Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по курсу литературного чтения Составлена учителями начальных классов Тихановой С. И. Полянской Г. А




страница1/6
Дата18.04.2017
Размер1.42 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
бюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Вогнемская основная общеобразовательная школа»






УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы № 34/1 от 01.09.2013.




Рабочая программа по

курсу литературного чтения

Составлена учителями

начальных классов

Тихановой С. И.

Полянской Г.А.

2013

I Пояснительная записка.
Настоящая программа по курсу литературного чтения создана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089), на основе Федерального базисного учебного плана, основной общеобразовательной программы начального общего образования ОУ в соответствии с приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования № 1089 от 5 марта 2004 года», на основе авторской программы Н.А. Чураковой (Проект «Перспективная начальная школа»).

Рабочая программа по литературному чтению представляет собой целостный документ, включающий разделы:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

  2. общую характеристику учебного предмета;

  3. описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. результаты освоения учебного предмета;

  5. содержание учебного предмета;

  6. тематическое планирование;

  7. описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса;

  8. планируемые результаты изучения учебного предмета.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  2. развитие художественно — творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;(в том числе произведений самодеятельных авторов), формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно — познавательными текстами;

  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование и представлений о добре и зле, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.



II. Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно - нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:



  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  2. развитие художественно — творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;(в том числе произведений вологодских авторов и самодеятельных авторов своего края), формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно — познавательными текстами;

  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование и представлений о добре и зле, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг(детских журналов и других периодических изданий) и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:



  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка(интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы)который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией(слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описы различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в

художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.



  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно — нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно — эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.



Содержание курса учитывает региональные особенности национальной культуры, образовательных достижений Вологодской области, сельского поселения. (Прим. Региональный компонент реализуется в том числе и через уроки внеклассного чтения).

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно — нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


III. Описание места предмета

Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч, из них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2, 3, и 4 классах по 136 (4ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


VI. Результаты изучения учебного предмета.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;



  1. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  2. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.  е. Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации , анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


V. Содержание учебного предмета

1 класс

Обучение грамоте. Подготовительный период. Чтение.

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

Основной, звукобуквенный период. Чтение.

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а],[о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различии гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью кружка, затем-знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква-это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки

(непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости)

Согласные звуки [м, м, н,н, л, л, р, р, й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных гласных звуков по твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных- «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов(с апострофом) фиксируются мягкие, другим (без апострофа) -твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл-мил, Нил-ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками. А также слов с непарными согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.



Звук [й] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё,ю,е» и мягкого знака «ь».

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е»- обозначать два звука [й,а], [й,о], [й,у], [й,э] в начале слова ( [йама]-яма) и после гласных звуков в середине и на конце слов ( [байан]-баян, [р᾽исуй᾿у]-рисую.

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв( «я, ё, ю, е») ([й᾽а], ([й᾽о],([й᾽у],([й᾽э] в начале слова ([й᾽ама]-яма и после гласных звуков в середине и на конце слов [бай᾽ан]-баян, [р᾽исуй᾿у]-рисую.

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв « я, ё, ю, е»([но]-но,[н᾿о]-нё, [ру]-ру, [р᾿у]-рю, [ла]-ла, [л᾿а] -ля, [мэ]-мэ, [м᾿э]-ме).

Мягкий знак, указывающий на мягкость согласного звука на конце и и в середине слов , например, линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух и при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных):я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Парные звонкие и глухие согласные.

Отличие звонких и глухих звуков [д]- [д᾿], [т]- [т᾿], [з]- [з᾿], [с]- [с᾿], [г]-[г᾿], [к]- [к᾿], [в]- [в᾿], [ф]- [ф᾿], [б]- [б᾿], [п]- [п᾿] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д᾿-т᾿, з-с, з᾿-с᾿, г-к, г᾿-к᾿, в-ф, в᾿-ф᾿, б-п, б᾿-п] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например, Дима- Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например, жар-шар, Луша-лужа, отличающихся звуками [ж]- [ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний жи-ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам , чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука. А также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слове, слоге, предложении и тексте.



Звук [й᾿] после разделительных «ь» и «ъ» знаков.

Обозначение на письме звука [й᾿] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь е, ё, ю, я, и; ъ е, ё, ю, я).

звуковой анализ слов со звуком [й᾿] , обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й᾿] , перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а потом- орфоэпически.

Конструирование печатных знаков «ь», «ъ», усвоение их форм.



Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х᾿, ч᾿, щ᾿, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х᾿, ч᾿, щ᾿, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, желудь); че (честь); чё, чо ( чёлка, чох, т. е. чихание); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка); чк, чн (ручка, дочка, точный, мучной); чт (мачта, почта); щн (хищник); щр (поощрение). Чтение слогов, слов и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных букв:х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.
Литературное чтение.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).



Эмоциональный тон произведения. Определение серьезно и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. (В т.ч. на основе произведений самодеятельных авторов своего края) Практическое различие.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико – синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позитивные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания : с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Круг чтения
Малые жанры фольклора. Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки. Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки(сказки - цепочки): «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Русские писатели и поэты

Л.Толстой «Косточка»

М.Горький «Воробьишко»

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д.Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С.Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак, Дж. Ривз; произведения самодеятельных авторов своего края.


Проза

Н.Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г.Остер «Эхо»;

С.Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю.Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д.Биссет «Шшшшш»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н.Друк «Сказка»;

Б.Заходер «Серая звездочка»*.
2класс

Народное творчество.

Сказки о животных.

Общее представление. Разница характеров героев – животных и иерархия героев – животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.



Волшебные сказки.

Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке(одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки(построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература.

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки(противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки(построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.



Жанр рассказа.

(Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.



Поэзия.

Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений в т.ч. и на основе произведений самодеятельных авторов своего края. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзии жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки(Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки – цепочки(Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнение, гиперболы(называем преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе(сказки С. Козлова, японские сказки – «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.



Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.

Развитие умений выразительного чтения(чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
3 класс
Устное народное творчество.

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер(объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя(а не его физическое превосходство).

Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о бродячих сюжетах(сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы « к слову», «к случаю»; для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть(история) и мораль(нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.



Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора»)в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Литература в контексте художественной культуры.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов(а не тематическое сходство).



Библиографическая культура.

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя, поэта -самодеятельного автора своего края. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.



Умения и навыки осознанного и выразительного чтения.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения(соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности(использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.


4 класс

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами;представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка.

Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета(нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр(историческое повествование).

Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории( в виде примет конкретно — исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») былины («Садко»).

Авторская сказка.

Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).



Жизнь жанров фольклора во времени.

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.



Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.



Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии.

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).



Биография автора художественного произведения.

Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника): роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;участие воображения и фантазии в создании произведений; диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.



Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).



Библиографическая культура.

Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений (самодеятельного автора своего края) Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или самодеятельного края поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.



Умения и навыки чтения и говорения.

Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

а) умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.


VI Тематическое планирование

1 класс


п/п

  1   2   3   4   5   6