Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по курсу «История Казахстана»




страница1/10
Дата06.07.2018
Размер2.08 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета к.и.н.,доцент «___» ____________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «История Казахстана» Для неисторических специальностей Факультет Кафедра истории Казахстана Курс І Семестр І Количество кредитов (общий объем по учебному плану) – 3 Лекций – (кол-во часов) - 30 Практических занятий – (кол-во часов) - 15 Лабораторные занятия – (кол-во часов) СРСП - (кол-во часов - СРС – (кол-во часов) – Всего часов- Количество рубежных контролей 2 Форма контроля (экзамен, зачет) – экзамен ИКИ - Семей – 2013 Составитель: к.и.н., и.о. доцента Рамазанова Ф.С. Утверждено на заседании кафедры Протокол №______ от ______ _________2013 г. Зав. кафедрой: Обсуждено на заседании учебно-методического совета факультета Протокол №______ от ______ _________2013 г. Утверждено Ученым советом факультета Протокол №______ от ______ _________2013 г. Декан факультета _____________ «СОГЛАСОВАНО» Начальник офиса Регистратора ______ _________2013 г. Заведующая библиотекой ______ _________2013г. Семей - 2013 История Казахстана – память казахского и других народов, проживавших и проживающих на территории суверенного м независимого государства Республики Казахстан. Истории Казахстана есть полноправная часть истории всего человечества, которая органично вплетается в контекст всемирной истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, история тюркских народов, стран Центральной Азии. История Казахстана – наука, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней. С обретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировать учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности патриотизма Современное видение истории Казахстана предполагает ее и терпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран центральноазиатского региона. Наряду с этим, возрастают ее много функциональная роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что предмет «Истории Казахстана» является государственно значимой учебной дисциплиной, что проистекает от ее возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития казахстанского общества. Именно поэтому предмет введен в учебные планы всех вузов нашей страны. Студенты, получившие диплом о высшем образовании обязаны сдавать государственный экзамен по Отечественной истории наряду с аналогичным экзаменом по специальности. Это свидетельствует о большей ответственности, которая возлагается как на преподавателей по истории Казахстана, так и студентов и руководителей вузов. При создании настоящей типовой программы авторы исходили из учета комплекса задач, определяющих роль и значение преподавания «Истории Казахстана» в Республике Казахстан: - создание теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей задачам становления и укрепления суверенной государственности Казахстана; - создание идеологической базы для консолидации казахстанского общества на основе совместной истории народов Казахстана; - внедрение подходов, учитывающих уникальное место истории Казахстана в контексте глобальной истории взаимодействия Запада и Востока, а также в общем потоке всемирной истории и человеческой цивилизации; - построение единого логического стержня истории Отечества, основанного на цельном восприятии: этногенеза государствообразующей нации - казахов и народов Казахстана; эволюции государственности на территории Казахстана; совокупности исторических фактов и событий; уроков истории; - наполнение содержания казахстанской модели развития в период становления независимости реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности на рубеже ХХ-ХХ1 ив. Основная цель учебной дисциплины «История Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа. Авторы настоящей программы исходили, в первую очередь, из задач, выдвигаемых «Концепцией становления исторического сознания в Рес­публике Казахстан» (1995г.). Вместе с тем учитывается конкретная ситуация в историческом образовании, новации в исторической науке, потребности студенческой аудитории, особенности методики преподавания и предоставления учащимся исторической информации. При составлении настоящей программы был взят во внимание опыт создания типовых и учебных программ в области исторического образования в Казахстане. Не остались в стороне опыт мировой исторической науки и педагогической практики в преподавании истории, а также нетрадиционные методы и методики. При создании типовой программы авторы учитывали объективную природу данного жанра. Любой опыт, приобретаемый через обычные образовательные каналы, всегда оказывается не только поверхностным, но и устаревшим. Опыт исторического мышления, приобретаемый таким образом, формируется учебниками, а учебники всегда описывают не то, что сейчас думают настоящие современные историки, а то, что думали историки прошлого, историки того времени, когда создавался тот исходный материал, на базе которого и были составлены учебники. К моменту включения и учебники устаревают не только результаты исторического мышления. Устаревают также и его принципы, то есть идеи о предмете, методе и ценности исторического мышления в целом. Поэтому одна из важных задач для всех знаний, приобретаемых через образовательные каналы, - это преодоление иллюзии завершенности. На первоначальном этапе необходимо обновление теоретических основ, методологии и методики подготовки учебного материала. При этом нужно избегать ориентации на одну универсальную теорию, выступающую н качестве всеобъемлющей методологии научного поиска в области истории, а также сводить исторический поток к осмыслению лишь отдельного ряда вопросов. Рациональный подход в данном случае видится в целостном осмыслении прошлого, настоящего и будущего Отечества в контексте развития всего человечества на принципах соблюдения современных общезначимых познавательных норм, опирающихся на теоретические результаты современной исторической науки. Методика освоения студентами учебного .материала и системы оценки приобретенных ими знаний должна основываться на следующих научных параметрах: 1. Динамика развития отечественной истории (движущие силы, механизмы, тенденции, закономерности исторического развития). 2. Структура истории Казахстана, ее периодизация и социально-пространственное членение (части, фазы, стадии, формации, цивилизации, мировые системы, эпохи). 3. Общий ход истории, то есть структура истории, объясненная через ее, динамику (переходы, трансформации, большие циклы, прогресс и регресс, эволюция). В задачи настоящей типовой программы входило создание для студентов возможности комплексного восприятия истории Казахстана на мировоззренческом уровне. Практическая же сторона состоит в том, чтобы обеспечить учащимися условия достижения успешных, конструктивных результатов. Безусловно, авторы не претендуют на всеобщность и всесказанность. Это логично, если иметь в виду, что за пользователями данной программы необходимо оставить право на выбор, ее творческое использование при создании рабочих программ, силлабусов. С учетом специфики кредитной технологии обучения основное содержание настоящей типовой программы представлено не по разделам и темам, а по блокам, которые созданы по принципу опоры на периодизацию истории Казахстана. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Главная проблема в данном разделе программы - это методология изучения история и периодизации истории Казахстана. Прежняя система подачи исторического материала нарушала целостное восприятие исторического процесса, особенно общей динамики развития государственности на территории Казахстана. Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. Появление, формирование, развитие человека в различных частях света имеет много специфических черт и сходств. Первое, что отличало человека от остальной природы, - его трудовая деятельность. История человечества делится на два больших периода: первобытный мир и период функционирования сложно организованных, социально дифференцированных обществ. Первобытными называются сообщества людей, для которых характерны небольшая численность, простая организация социума, примитивный быт и культура. Условия естественной среды обитания и необходимость в самосохранении породили у первобытных людей собирательство и охоту - простейшие виды хозяйствования, основу которого составлял коллективный труд. Основным средством, обеспечивавшим такую форму трудовой деятельности людей, были каменные орудия. Они же и предоставляют базовую информацию о жизни далеких предков человечества, где Казахстан не является исключением. Согласно тому, из чего изготавливались орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный. Наиболее длинный по своей временной протяженности - каменный век (2,6 млн. лет назад - 3 тыс. лет до н.э.). Бронзовый век длился 2,5 тысяч лет (3 тыс. лет до н.э. - 7 - 5 вв. до н.э.). Главной хозяйственной деятельностью носителей андроновской культуры стало пастушеское скотоводство. Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана. Переход к кочевому образу жизни произошел в конце II тыс. до н. э, Эпоха раннего железа привела к повсеместному переходу к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии была освоена скифо-сакской общностью. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савраматов - сарматы. Гуннская держава стала первой кочевой империей в Центральной Азии. Тюркский каганат - первая Евразийская кочевая империя. История тюрков связана с распадом государства гуннов. Тюрки продолжили развитие гуннской государственной и культурной традиции. Казахстан находился в составе Тюркского каганата, границы которого расширились до Ирана, Северного Кавказа и Причерноморья. С этого момента вплоть до монгольского завоевания казахская государственность развивалась в лоне степной цивилизации тюрков. Все тюркские государственные образования находились на одном уровне социально-экономического и культурного развития. В Х1-ХП вв. кипчаки стали консолидирующей основой формирования казахского народа. Завершающий этап образования самой кипчакской народности прерван Чингизханом. В конце ХШ - начале XV вв. Кок-Орда и Ак-Орда стали первыми крупными государственными объединениями на местной этнической основе Далее по данному блоку проблем средневековой истории являются приоритетными следующие темы: - Образование казахской народности. Этноним «казак» (казах) Казахские жузы. - Казахское ханство в XV- начале XVIII вв. - Эволюция казахской государственности в средние века. История распорядилась так, что в досуверенном Казахстане эпохи-нового времени освещалась в той мере, в какой это требовалось для обоснования причин присоединения Казахстана к России и демонстрации прогрессивности этого исторического акта. Тем самым исследователь, решившийся осветить эту проблему, был заранее обречен на одностороннее ее решение в рамках строго дозволенного. Современная историография проявила себя тем, что актуализировала многие проблемы отечественной истории нового времени, среди которых особо выделяются проблемы защиты Отечества и освободительной борьбы казахского народа. Вышесказанное выводит нас на ряд крупных проблем, объясняющих причины случившегося коренного перелома в отечественной истории. Приоритетное место среди них занимает проблема места Казахстана в контексте геополитической ситуации в Центральной Азии в первой четверти XVIII в. Объективно в рассматриваемый период страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства, как его аграрно-сырьевой придаток. Как показывает опыт историографии стран Азии нового времени, при освещении причин, задержавших формирование капиталистического уклада в них, совершенно не брался на внимание тот факт, что, будучи традиционными обществами, как Казахское ханство, так и Джунгарское государство представляли собой отдельно взятые цивилизации со свойственными им внутренними закономерностями развития, а также сложившейся системой приоритетов и ценностей во внешнеполитической деятельности. Всестороннее понимание политической истории указанных государств будет, на наш взгляд, наиболее полным, если обратить на параллели в судьбе Казахстана и стран Азии в рассматриваемый период. К началу нового времени независимость сохраняли лишь Ойратское (Джунгарское) ханство и Казахстан. Россия, оправившись от недавней войны со шведами, начинает активизировать свои внешнеполитические действия в Азии. Очевидно, учитывая ее специфику, в этом направлении она решила не «прорубить окно», а найти «ключ к вратам» Азии. В свете сказанного проясняются некоторые детали внешнеполитических причин разразившейся войны между казахами и джунгарами в первой четверти ХУШ в. Аныракайская битва является символом окончательного наступления для Казахстана эпохи нового времени. Это была последняя яркая страница в истории двух кочевых народов Евразии перед наступательными действиями колониализма. Казахи, будучи более приспособленными к происходившим в мире новым общественно-экономическим условиям и геополитической ситуации, обратили свои взоры на будущее в сторону обновляющейся России. Для джунгаров, стремившихся сохранить единство своего государства и его политическую независимость в надежде на реванш над такими же, как и они, кочевыми казахами, история обернулась закатом. На роль реальных же устроителей и наблюдателей за последней корридой кочевников на евразийском материке история выбрала их великих соседей, которым было суждено стать могущественными империями. Дух Аныракая гудет не раз обнаруживать себя в процессе противостояния казахского народа завоевателям земли предков и освободительной борьбе за сохранение ее территориальной целостности, государственности и суверенитета. Одной из приоритетных в отечественной истории нового времени является проблема казахско-русских отношений с середины XVI в. до начала XX столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценки, начиная со ставшего классическим в советское время определения «присоединение» и завершая термином «вхождение». Историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложнейших коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет. Всемирная история распорядилась так, что начавшиеся складываться мирохозяйственные связи и расширяющийся мировой рынок поставили человечество перед фактом стремления отдельных мировых государств держать пульс торговых путей, что в свою очередь вызвало их соперничество за торговое, военное и промышленное преобладание в мире. В этих условиях по- иному складывается судьба стран Центральной Азии. Казахстан с его цветущей степной цивилизацией, истоки которой восходят к колыбели общего прошлого человечества, становится объектом внешней политики сопредельных великих соседей. Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны будут стать «ключом вратами ко всем азиатским странам и землям». Приоритетным для 4-го блока «Казахстан в новое время» является следующий круг проблем: - Периодизация истории Казахстана в новое время. - Эволюция теоретико-методологических подходов в изучении истории Казахстана нового времени. - Историография узловых проблем истории Казахстана в новое время. - Основные источники по новой истории Казахстана, их специфика. - Особенности социально-экономического и политического развития Казахстана. - Трансформация казахской кочевой общины и менталитета казахов новое время. - Казахстан в системе международных отношений в Центральной Азии в новое время. - Казахстан и Россия в условиях единого потока колониализма. - Казахстан - колония Российской империи. - Народно-освободительное движение казахского народа в новое время как единый процесс. - Эволюция идеи суверенитета и государственной независимости Казахстана в условиях нового времени. - Этнические процессы и демографическая ситуация в Казахстане ХVIII- начале XX вв. - Религиозный фактор в общественной жизни Казахстана в ХVIII-начале XX вв. Конфессиональная политика царизма в Казахстане. - Культура Казахстана в новое время История Казахстана XX столетия по насыщенности событийным материалом, а главное по брутальности идеологического насилия и попыткам освободиться от него, представляет собой один из основных разделов отечественного летописания. В историческом плане - это, прежде всего, описание невиданного по долговременности эксперимента над человеческим естеством, а также оптимальной казахстанской модели выхода из этого состояния на уровень национально-государственного суверенитета. С другой стороны, отечественная историография (советского времени), строго детерминированная в советско-марксистских схемах, не а состоянии дать адекватной мировоззренческой картины в соответствии с уровнем развития науки, поскольку она сама по себе являлась особым научно-политическим феноменом, вписанным в систему тоталитарного государства и приспособленным к обслуживанию его идейно-политических потребностей. В первую очередь, это касается методологических подходов в толковании этапов советизации и модернизации на фоне возникших за последние десятилетия историософских направлений («информационного» (А.Тоффлер), «технотронного» (З.Бжезинский), «научно-рационалистического» (Ю.Хабермас), «технико-информационного) (Дж.Мартин, Т.Сувер), «цивилизационно-конфликтного» (С .Хантингтон) и т. д.). Магистральными линиями в подготовке учебного материала по истории Казахстана в XX веке могли бы послужить следующие последовательные этапы развития республики; 1. Национальная политика большевизма. 2. Казахская национальная идея и рост национального самосознания и условиях тоталитаризма. 3. Процессы деэтнизации в условиях социализма. 4. Попытки создания советской цивилизации. 5. Распад СССР, новые альтернативы. В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарно опыта. В этом отношении как для России и других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своем развитии пойдет по пути реальной демократии. Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки вступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения на ее месте малых государств с идентичной предопределенностью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации гражданского неповиновения пройти труднопреодолимы путь признания государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот кроткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство осмысление истории как единого всемирного процесса, а с другой – все более подчеркивается К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания, казахстанской модели развития в период независимости реальным научно-историческим знании ем, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана в магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие: - унитарный характер государственного строительства как гаранта целостности страны; - формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения; - модернизация народно-хозяйственного и социокультурного комплексов; - обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благоприятствовании; - становление Казахстана как реально действующего фактора на международной арене. Не секрет, что по данным направлениям, равно как и по другим аспектам новейшей истории отечества ведется ожесточенная борьба мировоззрений не только среди радетелей и недоброжелателей, но и между настоящими патриотами страны. Во многом это обусловлено фрагментированным историческим знанием о недавнем прошлом. Поэтому задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. При этом необходимо выявление структурных моментов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать ее упорядоченность и, соответственно, изобразить ее как нечто понятное и рациональное. В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма. В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шелкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походом, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировые гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между восточной и западной цивилизациями. Роль историков в данном случае - найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставить себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности. Обуславливается это тем, что и глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Обсуждено на заседании учебно-методического совета факультета