Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по литературе 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе




Скачать 201.15 Kb.
Дата05.07.2017
Размер201.15 Kb.
ТипЛитература
03-02

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной.


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения литературы на ступени среднего общего образования. Согласно учебному плану филиала МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульская СОШ в 2016-2017 учебном году на изучение литературы в 10 классе (базовый уровень) отводится 102 часа за год (3 часа в неделю).

Региональный компонент изучается на уроках:

№7 П.П.Ершов. Биография поэта

№8 П.П.Ершов. Поэма «Сузге»

№38 Жизнь и творчество Р.Ш.Валеева (обзор)

№39 «Жалок тот, кто душу потерял» Рассказ Р.Ш.Валеева «Родня»

№46 «Певец заснеженного края». Жизнь и творчество Л.В.Лапцуя



№47 Красота родного края в лирике Л.В.Лапцуя
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание средствами художественной литературы духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

  • освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и мировой художественной литературе; создание общего представления об историко-литературном процессе, о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной литературы и литературы народов России;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление эстетического восприятия литературных произведений;

  • развитие познавательных интересов и коммуникативно-эстетических способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; художественного вкуса;

  • формирование читательской культуры, умений написания сочинений различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Учебно-методический комплект утвержден приказом заведующей филиалом МАОУ Тоболовская СОШ - МАОУ Карасульская СОШ №22/2 от 31 мая 2016

    1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Программа по литературе для 5-11 классов. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 г.

    2. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

    3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

    4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.


Тематическое планирование.



Наименование разделов и тем

Количество часов на изучение темы

Из них на развитие речи

Введение (1 час)

1.

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.


1

---

Литература первой половины XIX века (11 ч. 2 р.к. 2 р.р.)

1

Обзор русской литературы первой половины 19 века.

1

---

2

А.С.Пушкин


4

-----

3

М.Ю. Лермонтов


3

---

4

Р.К. П.П.Ершов.

2

----

5

Н.В.Гоголь

3

----

6

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века

2

2

Литература второй половины XIX века (68 часов 13 р.р.)

1

Обзор русской литературы второй половины 19 века

1

---

2

А.Н.Островский

8

2

3

И.А.Гончаров

6

1

4

И.С.Тургенев

6

1

5

Р.К. Р.Ш.Валеев

2

---

6

Ф.И.Тютчев

3

---

7

А.А.Фет

2

---

8

А.К.Толстой

1

---

9

Р.К. Л.В.Лапцуй

2

---

10

Н.С.Лесков

2

---

11

М.Е.Салтыков-Щедрин

2

---

12

Н.А.Некрасов

8

2

13

К. Хетагуров

1

---

14

Ф.М.Достоевский

10

1

13

Л.Н.Толстой

16

2

15

А.П.Чехов

11

2

Зарубежная литература (4 часа)

1

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века

1

---

2

Оноре де Бальзак

1

---

3

Ги де Мопассан

1

---

4

А.Рембо

1

---

Итоговый урок (1 час)




Итого:

102

13


Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 час) Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.



Литература первой половины XIX века (13 часов 2 часа Р.Р.)

Обзор русской литературы первой половины XIX века. (1 час)

А.С.Пушкин (4 часа) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения по выбору: «Вольность», «Из Пиндемонти», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»/ «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности. «Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С.Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Поэма "Медный всадник". Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина. Значение творчества А.С.Пушкина для русской и мировой культуры

М.Ю. Лермонтов (3 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения по выбору: "Нищий", "Я не унижусь пред тобой.. ". "Нет, не тебя так пылко я люблю.. ". Своеобразие художественного мира М.Ю.Лермонтова: чувство трагического одиночества. Тема родины, поэта и поэзии. Романтизма и реализма в творчестве поэта.

Р.К. П.П.Ершов. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Поэма "Сузге". Отражение исторических событий, связанных с прошлым Сибирской земли.

Н.В. Гоголь (3 часа). Жизнь и творчество (обзор). Повесть "Невский проспект". Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Р.Р. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века.

Литература второй половины XIX века(70 часов 11 Р.Р.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)

Россия во второй половине 19 века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и её мировое признание.



А.Н.Островский (6 часов 2 часа Р.Р.). Жизнь и творчество (обзор). Драма "Гроза"

История создания пьесы. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе». Своеобразие внутреннего конфликта Катерины и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Драматургическое мастерство Островского. Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».



Р.Р. Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

И.А.Гончаров (5 часов 1 час Р.Р). Жизнь и творчество (обзор). Роман "Обломов"

Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика романа. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытания любовью» и её решение в произведении Гончарова. Приёмы антитезы в романе. национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания героев. Мирjвоззрение и стиль жизни. Авторское отношение к героям романа. Семантика фамилии героев романа. Роль пейзажа, портрета. Интерьера и художественной детали в произведении. Трагическое и комическое в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет)



Сочинение по роману И.А.Гончарова "Обломов"

И.С.Тургенев (5 часов 1 час Р.Р). Жизнь и творчество. Роман "Отцы и дети"

История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей. Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения. Черты личности мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Испытание любовью в романе. Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия. Кукшина и Ситников как пародия на нигилизм. Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество. Испытание смертью. Смысл финала романа.



Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев «Базаров» (фрагменты)

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Р. К.Творчество уральского писателя Р.Ш.Валеева. (2 часа) Рассказ «Родня» 

Ф.И.Тютчев (3 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."),

а также три стихотворения по выбору: "Эти бедные селенья", "Над этой темною толпою… ", "Последняя любовь". Основные мотивы лирики поэта (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной» жизнью) и его неосуществимость. Автобиографизм любовной лирики Ф.И.Тютчева. любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности композиционного построения стихотворений.



А.А.Фет (2 часа). Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь",

а также три стихотворения по выбору: "Одним толчком согнать ладью живую.. ", "Я пришёл к тебе с приветом.. ". "Заря прощается с землёю.. ". «Вечные» темы в лирике А.Фета (тема творчества, любви, природы и красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения

А.К.Толстой (1 час). Жизнь и творчество (обзор). "Не верь, мой друг, когда в избытке горя.. ", "Средь шумного бала случайно.. ", "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.. "

Основные мотивы и образы. Любовная лирика А.Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений. Приём психологического параллелизма и его реализации в творчестве поэта. Музыкальность его лирики.



Л.В.Лапцуй (2 часа) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Купается луна», «Пробуждение», «Под струнами ветра», «Полярная ночь». Образ родного края в лирике поэта. Художественное своеобразие произведений Лапцуя

Н.С.Лесков (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Повесть Н.С.Лескова "Очарованный странник". Особенности сюжета повести «Очарованный странник». Тема дороги и изображение этапов пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести Лескова. Особенности лесковской повествовательной манеры. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.

М.Е.Салтыков-Щедрин (2 часа). Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (обзор). "История одного города" (обзор). Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрю-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «истории..». Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.

Н.А.Некрасов (6 часов 2 часа Р.Р.), Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...",

а также три стихотворения по выбору: "Я не люблю иронии твоей.. ", "Забытая деревня.. ", "Блажен незлобивый поэт"



«Вечные темы в поэзии». Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Иcтория создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля. Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Сатирические образы помещиков в поэме. Трагическое и комически-нелепое начало, заложенное в крепостничестве. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны. Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия. Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы.

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

К.Хетагуров (1 час). Жизнь и творчество К.Хетагурова. анализ 2-3 стихотворений из сборника "Осетинская лира". Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова лирике Н.А.Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии. Изображение тяжелой жизни народа, тема женской судьбы, образ горянки поэме "Фатима". Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта

Ф.М.Достоевский (9 часов 1 час Р.Р.). Жизнь и творчество. Роман "Преступление и наказание". История создания романа «Преступление и наказание». Приёмы создания образа Петербурга в романе (пейзаж, интерьер, цветопись. Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции и решение темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Р.Раскольникова. Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»:Лужин, Свидригайлов. Роль портрета в романе. Мотив «двойничества» в русской литературе. Образ Сони Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе «Преступление и наказание» . Тема гордости и смирения в романе. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе и как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразное «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступление и наказание». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой (14 часов 2 часа Р.Р.). Жизнь и творчество. Роман-эпопея "Война и мир". История создания романа-эпопеи «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года. Прототипы героев. Роль личности и народа в истории. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони. Элен. Философские, нравственные, эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» главной героини романа. Поэтичность натуры, национально-народное в характере Наташи Ростовой. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе, о «своём Тулоне» и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления. Любовь к Наташе, мечты о семейном счастье. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьром Безуховым. Пьер в салоне Шерер в кругу «золотой молодёжи». Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле. Философский смысл образа Платона Каратаева. Любовь к Наташе. Пьер на пути к декабризму. Причины войны 1805-07 г.г. заграничные походы русской армии. Проблема истинного и ложного героизма. Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Авторская оценка войны. Эпоха 1812 года и ее отражение в документальных и художественных произведениях. Толстовская концепция истории. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Народ и мысль народная в романе. Углубление понятия о романе. Своеобразие жанра и композиции романа-эпопеи «Война и мир». Синтез романа и эпопейного начала. Черты семейной хроники в произведении Толстого. Философско-публицистические и исторические рассуждения и их роль в романе. Символика заглавия произведения. Всемирное значение Толстого.

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

А.П.Чехов (9 часов 2 Р.Р.). Жизнь и творчество. Рассказы: "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", а также два рассказа по выбору: "Крыжовник", "Невеста". Тема «маленького человека». Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. Стиль Чехова-рассказчика; открытые финалы, музыкальность. Поэтичность, психологическая и символическая деталь. Проблематика рассказа. Особый характер события в мире писателя: невидимое событие происходящего в душе, в сознании героя, открывает ему неведомые ранее грани жизни, изменяет его точку зрения на происходящее, обуславливает дальнейшие поступки человека. Своеобразие композиции, языка рассказа. Пьеса "Вишневый сад". История создания пьесы "Вишнёвый сад". Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс). Своеобразие конфликта в пьесе Чехова: внутреннее или внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» или «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью». Чехова-драматурга; символическая образность. «бессобытийность», «подводное течение»,психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Зарубежная литература (4 часа)

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века (1 час). Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм

Оноре де Бальзака «Гобсек» (1 час). Жизнь и творчество Бальзака, характерные особенности его дарования как художника. «Человеческая комедия» Бальзака – картина полувековой истории французского общества. История создания повести «Гобсек». Денежные отношения в буржуазном обществе и власть денег над людьми. Образ ростовщика – папаши Гобсека. Образы скупцов и накопителей в произведениях русской литературы.

Ги де Мопассан «Ожерелье» (1 час). Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героя о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки.

А.Рембо «Пьяный корабль» (1 час). Жизнь и творчество поэта. Тема стихийной жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Итоговый урок (1 час). Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса литературы 10 класса.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 10 класса должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Список дополнительной литературы

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. – М: Православный паломник, 2008.

  3. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  4. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  5. Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  6. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  7. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.

  8. Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  9. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  10. Интернет сайты: ФИПИ, Википедия.

  11. Электронное пособие Кирилла и Мефодия.

Произведения для заучивания наизусть:

А. С. Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А. Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).



И. С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).