Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе для 10 класса (умк с. А. Зинина, В. И. Сахарова ) на 2014-2015 учебный год Учитель Поспелова Тамара Анисифоровна




Скачать 415.24 Kb.
страница1/3
Дата15.05.2017
Размер415.24 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим советом школы Директор школы

№___1___ от 28 августа 2014 ____ Е.И. Медведева

Приказ №137 от «28.08» 2014г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бабушкинская средняя школа»

Рабочая программа

по литературе

для 10 класса

(УМК С.А.Зинина, В.И.Сахарова )

на 2014-2015 учебный год

Учитель –

Поспелова Тамара Анисифоровна

с. им. Бабушкина, 2014

Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.И.Сахарова, С.А. Зинина, М.: Русское слово, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; формирование представления о литературе как социокультурной единице. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Формирование у учащихся способности воспринимать и оценивать произведения литературы с эстетической точки зрения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).

Программа второго концентра рассчитана на 3 часа в неделю.


Содержание обучения

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмет



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;



уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

Для учащихся:

1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2009

2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008

3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009

4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005

5. Миронова Н. А. ЕГЭ 2010. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010

6. Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990

7. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2010


Для учителя:

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002

4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

5. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – 3-изд. – М.: ООО» ТИД»Русское слово – РС», 2007

6. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX. Вторая половина: В 2 частях/ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999


№ п/п

Наименование разделов, тем

Коли-

чество


часов

Опорные понятия

Внутрипре-дметные связи

1

Введение. « Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIXвека)

1

Историко-литератур-ный процесс

Вечные темы русской классики

Из литературы первой половины XIX века (8ч. 1ч. 1ч.)

2

А.С.Пушкин.Лирика.Образно-тематическое богатство и художественное своеобразие пушкинской лирики. (Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», Погасло дневное светило», «Разговор книгопродавца с поэтом», «…Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет небесное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Брожу ли я средь улиц шумных…»)

1

Тематичес-кие жанры лирики.

Пушкин и Жуковский

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.



3-4

Историческая и частная темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

2

Поэма как лироэпический жанр.

Традиции романтической лирики в пушкинской поэзии.

5

М.Ю.Лермонтов. Лирика. («Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон»(В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…»

1

Тематические жанры лирики.

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

6-7

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон»

2

Романтическая поэма

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова

8-9

Н.В.Гоголь. «Невский проспект», «Нос»

2

Ирония. Гротеск. Фантасмагория.

Тема Петербурга в творчестве Гоголя.

10

Р.р. Письменная работа по всему разделу «Из литературы XIX века»

1







11

Вн.чт. Моя книга.

1







Из литературы второй половины XIX века



12

Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века

1

Литературный процесс. Литературная критика.

Историко-биографические связи писателей эпохи.

13

Личность А.Н.Островского. особенности творчества драматурга

1







14

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся!»

1

Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест.

Традиции отечественной драматур-гии в творчестве Островско-го.

15

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

1







16

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д. I-IY

1







17

Катерина в борьбе за свои человеческие права. Д.II-IY

1







18

«Обличие» «хозяев» жизни в драме А.Н.Островского «Гроза»

1







19-20

Вн.чт. Драма Островского «Бесприданница»

2







21

Р.р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского

1







22

Личность И.А.Гончарова. Особенности мировоззрения и творчества

1







23

И.А.гончаров «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

Образная типизация. Символика деталей

Литературные предшественники Гончарова.

24

Роль второстепенных персонажей в романе

1

236




25

Роль деталей в раскрытии психологии персонажей романа




239




26

Р.р. Письменная работа по роману «Обломов»

1

240, 254




27

Личность И.С.Тургенева. Мировоззрение. Творчество.

1







28

И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха»)

1







29

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». История создания романа.


1

Социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев

Литературные реминстен-ции в романе «Отцы и дети»

30

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

1

31

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки

1

32-33

Любовь в жизни Базарова. Базаров и Аркадий. Смерть Базарова. Эпилог романа

2

34

Стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П.Вревской», «Два богача»

1







35

Р.р. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева

1







36

Вн.чт. «Стихотворения в прозе» Тургенева

1







37

Судьба и личность Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?»

1

Ложная интрига, литератур-ная утопия

Роль традиционных сюжетов в романе

38

Личность Н.А.Некрасова

1







39

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. («В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобливый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Ермакову)», «О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.

1

Народность художественного творчества; демократизация поэтическо-го языка

Образ пророка, связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией

40

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа пореформенной России

1

41

Душа народа русского…


1

42

Народ в споре о счастье

1

43

Идейный смысл рассказов о грешниках

1

44

Народ и Гриша Добросклонов

1

45

Вн.чт. Н.А.Некрасов. Поэма «Саша»



1







46

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

1







47

«О вещая душа моя!» Биография Ф.И.Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа – сфинкс, и тем она верней…», «Ещё земли печален вид…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др.

1

Интеллектуальная лирика; лирическая миниатюра

Пушкинс-кие мотивы в лирике Тютчева

48

«Не то, что мните вы, природа…» Пейзажная лирика Тютчева

1

49

Драматизм звучания любовной лирики Ф.И.Тютчева

1







50

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

1







51-52

Основные мотивы творчества А.А.Фета. («Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Заря прощается с землёю…», Я пришёл к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др.

2

Лирическая исповедаль-ность. Мелодика стиха.

Лирика Фета в зеркале литератур-ной пародии

53

Р.р. Письменная работа по лирике Тютчева и Фета

1







54

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

1

Литературный сказ. Жанр путешест-вия

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник»

55-56

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

2

57

«Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя

1







58-59

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина – синтез его («Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь»)

2

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатиричес-кая сказка

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина

60-61

Лирика А.К.Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва» и др.

2







62

Вн.чт. Лирика Н.Рубцова

1







63-64

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель

2







65

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

1

Роман-эпопея. «Диалекти-ка души». Историософская концепция

Тама «бонопартизма» в русской классике

66

Роман «Война и мир». Эпизод «Вечер в салоне А.П.Шерер. Петербург. Июль.1805г.» (т.1, ч.1, гл.1-6, 12-13, 18-25).

1

67

Именины у Ростовых. Лысые Горы

1

68

Изображение войны 1805-1807 гг.(т.1,ч.2-3)

1

69-70

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

71

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

1

72

Изображение войны 1812 года

1







73

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории

1

74

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе

1

75

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания

1

76

Мысль народная как идейно-художественная основа толстовского эпоса

1

77

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской


1

78

«Мысль семейная» и её развитие в романе

1

79

Р.р. Сочинение по роману «Война и мир»

1







80-81-82

Вн. чт. Романы и повести о Великой Отечественной войне



3







83

Фёдор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества

1







84

Роман «преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

1

Полифония. Герой-идея. Тема «двойничества»

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Достоевского

85

«Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых

1

86

Идея Раскольникова о праве сильной личности

1

87

Преступление Раскольникова

1

88

Раскольников и «сильные мира сего»

1

89

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»

1

90

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой

1

91

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1

92

Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского

1







93-94

Вн. чт. В.Распутин. «Живи и помни»

2







95

Личность А.П.Чехова. Его творческий почерк

1







96

Образы «футлярных людей» в творчестве Чехова. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»

1

Лирическая комедия. «Бессюжетное» действие. Подтекст. Символическая деталь

Тема «маленько-го человека» в русской классике

97

К жизни, полной высокого смысла. Рассказ «Студент»

1

98

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»

1

99-102

Комментированное чтение комедии «Вишнёвый сад»

4

  1   2   3

  • Пояснительная записка Статус документа
  • Общая характеристика учебного предмета
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
  • Перечень учебно-методического обеспечения Литература Для учащихся
  • Из литературы первой половины XIX века (8ч. + 1ч. + 1ч.)
  • Р.р. Письменная работа по всему разделу «Из литературы XIX века»
  • Из литературы второй половины XIX века