Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе 7 класса мбоу «Верхне-Колчуринская сош»




страница1/3
Дата21.06.2017
Размер0.8 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ

по учебной работе

_______/М.А.Смирнова/ ________Н.Л.Ларионова/ ______/Н.В.Хвостов/

ФИО ФИО ФИО

Протокол №___ от Приказ №___ от

«___» _________2013г. «___» _________2013г. «___» _________2013г.


Рабочая программа

по литературе 7 класса

МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ»

Алькеевского МР РТ

Составитель:

Смирнова М.А.

учитель чувашского языка и литературы

первой кв. категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «___» _____________ 2013г.
2013 – 2014 учебный год.
Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе в 7 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 7 класса (В.Я. Коровина. Москва. «Просвещение», 2006 год)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника - хрестоматии «Литература» (В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение», 2008 год), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 7 класса предусматривает обучение литературе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.


Примерная программа основного общего образования по литературе

7 класс

70 ч.

Программа предусматривает изучение регионального компонента (5 часов), встроенного в базовый курс, при изучении следующих тем:



  • Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

  • А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.

  • А.М.Горький. Страницы биографии.

  • А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

  • Внеклассное чтение. Письма Д.С.Лихачева.

Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе.



Тема

Основное содержание

Количество часов

1.

Литература как искусство слова.




1

2.

Устное народное творчество

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

5(4)

3.

Древнерусская литература

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

2 (1)

4.

Произведения русских писателей 18 века

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

3

5.

Произведения русских писателей 19 века

Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

33

6.

Произведения писателей 20 века

Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах

18

7.

Зарубежная литература

Знакомство с жизнью и творчеством Роберта Бернса, Дж. Гордона Байрона, Д.Олдриджа, О.Генри, Л. Пиранделло.

8 (3)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения литературе на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по литературе.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы 7 класса опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

Знать:


  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

Уметь:


  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Для достижения требуемых результатов рабочая программа ориентирована на использование следующих педагогических технологий: развивающие, информационные, эмоционально-нравственные, эмоционально-художественные, эвристические.

Литература и средства обучения.
Для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007.

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 7 класс. – М. Просвещение, 2008.

  3. Обернихина Г.А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. М. Просвещение, 2006.

  4. Русский фольклор. Словарь – справочник/ сост. Т.В.Зуева. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Шайтанов И.О.Зарубежная литература. Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. М. Просвещение 2006.


Для учителя

  1. И.В.Золотарева. Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе. Москва. «Вако», 2005.

  2. Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

  3. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

  4. С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов – на Дону «Феникс» 2005

  5. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

  6. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».


Электронные пособия

  1. Литература 7 класс. Фонохрестоматия. Электронное пособие на CD – ROM / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2008.

  2. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


Учебно-тематическое планирование

по литературе


Класс: 7

Учитель: Смирнова Маргарита Анатольевна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.


Плановых контрольных уроков _______ , Р/р ___ __,

административных контрольных уроков_______-_____ ч.


Планирование составлено на основе: программы «Литература» для общеобразовательных школ 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Москва «Просвещение» 2006 год.

Учебник: учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений «Литература» 7 класс. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.


Дополнительная литература:


  1. И.В.Золотарева. Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе. Москва. «Вако», 2005.

  2. Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

  3. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

  4. С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов – на Дону «Феникс» 2005

  5. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

  6. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».


Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактич.

1.

В мире литературы. Мой читательский опыт

1

Актуализация читательского опыта.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Работа по тестам.

Знать авторов и содержание изученных художественных произведений

Выполнить задание №2 письменно, прочитать статью «Былины».

5.09




2.

Предания как особый жанр фольклора. Особенности устного повествования.

1

Урок исследование.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора.

Подготовить пересказ одного из преданий, сохранив особенности повествования.

7.09




3.

Художественные особенности былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

1

Урок изучения нового материала.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора.

Подготовить выразительное чтение былины, составить устный рассказ по иллюстрации.

12.09




4.

Удивительные страницы былины «Садко». Особенности эпического героя.

1

Урок-беседа, совершенствование ЗУН.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора.

Составить киносценарий по былине «Садко».

14.09




5.

Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Богатырская сила и воинская доблесть героя.

1

Урок изучения нового материала.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Заполнение таблицы.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора.

Подготовить характеристики героев былин и иллюстрации.

19.09




6.

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

1

Урок исследование.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора.

Подобрать и записать по 5 пословиц, татарских и чувашских.

21.09




7.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Обзор жанра летописи.

1

Урок изучения нового материала.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


Составление опорных конспектов.

Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере произведений древнерусской литературы.

Составить и написать короткое поучение для своих близких и друзей.

26.09




8.

Творчество писателей Древней Руси. Повесть о Петре и Февронии.

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения

Подготовить ответ на вопрос, провести словарную работу.

28.09




9.

М.В. Ломоносов – певец XVІІІ века. Оды поэта.

1

Урок изучения нового материала.

Анализ стихотворных произведений.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить выразительное чтение одного из отрывков, составить план статьи учебника.







10.

Г.Р.Державин. Личность и творчество поэта. Новаторство в стихотворческой деятельности.

1

Урок изучения нового материала.

Анализ стихотворных произведений.

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Выучить наизусть стихотворение Державина.







11.

В.А.Жуковский. «Лесной царь». Обыденное и фантастическое в балладе.

1

Урок изучения нового материала.

Анализ стихотворных произведений.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить выразительное чтение любого другого перевода Жуковского, сделать иллюстрации к балладе.







12.

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. «Полтавский бой». Литературные приемы жанра.

1

Урок-экскурсия в прошлое.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить подробные ответы на вопросы в конце статьи.







13.

«Медный всадник». Историко-литературное и жанровое своеобразие произведения.

1

Урок изучения нового материала.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Составление опорных конспектов.

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы и жанры

Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть, подготовить устный рассказ по иллюстрации к поэме.







14.

«Песнь о вещем Олеге» как живой и эмоциональный, торжественный и проникновенный рассказ о старине.

1

Урок изучения нового материала.

Выделение авторской позиции в произведении.

Работа по тестам.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить выразительное чтение баллады, составить и записать кроссворд.







15


Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Историческая основа создания поэмы.

1

Урок комментированного чтения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Создание компьютерных презентаций.

Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации

Приготовить выразительное чтение отрывка, сделать иллюстрации к сцене в Чудовом монастыре.







16

История создания сборника «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Дух гуманности.

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Прочитать повесть до конца, подготовиться к итоговому тесту.







17.

Р/р. Написание сочинения по жизни и творчеству А.С. Пушкина.

1

Урок развития речи.

Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Дописать сочинение, подготовить выступление по жизни М.Ю. Лермонтова.







18.

М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Интерес поэта к истории.

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Составить план статьи в учебнике, прочитать «Песню про купца…».

2.11




19.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Особенности поэмы и ее связь с фольклором.



1

Урок изучения нового материала.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


Работа по тестам.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Выучить наизусть отрывок из поэмы: восход зари; написать сочинение по иллюстрациям.

14.11




20.

Проблема долга и чести в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Урок-беседа.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Заполнение таблицы.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Написать сочинение-рассуждение на тему «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?»

16.11




21.

Основные мотивы лирики Лермонтова. Сопоставительный анализ стихотворений.

1

Урок анализа лирического произведения.

Анализ стихотворных произведений

Работа по тестам.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений, сделать иллюстрации к стихотворениям.

21.11




22.

Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь. История создания повести «Тарас Бульба»

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

По 1 главе выделить признаки исторической повести, составить сообщения об особенностях авторской речи.

23.11




23.

Образ Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба».

1

Урок комментированного чтения с элементами анализа.

Различные виды пересказа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Найти в тексте описание пейзажей и подготовить устную иллюстрацию.

28.11




24.

Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Различные виды пересказа .

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить рассказ о жизни и гибели Тараса, Остапа и Андрия.

30.11




25.

Сыновья Тараса .Бульбы. Сопоставление Остапа и Андрия.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Различные виды пересказа.

Работа по тестам.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить устный рассказ по заданным темам.







26.

Трагедия Тараса Бульбы. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Заполнение таблицы.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Ответить на вопрос №3 (с.187), подготовиться к написанию сочинения.







27.

Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». Анализ художественных средств и приемов.

1

Урок развития речи

Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Дописать сочинение, прочитать другие рассказы Н.В.Гоголя.







28.

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

1

Урок внеклассного чтения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Прочитать рассказ Тургенева «Бирюк», составить дневник героя.







29.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Знакомство с рассказом «Бежин луг».

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить рассказ о жизни и творчестве Тургенева, читать «Бежин луг».







30.

Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ рассказов детей.

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Составить план статьи в учебнике, сравнить описания степи у Гоголя и Тургенева.







31.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Истории создания стихотворений в прозе.

1

Урок изучения нового материала.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе, составить свое стихотворение в прозе,







32.

Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. «Записки охотника», «Бирюк»

1

Урок внеклассного чтения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить рассказ о Бирюке, опираясь на примерный план.







33.

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». 1 ч. «Княгиня Трубецкая».

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить рассказ о Некрасове по дополнительным источникам.







34.

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Контраст двух миров.

1

Урок- беседа с элементами комментированного чтения.

Анализ стихотворных произведений

Работа по тестам.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений, ответить на вопрос №2 (с. 233) письменно.







35.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизненный и творческий путь. «Щедрый и сказочный мир».

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Прочитать сказку «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил».







36.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой.

1

Комбинированный урок.

Различные виды пересказа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить выразительное чтение текста, прочитать сказку «Дикий помещик».







37.

Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1

Урок внеклассного чтения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Работа по тестам.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого.







38.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство-открытие мира»

1

Урок изучения нового материала.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить рассказ о писателе, перечитать главы повести «Детство».







39.

Нравственный смысл поступков героев повести «Детство».

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Различные виды пересказа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Составить характеристики героев повести, ответить письменно на вопрос №7.







40

«Край ты мой, родимый край!».Стихотворения русских поэтов XІX века о родной природе.

1

Урок анализа лирического произведения.

Анализ стихотворных произведений

Создание компьютерных презентаций.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить конкурсные открытки для выступления перед классом.







41.


А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хамелеон» как живая картина мира.

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в комических произведениях.

Подготовить выразительное чтение рассказа, составить план вступительной статьи.







42.

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа.

Заполнение таблицы.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в комических произведениях.

Прочитать самостоятельно рассказы «Тоска» и «Размазня», ответить на вопрос №4.







43.

Р/р. Написание сценария драматургического представления по рассказу «Хамелеон».

1

Урок развития речи.

Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Составить вопросы по сценарию, подготовить рассказ о Бунине (индивидуально).







44.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе «Цифры».

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить характеристику главных персонажей в соответствии с планом.







45.

А.М.Горький. Страницы биографии. Автобиографическая основа повести «Детство».

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Дочитать повесть, подготовить пересказ различных сцен из повести.







46.

Художественные особенности повести М.Горького «Детство».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Заполнение таблицы.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Перечитать главы, сделать иллюстрации к понравившимся главам.







47.

Р/р. Характеристика литературного героя (по повести М.Горького «Детство»)

1

Урок развития речи

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Написание характеристики героя

Прочитать легенду «Данко» и составить план характеристики героя.







48.

М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

1

Урок изучения нового материала.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Работа по тестам.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить художественный пересказ легенды и иллюстрацию к ней.







49.

Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

1

Урок-диспут.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Написать рассказ о любом животном, прочитать рассказ А. Платонова «Юшка».







50.

В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Урок изучения нового материала.

Анализ стихотворных произведений

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить рассказ о Маяковском, прочитать его произведения.







51.

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Языковой анализ текста.

1

Урок изучения нового материала.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Работа по тестам.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».







52.

А.П.Платонов. «Юшка». Нравственная проблематика рассказа.

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить небольшой пересказ на заданные темы.







53.

А..П..Платонов «Неизвестный цветок»- сказка-быль. Символ мечты о гармонии.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Выделение авторской позиции в произведении.

Работа по тестам.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Составить формулу счастья своей семьи.







54.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Лирические стихотворения поэта.

1

Урок изучения нового материала.

Анализ стихотворных произведений

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Выучить наизусть одно из стихотворений Твардовского.







55.

Внеклассное чтение. На дорогах войны. Час мужества.

1

Урок внеклассного чтения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Создание компьютерных презентаций.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком».







56.

Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить выразительное чтение рассказа, пересказ эпизодов(на выбор).







57.

Е.И.Носов. Творческая манера писателя. «Кукла». Отношение взрослых и детей к куклам.

1

Урок изучения нового материала.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Ответить на вопрос №4 письменно, прочитать рассказ «Живое пламя».







58.

Е.И.Носов «Живое пламя». Смысл названия рассказа.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Выделение авторской позиции в произведении.

Работа по тестам.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Прочитать рассказ Ю. Казакова «Тихое утро».







59.

Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе.. «Тихое утро».

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений.

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить художественный пересказ по составленному плану.







60.

Д.С.Лихачев «Земля родная». Знакомство с жанром публицистика.

1

Урок-диалог.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Прочитать главы из книги «Земля родная».







61

Внеклассное чтение . Письма Д.С.Лихачева




Урок внеклассного чтения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края».







62.

«Тихая моя Родина…» .Лирические бессюжетные стихотворения.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Определить размер одного из стихотворений, составить схему рифмовки.







63.


Зарубежная литература

Знакомство с жизнью и творчеством Роберта Бёрнса. Стихотворение «Честная бедность»



1


Урок изучения нового материала.



Анализ стихотворных произведений



Составление опорных конспектов.



Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения



Выучить стихотворение наизусть.









64.

Знакомство с жизнью и творчеством Джордж Гордона Байрона. Стихотворение «Ты кончил жизни путь…»

1

Урок изучения нового материала.

Анализ стихотворных произведений

Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Подготовить выразительное чтение стихотворения Байрона «Ты кончил жизни путь…».







65.

Японские хокку (хайку) (трехстишия), их своеобразие..

1

Урок изучения нового материала.

Принадлежность литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.


Составление опорных конспектов.

Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения

Пользуясь иллюстрациями составить свои хокку.







66.

Джеймс Олдридж. Идейное содержание рассказа «Отец и сын».

1

Урок изучения нового материала.

Различные виды пересказа .

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить пересказ отрывка из повести.







67.

Р/р. Составление характеристик героев по произведению «Отец и сын».

1

Урок развития речи.

Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Написать сочинение на тему «Благодарность».







68.

Знакомство с рассказом О.Генри «Дары волхвов».

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить пересказ рассказа.







69.

Л.Пиранделло. Образец творчества. Рассказ «Черепаха»

1

Урок изучения нового материала.

Сопоставление литературных фактов и явлений

Составление опорных конспектов.

Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических произведениях.

Подготовить художественный пересказ.







70.

Итоговая блиц-викторина по курсу литературы 7 класса.

1

Итоговый урок - викторина

Сопоставление литературных фактов и явлений

Работа по вопросам

Знать авторов и содержание изученных художественных произведений

Завести читательские дневники на лето.






  1   2   3

  • Рабочая программа по литературе 7 класса
  • Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 7 классе
  • 7 класс 70 ч.
  • В результате изучения литературы ученик 7 класса должен
  • Литература и средства обучения.
  • Учебно-тематическое планирование
  • И.В.Золотарева. Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе. Москва. «Вако», 2005.
  • Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».
  • Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.
  • Тема урока Количество часов Тип урока
  • Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата проведения
  • По плану Фактич.
  • Р/р. Написание сочинения по жизни и творчеству А.С. Пушкина.
  • Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». Анализ художественных средств и приемов.
  • Р/р. Написание сценария драматургического представления по рассказу «Хамелеон».
  • Р/р. Характеристика литературного героя (по повести М.Горького «Детство»)
  • Р/р. Составление характеристик героев по произведению «Отец и сын».
  • Итоговая блиц-викторина по курсу литературы 7 класса.