложный план к одной из тем.







68

  1   2   3

  • Рабочая программа учителя