Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе для 8Б,Д класса Тушевой Альфии Идиатовны




Скачать 421.16 Kb.
Дата27.06.2017
Размер421.16 Kb.
ТипРабочая программа

«Согласовано»
Руководитель ШМО

учителей русского языка

и литературы


«Согласовано»
Заместитель

директора по УР МОУ

«Лицей № 1 ЗМР РТ»



«Утверждено»
Руководитель МОУ

«Лицей № 1 ЗМР РТ»





_________ /А.И.Тушева/


___________/А.Н.Вафина/

_____________/С.Ю.Кудрявцева/

Протокол № 01

от «27» августа 2015 г.


«29» августа 2015 г.

Приказ № 245-о

от «1» сентября 2015г.






Рабочая программа

по литературе для 8Б,Д класса

Тушевой Альфии Идиатовны,

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей № 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Цели изучения:



  • способность к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовных ценностей культуры;

  • готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором;

  • овладение системой знаний, умений, навыков по предмету;

  • освоение через предмет представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Задачи изучения:

  • поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

  • обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественного произведения;

  • обогатить опыт читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру;

  • обеспечить осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателе, эпохе;

  • обеспечить освоение основ теоретико-литературных понятий;

  • развивать эстетический вкус;

  • развивать функциональную грамотность, чувство языка, умения и навыки связной речи.

Основные учебные цели:

  • умение интерпретировать (истолковывать, давать оценку) художественное произведение на основе личностного восприятия;

  • осмысливать специфику произведения литературы как словесного вида искусства.


Требованиями к уровню подготовки обучающихся


  • видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

  • определять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

  • воспринимать произведение на смысловом и эмоциональном уровне;

  • характеризовать произведение как художественное целое;

  • давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

  • использовать литературные термины для истолкования и оценки произведения;

  • указывать связь произведения со временем;

  • выразительно читать;

  • грамотно строить развёрнутые и аргументированные высказывания о героях произведения, владеть всеми видами пересказов;

  • писать сочинения, посвященные одному или нескольким героям;

  • работать со справочной литературой.

Должны быть усвоены базовые теоретико-литературные понятия: литературный герой - образ - литературный процесс.
Основными документами для разработки рабочей программы, являются:

  • государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089;

  • федеральная примерная (типовая) программа по предметам, утвержденная Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312.

  • Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений: программа литературного образования 5-11 кл. Авт. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. /Под редакцией Коровиной В.Я. - М.: Просвещение, 2008.


Учебно-тематическое планирование по литературе
Класс: 8Б,Д

Учитель: Тушева А.И.

Количество часов

Всего 70 часов, в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков -1, уроков развития речи - 4, домашних сочинений-5.

Учебник: Учебник-хрестоматия. 8 класс. В двух частях. Автор-составитель В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин- М.,

« Просвещение», 2010.







Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности

уч-ся


Планируемый результат

Вид контроля.

Дата проведения
План Факт

ИКТ




1

2

3

4

5

6

7

8







1

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Беседа

Тестирование



Интерес русских писате-лей к историческому про шлому своего народа.Ис-торизм творчества клас-сиков русской литер- ры. Выявление уровня литера-турного развития учащ-ся

Кратко повторить изученное в предыду щих классах; обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить учеников со структурой учебника

Тестирова-ние

Сен-тябрь










2.

Мой читательский выбор. Мой любимый герой.



Творчес-кий

Встреча в литературной гостиной « Путешествие в мир книги».



Уметь высказывать мне ние о самостоятельно прочитанных книгах, аргументируя свой ответ

Сочинение

Сен-тябрь










3

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы

«Житие Александра Невского». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека и способы создания характера в «Житии».



Рассказ учителя

Беседа


Житийная литература как особый жанр древне-русской литературы «Жи тие Александра Невско-го». Защита русских зе-мель от врагов и бран-ные подвиги Александра Невского.

Знать определение понятия «древнерус-ская литература»; особенности житийного жанра; понимать с текстом «Повести о житии…Александра Невского»

Найти в тексте традицион ные житийные мотивы.

Сен-тябрь










Литература европейского Возрождения

























4

Драма как род литературы. У. Шекспир Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы

Рассказ учителя.

Беседа.

Практи-кум



Слово о писателе. Поединок семейной вражды и любви.

Иметь представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, на-чать знакомство с биог-рафией и творчеством Шекспира; знать основ ные проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»; уметь анализировать поэтический текст

Выразитель ное чтение, анализ поэтичес-кого текста

Сен-тябрь










5

У. Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта». Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Беседа.

Практи кум



«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Иметь представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, на-чать знакомство с биог-рафией и творчеством Шекспира; знать основ-ные проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»; уметь анализировать поэтический текст

Выразительное чтение, анализ поэтическо-го текста

Сен-тябрь




Пре зента

ция
про

смотр в/ф





6

Шекспир сонеты №66, №130. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики

Беседа.

Практи кум



Выявление художественного своеобразия лирики Шекспира

Иметь представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, на-чать знакомство с биог-рафией и творчеством Шекспира; уметь анали зировать текст сонетов

Выразитель ное чтение, анализ поэтическо-го текста

Сен-тябрь










Литература 18 века

























7

Театр европейского классицизма. Обзор жизни и творчества Мольера. Комедия «Мещанин во дворянстве» .

Рассказ учителя. Беседа.

Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии. Мастерство пи-сателя. Общечеловечес-кий смысл комедии

Знать биографию и тво рчество Мольера; исто- рия создания комедии «Мещанин во дворянст ве»; интрига в пьесе; смысл и образы комед.

Ответить на вопросы. Тест на знание текста.

Сен-тябрь










8

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика в произведениях русских пи сателей 18 века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» че ловека. Отражение многообразия челове ческих чувств, освоение темы «человек и природа»

Беседа

Черты классицизма и сентиментализма

в русской лит-ре 19 века, тематика, жанры.



Знать основные черты классицизма и сенти-ментализма, проблема-тику произведений.


Ответить на вопросы.

Сен-тябрь










9

Д.И. Фонвизин – обзор жизни и творчества. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Рассказ учителя

Беседа


Слово о писателе. Сатирическая направлен ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Знать автора, факты его жизни и деятел-ти, его место в развитии драма тургии и театра, исто- рию создания пьесы и её сценическую судьбу, действующих лиц, сю- жет комедии, уметь объ яснять основной конф- ликт, находить в пьесе черты классицизма.

Ответить на вопросы.

Сен-тябрь




Пре зента

ция.





10

Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Идея гражданского служения в пьесе.

Рассказ учителя

Беседа


Идеал человеческого дос тоинства, гражданского служения Родине. Гума-нистический пафос коме дии. Персонажи, выража ющие авторскую оценку происходящего.

Уметь анализировать текст, называть персо-нажей, выражающих авторскую оценку; давать характеристику героям.

Ответить на вопросы.

Ок-тябрь










11

Проблема воспитания в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Рассказ учителя

Беседа


Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Прос-такова и её представле-ния о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина.

Уметь объяснять но ваторство. Фонвизина объяснять причину кра ха Простаковой, уметь анализировать ключе-вые сцены комедии.

Ответить на вопросы.

Ок-тябрь










12

Н.М. Карамзин – слово о писателе. Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», её обращенность к душевному миру героев.

Рассказ учителя

Беседа


Черты сентиментализма в повести,приемы раскры- тия душевного мира героев

Знать периоды русской литературы 18 века

ответ на вопрсы

Ок-тябрь




Пре зента

ция.





13

Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы её выражения. Особенности языка и стиля повести.

Рассказ учителя

Беседа


Выявление принципов изо бражения природы, раск рытия психологических особенностей героев,форм выражения авторской по-зиции, особенностей языка и стиля

Иметь представление о целостности образа писателя сентименталиста и историографа

тест

ок-тябрь







14

РР Сочинение по произведениям 18 века (или развернутый ответ на вопрос)

Развитие речи

Создание сочинения-рассуждения по произведениям 18 века

Уметь создавать текст-рассуждение на предложенную тему

Сочинение

ок-тябрь










Литература 19 века 37час.

























15.

Романтизм и реализм в русской литературе 19в. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и ис-тория. Свобода и ответственность личнос ти. Образ «маленького человека».Размыш ление о национальном характере. Нрав ственный смысл исторических сюжетов

Рассказ учителя


Черты романтизма и реализма в русской лит-ре 19 века, тематика, жанры.

Знать основные черты романтизма и реализма, проблема-тику произведений.


Ответить на вопросы.

Ок-тябрь










16.

Обзор жизни и творчестваВ.А.Жуковско-го. Баллада как лироэпический жанр. Сю-жетные особенности баллад Жуковского. Баллада «Светлана». Образная система баллады, её фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

Рассказ учителя

Беседа


Слово о писателе. Жанр баллады. Особенности баллад Жуковского. Анализ баллады «Светлана».

Знать автора, факты его жизни и творчества, понимать особенности его лирики, уметь анализировать поэтический текст

Ответить на вопросы.

Ок-тябрь




Пре зента

ция.





17.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лицей и 20-е годы жизни поэта.

Тема «дружества святого» в стих-ии «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)



Беседа Практи кум

Лицейские годы поэта.Мо тивы дружбы,прочного со юза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина к лицейскому братству.

Ответить на вопросы.

Ок-тябрь




Пре зента

ция.





18.

Стихотворения «К***». Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина


Беседа Практи кум

А.С. Пушкин. Слово о по эте. История создания. Обогащение любовной лирики мотивами пробу-жения души к творчеству.

Знать историю созда-ния стихотворения. Уметь определять тему, находить выразитель-ные средства языка.

Выразитель-ное чтение.

Ок-тябрь










19.

Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Тучи».

Беседа Практи кум

Разноплановость содержания стихотворения. Особенность поэтической формы.

Уметь объяснять при чину появления стихо-творения, объяснять его символическй смысл, композицию

Сопоставле-ние различ-ных интер-претаций стихотвор-я

Но-

ябрь











20.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношения исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.

Рассказ учителя

Беседа


Замысел создания рома-на. Отношение поэта к прошлому . Отражение событий пугач-ого вос-стания. Вымышленные ге рои и их прототипы.

Знать творческую исто-рию романа, Уметь определять тематику романа, сопоставлять худ.произведение с ис торическим трудом.

Ответить на вопросы.

Но-

ябрь





про

смотр в/ф






21.

Формирование личности Гринева жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Роль эпиграфов





Путь духовного станов-ления главного героя. Гринев и Швабрин.Нрав-ствен ная оценка его лич ности. Роль эпиграфов.

Понимать особенности жанра, роль эпиграфов, уметь выделять сцены, рисующие формирова-ние личности рассказ-чика

Ответить на вопросы.

Но-

ябрь











22.

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

Беседа

Семья капитана Ми ро нова. Маша Миро нова – нравственный идеал Пушкина. Нравственная красота героини. Смысл названия романа.

Объяснять смысл назва ния романа, понимать отношение автора и других действующих лиц к героине, уметь анализировать текст.

Ответить на вопросы.

Но-

ябрь











23.

Тема «русского бунта» и образ Пугачева.

Беседа Практи-кум

Отношение автора и рас- сказчика к народной вой-не. Своеобразие личнос-ти Пугачева. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ.

Уметь объяснять отно-шение автора к пробле-ме народного восстания масштаб и сложность личности Пугачева. Роль Пугачёва в жизни героя.

Сравнитель-ная характерис-тика героев. Ответы на вопросы.

Но-

ябрь











24.

Тема милости и справедливости в романе «Капитанская дочка». Судьба человеческая и судьба народная в романе.

Урок развития речи

Гуманизм, историзм А.С. Пушкина в романе.Истори ческая правда и художест- венный вымысел.Особен- ности композиции. Фольк лорные мотивы. Понятие о романе и реалистичес -ком произведении.

Знать, почему роман называют поэтическим завещанием Пушкина. Понимать особенности жанра, идейно-худо-жественное содержание романа.

Составление таблицы сравнитель -ной характе-ристики героев. Ответить на вопросы.

Но-

ябрь











25.

Сочинение по роману А.С. Пушкина

Урок развития речи

Тема, идея, план. Гринёв в жизненных испытаниях.

Уметь обдумывать те-му ставить перед собой вопросы,определяющие ход для рассуждения, строить развёрнутое вы сказывание, соблюдая нормы литературного языка.

Работа с черновым вариантом сочинения.

Сочинение.



Де-кабрь










26.

А.С. Пушкин «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Образ главного героя и «наполеоновская» тема. Особенности использования фантастического

Рассказ учителя

Беседа


Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.Об раз Петербурга.Компози- ция повести: смысл назва ния,эпиграфов, символи- ческих и фантастических образов эпилога.Германн как художественное открытие Пушкина.

Знать историю созда-ния повести, понимать её нравственную проблематику, уметь объяснять художественное своеобразие повести.

Ответы на вопросы

Тест на знание текста.



Де-кабрь




про

смотр в/ф






27.

Э.А. По. Слово о писателе.

Новелла «Золотой жук». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и их реальное объяснение



Рассказ учителя

Беседа


Основные этапы жизни и творч-ва писателя. Ро-мант-кий пейзаж как сред-ство воздействия на чита-теля. Образ главного ге-роя. Фантаст-кие события и реальное их объяснение.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, понимать фантастические события и реальное их объяснение.

Ответить на вопросы.

Де-кабрь




Пре зента

ция.





28.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри»

Рассказ учителя

Беседа.



Слово о поэте. История создания поэмы. Своеоб-разие сюжета и компози-ции поэмы. Тема и идея произв-ния. Композиция.

Понимать, что значит Кавказ для поэта. Знать факты жизни и твор-чества поэта , понимать тему и идею поэмы.

Составить план поэмы. Ответить на вопросы.

Де-кабрь




Пре зента

ция.





29.

Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств

Беседа.


Мцыри как романтичес- кий герой. Воспитание в монастыре. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме.

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора, выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя.

Составить план хар-ки Мцыри. Ответить на вопросы.

Де-кабрь










30.

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Тема природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».


Беседа.


Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. Белинский о поэме «Мцыри».

Знать черты романтиз-ма как литературного направления, определе-ния понятия, выявлять черты романтизма в поэме, определять стихотворный размер.

Тезисы лекции учителя, статьи учебника. Ответить на вопросы.

Де-кабрь










31.

Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»


Урок развития речи

Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Уметь анализировать текст, работать с крити-ческой литературой; писать сочинение

Сочинение

Де-кабрь










32.

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки.


Рассказ учителя. Беседа

Н.В. Гоголь писатель-сатирик. История создания комедии и ее первой постановки.

Знать биографию писа- теля; исторические со-бытия, отраженные в комедии,противоречи-вые оценки пьесы современниками.

Ответить на вопросы.

Де-кабрь




Пре зента

ция.





33.

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии.


Беседа


Разоблачение поро ков чиновничестваа в пьесе. Приемы сатир-ого изоб-ражения чиновников. Раз витие представлений о комедии,сатире и юморе

Знать содержание коме дии, понимать её сю-жет, черты обществен-ного строя России пер-вой половины Х1Хвека, определять завязку действия.

Ответить на вопросы. Тест на знание текста.

Де-кабрь




про

смотр в/ф







34.

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление

Практи-кум

Хлестаков. Авторские средства раскрытия ха- рактера.Хлестаковшина как нравственное явление

Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях, оценивать речь героя, понимать, что такое хлестаковшина

Ответить на вопросы.


Ян-варь










35.

Образ города и тема чиновничества в ко-медии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.

Беседа.


Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта.. Смысл эпиграфа.

Уметь объяснять компо зицию , понимать роль «миражной интриги», объяснять значение не-мой сцены, её символ-кий смысл, оценивать язык комедии, использо вать в своей речи «крылатые» выражения

Ответить на вопросы. Тест на знание текста.

Ян-варь










36.

Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персо-нажей. Многозначность финала пьесы.

Беседа.


Многозначность финала

Уметь анализ-ать текст, работать с критической литер-рой; писать сочинение

Работа с черновым вариантом сочинения.

Ян-варь










37.

Н.В. Гоголь «Шинель» - одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя

Рассказ учителя. Беседа

Н.В.Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Образ «малень- кого человека» в литера-туре. Авторское отноше-ние к герою и событиям. Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значитель- ного лица» в истории Акакия Акакиевича. Ду-ховная сила героя и его противостояние безду-шию общества Роль фан-тастики в повествовании

Знать обстоятельства жизни Гоголя в Петер-бурге в 30-е годы, твор- ческую историю повес-ти, её сюжет. Уметь анализировать текст, делать выводы об изме-нениях в портрете, пове дении, речи, настрое-нии героя с появлением шинели, оценивать от-ношение автора к изоб-ражаемому, уметь вы-ражать своё отношение к герою, событиям

Ответить на вопросы. Тест на знание текста.

Ян-варь










38.

Сочинение по творчеству Гоголя

Урок развития речи

Обучение сочинению

Уметь анализировать текст, работать с крити-ческой литературой; писать сочинение

Сочинение

Ян-варь










39.

Обзор жизни и творчества А.Н. Островского. Пьеса «Снегурочка».

Беседа

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке».

Уметь анализировать текст, понимать сюжет пьесы.

Ответить на вопросы.

Фев-раль




Пре зента

ция.





40.

Берендей и Снегурочка. Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке».

Беседа

Система образов, персонажей в пьесе.

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя

Составить план пьесы, Ответить на вопросы.

Фев-раль










41.

Власть природы и порывы человеческого сердца. Гуманизм сказки Островского.

Беседа

Гуманизм сказки Островского. Духовный мир,мысли и чувства героя

Понимать духовный мир,мысли и чувства ге роя,замысел автора вы-являть способы и средства раскрытия образа главного героя

Ответить на вопросы

Фев-раль










42.

А.К.Толстой. Слово о писателе. Историческая тематика в творчестве Толстого «Князь Серебряный»


Рассказ учителя. Беседа


Слово о писателе. Ис торическая тематика в творчестве писателя.

Знать биографию писа-теля, понимать своеоб-разие историзма Толсто го, знать историю соз-дания романа,

Составить план содержания романа.

Фев-раль




Пре зента

ция.






43.

Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений А.К. Толстого.

Рассказ учителя. Беседа


Художественная концеп-ция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи ти- рании и покорности. Нравственная проблема-тика произведений А.К. Толстого.

Уметь определять социально-нравст-венные проблемы.

Ответить на вопросы

Фев-раль




про

смотр в/ф






44.

А.К. Толстой Стихотворение «Средь шумного бала». Тема любви в лирике А.К. Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

Беседа Практи-кум

Прослушивание, чтение; ответы на вопросы, устное сообщение о поэте, выр. чтение, устное сло-весное рисование; уста-новление ассоциативных связей с произведениями музыки;

Знать автора, факты его жизни и творчества, понимать особенности его лирики, уметь анализировать поэтический текст

Анализ поэ-тического текста.

Фев-раль










45.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Толстой в Казани. Рассказ «После бала». Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни.

Рассказ учителя. Беседа

Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои.Идея раз-деленности двух Россий. Мечта о воссоединении

дворянства и народа



Знать биографию писа-теля, понимать своеоб-разие историзма Толс-того, знать историю со-здания рассказа уметь определить социально-нравственные проблемы рассказа.

Ответить на вопросы.

Фев-раль




Пре зента

ция.





46.

Особенности сюжета и композиции рассказа. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Проблема контраста. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Рассказ учителя. Беседа


Мастерство Л.Н. Толсто-го в рассказе.Особеннос ти композиции. Антите за, портрет, пейзаж, внут ренний монолог как при ем изображения внутрен него состояния героев. Психологизм рассказа

Знать особенности рассказа, писательский замысел, иметь навыки анализа текста

Ответить на вопросы. Сопостави-тельные характерис-тики героев.

Фев-раль










47.

Сочинение на тему: «Утро, изменившее жизнь».

Урок Р.Р.

Обучение сочинению

Уметь создавать текст на заданную тему

сочинение

март










48.

Обзор жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

Повесть «Белые ночи».



Рассказ учителя. Беседа


Слово о писателе.Тради- ции сентиментализма в по вести. Судьба Мечта-теля и образ Петербурга. Особенности художественной манеры писателя.

Знать автора, факты его жизни и творческой де-ятельности.

Составить план содер-жания. Отве-тить на воп-росы. Тест на знание текста.







Пре зента

ция.





49.

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга.

Беседа


Психологические наблюдения в повести Особенности художественной манеры писателя.

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, показать своеоб-разие его характера; уметь определять нрав-ственные проблемы, поднимаемые автором.

работа с текстом, характерис-тики героев

ответ на вопросы



март










50.

Особенности художественной манеры писателя

Беседа


Особенности художественной манеры писателя

Понимать особенности художественной манеры писателя.

ответ на вопросы

март










51

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Рассказ учителя

Беседа


Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Знать автора факты его жизни и творческой дея тельности, содержание рассказа,его тему,уметь выявлять философский смысл рассказа.

Ответить на вопросы.

март




Пре зен

та

ция.






52

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в прозе Бунина. Мастерство И.А. Бунина-прозаика

Рассказ учителя

Беседа


Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика

Знать автора, факты его жизни и творческой дея тельности, содержание рассказа; уметь опреде лять тему рассказа, оце нивать особенности его творческой индивидуальности.

Ответить на вопросы. Тест на знание текста.

март




Пре зен

та

ция.






53

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Человек и общест во как одна из «вечных» проблем литературы, её отраже-ние в рассказе «Куст сирени». Своеобразие главного героя, гуманистический пафос произведений Куприна. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Рассказ учителя

Беседа


Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. Преставления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Знать автора, факты его жизни и творчестве; выявить нравственные проблемы рассказа, развивать навыки анализа текста

Ответить на вопросы. Тест на знание текста.

Ап-рель




Пре зен

та

ция.






54.

Урок внеклассного чтения. М. Горький. Рассказ «Челкаш».

Рассказ учителя. Беседа


Слово о писателе. История создания рас-сказа. Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье.

Знать историю созда-ния рассказа, его содер-жание, героев; пони-мать тему, идею, смысл конфликта; уметь давать сравнительную характеристику героев

работа с текстом, характерис-тики героев

ответ на вопросы



Ап-рель










55.

А.А. Блок.

Слово о поэте. Стихотворения. «На поле Куликовом», «Россия»

Своеобразие лирики Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта.


Рассказ учителя

Беседа


Слово о поэте. Своеобра-зие лирики, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшно-го мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

Знать автора, факты его жизни и творчества, понимать особенности его лирики, уметь анализировать поэтический текст

работа с текстом,


Ап-рель




Пре зен

та

ция.






56.

«О весна без конца и без краю». Мотив отрицания и принятия жизни.

Беседа.

Мотив отрицания и принятия жизни.

Понимать особенности его лирики, уметь анализировать поэтический текст

презентации выразитель-ное чтение, ответы на вопросы

Ап-рель










57.

М. Булгаков.

Обзор жизни и творчества. Особенности булгаковской сатиры






Основные этапы жизни и творчества писателя. Особенности булгаковской сатиры

Знать автора, факты его жизни и творчества, особенности булгаковской сатиры

Составить план содер-жания. Отве тить на воп-росы.

Ап-рель




Пре зен

та

ция.






58.

Повесть «Собачье сердце». Сюжет и система образов повести.





Сюжет и система образов повести.

Знать и понимать сюжет и героев повести

работа с тек стом, харак теристики ге роев, ответ на вопросы

Ап-рель




про

смотр в/ф






59.

Повесть «Собачье сердце». Авторская позиция

и способы её выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.






Авторская позиция

и способы её выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.



Знать авторскую

позицию и способы её выражения, понимать понятие «Шариков-щина», философскую проблематику повести.



работа с текстом, характерис-тики героев

ответ на вопросы



Ап-рель










60.


Обзор жизни и творчества А.Т Твардовского. Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, её читательская судьба. Особенности сюжета поэмы

Рассказ учителя

Беседа


Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Знать вехи жизненного и творческого пути Твардовского; роль поэ мы в годы ВОв, пони-мать особенности жан-ра и сюжета, понятие народности в литер-ре.

презентации, выразитель-ное чтение, ответы на вопросы

Ап-рель






Пре зен

та

ция.






61.

Глава «Переправа». Тема человека на войне и в поэме. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина

Обучение устному рассказу

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Понимать, как в поэме сочетаются героика и юмор; знать определяю щие качества Василия Теркина; уметь вырази тельно читать, анализи ровать поэтический текст

работа с текстом, характерис-тики героев

ответ на вопросы



Ап-рель










62.

Глава «Два бойца», «Поединок». Тема родины и её воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность «Книги о бойце».

Беседа

Тема родины и её воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность «Книги о бойце».

Знать определяющие ка чества Василия Терки-на; уметь выразитель-но читать анализиро-вать поэтический текст

работа с тек стом, харак теристики ге роев ответ на вопросы

Ап-рель










63.

М. Карим. Слово о поэте. «Бессмертие». Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина.Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений.

Рассказ учителя

Беседа


Основные этапы жизни и творчества поэта. Ос-новные темы. Воспева-ние дружбы между наро-дами, гуманистический пафос стихотворений.

Знать основные этапы жизни и творчества поэта, основные темы в творчестве.

Анализ поэ-тического текста.

Май




Пре зен

та

ция.






64.

М.М. Зощенко. «История болезни» Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

Рассказ учителя

Беседа


Сатира и юмор в расска-зах Зощенко. Разоблаче-ние обывательского и потребительского отношения к миру.

Понимать юмор и сатиру в художественном произведении.


работа с тек стом, харак теристики ге роев ответ на вопросы

Май




Пре зен

та

ция.






65.

М.М. Зощенко «Баня» Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко

Рассказ учителя

Беседа


Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

Понимать юмор и сатиру в художественном произведении.

работа с тек стом, харак теристики ге роев ответ на вопросы

Май










66.

Литература о Великой Отечественной войне. Стихи и песни о войне.

Беседа

Патриотические чувства авторов и их мыс ли о Родине и о войне.

Патриотические чувст-ва авторов и их мысли о Родине и о войне. Знать автора стих-ия, понимать, о каких собы тиях идёт речь, каким чувством проникнуто произведение.

Комментированное чте-ние стих-й о войне

Май










67

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Рассказ учителя

Беседа


Комментированное чтение, словесное рисование

Понять нравственную проблематику произве-дения – величие подви-га советского народа

работа с тек стом, харак теристики ге роев ответ на вопросы

Май




про

смотр в/ф






68

Б. Окуджава Слово о поэте. Стихотворе-ния «Молитва Франсуа Вий- она», «Арбат ский романс». Мудрость и душевная щед-рость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры

Рассказ учителя.

Анализ образа лирического героя

Знать автора, факты его жизни и творчества, понимать особенности его лирики, уметь анализировать поэтический текст

Анализ поэ-тического текста.

Май




Пре зен

та

ция.






69

В.С. Высоцкий «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лиричес-кий герой поэзии Высоцкого. Исповедаль-ный пафос и напряжённость чувств в ли-рике Высоцкого. Влияние авторского ис-полнения на восприятие его произведений

Рассказ учителя.

Анализ образа лирического героя, особенностей лирики поэта

Знать автора, факты его жизни и творчества, понимать особенности его лирики, уметь анализировать поэтический текст

Анализ поэ-тического текста.

Май


Пре зен


та

ция.





70

Итоги года

Рекомендуемая литература на лето



Урок-зачет


Литература и история в произведениях, изучен-ных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето



Знать произведения, изученные в 8 классе

Зачётная работа

Май












Дополнительная литература :

    1. Л.В.Чернец и др. «Школьный словарь литературоведческих терминов», - М.: Просвещение, 2002

    2. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова. Литература в 8 классе. М. « Русское слово» , 2000..

3. Н.Н.Коршунова Е.Ю.Липина. Литература. 5-8 классы. Тесты. М. « Дрофа». 1997.

4. Рабочие программы по литературе 5-9 классы.Методическое пособие. Сост.Г.М.Вялкова; под редакцией

Л.Н.Савиной.- М.: Издательство «Глобус», 2009. (Образовательный стандарт).

5. Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год


6. Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год

7. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

8. Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год
9. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство: Аванта+, 2006 год

10. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература.Часть 1.От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство:

Аванта+, 2005 год
11. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века Издательство:
Аванта+, 2005 год



Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page



4. http://www.openclass.ru/

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс

  • Пояснительная записка.
  • Требованиями к уровню подготовки обучающихся
  • Учебно-тематическое планирование по литературе
  • Дополнительная литература
  • Аванта+