Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе для 6 класса Юнусовой Миннегуль Киямовны учителя 1 квалификационной категории




Скачать 351.1 Kb.
Дата21.07.2017
Размер351.1 Kb.
ТипРабочая программа
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО заместитель директора по УВР директор

Протокол №____ от __________/ Юнусова Г.В./ ________/ Насибуллин Ф.Г./

«_____» августа 2015 г. «_____» августа 2015 г приказ № ___ от «___»

августа 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 6 класса

Юнусовой Миннегуль Киямовны

учителя 1 квалификационной категории

МБОУ “Нижнеякинская средняя общеобразовательная школа”

Мамадышского муниципального района РТ


2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.



Уровень обучения базовый.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром ху­дожественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «литература» - одна из важнейших частей образовательной области «фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Расширения целей и задач при изучении предмета в рабочей программе по сравнению с авторской программой за счёт введения часов компонента образовательного учреждения не произошло, так как эти часы на обучение литературе в 6 «Б» классе базисным учебным планом МКОУ Заболотовская СОШ не предусмотрены.


Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. Рабочая программа составлена на 68 часов с учётом праздничных дней. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса нет, но в рабочей программе уменьшен объём работы по развитию речи, так как рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю вместо 3 возможных.

Главная идея программы по литературеизучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Содержание тем учебного курса

Введение - 1 ч.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии – 3 ч.

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.



Из устного народного творчества – 3 ч.

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.



Из древнерусской литературы – 3 ч.

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.

Из русской литературы XVIII века – 2 ч.

М.В. ЛОМОНОСОВ – 2 ч.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из русской литературы ХIХ века – 34 ч.

В.А. ЖУКОВСКИЙ – 3ч.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».

А.С. ПУШКИН – 8 ч. 1 ч. р/р.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 3 ч.

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Н.В. ГОГОЛЬ – 4 ч. 1 ч. р/р.

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

И.С. ТУРГЕНЕВ – 3 ч.

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ – 1 ч.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 2 ч.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».

В.Г. КОРОЛЕНКО – 3 ч. 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из русской литературы XX века – 17

И.А. БУНИН – 2 ч.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть.



А.И. КУПРИН – 3 ч.

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН – 2 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).

М.М. ПРИШВИН – 4 ч. 1 ч. р/р

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 1 ч.

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: военный плакат, подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».



В.П. АСТАФЬЕВ – 3 ч. 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Н.М. РУБЦОВ – 1 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».

Из зарубежной литературы – 7 ч.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. – 1 ч.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.

Я. и В. ГРИММ – 1 ч.

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.



ДЖ. ЛОНДОН – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

В.А.Жуковский. Отрывок из баллады «Светлана» (по выбору).

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…», «Деревня» (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

Цели учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета

Цели:


- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическим, системном, инициативном чтении;

- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Метапредметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

• видеть черты русского национального характера в героях фольклорных произведений,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;



• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;



Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:


  • Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с.

  • Базовый учебник «Литература. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Русское слово», 2008- 2013.

  • Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс». Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина. Москва: «Русское слово», 2012.

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы. 6 класс». Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2012.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программе является сочинение на литературную тему.

Перечень обязательных практических работ:

  • сочинений – 6 (4 классных и 2 домашнее).

Отдельные уроки для проведения тестов, самостоятельных работ рабочей программой не предусмотрены.

5. Календарно-тематический план.

Тематическое планирование уроков литературы в 6 класс (2 часа в неделю, 70 часов)


№ п/п

Название разделов, тем

Дата провед

Дата провед.

Примечание







по плану

по факту




1

Введение

3.09










2

Введение. О литературе, писателе и читателе

7.09










3

Греческая мифология

10.09










4

Мифы «Пять веков», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту

14.09










5

Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид»

17.09










6

Устное народное творчество. «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание и его художественные особенности

21.09










7

Сказка и ее художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле

28.09










8

Вн./чт. Сказки «Два Ивана-солдатских сына», «Каша из топора». Сюжет и герои сказок.

1.10










9

Древнерусская литература.«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение Владимира Мономаха» (фрагменты). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях

5.10










10

Р/р. Творческая работа. Создание «поучения» младшему брату, сестре, другу

8.10










11

Русская литература 18 века М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Независимость, гармония – основные мотивы ст-ия.

12.10










12

Р/р. Творческая работа. Устный портрет М.В.Ломоносова

15.10













13

Русская литература 19 в. В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

19.10













14

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа

22.10










15

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга

26.10










16

Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…». Своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина

«Зимнее утро», «Зимний вечер». Мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа



29.10










17

Интерес к истории России: роман «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел

9.11










18

А.С.Пушкин . Роман «Дубровский». Изображение русского барства Дубровский-старший и Троекуров.

12.11










19

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

16.11










20

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Р/р. Подготовка к сочинению.

19.11










21

Р/р. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

23.11










22

М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость)

26.11










23

Стихотворение «Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта к Родине«Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Тема красоты природы.

30.11










24

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к Родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)

3.12










25

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю

7.12










26

Противопоставление Остапа и Андрия, смысл этого противопоставления. Подготовка к сочинению

10.12













27

Р/р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Т.Бульба»

14.12










28

Вн/чт. Нравственные проблемы произведения Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

17.12










29

И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Стихотворение «В дороге»:выразительность и точность поэтического звучания.

21.12










30

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Образ лесника, авторская позиция.

24.12










31

Вн/чт. И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы». Тема, идея, персонажи произведения.

11.01










32

Н.А.Некрасов. Гражданская позиция Некрасова

14.01










33

Темы народного труда и «долюшки женской» в ст-иях «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…» Образ матери.

18.01










34

Вн/чт. Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», Железная дорога». Тема, идея, отношение автора к героям и событиям

21.01










35

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы). Взаимоотношения детей и взрослых

25.01










36

Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа и его внутренняя связь с пов. «Детство»

28.01










37

Р/р. Классное сочинение-зарисовка

1.02










38

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Проблематика про-ия

4.02










39

Дети и взрослые в повести. Система образов Авторское отношение к героям повести

8.02










40

А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим».

11.02










41

Отношение автора к героям рассказов. Приемы создания комического эффекта

15.02










42

Вн/чт. А.П.Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». Темы, характеры персонажей»

18.02













43

Русская литература 20 в. И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворении Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

22.02










44

Рассказ Бунина «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя

25.02










45

А.И.Куприн. Детские годы писателя

29.02










46

Рассказ «Белый пудель». Основная тема, характеристика образов.

3.03










47

Рассказ «Тапер». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

7.03










48

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Трагизм ст-ия «Песнь о собаке»

10.03










49

С.Есенин. «Разбуди меня завтра рано…» Тема стихотворения. Человек и одухотворенная природа в про-ии.

14.03










50

М.М.Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» Особенности жанра

17.03










51

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

21.03










52

Изображение природы в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения

31.03










53

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Человек и природа в ст-иях «Звезда полей», «Тихая моя родина»

4.04










54

Р/р. Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Тихая моя родина»

7.04










55

А.А.Ахматова.Краткие сведения о поэте. Основные темы творчества. Ст-ия «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля»

11.04










56

Из поэзии о Великой Отечественной войне. М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Р.Г.Гамзатов «Журавли», Д.С.Самойлов «Сороковые». Основные проблемы произведений

18.04










57

Вн/чт. Нравственные проблемы произведения В.П.Крапивина «Мальчик со шпагой»

21.04










58

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

25.04










59

Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе. Юмор, особенности использования народной речи в произведении

28.04













60

Вн/чт. А.Г.Алексин «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе». Нравственные проблемы произведений

2.05










61

Тест по изученным произведениям

5.05










62

Зарубежная литература

9.05










63

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика

12.05










64

Я. и В. Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки

16.05










65

Дж.Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

19.05










66-67

О.Генри Рассказ «Вождь краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. «Дары волхвов». Тема бедности, любви, счастья

23.05










68

Итоги

26.05










69-70

Вн/чт. Итоговая конференция «В мире приключений» с рекомендацией книг для летнего чтения.

30.05












  • Пояснительная записка Статус документа
  • Уровень обучения базовый. Общая характеристика учебного предмета.
  • Учебный предмет «литература»
  • Цели и задачи изучения литературы
  • Главная идея программы по литературе
  • Содержание тем учебного курса
  • Цели учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета
  • Метапредметные результаты
  • Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы
  • Тематическое планирование
  • Методическое пособие для учителя
  • Перечень обязательных практических работ
  • 5. Календарно-тематический план. Тематическое планирование уроков литературы в 6 класс (2 часа в неделю, 70 часов)