Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе для 8 а класса




Скачать 433.76 Kb.
Дата03.07.2017
Размер433.76 Kb.
ТипЗакон

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №3»


Рассмотрено

МО__________

Протокол № 1

От «__»_______2013г.

Руководитель МО

_____________________



Согласовано

«__»_______2013г

Зам директора по УВР

____________________



_____________________

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2013г.

Директор МОУ

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №3»

________Е.К Сафонова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 8 а класса

(базовый уровень)

учитель Мухина Евгения Витальевна

II квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе

авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной; Москва «Просвещение» 2010 год

для общеобразовательных школ

2013 -2014 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:



  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.

  2. Закон РФ «Об образовании» (статья 7).

  3. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы основного общего образования на 2013-2014 учебный год.

  4. Учебный план МОУ «Железногорская СОШ №3» на 2013 – 2014 учебный год.

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Железногорская СОШ №3» на 2012-2013 учебный годы .

  6. Авторская программа основного общего образования по литературе.

  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75 -37-0541/11

Данная рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса А разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной; Москва «Просвещение» 2010 год, допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 раза в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующей программой, учебно-методическим комплексом, входящим в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях:

- учебник для учащихся: «Литература. 8 кл.:Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.- сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010»

- методические пособия для учителя:

1) Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 класс»: методическое пособие/ О.А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

2) Поурочные разработки по литературе. 8 класс.: методическое пособие/ И.В. Золотарёва, Т.А. Крысова. – М.: «ВАКО», 2006.

3) Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. Ч. I и II/ авт.-сост. С.Б. Шадрина. - Изд. 2-е, испр. и доп. Волгоград: «Учитель», 2011г.


Структура курса сохраняет авторскую концепцию.

Содержание основного общего образования по литературе представляет собой чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

задачи обучения:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы;

  • воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

  • формирование общеучебных умений и навыков, литературной компетентности учащихся.

Организация учебного процесса в рамках реализации рабочей программы в данном классе основывается на классно-урочной системе обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока используется ряд других организационных форм обучения:

- лекции, беседы, дискуссии;

- обучение сочинению, составлению различных видов плана, конспектов;

- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, подготовку к сочинению, вдумчивое прочтение произведений);

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

- индивидуальная (консультации);

- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Учебный процесс в рамках реализации рабочей программы в данном классе основывается на следующих методах:

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

- по источнику получения знаний: словесно-практический.

и средствах:

- работа в малых группах;

- работа в парах;

- индивидуальная работа;

- фронтальная работа.

Достижение поставленных целей и результатов связано с организацией учебных, учебно-исследовательских и мыслительных видов деятельности.

Реализация программы позволит сформировать у учащихся знания следующего порядка:

- знать авторов и содержание изученных произведений;

- освоение теоретических понятий;

- портрет героя, характер, автобиографическая проза;

- речевая характеристика героя;

- углубить понятия: тема, текст, герой, сюжет, композиция;

- понятие о художественном стиле литературного произведения;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представлении); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

При освоении содержания курса учащиеся овладеют следующими видами деятельности и умениями:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

- составлять и редактировать устные и письменные высказывания о тех или иных событиях с определенными стилистическими характеристиками;

- точно и выразительно высказывать свои мысли;

- соотносить стихотворение, особенности поэтического произведения с его содержанием и настроением;

- заучивать и выразительно рассказывать литературные художественные тексты;

- формулировать и обосновывать нравственную оценку героев художественного произведения;

- находить в справочно-энциклопедической литературе материал для комментирования художественного произведения.

Проверка и оценка результатов обучения по данной программе будет осуществляться

в форме контрольных работ – 4:



  1. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина;

  2. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина;

  3. Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина;

  4. Итоговый контроль по теме «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» (по выбору учащихся на примере 2 – 3 произведений).

В форме семинаров – 3:

  1. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах);

  2. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6 – 7 классах);

  3. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя ( с обобщением изученного в 5 – 7 классах).

Календарно-тематический план к рабочей программе по предмету.



Раздел.

Тема урока



Кол-во часов

Дата

Корре

кция


Основное содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание


1.


Введение. Литература и история.


1








Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.


понимать образную природу словесного искусства;

уметь выражать свое отношение к прочитанному.




тестирование


стр. 3-5

2.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр.




1







Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

уметь выразительно читать лирические произведения, соблюдая нормы литературного произношения.




повторение жанров фольклора, записать в тетрадь частушки, сделать иллюстрацию к народной песне

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1







Особенности содержания и художественной формы народных преданий «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

знать содержание преданий;

уметь выделять смысловые части преданий, выражать свое отношение к прочитанному.



самостоятельная работа

содержание преданий

4.

Древнерусская литература.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).



1







Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

знать содержание изученного произведения;

уметь определять отличительные признаки древнерусской литературы, находить черты житийной литературы; выделять авторскую позицию.



сочинение-миниатюра

чтение и пересказ, анализ «Жития…»

5.

Вн/чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1







Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

владеть содержанием повести;

уметь выражать свое отношение к прочитанному;

владеть различными видами пересказа (подробным и выборочным).


отзыв

подготовиться к анализу, сообщение о Фонвизине

6.

Из русской литературы XVIII века. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Понятие о классицизме.

1







Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

знать основные факты жизни и творческого пути писателя;

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику комедии; давать характеристику героев.



составление сравнительной характеристики по заданным критериям.

проч. I, II действия комедии. Найти в комедии речь каждого персонажа, подготовить рассказ о Стародуме.

7.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

1







Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

знать содержание изучаемого произведения;

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, давать характеристику героев.



анализ эпизода

дочитать комедию, выписать афоризмы, найти черты классицизма в пьесе

8.

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

1







Подготовка к написанию домашнего сочинения на примере 1 – 2 изученных произведений.

уметь выражать свое отношение к прочитанному, писать сочинение.

сочинение

написать сочинение. Подготовить сообщение об И.А. Крылове.

9.

Из русской литературы XIX века. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Мораль басен.


1







Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

уметь определять сатирическую направленность басен; выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

выразительное чтение

анализ басни.

10.

Вн/чт. И.А. Крылов - поэт и мудрец.

1







Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

знать содержание изученных басен И.А. Крылова; уметь участвовать в диалоге по обсуждению прочитанных произведений, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою

чтение наизусть

составить простой план статьи учебника о биографии К.Ф. Рылеева.

11.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева.

1







Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.

уметь определять род и жанр изученного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику герою; владеть элементами сопоставительного анализа.

выразительное чтение

анализ думы «О покорении Сибири Ермаком».

12.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября».

1







Отношение поэта к истории и исторической теме в литературе. Основные темы и мотивы стихотворений. Особенности поэтической формы.

знать основные факты жизни и творческого пути поэта; историю создания памятника А.С. Пушкину;

уметь выразительно читать стихотворения, в том числе выученные наизусть, владеть навыками анализа лирического произведения.



анализ стихотворений

наизусть, хронологическая таблица.

13.

Семинар по теме «А.С. Пушкин и история».

1







Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6–7 классах).

уметь строить письменные и устные высказывания в связи с изученным произведением.

семинар

учебник

14.

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

1







История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

развернутый ответ на вопрос

чтение 1-2 глав повести, характеристика Гринева

15.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения.

1







Историческая основа произведения. Герои и их исторические прототипы.

уметь выделять и формулировать тему, идею произведения, давать характеристику героям; выражать свое отношение к прочитанному.




чтение «Капитанской дочки» - 3-5 гл. рассказ о жизни Гринева

16.

Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1







Нравственная оценка личности Гринева. Образ Швабрина, Савельича.

знать содержание изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа; уметь давать характеристику героям.

составление сравнительной характеристики по заданным критериям

письменное сообщение о Гриневе, 6-7 гл., словарь устаревших слов.

17.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1







Образ Маши Мироновой. Жизненные устои семьи капитана Миронова. Отношение членов семьи к Петру Гриневу.

знать содержание изучаемого произведения; уметь сопоставлять эпизоды литературного произведения и давать характеристику героям.

выборочный пересказ с изменением лица, характер.

составить рассказ о семье капитана Миронова

18.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1







Народное восстание в авторской оценке. Образ Пугачева. Пугачев и Петр Гринев.

уметь воспринимать и анализировать художественный текст; владеть различными видами пересказа.




8-12 гл., инд. задание, 13-14 гл. подг. хар-ки Маши и Швабрина

19.

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

1







Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; выражать свое отношение к прочитанному; строить письменные и устные высказывания в связи с изученным произведением

сочинение

переписать сочинение

20.

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

1







Система образов персонажей в повести «Пиковая дама». Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

знать сюжет и образную систему повести; уметь давать оценку действиям героев, определять роль художественной детали в произведении; уметь участвовать в диалоге по прочитанной повести.

подробный пересказ, развернутый ответ на вопрос

подготовиться к итоговой работе по творчеству А.С. Пушкина

21.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

1







Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина, образ Пугачева.

знать содержание изученных произведений А.С. Пушкина; уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение

контрольная работа

доклады по биографии Лермонтова

22.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

1







Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6 – 7 классах).

знать основные факты жизни и творческого пути писателя; уметь выражать свое отношение к прочитанному

подробный пересказ

прочитать «Мцыри», составить цитатный план поэмы

23.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1







Воспитание Мцыри в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

знать содержание изучаемого произведения; уметь выделять смысловые части художественного произведения, уметь давать оценку действиям героев

составление цитатного плана

дочитать поэму, закончить составление плана, ответить на вопросы

24.

Особенности композиции поэмы «Мцыри».

1







Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, определить роль эпиграфа, уметь выразительно читать фрагменты произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

составление цитатного плана, анализ эпизода

подготов. выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы, проч. статью учебника стр. 255-258

25.

Обучение сочинению по поэме «Мцыри».

1







Темы для сочинения: «Анализ эпизода в поэме "Мцыри"» (по выбору учащегося). «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме "Мцыри"».

уметь выражать свое отношение к прочитанному; уметь анализировать художественный текст

сочинение

вопросы стр. 258-259, дописать сочинение, инд. задание – биография Н.В.Гоголя

26.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1







Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах).

знать основные факты жизни и творческого пути классика; уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев

подробный пересказ, развернутый ответ на вопрос (инд-но)

стр. 262-265 прочитать, I и II действия комедия проч. выразительно

27.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

1







История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

знать содержание I и II действий комедии; уметь характеризовать особенности композиции драматического произведения, давать характеристику героев.

выразительное чтение по ролям; составление сравнительной характеристики по заданным критериям

выраз. чтение III действия комедии; составить таблицу; ответить на вопросы стр. 354 (1-5)

28.

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в пьесе.

1







Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

знать содержание III действия комедии; уметь выразительно читать по ролям, давать оценку действиям героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

составление сравнительной характеристики по заданным критериям, развернутый ответ на вопрос

дочитать комедию, выписать ремарки, определяющие поведение Хлестакова

29.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

1







Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление.

знать содержание изучаемого произведения; уметь давать характеристику героев, анализировать содержание изучаемого произведения.

развернутый ответ на вопрос: Что такое «Хлестаковщина» в вашем понимании?

ответить на вопросы стр. 356-357 (3-8)

30.

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

1







Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Сочинение на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизора».

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции; выражать свое отношение к прочитанному.

сочинение

написать сочинение

31.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Потеря Башмачкиным лица.

1







Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выражать свое отношение к прочитанному.

подробный пересказ, составление простого плана

дочитать повесть, вопросы на стр. 391

32.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

1







Роль фантастики в повествовании.

уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

отзыв

написать отзыв, инд-но биография Салтыкова-Щедрина

33.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1







Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

знать основные факты жизни и творческого пути писателя; уметь выразительно читать фрагменты произведения, характеризовать особенности сюжета; выделять проблематику художественного произведения.

выразительное чтение, выборочный пересказ

стр. 5, вопросы; стр. 14, вопросы 1-7, 6-письменно

34.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

1







Анализ эпизода художественного произведения. Сочинение.

знать сюжет и образную систему романа; уметь выражать свое отношение к прочитанному; уметь писать сочинение

сочинение

подготовиться к контр. раб. по тв-ву Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина

35.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1







Тематика и проблемы изученных художественных произведений.

уметь строить письменные высказывания в связи с изученными произведениями, аргументировано доказывать свою точку зрения.

контрольная работа

проч. статью учебника стр. 15-16, сост. хронологическую таблицу по творчеству Лескова

36.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Старый гений».

1







Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

знать основные факты жизни и творческого пути писателя; уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

развернутый ответ на вопрос

стр. 26, вопросы; инд-но биография Толстого, стр. 29, вопросы

37.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1







Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

знать основные факты жизни и творческого пути писателя; уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; давать характеристику героев.

сравнительная таблица, характеристика героев рассказа

таблица, стр. 40-41, вопросы

38.

Мастерство Л.Н Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа.

1







Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику рассказа; характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

письменный ответ на вопрос, тест

прочитать главы из повести «Отрочество»

39.


Вн/чт. Нравственные проблемы повести «Отрочество».

1







Система образов в повести «Отрочество». Становление характера главного героя произведения. Влияние окружающей среды на формирование личности. Мировоззрение героя-повествователя.

уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выражать свое отношение к прочитанному, выделять авторскую позицию.

выборочный пересказ с изменением лица

характеристика персонажа (на выбор)

40.

Вн/чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1







Своеобразие картин природы в лирике поэтов. Способы создания поэтических образов.

уметь анализировать стихотворения, развивать понятие об эпитетах, метафорах, средствах художественной выразительности поэтического произведения, уметь определять размер стиха.

анализ стихотворения

наизусть стр. 42-44, прочитать рассказ «О любви» стр.47-57

41.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

1







Трилогия А.П. Чехова. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» (обзор). Психологизм рассказа «О любви».

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выделять тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев.

отзыв на прочитанный рассказ из трилогии

прочитать рассказ «Кавказ»

42.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

1







Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выделять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному.

развернутый ответ на вопрос

стр. 65-66 прочитать статью, стр.66, вопросы

43.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1







Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, их действиям.

стр.75 таблица, вопросы 1-4; вопрос 2 (р/р) письменно

подготовиться к диспуту, повторить сод-ние изученных произ-ий

44.

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению.

1







Сочинение по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; уметь писать сочинение.

диспут, сочинение

стр.111-112 проч., стр.112-115 проч., стр. 116 –вопросы

45.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

1







Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

уметь анализировать стихотворение; выделять авторскую позицию; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

анализ стихотворения

стр.121-122-вопросы, инд-но биографияЕсенина

46.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1







Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь анализировать лирическое произведение, давать характеристику герою, выделять авторскую позицию.

анализ стихотворения

наизусть стихотворение, стр.130 –вопросы

47-48.

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

2







Сравнительная характеристика Пугачева. Подготовка к домашнему сочинению.

уметь строить письменные и устные высказывания в связи с изученными произведениями уметь участвовать в диалоге.

сочинение

стр.130 развивайте дар слова, стр. 138-139 проч., пересказ

49.

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1







Становление писателя. Элементы автобиографического произведения.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выражать свое отношение к прочитанному.

рассказ собственного сочинения или отзыв на рассказ Шмелева

стр. 149-150 проч., стр. 154, 156,159- вопросы

50.

Вн/чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Тэффи «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко «История болезни».

1







Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

уметь воспринимать и анализировать худ. текст; владеть различными видами пересказа.

худ. пересказ с включением лексики, диалогов, описания

стр. 169-вопросы.

51.

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1







Истинный герой рассказа «Пенсне».

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь формулировать идею, проблематику изученного произведения.




подготовиться к контр. работе

52.

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

1










уметь строить письменные высказывания в связи с изученными произведениями, аргументировано доказывать свою точку зрения.

контрольная работа




53.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Теркин».

1







Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выразительно читать произведение; выделять смысловые части худ. текста, составлять план

составление плана по произведению

стр.172-189 проч., составить план

54.

Василий Теркин – защитник родной страны.

1







Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

уметь давать оценку действиям героя; выражать свое отношение к прочитанному.

составление плана

дочитать поэму, закончить составление плана

55.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

1







Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Твардовского в поэме.

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

характеристика героя

стр.198-200 вопросы

56.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1







Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; знать содержание рассказа; уметь выделять авторскую позицию

сообщение о героях рассказа

стр.226 ответить на вопросы 2 вопрос письменно

57.

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1







Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

уметь анализировать стихотворения, развивать понятие об эпитетах, метафорах, средствах худ. выразительности поэтических произведений

анализ стихотворений

наизусть, подготов. сообщение об одном поэте; стр. 238 вопросы

58.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1







Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику герою.

развернутый ответ на вопрос

стр. 257 вопросы, подг. к контр. работе

59.

Р/р.Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

1










уметь строить письменные высказывания в связи с изученными произведениями.

сочинение




60-61.

Вн/чт. Русские поэты о Родине, родной природе.

2







Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

уметь анализировать стихотворения, определять размер стиха, уметь выразительно читать стихотворения

анализ стихотворений

стр. 267 вопросы, наизусть понравившееся стих-ние

62.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1







«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

знать факты из жизни и творческого пути писателя; знать сюжет и образную систему трагедии; уметь давать оценку действиям героев.

развернутый ответ на вопрос

стр. 288 вопросы

63.

Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1







Сонеты «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Сонет как форма лирической поэзии.

уметь анализировать сонеты; выразительно читать выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.




наизусть, биография Ж.-Б. Мольера

64-65.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

2







Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; знать сюжет и образную систему произ-ия; уметь воспринимать и анализировать худ. текст.

выразительное чтение по ролям

подг. сообщение о Дж. Свифте.

66.

Вн/чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1







Образ Гулливера. Приключенческо-фантастический характер романа.

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь выделять смысловые части худ. текста; выражать свое отношение к прочитанному.

развернутый ответ на вопрос

стр. 308 вопросы, хронолог. табл. по биографии В. Скотта

67.

Вн/чт. В Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1







Тема английской истории. «Рыцарский роман».

знать факты из жизни и творческого пути писателя; уметь участвовать в диалоге, выделять смысловые части произведения.




стр. 351-353 проч. статью

68.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1







Итоги учебного года. Задание на лето.

знать образную природу словесного искусства, изученные теоретико-литературные понятия.




список текстов для летнего чтения

Приложение 1

Произведения для заучивания наизусть.

Исторические песни о Пугачеве, Ермаке (на выбор).

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (отрывки по выбору учащихся).

Н.В. Гоголь. «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор).

Л.Н. Толстой. «После бала» (отрывок на выбор).

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор).





  • Рассмотрено
  • _____________________ Утверждаю
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 а класса (базовый уровень) учитель Мухина Евгения Витальевна
  • Календарно-тематический план к рабочей программе по предмету.
  • Устное народное творчество.
  • Древнерусская литература.
  • Из русской литературы XVIII века.
  • Из русской литературы XIX века.
  • Произведения для заучивания наизусть.