Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе для 10-11 класса (уровень: общеобразовательный) Учитель (категория): Семина Е. В




страница1/2
Дата10.03.2017
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

города Слюдянки Иркутской области

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель Директор

директора по УВР МБОУ СОШ №4

____________________ _________________

«____» _________2016 г. «___» __________ 2016г

 

 Рабочая программа



по литературе

для 10-11 класса

(уровень: общеобразовательный)

 

Учитель (категория): Семина Е.В.



Квалификационная категория: высшая

 

 



Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол от«20»июня 2016 № _________

 

2016год


 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Устав МБОУ СОШ №4

  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004года №10/89)

  4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (учрежден приказом Министерства образования РФ от 9 марта 004 года №1312)

  5. Письмо министерства образования Иркутской области №55 - 37- 7456/16 от 22.07.2016«О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 учебный год»

  6. Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №4.(Утверждена приказом директора МБОУ СОШ №79-од от 30.08.2013года)

7. Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной («Программы литературного образования», М., Просвещение, 2009)

8. Учебник: Лебедев Ю.В. и др. Литература, 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2015г.,

и «Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 класса: В 2 ч.» / Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2006г.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она:

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Программа состоит из двух частей. Обе части структурированы следующим образом:



  • Литература первой половины XIX века

  • Литература второй половины XIX века.

  • Литература первой половины XX века

  • Литература второй половины XX века

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Цель программы.

Способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.



Задачи.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

      Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Рабочая программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся, предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).



Сроки реализации программы: 2 года.
Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;



уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения. В связи с этим сокращено количество часов на изучение зарубежной литературы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА

10 КЛАСС

Литература XIX века.

Введение. Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика»революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

              И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.

        Критика. Д.С.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева».

        Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

        И.А.Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

        «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет и интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика.

        Критика. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И.Писарев «Обломов»; А.В.Дружинин «Обломов», роман Гончарова».

        Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

               А.Н.Островский. «Гроза». Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символики пьесы. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

        Критика. Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве».

   Ф.И.Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт философ и певец родной природы.

        Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

        Н.А.Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии на твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О Муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзий и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

        «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков.

        Теория. Народность творчества.

        А.А.Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Заря прощается с землею…», «Облаком волнистым…», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природа, оттенков чувств и душевных движений человека.

        Теория. Теория «чистого искусства».

Творчество А.К.Толстого

Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.

      М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образов градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории…».Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

        Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

     Страницы истории западноевропейского романа 19 века

Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

    Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его  теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного  идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

        Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.

        Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

        «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

 Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Краткая справка и жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб  героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.

        Теория. Сказ в творчестве Лескова.

.А.П.Чехов. «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата №6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно и з важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.

«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления  - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах Росси и мира.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.  



Зарубежная литература XIX века. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе (обзор).

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.



Г. де Мопассан «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г.Ибсен «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

Теория. Социально-психологическая драма. Психологизм.


11класс

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.



Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.


Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Последний шмель», «Собака», «Одиночество».

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Цикл «Темные аллеи» (обзор). Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).



Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».



«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).


Серебряный век русской поэзии

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.



Символизм

«Старшие символисты»: Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.



Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Грядущие гунны». Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.



Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий».

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.



Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвайРомантический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.



Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.



Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).



Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика».

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.



Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М.А.Шолохова).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.



Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).



Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор).

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).



Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-90-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...». Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).



Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,



Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.



Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

Валентин Григорьевич Распутин. «Живи и помни». Проблема нравственного выбора в повести.

Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова. Повесть «Обмен».

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).



Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Традиции творчества Л.Н.Толстого в рассказе В.Маканина “Кавказский пленный”. Метафоричность рассказов Л.Улицкой.

Человек и история в рассказе Л. Улицкой “Перловый суп». Анализ рассказа С. Довлатова “Номенклатурные полуботинки”.



Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Эрнест Миллер Хемингуэй. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).


Учебно-тематический план

11 класс (102 ч.)



Тема

Кол-во

часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы




Литература XX века










1

Введение. Литература начала XX века

1










Писатели-реалисты начала XX века










2

И.А.Бунин

6







3

А.И.Куприн

4

1




4

М.Горький

6




1




Серебряный век русской поэзии










5

Символизм. В.Брюсов. К.Бальмонт. А.Белый

3







6

Акмеизм. Н. Гумилёв

3







7

Футуризм. И. Северянин

1







8

А. А. Блок

6

1







Новокрестьянская поэзия










9

Н.А.Клюев

1







10

С. А. Есенин

5




1




Литература 20-х годов XX века










11

Обзор русской литературы 20-х годов XX века

2







12

В. В. Маяковский

4










Литература 30-х годов XX века










13

Обзор русской литературы 30-х годов XX века. Творчество М.А.Булгакова.

6

1




14

А.П. Платонов

2







15

А. А. Ахматова

4







16

О. Э. Мандельштам

3




1

17

М. И. Цветаева

2







18

М. А. Шолохов

6




1




Литература периода Великой Отечественной войны










19

Обзор литературы периода Великой Отечественной войны

1










Литература второй половины XX века










20

Обзор литературы второй половины XX века. Поэзия 60-х годов

2







21

А. Т. Твардовский

2







22

Б. Л. Пастернак

4







23

А. И. Солженицын

2







24

В. Т. Шаламов

2







25

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов

5

1




26

Н. М. Рубцов

2







27

В. П. Астафьев

2







28

В. Г. Распутин

3

1




29

Ю. В. Трифонов

1







30

А. В. Вампилов

2







31

И. А. Бродский

1







32

Б. Ш. Окуджава

1










Литература конца XX- начала XXI века










33

Основные направления и тенденции развития современной литературы

4

1







Из зарубежной литературы










34

Зарубежная литература XX века (обзор)

3










Всего уроков

102

6

4

Каталог: files -> рабочие программы 16 17 -> 11%20класс
files -> Краткая биография Пушкина
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель
11%20класс -> Программа по английскому языку для старшей ступени обучения (10-11классы)
  1   2