Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): основное общее образование, 5-9 класс




Скачать 336.43 Kb.
Дата06.07.2017
Размер336.43 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное образование Белореченский район, города Белореченска муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 Утверждено решение педсовета протокол № 15 от «30» августа 2014 г. Председатель педсовета ______________ И.Д. Зенин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кубановедению Ступень обучения (класс): основное общее образование, 5-9 класс Количество часов: 34 часа. Уровень: базовый. Учитель кубановедения: Антипова Каринэ Рафиковна Программа разработана на основе программы «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева, переработана и дополнена с учетом требований ФГОС И. В. Антиповой и А. Н. Верич. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014г. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева, переработана и дополнена с учетом требований ФГОС И.В.Антиповой и А.Н. Верич. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014г. Кубановедение – это самостоятельная учебная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся возможность получить целостное представление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края. Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределены его практической направленностью на реализацию органического един Цель: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. Задачи: Комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний. Воспитание патриотизма и гражданственности. Формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозны и социальных групп, развитие познавательного интереса. Осознание необходимости бережного отношения к родной природе. Привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани. Социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе. Приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства. Тематическое распределение часов № пп Разделы, темы Количество часов Авторская программа Рабочая программа 5 класс 34 34 1. Введение. 1 1 2. Раздел 1.Кубань в эпоху каменного века 6 6 3. Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы 5 5 4. Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке 8 8 5. Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей 10 10 6. Итоговое повторение и проектная деятельность. 5 5 6 класс 34 34 1. Введение. 1 1 2. Раздел 1.Природа малой Родины и человек. 7 7 3. Раздел 2. История Кубани (IV – XVI вв.). 14 14 4. Раздел 3. Культура народов Прикубанья в средние века. 8 8 5. Итоговое повторение и проектная деятельность. 4 4 7 класс 34 34 1. Введение. 1 1 2. Раздел 1. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона. 6 6 3. Раздел 2. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII – XVIII вв. 8 8 4. Раздел 3. История Кубани в XVII – XVIII вв. 11 11 5. Раздел 4. Кубань XVII – XVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе. 2 2 6. Итоговое повторение и проектная деятельность 6 6 8класс 34 34 1. Введение 1 1 2. Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья. 11 11 3. Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX в. 4 4 4. Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани. 2 2 5. Раздел 4. Кубань в пореформенный период 4 4 6. Раздел 5. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани. 2 2 7. Раздел 6. Профессиональная культура народов Кубани. 4 4 8. Итоговое повторение и проектная деятельность 6 6 9 класс 1. Введение. 1 1 2. Раздел I. Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона. 3 3 3. Раздел II. Раздел II. Кубань в 1900-конце 1930х гг. 9 9 4. Раздел III. Кубань в 1940-х гг. 5 5 5. Раздел IV. Кубань в 1950-1990-х гг. 6 6 6. Раздел V. Краснодарский край в XXI в. 4 4 7. Итоговое повторение и проектная деятельность. Заключение 6 6 Общая характеристика учебного предмета. Курс «Кубановедение» структурирован путем соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих ФГОС ООО. Тематический раздел «История Кубани» является системообразующим. В целом соблюдается хронологический принцип: 5 класс - с древнейших времен доIVв.; 6 класс – с конца IV в. до XVI в.; 7 класс – XVII в – XVIII в.; 8 класс – XIX век; 9 класс - XX - началоXXI в.. Последовательность тем представлена внутрипредметными и межпредметными связями. На уровне ООО (5-9 классы) интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется в контексте следующих предметных областей и учебных предметов: «Общественно – научные предметы» (история, обществознание, география); «Естественно - научные предметы» (биология), «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (музыка, изобразительное искусство). Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: Получение учащимися готовых знаний. Самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источ­ников. исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников зна­ний с последующим их анализом для повышения собственного образователь­ного уровня. Место учебного предмета в учебном плане. «Кубановедеие» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на 5 лет обучения составляет 170 часов (34 часа в год за счет части, формируемой участниками образовательного процесса с периодичностью преподавания 1 час в неделю). Результаты обучения. Содержание учебного предмета «Кубановедение» 5 класс – 34 часа Введение - 1 час Что и как изучает предмет «Кубановедение».  Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. Раздел I. Кубань в эпоху каменного века - 6 часов Тема 1. Древние собиратели и охотники Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).  Стоянки среднего палеолита. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии. Работа с текстом «Удачный день». Тема 2. Появление человека современного облика «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита. Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники. Работа с текстом «Охота на мамонта». Тема3. Земледельцы и скотоводы «Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Сто-янки на территории Кубани и Адыгеи. Майкопская культура. Работа с текстом «Весенний праздник». Раздел II. Земледельцы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы - 5 часов Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности. Тема 5. Дольменная культура Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены - погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные, составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище». Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй. Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда. Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанья. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара). Работа с текстом «Тайны Литейщика» Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке - 8 часов Темы 7. Кочевники кубанских степей Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла. Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы. Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал: курганы, усыпальницы воинов и Памятники скифской культуры. Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном об ряде. Памятники сарматской культуры. Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники. Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.) Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)». Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. «Меотида - мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры. Занятия и общественный строй. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта, украшения, найденные в скифских курганах. «История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия. Работа с текстом «Бычья шкура». Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей -10 часов. Тема 10.Начало древнегреческой цивилизации Великая греческая цивилизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Черного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст.Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань – Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население. Темы 11. Античная мифология и Причерноморье .Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее. Тема 12. Занятия жителей колоний Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло. Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза. Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника». Тема 13. Боспорское царство. Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. Левкон I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Работа с текстом «Битва на реке Фат». Тема 14. Культура и быт греческих городов-колоний Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские поргы. Рынки. Строительство кре­постных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Двор­цы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микро­техника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища. Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скуль­птура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Фило­софия (Дифил, Смикр, Сфер). Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы» Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Споргивные состязания. Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сарматской традиций. Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич. Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия). Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла. Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки. На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики. Следы античной архитектуры в Свято-Покровском храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы). Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов». Итоговое повторение – 4 часа Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. Древний период истории Кубани. Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения. Вклад кубанских археологов в развитие отечественной имировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И.И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов. 6 класс - 34 часа Введение (1 час) Кубань - перекрёсток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани. Раздел I. Природа малой родины и человек - 8 часов Тема 1. Источники информации о малой родине Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. Географические и исторические карты. Краеведческая литература. Археологические находки. Письменные источники: документы, летописи, описания путешественников. Энциклопедические и топонимические словари. Справочники. Научно-популярная литература. Картины. Фотоснимки. Кино- и видеофильмы. Литературные произведения. СМИ. Мультимедийные учебные пособия. Интернет. Биоклиматические и фенологические карты. Краеведческие музеи. Тема 2. Неповторимый мир природы Особенности природы Кубани и своей местности. Географическое положение Краснодарского края. Рельеф края и своей местности. Полезные ископаемые. Климат Краснодарского края. Климатические условия своей местности. Неблагоприятные погодные явления. Реки. Озёра. Плавни и лиманы. Почвы. Растения, которые нас окружают. Животные - обитатели населённых пунктов. Природные объекты и памятники природы, истории и культуры. Памятники природы: водные; геологические; ботанические; комплексные. Природные объекты и памятники природы своей местности. Тема 3. Изменение природы человеком Влияние человека на природу своей местности. Воздействие человека на рельеф, водные объекты, природные зоны. Мероприятия по охране природы. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей (природной) среды. Заповедные территории. Кавказский государственный природный заповедник. Государственный природный заповедник Утриш. Тема 4. Население Кубани и вашей местности. Площадь территории края. Численность населения Типы населённых пунктов. Города (промышленные центры, портовые, курортные и др.). Поселения сельского типа (станицы, сёла, хутора, аулы). Влияние окружающей среды на здоровье человека. Жители вашего населённого пункта и административного района. Национальный состав. Население Кубани. Особенности культуры, быта, традиции народов Кубани. Виды хозяйственной деятельности. Занятия жителей Кубани в прошлом. Занятия жителей сельских населённых пунктов. Занятия жителей городов. Итоговое повторение и проектная деятельность - 1 час Административно-территориальная принадлежность вашего населённого пункта. Природа вашей местности. Природные и искусственные формы земной поверхности. Полезные ископаемые и их использование. Климатические условия. Водоёмы. Почвы вашей местности и их использование в сельском хозяйстве. Живой мир. Влияние человека на природу. Предприятия вашего района. Лучшие труженики вашего района. Ваши знаменитые земляки. Раздел II. История Кубани (IV - XVI вв.) - 14 часов Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья Переход от Античности к эпохе Средневековья. Основные черты средневековых обществ. Великое переселение народов. Нашествие кочевников. Гунны: образ жизни и общественный строй. Завоевательные походы гуннских племён. Проникновение гуннов на Северо-Западный Кавказ. Последствия гуннского нашествия. АммианМарцеллин о гуннах. Племена болгар (булгар) на Северном Кавказе. ВеликаяБулгария в степях Прикубанья и Ставрополья. Хан Кубрат. Разделение болгар: Дунайская Булгария. Хан Аспарух. Кубанские болгары (Прикубанье и Приазовье). Хан Батбай. Столкновения с печенегами и гузами. Волжская (Камская) Булгария. Авары (обры) в степях Предкавказья. Образование государства у хазар и рост его могущества. Племенной состав. Хозяйственная деятельность. Роль Хазарского каганата в международной торговле. Столкновения с болгарами. Отношения с Византией. Государственная религия хазар (язычество, христианство, иудаизм). Противостояние русам. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о взаимоотношениях восточных славян с Хазарским каганатом в первой половине IX в. Упадок Хазарского каганата. Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество. Артания. Восточные походы киевских дружин в первой половине X в.: Олег, Игорь. Победы князя Святослава. Восточные славяне на Таманском полуострове. Основание Тмутараканского княжества. Самый отдалённый форпост Киевской Руси. Княжение Мстислава Владимировича в Тмутаракани. Зихи, касоги, адыги. Междоусобная борьба. Союз Тмутаракани, Чернигова и Переяславля. Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава: Святослав Ярославич; Глеб Святославич; Ростислав Владимирович. Тмутараканский камень. Святославичи в борьбе за Тмутаракань: Роман Святославич; Олег Святославич (Гориславич). Византийский контроль над Тмутараканью (Таматарха). Игорь Святославич в поисках «града Тмутороканя». Половцы (кыпчаки) на Кубани. «Каменные бабы». Взаимоотношения алан и адыгов. Тема 7. Кубань в XIII - XV вв.: между ордынцами и генуэзцами Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. Держава Чингисхана. Завоевания монголов. Поход Джебе и Субедея (Субеде) на Северный Кавказ и в Причерноморье. Битва на реке Калке. Народы Северного Кавказа в борьбе с захватчиками. Тимур (Тамерлан) на Кубани: столкновение с черкесами. Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. Торговое соперничество Венеции и Генуи на берегах Чёрного и Азовского морей. Генуэзские колонии на восточном берегу Чёрного моря: Копа, Себастополис, Тана. Управление генуэзскими колониями. Кафа. Взаимоотношения итальянцев с черкесами. Торговые города Приазовья: Матрика (Матре-га); Ло-Копа (Копарио, Ла-Копа). Торговля генуэзцев с русскими купцами (сурожанами) и черкесами. Работорговля. Продвижение генуэзцев к берегам Каспийского моря. ДжорджиоИнтериано о черкесах (зихах). Итоги генуэзского владычества. Тема 8. Народы Кубани в XVI в. Племена адыгов после распада Золотой Орды. Расселение. Племенной состав адыгских и адыго-абхазских племён (жанеевцы; шегаки; адамиевцы; хатукаевцы; темиргоевцы; бесленеевцы; натухайцы; шапсуги; абадзехи; абазины; хамышеевцы; абхазы и убыхи). Армянские поселенцы (черкесо - гаи). Занятия населения. Земледелие. Системы возделывания земли: подсечная; переложная; поливная. Коневодство. Рыболовство. Бортничество. Овцеводство. Охота. Садоводство и виноградарство. Ремесло. Общественный строй. «Феодальная общественная лестница»: пши; тлекотлеши; уорки; тфокотли; рабы. Быт, обычаи. Наездничество - основное занятие знатных адыгов. Религия: язычество; христианство; ислам. Ногайцы на Кубани. Происхождение ногайцев. Расселение, племенной состав. Связи Ногайской Орды с Московским государством. Занятия населения и быт. Общественная структура: беки; нураддин; мурзы; беи; уздени; свободные крестьяне-скотоводы; чагары; рабы. Наследственный характер власти. Съезды мурз. Религия: ислам. Борьба горцев против турецких завоевателей. «Наступление» Османской империи и Крымского ханства на Северо-Западный Кавказ. Военные походы 1475, 1479, 1501, 1516- 1519, 1539, 1551 гг. Политика Московской Руси на Северном Кавказе. Расширение границ на востоке. Первое адыгское посольство в Москву. Русско-черкесские посольства 1550-х гг. Действия России по защите новых союзников. Осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в. Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 час. Великое переселение народов. Новые этнические группы в регионе: гунны, булгары, авары, хазары. Восточные славяне в Прикубанье и их отношения с зихами, касогами, адыгами. Кубань в политике древнерусских князей. Тмутараканское княжество как «результат» единения разных народов и племён. Совместная борьба народов Северного Кавказа против татаро-монгольских завоевателей. Адыги, армяне (черкесо-гаи) и ногайцы. Итоги торговой и посреднической деятельности генуэзцев в регионе. Взаимоотношения горцев и Московской Руси. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность, образ жизни, быт и традиции народов. Особенности культуры, быта, традиций населения вашей местности. Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века - 8 часов Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западною Кавказа Язычество славян. Культ природы. Погребальный культ. Культ семейно-родового предка-владыки. Святилища (капища). Волхвы. Верования адыгов. Связь культов с природой и хозяйственной деятельностью. Языческий пантеон. Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Апостол Андрей Первозванный. Таманский полуостров в составе Боспорской епархии. Распространение христианства в Приазовье и Прикубанье. Христианизация Хазарского каганата. Зихские епархии. Епископы Иоанн и Дамиан. ШораНогмов о христианизации адыгов в период правления византийского императора Юстиниана. Тмутаракань - очаг христианства на краю «русского мира». Опальный Никон (игумен Киево-Печерского монастыря) в Тмутаракани: основание монастыря, просветительская деятельность. Христианские памятники Закубанья: остатки храмов (окрестности города Сочи); фундаменты церквей (Лабинский район); византийские кресты (посёлок Победа, Адыгея); рельефное изображение святого Георгия Победоносца (окрестности станиц Белореченской и Ханской). Христианизация Алании. Апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит. Памятники христианской культуры VIII - IX вв. (Успенский, Новокубанский районы; посёлок Утриш (Анапа); Кизиловая Балка, Горькая Балка). Аланская митрополия. Урупская и Кубанская епископии. Северный Зеленчукский храм - творение греческих зодчих. Наскальный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» (гора Мыцешта). Архитектурное своеобразие Сентинского храма. Ильичёвское городище (окрестности хутора Ильич, Отрадненский район) - центр Урупскойепископии. Синтез византийской и грузинской архитектуры. Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. Католические миссионеры Иоанн, Жан де Зикки (Зих). Епископство «Каспийских гор». Ослабление позиций христианства. Проникновение ислама на Северный Кавказ. Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказани. Произведения древнерусской литературы в историческом контексте. «Тмутараканские» сюжеты в «Повести временных лет». Мужество князя Мстислава (эпизод схватки с касожским князем Редедей). «Тмутараканская тема» в «Слове о полку Игореве». Загадка Тмутараканского идола. Автор «Слова...» о «деяниях» Олега Святославича. Кубань в произведениях русской литературы XV - XVI вв., в документах, сочинениях иностранных авторов. Сборник «О земном устроении». ЗаккарияГизольфи и новгородско-московская ересь. Иосиф Волоцкий и его борьба с еретиками. Послание инока Саввы к Д.В. Шейну. «Трактат о двух Сармагиях» МацеяМеховского. «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна. Никоновская летопись об истории адыгских посольств. Сведения о «служилых» адыгских князьях в разрядных записях и боярских списках. Героический эпос «Нарты». Национальный колорит и самобытность адыгского устного народного творчества. Эпос как собрание народных сказок, легенд, преданий, старинных песен. Темы, образы, сюжетные ли-нии, средства художественной выразительности в нартском эпосе. Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 час. Общность исторических судеб народов Кубани. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности. Общее и особенное в языческих верованиях адыгов и восточных славян. Роль христианства в развитии культуры. Проникновение католичества на Северный Кавказ. Археологические памятники Кубани эпохи Средневековья. Памятники материальной культуры. Произведения художественной культуры. Кубанские страницы древнерусской литературы. Традиции адыгов в нартском эпосе. Ваш населённый пункт в эпоху Средневековья. 7 класс – 34 часа Вводный урок – 1 час.  Природные и природно-хозяйственные зоны на территории Кубани к началу XVII века. Важнейшие процессы и явления, характеризующие развитие Кубани в древности и в Средние века. Географическое положение региона. Раздел I. Природа Кубани. Хозяйственное освоение региона - 6 часов Тема 1. Степи Географическое положение. Формы рельефа: равнины, низменности, возвышенности. Рельеф Таманского полуострова: грязевые вулканы, хол­мы, гряды. Голубицкое и Солёное озёра. Особенности климата. Неблаго­приятные погодные явления: сильные ветры, засухи, суховеи. Степные реки: Ея, Бейсуг, Челбас, Кирпили. Озеро Ханское: эколо­гические проблемы. Происхождение географических названий. Почвы степей. Растительный и животный мир степной зоны. Хозяйственное освоение кубанских степей. Современный облик сте­пи и лесостепи: пашни, селитебные зоны. Животный и растительный мир. Обитатели степной зоны, занесённые в Красную книгу. Проблемы сохранения плодородия степных почв. Антропогенные формы рельефа: ямы, траншеи, канавы, карьеры. Проблемы степных рек. Полезные ис­копаемые равнинной части края. Тема 2. Предгорья и горы Географическое положение. Кавказские горы. Низкогорье, среднего­рье, высокогорная зона. Климатические условия предгорий и гор. Высот­ная поясность в горах Кавказа. Горные реки: Белая, Пшеха, Пшиш, Лаба, Уруп, Псекупс. Озеро Кар-дывач. Происхождение географических названий. Живой мир предгорий и гор. Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части края. Сокращение площади лесов, усиление эрозионных процессов. До­быча полезных ископаемых. Охрана растительного и животного мира предгорий и гор. Тема 3. Азовское и Черноморское побережья Рельеф территории. Приазовская низменность. Долины горных рек, ущелья, щели, узкая прибрежная полоса Черноморского побережья. Кли­мат Приазовья и Черноморского побережья. Сухие и влажные субтропи­ки. Неблагоприятные погодные явления: избыточное увлажнение, силь­ные ветры (бора), резкие понижения температуры. Водоёмы: пресные и солёные. Лиманы: Бейсугский, Ейский, Ахтар­ский, Курчанский. Реки Черноморского побережья: Мзымта, Шахе, Псоу, Хоста, Сочи. Озёра: Абрау, Чсмбурское. Происхождение названий. Живой мир Приазовья и Черноморского побережья. Хозяйственное освоение территории. Тема 4. Моря Азовское и Чёрное моря. Площадь, глубина водоёмов, солёность воды, температура. Колебания уровня воды. Животные и растения - оби­татели морей. Проблемы хозяйственного освоения и охраны природного комплекса Азово-Черноморского бассейна. Итоговое повторение и проектная деятельность - 1 час Природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на террито­рии Краснодарского края. Характеристика природно-хозяйственных зон: рельеф и полезные ископаемые, климат, воды, почвы, растительный и жи­вотный мир. Проблемы охраны природы. Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII - XVIII вв – 7 часов Тема 5. Турки-османы в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье Повседневная жизнь гарнизонов турецких крепостей (Тамань, Копыл, Анапа и др.). Организация управления краем и хозяйственный уклад. Судоходство и торговля. Турецкий путешественник ЭвлияЧелеби о Кубани. Тема 6. Кочевники Прикубанья Родоплеменные объединения ногайцев. Основные хозяйственные за­нятия. Кочевое скотоводство. Формы внутрисемейных отношений. Веро­вания. Ногайский героический эпос. Фольклор: сказки и легенды. Тема 7. Материальная культура кочевников Ремёсла. Торговля. Поселения и жилища. Традиционный костюм. На­циональная кухня. Тема 8. Материальная культура западных адыгов Традиционные занятия адыгов. Мастерство оружейников. Ремёсла, прикладное и изобразительное искусство. Обработка рога и кости. Изготовление ковров и циновок. Художественная керамика. Резьба по дереву и металлу. Аул. Жилища, утварь. Женский и мужской костюмы. Золото­швейное искусство. Тема 9. Обычаи адыгов. Религиозные верования. Представления о мире. Семья и семейная об­рядность. Гостеприимство, куначество и уважение к старшим - перво­степенные добродетели черкесовАталычество - важный фактор подготовки молодёжи к военной жиз­ни. Обычай кровной мести. Система набегов. Адыгские и русские писатели о наездничестве: Хан- Гирей, А.А. Бестужев-Марлинский. Фольклор. Особенности песенно-музыкальной культуры адыгов. Исторические, свадебные, колыбельные песни. Национальные музыкальные инструмен­ты. Танцевальное искусство. Итоговое повторение и проектная деятельность. Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея. Раздел III. История Кубани XVII - XVIII вв. - 13 часов Тема 10.. Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII - начале XVIII в. Последствия русской Смуты и социальных потрясений «бунташного века». Переселенческие потоки: беглые крестьяне, донские казаки, старо­обрядцы. Отношения с официальной властью. Азовские походы Петра I. Участие казаков во взятии русскими вой­сками турецкой крепости Азов. Булавинское восстание. Некрасовцы в Прикубанье. Источники попол­нения войска. Строительство укреплений. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Разгром правительственными войсками поселений некрасовцев. Переселение казаков в Турцию. Тема 11. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков» Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Военный быт казачьих городков. Система самоуправления. Обычное право некрасов­ских казаков. Старообрядчество и культура населения Кубани XVIII в. Предания об Игнате Некрасове. Песни и сказки казаков-некрасовцев. Тема 12. Адыгские племена Закубанья в XVII - XVIII вв. Влияние международной обстановки на положение народов Северо- Западного Кавказа. Политические связи Русского государства с северо- кавказскими народами. Турецко-татарские набеги. Насаждение ислама. Проблема российского подданства для черкесов. Ногаи Малые. Расселение. Общественный строй. Военизированный быт. Заселение ногайцами Правобережной Кубани. Джанмамбет-бей. Междоусобицы. Тема 13. Кубань в Русско-турецких войнах второй половины XVIII в. Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо- Западным Кавказом. Действия Кубанского и Закавказского корпусов в Русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Геополитическое соперничество между Россией и Турцией на рубеже 1770 - 1780-х гг. Присоединение Крыма и Прикубанья к России. «Ногай­ская проблема». Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг. Сражения на Куба­ни. Ясский мирный договор. Народы Северного Кавказа под покровитель­ством и в составе России. Расширение и укрепление границ империи. Тема 14. А.В. Суворов на Кубани А.В. Суворов: военачальник, политик, дипломат, военный инженер. Во главе Кубанского корпуса. Создание кордонной линии. Командующий войсками в Крыму и на Кубани. Вклад А.В. Суворова в военную науку с учётом специфики военных действий на Северном Кавказе. Суворов в исторической памяти кубанцев. Тема 15. Черноморцы. Казачья колонизация северо-западной части Кубани Запорожская Сечь. «Войско верных казаков». Сидор Белый. Формиро­вание Черноморского войска между Южным Бугом и Днестром. Первые войсковые казачьи регалии. Символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). Депутация казаков в Санкт-Петербурге. Экспедиция войсковою есаула МокияГулика. А.А. Головатый. «Жалованная грамота» Екатерины II Черноморскому войску от 30 июня 1792 г. Начало заселения Правобережной Кубани от Тамани до устья Лабы. Казачьи экспедиции Саввы Белого, К. Кор­довского, 3. Чепеги, А.А. Головатого, Черненко. «Порядок общей пользы». Первые казачьи курени: расположение, происхождение названий. Тема 16. Заселение Северо-Восточной Кубани Старая линия: от устья Лабы до Карачая. Первые укрепления (Прочноокопская крепость, Усть-Лабинский, Кавказский, Темижбекский и др. редуты). Переселение донских казаков. Мятеж «кнутобойцев». Кубанский конный линейный полк. Южнорусские «однодворцы» и екатеринославцы в составе линейного казачества. Тема 17. Основание Екатеринодара Екатерининский и Березанский курени. Основание Екатеринодара: политико-административные аспекты. Выбор места: стратегическая вы­года и природно-климатические условия. Проблемы датировки. Специ­фика «войскового града». Сословная замкнутость. Особенности админи­стративного устройства. Екатерина II в исторической памяти кубанцев. Тема 18. Социальные выступления адыгов и казаков Структура адыгского общества. Князья, дворяне, тфокотли (свобод­ное крестьянское сословие), крепостные, рабы. Военно-демократическое устройство племён. Бзиюкская битва (1796).Персидский поход. Персидский бунт (1797).Борьба казаков за сохранение демократических традиций запорож­ской вольницы. Тема 19. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре Быт гарнизонов суворовских укреплений. Солдатские песни. Служба донских полков на Кавказской линии и её отражение в казачьих историче­ских песнях. Переселение на Кубань - тема песен и преданий черноморских казаков. «Зажурылисьчорноморци», «Дарувала нам царыця». Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 час Освоение Кубани русскими переселенцами. Основные потоки русских переселенцев. Некрасовцы в Прикубанье. Результаты деятельности А.В. Суворова на Кубани. Черноморцы и линей­цы: общее и особенное. Казачьи атаманы. Изменения в национальном со­ставе населения. Границы региона к концу XVIII в. Особенности Кубани как приграничного района Российской империи. Быт, материальная и духовная культура славянского населения Куба­ни. Начало формирования своеобразной этнокультуры. Знакомство с де­коративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорны­ми коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея. Раздел IV. Кубань XVII — XVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе - 2 часа Тема 20. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и учёных Составление русскими землемерами «Чертежа всему Московскому государству». «Большой чертёж полю» и «Книга Большому чертежу» Афанасия Мезенцова. Изображение на карте верховьев Кубани. Джованни да Лукка и его «Отчёт святой конгрегации». Описание Тем­рюка, характеристика быта и нравов черкесов. Отражение русско-адыг­ских связей в боярских списках и дворцовых разрядах. Экспедиции Академии наук: И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин. Первое научное описание Тамани: П. Паллас. Д. Биллингс и его «Атлас Чёрного моря». Тема Кубани в следственных материалах по делу Е.И. Пугачёва и в «Записке о жизни и службе А.И. Бибикова». Использование В.Я. Шишко­вым в романе «Емельян Пугачёв» материалов, связанных с Кубанью. Тема 21. У истоков литературы У истоков литературы Кубани: «Песнь Черноморского войска» Анто­на Головатого. «Кубанский период» жизни А.В. Суворова в посвящённых ему исто­рических сочинениях и произведениях художественной литературы. Осмысление событий XVIII в. в сочинениях позднейших авторов. «Кубанские страницы» многотомного труда В.А. Потто «Кавказская вой­на». Очерк «Чепега и Головатый (Запорожцы на Кубани)». Портрет Ан­тона Головатого. В.А. Потто о 3. Чепеге. Повесть А.Д. Знаменского «За­вещанная река». Тема Кубани в романе В.С. Пикуля «Фаворит». Отражение кубанских реалий в произведениях искусства: Г. Белый, Е.М. Корнеев. Казаки и горцы в гравюрах художников-иностранцев XVIII в. Рисунки X. Гейслера. Итоговое повторение и проектная деятельность  - 1 час Кубань XVII - XVIII вв. в научных трактатах, записках путешествен­ников, произведениях изобразительного искусства, памятниках словес­ности, сочинениях потомков. Ваша местность в исторической памяти. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету. Список рекомендуемой учебно-методической литературы. Учебные пособия. Учебник «Кубановедение» 5 класс. Автор: Трехбратов Б.А., Хачатурова Е.А., Науменко Т.А.. ОИПЦ «Перспективы образования», 2008. Учебник «Кубановедение» 6 класс. Автор: Трехбратов Б.А., Терская И.А., Казарян К.П.. ОИПЦ «Перспективы образования», 2010. Учебник «Кубановедение» 7 класс. Автор: Трехбратов Б.А.,Бодяев Ю.М., Терская И.А.. ОИПЦ «Перспективы образования», 2010. Учебник «Кубановедение» 8 класс. Автор: Трехбратов Б.А.,Бодяев Ю.М., Лукьянов С.А.. ОИПЦ «Перспективы образования», 2011. Учебник «Кубановедение» 9 класс. Авторы: Зайцев А.А., Лукьянов С.А., Еремеева А.Н.. ОИПЦ «Перспективы образования», 2012. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар 2013. Дополнительная литература. БондарьН.И., Жиганова С.А. «Фольклор и этнография Кубани», Краснодар издательство «Традиция»,2009 Денисов Н.Г., Лях В.И. «Художественная культура Кубани», Краснодар, 2000. Зайцев А.А., Лукьянов С.А. «Кубань в XX веке». ОИПЦ «Перспективы образования», 2010. Маслов А.В. «Кубанская старина», ОИПЦ «Перспективы образования», 2008. Морозкина Г.А. «История земли Белореченской». ГУРИПП «Адыгея», 2004. Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли», ОИПЦ «Перспективы образования», 2005. Петрусенко И.А. «Кубань в песне». Краснодар «Советская Кубань», 1999. Покладова Е.В. «Музыка Кубани». Краснодар «Традиция» 2011. Ратушняк В.Н. «История Кубани». ОИПЦ «Перспективы образования», 2011. ХачатуроваЕ.А. «история Кубани в рассказах и иллюстрациях ». ОИПЦ «Перспективы образования», 2007. ЩетневВ.Е.,Смородина Е.В. «История Кубани. XX век». ОИПЦ «Перспективы образования», 2011. Кубанский казачий хор, официальный сайт :http:www.kkx.ru. Википедия – свободная энциклопедия: http:ru.wikipedia.org. Кубанское казачье войско:http:www.slavakubani.ru. СОГЛАСОВАНО протокол № 1от «29» августа 2014г. заседания ШМО учителей естественно-гуманитарного направления ____________________С.В. Гончарова СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________________И.А. Акопян «29» августа 2014 г
Каталог: doc
doc -> Александр Сергеевич Пушкин
doc -> Малярова Татьяна (гобой)
doc -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
doc -> А. С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа
doc -> Сто восемь минут…
doc -> Коммуникативная стратегия славянофильского журнала «русская беседа» (1856-1860 гг.) 10. 01. 10 Журналистика
doc -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
doc -> Установите соответствие между войнами, которые вела Россия и мирными договорами. Ответ оформите в виде таблицы