Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе для 10 класса (3часа в неделю, 105 часов в год) на 2013-2014 учебный год




страница1/6
Дата08.07.2017
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новый»

«Утверждено

Педагогическим советом

протокол от 2. 09. 2013 г. №___

Введено приказом от ________ 2013 г. №___

Директор школы _________ Б.Г.Махмутов


Рабочая программа по литературе

для 10 класса (3часа в неделю, 105 часов в год)

на 2013-2014 учебный год
Составитель: Хабибуллина Дания Низамовна, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

«Согласовано»

Заместитель директора ________ Л.А.Петрова


«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от « 28. 08 » 2013г. № 1

Руководитель МО _________ Р.Г.Мавзютова

2013
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса литературы для 10 класса

Содержание рабочей программы учебного курса литературы для 10 класса выработано согласно сборнику «Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план», М., Дрофа,2010 год и на основании «Программ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений»/ Меркин, Зинин, Чалмаев, М: Русское слово, 2011 (допущено МО и НРФ), издание 7-е.

На изучение литературы в 10 классе по учебному базисному плану МБОУ «СОШ п.Новый» отводится 3 часа в неделю. Таким образом, рабочая образовательная программа рассчитана на 105 часов в год (35 учебных недель). Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Курс литературы в старшей школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения средствами русского литературного языка.



Цели обучения

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Изучение литературы реализует общие цели и способствует решению специфических зада ч:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора при изучении литературы;



  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Основа литературного образования заключается в чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографией писателей и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, а также монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Необходимо отметить, что в 10 классе в основном изучаются произведения второй половины Х1Х века. Наиболее крупные программные произведения первой половины Х1Х века изучены в курсе литературы 9 класса. Начинается изучение литературы в 10 классе вводных уроков обзорного характера, где рассматриваются тематика и проблематика русской литературы Х1Х века, вопросы зарождения реализма и профессиональной русской критики. Углубляются знания учащихся о своеобразии творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и об эволюции некоторых тем (например, темы свободы в поэзии Пушкина).

Всегда актуальной для школьного преподавания русской классики считалась задача приблизить ее к нашему времени и понять, что вопросы духовной жизни человека важны во все времена. Отсюда главное внимание учащихся должно быть направлено на нравственно-философскую проблематику произведений.

Круг произведений, представленный в программе для 10 класса, позволяет осуществлять принцип вариативности в выборе путей изучения конкретной темы. В своей образовательной программе мы продолжаем практику изучения в 10 классе следующих авторов: А.Н.Островского, А.И.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Фета, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Школьники имеют возможность продолжить свое знакомство с лучшими образцами русской классики. Учащиеся знакомятся с литературно-критическим наследием Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др., что позволяет им лучше понимать литературное и общественное значение произведений русской классики, учиться связывать литературный процесс с историческим.

Отведено место обзорному изучению творчества известного осетинского поэта Косты Хетагурова.

Произведения зарубежной литературы также включены в планирование в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование, литературный диктант с самопроверкой, эвристическая беседа и др.) и письменный (в форме сочинений на литературную тему, развернутого ответа на вопрос, тестов).


Произведения, предлагаемые для уроков внеклассного чтения:


  • А.С.Пушкин «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны…»

  • Н.В.Гоголь «Нос»

  • Островский «Бесприданница»

  • Островский «Свои люди - сочтемся»

  • И. А. Гончаров «Обыкновенная история»,

  • И.С. Тургенев « Дворянское гнездо»

  • Некрасов «Саша», «Дедушка»

  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди»,

  • Н.С. Лесков «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учащихся),

  • Салтыков – Щедрин «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал»

  • А.К.Толстой «Князь Серебряный»

  • Л.Н.Толстой «Анна Каренина».

  • Ф.М.Достоевский «Бедные люди»

Изучение творчества каждого писателя завершается уроками развития речи. Так, запланированы домашние сочинения по творчеству писателей первой половины Х1Х века; по роману И.А. Гончарова «Обломов»; по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»; классные сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза», по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий следующие пособия:

1. Литература. 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 7-е изд. – М.: Русское слово, 2011.

2.Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.- В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – 6-е изд. – М.: Русское слово, 2009.

3. Литература 19 века. 10 класс. Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.- В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – . М.: Русское слово, 2006.

4.Егорова Н.В., Золотарева Л.М. Методическое пособие для учителя: Поурочные разработки по русской литературе в Х классе. Допущено МОРФ, М., Вако, 2004 и последующие переиздания, дополненные и улучшенные.

Используются монографии по творчеству русских писателей, материалы литературной критики, словари и справочники.

В рабочей программе определены основные требования к предметным и общеучебным знаниям и умениям учеников. Приводится список литературы для учителя и учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать:


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;



  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Содержание программы по литературе в 10 классе

(105 часов)

Литература 19 века. Введение (1ч.)

Литература первой половины XIX века (13 часов)

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIXвека. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А.С.Пушкин (6ч., из них РР-1, вн.чт.-1)

Жизнь и творчество (обзор). « Чувства добрые» в лирике Пушкина, ее гуманизм и философская глубина. Вечные темы в поэзии (природа, любовь, творчество, общество и человек, свобода, смысл человеческого бытия). Романтическая лирика: «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. Тема поэта и поэзии: «Поэту», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». Эволюция темы свободы и рабства: «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». Философская лирика. Тема жизни и смерти: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и девы непорочны…».



Поэма "Медный всадник".

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.Образ Петра.Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

Сочинение . М.Ю.Лермонтов (2ч.)



М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Нет, я не Байрон, я другой…». Молитва как жанр в лирике: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Чувство трагического одиночества: «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…», «Завещание». Философская лирика. «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…» Любовная лирика. «К ***», (Я не унижусь пред тобой),

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Они любили друг друга так долго и нежно…» и др. ТЛ Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.



Н.В.Гоголь(4ч., из них РР-1ч, вн.чт-1ч.)

Жизнь и творчество(обзор). Повесть "Невский проспект"

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Внеклассное чтение «Нос». Сочинение.

Литература второй половины XIX века (85 ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1ч.)

Россия во второй половине XIX века. Общественно - политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.



А.Н.Островский (8ч., из них РР-1ч., вн.чт.-2ч.)

Жизнь и творчество(обзор). Драма "Гроза"

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение "жестоких нравов" "темного царства".Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно - поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н.А.Добролюбов "Луч света в темном царстве"

Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза". Внеклассное чтение «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся»



И.А.Гончаров(8ч., из них РР-1, вн.чт-1)

Жизнь и творчество(обзор). Роман"Обломов".

История создания и особенности композиции романа. Петербургская"обломовщина".Глава"Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы(Дон Кихот, Гамлет).Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И.А Гончарова"Обломов".

Внеклассное чтение «Обыкновенная история»

И.С. Тургенев (9ч., из них РР-1ч., вн.чт.-1ч.)

Жизнь и творчество. Роман "Отцы и дети".

Творческая история романа. Отражение в романе общественно - политической ситуации в России. Сюжет,композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова."Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи"Вечные" темы в романе(природа, любовь, искусство).Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра."Тайный психологизм":художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа.Д.И.Писарев."Базаров"(фрагменты).

Сочинение по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Внеклассное чтение «Дворянское гнездо».

Н.Г.Чернышевский (3ч., из них РР-1)

Н.Г.Чернышевский. Буревестник из духовной семинарии.

Роман Чернышевского «Что делать?» (обзор). «Новые люди» и теория «разумного эгоизма». «Четвертый сон Веры Павловны»

Сочинение «Образ Веры Павловны в романе «Что делать?»

Н.А.Некрасов (8ч. из них РР-1, вн.чт-1)

Жизнь и творчество(обзор).

Стихотворения:"В дороге","Вчерашний день, часу в шестом...","Мы с тобой бестолковые люди...","Поэт и гражданин","Элегия"("Пускай нам говорит изменчивая мода..."),"О,муза!Я у двери гроба..."(указанные стихотворения являются обязательными для изучения)

"Я не люблю иронии твоей...","Блажен незлобивый поэт...","Внимая ужасам войны...".

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта - гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение "вечных"тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть).Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.



Поэма"Кому на Руси жить хорошо"

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и"народного заступника Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи".Тема народного бунта. Образ Савелия,"богатыря святорусского".Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

Внеклассное чтение «Саша», «Дедушка».



Ф.И.Тютчев(3ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения:"Silentium!","Не то ,что мните вы, природа...","Умом Россию не понять...","О, как убийственно мы любим...","Нам не дано предугадать...","К.Б."("Я встретил вас - и все былое...")(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «День и ночь», «Последняя любовь» и др.

Стихотворения:"День и ночь","Последняя любовь","Эти бедные селенья...".

Слияние человека с природой. Тема Родины. Стихотворения: «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…». «Эти бедные селенья…»и др.

Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний героя

(любовь как стихийная сила и «поединок роковой»).


Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема Родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А.А.Фет(4ч. из них РР-1)

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения:"Это утро, радость эта...","Шепот, робкое дыханье...","Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...","Еще майская ночь"(указанные стихотворения являются обязательными для изучения)., «Даль», «Еще весны душистой нега», «Я пришел к тебе с приветом»

Стихотворения:"Одним толчком согнать ладью живую...","Заря прощается с землею...","Еще одно забывчивое слово", «Певице», «Как беден наш язык», «На качелях»

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория"чистого искусства"."Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

М.Е.Салтыков – Щедрин (6ч., РР-1, вн.чт-1)

Жизнь и творчество(обзор)

"История одного города"(обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм - Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории".Своеобразие сатиры Салтыкова - Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Сочинение. Внеклассное чтение «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал»

А.К.Толстой (3ч. из них вн.чт-1)

Жизнь и творчество(обзор)



"Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...","Против течения","Государь ты наш батюшка...".

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Внеклассное чтение «Князь серебряный»

Н.С.Лесков (3ч.)

Жизнь и творчество (обзор).



Повесть "Очарованный странник","Леди Макбет Мценского уезда"

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности(смысл странствий главного героя).Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.



Л.Н.Толстой (13 ч., из них РР1, вн.чт.-1)

Жизнь и творчество. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

Роман - эпопея "Война и мир".

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно - нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни".Изображение светского общества."Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно - композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев("диалектика души").Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа - эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

Внеклассное чтение «Анна Каренина»



Ф.М.Достоевский (8ч., из них РР-1, вн.чт-1)

Жизнь и творчество.

Роман "Преступление и наказание".

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники".Образы "униженных и оскорбленных".Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Внеклассное чтение «Бедные люди»



А.П. Чехов (8ч., из них РР-1, т-1)

Жизнь и творчество.

Рассказы:"Студент","Ионыч","Человек в футляре","Дама с собачкой", «Крыжовник» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы:"Палата №6","Дом с мезонином»

Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.



Комедия "Вишневый сад".

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы".Образы слуг(Яша, Дуняша, Фирс).Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова - драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.



Сочинение по творчеству А.П.Чехова. Тестирование.

Из литературы народов России (1ч.)

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор.

Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова.

Из зарубежной литературы (4ч., 1 час итог)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.

Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан

Жизнь и творчество(обзор).

Новелла "ожерелье".

Сюжет и композиция новеллы. Система образов.

Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира.

Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни.

Мастерство психологического анализа.

Генрик Ибсен.

Слово о писателе. «Кукольный дом».

Проблема социального неравенства и права женщины.

Жизнь-игра и героиня-кукла.

Лицемерие и цинизм социальных отношений.

Естественная и ложная мораль.



А.Рембо.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение "Пьяный корабль"

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.

Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника.

Символические образы в стихотворении.

Особенности поэтического языка.


  1   2   3   4   5   6