Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе, 8 специального (коррекционного) класса VIII вида




Скачать 151.93 Kb.
Дата21.07.2017
Размер151.93 Kb.
ТипРабочая программа

«Согласовано» « Утверждено»

Методическим объединением Заместитель директора

_________________________ по ______ МБОУ «КСШ № 1»

МБОУ «КСШ №1» ___________/ _______________/

_______ / _________________/ ФИО

ФИО « _____» _____________ 20____г.

« _____» ____________ 20____г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ,

8 СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VIII ВИДА

(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)



ВОЛКОВОЙ ОЛЬГИ ИВАНОВНЫ

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VЦI вида составлена в соответствии с программой, изданной под редакцией В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы: В 2 сб. Сборник 1. М., «Владос», 2010), базисным учебным планом (П вариант).



Учащиеся должны:

• овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

• научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках литературы в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. . .

Всё это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение (проводится один раз в месяц)
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзывов о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Литература для внеклассного чтения
Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой» Беляев А.Р. «Золотая гора

Ваншенкин к.я. Стихотворения Гайдар А.П. «Школа»

Есенин с.А. Стихотворения

Искандер Ф.А. «Молельное дерево» Каверин В.А. «Два капитана»

Макаренко А.с. «Педагогическая поэма» (отрывки)

Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке»

Рубцов Н.М. Стихотворения

Симонов К.М. Стихотворения

Чехов А.П. «Толстый и тонкий»

Шукшин В.М. «Сны матери»



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как:

-словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой),

-наглядный (наблюдение, демонстрация),

-практический.

Программа предполагает совершенствование техники чтения. Соблюдение при чтении норм русской орфоэпии, систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- выделение главной мысли произведения;

- составление планов;

- работа над планом, над средствами языковой выразительности.

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- обоснование своего отношения к героям и их поступкам,

- объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

- составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.


Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей

направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых

знаний.

• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.



• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в

систему.


• Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями,

умениями и навыками

• Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино,

мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям


Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.
Ожидаемые результаты.

• Овладевать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

• научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

• быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Прогнозируемые результаты:

Учащиеся должны научиться:

Читать сознательно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать про

себя. Выделять главную мысль произведения. Давать характеристику

главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё к

ним отношение.

Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и

выражения, взятые из текста.

Учащиеся будут знать:

Наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.


1. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»

2. М.Ю. Лермонтов «Родина»

3. И.А. Крылов «Осёл и Соловей»

4. Н.А. Некрасов «Мороз красный нос» (отрывок)

5. И.С. Тургенев « Муму» (отрывок)

6. С.А. Есенин «Спит ковыль», «Пороша» (на выбор)

7. А. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок)

8. К.М. Симонов Стихи по выбору

9. И.С.Никитин «Русь» (отрывок)

10. К.Я. Ваншенкин Стихи по выбору

11. И.А. Крылов «Осёл и Соловей» (отрывок)
Содержание программы учебного предмета.
-Устное народное творчество - 8 часов

-Из произведений русских писателей XIX века -ч-2,часа

- Из произведений русских писателей первой половины ХХ века-23 часа

- Из произведений русских писателей второй половины XX века - 29 часов


Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса «Литература» (индивидуальное обучение) в 8 классе в объеме обязательного содержания основных образовательных программ отводится 0,5 ч в неделю (17 часов за год).
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы.

Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.СЛушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, АЛ. Чехова, н.в.Гоголя, В.А. Жуковского,

А.А.Фета.

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.А. Шолохова, ВЛ. Катаева, Б.н. Полевого, А.А.

Суркова, Ю.М. Нагибина, А.г. Алексина, Л.И. Ошанина, с.В.Михалкова, А. Рыбакова.



Тематическое планирование уроков чтения в 8 классе (VIII вида) Индивидуальное обучение.

п/п

Тема урока

Первая четверть-27ч

Знания, умения, навыки

1,2 3

Коррекционная работа


1

2



3

4

5


6

7

8


9

10

11



12

13
14


15

16


17


Устное народное творчество

Сказка как один из излюбленных жанров народного творчества. Виды сказок (общая характеристика).

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

Пословицы и поговорки, загадки.

Баллады. В.А.Жуковский «Перчатка»И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

Былины. Характеристика жанра.

Былина. «Садко».

А.С. Пушкин:

А.С. Пушкин. Биография.

М.Я. Басина «Публичное испытание»

Из воспоминаний современников: И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывки)

Стихотворения.

Сказка А.С. Пушкина. «Сказка о попе и о работнике его Балде».


М.Ю. Лермонтов. Биография Стихотворения. «Песня про царя Ивана Васильевича, моло..»




И.А. Крылов Биография, творчество. Басни Крылова

Биография.Н.А. Некрасов:

«Родная земля» (отрывок) из «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская…»

«Мороз красный нос» (отрывок)

«Русские женщины» (отрывок)


И.С. Никитин: «Русь» (Отрывок), «Утро на берегу озера» Внеклассное чтение К.Я.Ваншенкин Стихотворения.

И.С. Тургенев:

Краткие сведения из жизни писателя .Произведение «Муму».



Л.Н. Толстой:

Краткие сведения из жизни писателя. «После бала».



А.П. Чехов

Биография. «Лошадиная фамилия». Внеклассное чтение А. П.Чехов «Толстый и тонкий»



В.Г. Короленко.

Биография писателя.

Отрывки произведения.

«Слепой музыкант».



А.М. Горький. Биография.

Произведение «Макар Чудра».


.

С.А. Есенин.Биография. «Спит ковыль», «Пороша».

«Отговорила роща золотая».

РК. А.А.Романов «Русский Север», «Земля отцов и дедов та земля…»А.П.Платонов Биография писателя.

«Разноцветная бабочка» (Сказка)


А.Н. Толстой

Творчество писателя. Рассказ «Русский характер»

Биография Н.А.Заболоцкого.

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

К.Г.Паустовский «Телеграмма».

Внеклассное чтение. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Биография Р.И. Фраермана. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».

Внеклассное чтение. К.М. Симонов. Стихотворения.
Биография Л.А Кассиля. «Пекины бутсы».

Биография А.Т. Твардовского. Отрывки из «Василия

Тёркина».

Биография В.М. Шукшина. Произведение« Гринька Малюгин».

Биография ВЛ. Астафьева. Отрывки из повести «Последний поклон»

Биография Р.П.. Погодина. Произведение «Альфред».

Биография А.А. Суркова, Стихотворение «Родина»



Иметь представление об УНТ (самое основное), знать названия основных жанров УНТ (без включения понятия «жанр»), уметь отличать их друг от друга

Читать осмысленно, выразительно вслух, «про себя», передавать содержание прочитанного, называть главных героев, давать им краткую характеристику, подтверждать текстом.

Ориентироваться в знакомом тексте, отвечать на вопросы по содержанию.

Учиться самостоятельно работать с книгой.
Иметь предс-е о Пушк., велик.русск поэте. Знать основные моменты в его жизни, выразит. чт-е стих.пр-я.

Иметь предст-е о Лерм., Тург., Некрас.(основные мом.жизни, тв-ва., выразит.чт-е произв., понимать содерж.прочит.,отвечать на вопросы, заучивать наиз., строить прост.план с пом.учителя.

Знать основные сведения из биографии поэта, основные этапы его творчества, темы произв.
Совершенствовать тех.чтения

Выразит.чт.стих

Заучивать наизусть

Представление о творч.поэтов XIX в, имена поэтов, тематику творчества

выразительно читать

Заучивать наизусть

Выразит.чт-е, характеризовать героев, давать оценку поступкам, читать по ролям, составлять простой план с пом.учит., пересказ по сост.плану.

Читать по ролям



Уметь отличать загадки от сказок, пословиц

Учиться осмысленному чтению, отвечать на простейшие вопросы по содержанию
Готовить контрольный отрывок.
Называть действующих персонажей произведения, пытаться оценить прочитанное с т.зр. – понравилось/не понравилось

Иметь общее представл.о Пушк., Лерм., Некрас., Турген.,Толстом называть основн.произв. этих писателей

Выразит.чт-е отдельными словами вслух, читать «про себя», отвечать на вопросы по прочит.

Годы жизни, тематику произведений


Заучивать наизусть

Выразит.чтение стих-ий

Совершенств.тех.чт.


Называть поэтов, выразительно читать стимхотворения

Знать имена писателей, основные их произв., изуч.программой


Отвечать на вопросы с пом.учителя, по плану, опорным вопросам делать пересказ прочит.

Самостоят.работа с книгой, обсуждение прочитанного


Читать по ролям.
Иметь предст.о писателе.

Отвечать на вопросы с пом.учителя, по плану, опорным вопросам делать пересказ прочит.

Самостоят.работа с книгой, обсуждение прочитанного

Отвечать на вопросы с пом.учителя, по плану, опорным вопросам делать пересказ прочит.


Общее представл.о писателях и поэтах XX в.

Отвечать на вопросы с пом.учителя, по плану, опорным вопросам делать пересказ прочит.





Коррекция зрительного, произвольного внимания


Коррекция мыслительной деятельности (логическое, абстрактное, творческое мышление)
Коррекция познавательной деятельности

Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия


Совершенствование техники чтения, коррекция речевой деятельности (словарного запаса, грамматического строя речи, произношения)
Коррекция долговременной памяти, зрительного и слухового восприятия
Коррекция зрительного, произвольного внимания

Коррекция мыслительной деятельности (логическое, абстрактное, творческое мышление)





Cписок литературы


  1. Учебник чтения для 8 специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф. Малышева. - Изд. М. «Просвещение», 2011г .

  2. М.И.Шишкова «Развитие речи на уроках литературного чтения» в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для педагога-дефектолога. М.: «Владос», 2010 г.



  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8 СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VIII ВИДА
  • 2016 - 2017 учебный год Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Внеклассное чтение (проводится один раз в месяц)
  • Литература для внеклассного чтения
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  • Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста
  • Контроль за знаниями, умениями и навыками
  • Прогнозируемые результаты
  • Содержание программы учебного предмета.
  • Место предмета в учебном плане
  • Тематическое планирование уроков чтения в 8 классе (VIII вида) Индивидуальное обучение.
  • Устное народное творчество
  • И.А. Крылов
  • И.С. Никитин
  • Л.Н. Толстой
  • В.Г. Короленко.
  • С.А. Есенин.