Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс




страница1/4
Дата04.07.2017
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г И М Н А З И Я г. Троицка

142190, г. Москва, городской округ Троицк, Октябрьский пр-т, д.6 тел. 334-03-89




«Согласовано»

Руководитель МО МАОУ

«Г И М Н А З И Я

г. Троицка»


____________/____________/
«___»___________201___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МАОУ

«Г И М Н А З И Я г. Троицка»


____________/______________/
«___»____________201___г.


«Утверждаю»
Директор МАОУ

«Г И М Н А З И Я г. Троицка»


____________/______________/
«___»___________201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА


5 КЛАСС

Составитель: Новикова Т.А.


2013/2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа включает:
1. ПРОГРАММА: В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин и др. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы». М. Просвещение, 2012

2. УЧЕБНИК: В.И. Уколова, Л.П. Маринович «История Древнего мира. 5 класс». М. Просвещение, 2013

3. Календарно-тематическое планирование курса (разделы, темы, уроки).

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса основ­ной школы охватывают период начала человеческой цивилизации с древнейших времён. Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к содер­жанию исторического образования в основной школе и опираются на его Фундаментальное ядро (часть «История»). На изучение истории в 5 классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.

В XXI в. «бег времени» невероятно ускорился. Глубокие пере­мены в идеологии и политике, культуре и массовом сознании, об­разе и уровне жизни, быту и нравах происходят уже не на про­тяжении жизни одного поколения, а в течение лишь нескольких десятков лет. Быстрые перемены в мире сопровождаются посто­янным расширением единого информационного пространства и нарастанием потока противоречивой, разнохарактерной информа­ции, доступной для детей и подростков и оказывающей огромное влияние на формирование их личности.

Это требует усиления внимания к постановке исторического об­разования в школе, где закладываются основы личности молодо­го человека, его мировоззрения и гражданской позиции. Именно историческим компонентом во многом определяются социальные, политические, идентификационные процессы в современном мире, международные отношения, культурные и религиозные взаимо­действия народов и стран.

В этой связи представляется необходимым модернизировать преподавание исторических дисциплин в школе при опоре на луч­шие российские традиции образования с учётом мирового опыта и вызовов стремительно меняющейся реальности. Нужен решитель­ный переход от системы, отдающей приоритет усвоению строго очерченного круга знаний, к непрерывному образованию, наце­ленному на постоянное приращение и переосмысление знаний, на их реализацию как механизма социальных преобразований, обновления и совершенствования общества, экономики, социаль­ных институтов, культуры.

Вступившая в новый этап исторического развития Россия нуж­дается в образовании, оперативно откликающемся на магистраль­ные задачи современности. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будуще­го, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся надо не только дать определённый объём знаний, замкнутых на конкрет­ных исторических периодах и цивилизациях, но, что ещё важнее, выявить основные линии исторического движения к современно­му миру; объяснить, как разные исторические события связаны с нашим временем, обнажить корни современных процессов и яв­лений; показать, что окружающий нас мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений. При таком подходе учащиеся не только смогут усвоить определённую сумму знаний, но научатся анализировать исторические события и процессы, обдумывать их и давать им собственную оценку.



Цели исторического образования:

  • сформировать у молодого поколения исторические ориенти­ры самоидентификации в современном мире;

  • на историческом опыте научить находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;

  • выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;

  • анализируя исторический опыт человечества, сформировать систему позитивных гуманистических ценностей.

Задачи исторического образования:

  • усвоение интегративной системы знаний об истории чело­вечества с особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, форми­рование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;

  • осуществление сквозного изучения исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образова­ниями;

  • обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».


К личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции к ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразие мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы) использовать современные источники информации;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе.

Предметный результат изучения истории включает в себя

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как к необходимой основе для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

В результате изучения курса «История Древнего мира» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями и умениями:

  • Знание хронологии, работа с хронологией;

  • Знание исторических фактов, работа с фактами;

  • Работа с историческими источниками;

  • Описание (реконструкция);

  • Анализ, объяснение;

  • Работа с версиями, оценками;

  • Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

В результате усвоения данного курса учащиеся должны знать содержание основных эпох и цивилиза­ций в истории Древнего мира, уметь дать оценку их места в исто­рическом процессе и основных достижений, вошедших в сокро­вищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений; анали­зировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и мотивы действий участников исторических событий; на базе исторических знаний вырабатывать навыки социальной ориен­тации в условиях динамичных перемен в современном мире, соот­носить общечеловеческие, национальные и личностные ценности.

Реализация исторического образования в школе осуществляется в двух курсах: «История России» и «Всеобщая история». Сегодня очевидно, что для повышения эффективности изучения истории в школе необходима более интенсивная их интеграция, а также координирование со всеми предметами гуманитарного цикла.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
5 КЛАСС

2013/2014 учебный год




Темы, входящие в разделы

Основное содержание по темам

Количество часов

Сроки

проведения

Материалы

учебника

Характеристика основных видов деятельности ученика




План

Факт




Что изучает история. Истори­ческая хронология. Вспомога­тельные исторические науки

Урок 1. Что такое история. Ключи к по­знанию прошлого.

Наука история. Особенности изучения про­шлого человечества, специфика историче­ского знания. Периоды истории. Истори­ческие источники: вещественные, письмен­ные. Археология. Антропология. Этногра­фия и этнология.



1




сентябрь

§1

Рассказывать об исторической на­уке, путях и способах изучения прошлого человечества. Характери­зовать периоды и эпохи, на которые учёные делят исторический процесс. Определять место истории Древнего мира на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Со­поставлять различные виды истори­ческих источников, данные, получа­емые благодаря наукам — помощни­кам истории







Урок 2. Счёт лет в истории.

Историческая хронология. Периоды време­ни. Календари древних народов. Современ­ный календарь. Отсчёт времени. Понятия «наша эра», «до нашей эры». Лента вре­мени.



1




сентябрь

§2

Характеризовать понятие историче­ского времени, обосновывать принци­пы его деления на периоды. Рассказывать о счёте лет у древних на­родов, календарях древних цивилиза­ций. Демонстрировать навык счёта лет в пределах нашей эры и до нашей эры




Первобытность

Урок 3. Древнейшие люди.

Ближайший предок человека. Типы древ­нейших людей. Поиск прародины человече­ства. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в раз­витии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Понятие о каменном веке и его периодизации.



1




сентябрь

§3

Называть основные типы древнейших людей, классифици­ровать их по указанным основаниям. Раскры­вать роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида. Выделять периоды первобытно­сти и кратко их характеризовать







Урок 4. Появление «человека разумного».

Появление «человека разумного». Харак­теристика неандертальцев. Кроманьонцы — прямые предки современных людей. На­ступление ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Признаки родовой общины. Воспитание детей в родовой общине. По­явление человеческих рас.




1




сентябрь

§4

Описывать ход биологической эволю­ции человека. Разъяснять роль созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделять на­правления дальнейшего развитии чело­веческого вида. Называть характерные, существенные признаки родовой общи­ны. Характеризовать понятие расовых различий и единства человечества







Урок 5. Рождение религии и искусства.

Причины появления первых религиозных верований. Вера в духов природы, покро­вителей человека, существование души. Почитание предков. Магия. Тотем. Зарож­дение веры в богов. Первые произведения искусства древних людей.




1




сентябрь

§5

Анализировать причины появления религиозных верований у древних людей, характеризовать первобыт­ные формы религии. Разъяснять процесс зарождения искусства. При­водить примеры и описывать первые произведения искусства, созданные человеком, сопоставлять их с совре­менными художественными произве­дениями







Урок 6. Древние земледельцы и скотоводы.

Потепление на Земле. Возникновение земледе­лия. Орудия труда древних земледельцев, пер­вые сельскохозяйственные культуры. Одомаш­нивание животных, появление скотоводства. Неолитическая революция. Отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Изобретение но­вых орудий и приспособлений: ткацкого стан­ка, гончарного круга, прялки.



1




сентябрь

§6

Анализировать изменения в труде и образе жизни человека после ухо­да ледника. Характеризовать понятия присваивающего и производящего ти­пов хозяйств, выделять факторы, спо­собствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Раскрывать по­нятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Систе­матизировать информацию, устанав­ливать причинно-следственные связи.







Урок 7. От неолита к медному веку.

Использование медных орудий труда, вытес­нявших каменные. Строительство мегалитиче­ских сооружений. Стонхендж. Совершенство­вание земледелия, изобретение плуга. Смена родовой общины соседской, образование пле­мён. Появление имущественного неравенства, выделение знати.




1




сентябрь

§7

Объяснять причины перехода от родо­вой общины к соседской. Анализиро­вать процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей и их дружины, устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую це­почку. Рассказывать на конкретных примерах о грандиозных сооружениях эпохи и загадке их строительства







Урок 8. Первые очаги цивилизации.

Переход человечества от первобытности к цивилизации. Древнейшие города: Иери­хон, Чатал-Гуюк. Признаки цивилизации. Зарождение древнейших цивилизаций в до­линах Нила, Евфрата, Тигра, Инда и Хуан­хэ. Изобретение бронзы. Появление железа, переход от бронзового к железному веку.



1




сентябрь

§8

Харак­теризовать понятия бронзового и железного веков, указывать их хро­нологические рамки. Выделять ос­новные признаки цивилизации как новой стадии развития человеческого общества




Итоговое повторение

Урок 9. Зачем изучать историю. Перво­бытный период. Повторительно-обобщающий урок.


1




октябрь




Формулировать и обосновывать вы­воды о значении древнейшего перио­да в истории человечества, излагать суждения о закономерной смене первобытной эпохи цивилизациями Древнего мира. Характеризовать осо­бенности первобытной культуры как составной части мировых культур




Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии

Урок 10. Народы Древнего Востока. Шу­мер: рождение цивилизации.

Понятие Древнего Востока. Местоположе­ние и характеристика Ближнего Востока, Передней Азии и Плодородного полумеся­ца. Природные условия Древней Месопо­тамии, её пригодность для хозяйственного освоения.




1




октябрь

§9

Описывать природные условия реч­ных долин Евфрата и Тигра, харак­теризовать особенности их хозяй­ственного использования. Излагать историю создания цивилизации шу­меров. Раскрывать понятие государства, выделять его основные признаки на примере древневосточных государств







Урок 11. Культура Шумера.

Пиктография — первый вид письменности. Изобретение клинописи, история расшифров­ки клинописных текстов. Рождение литера­туры. «Эпос о Гильгамеше» — шедевр лите­ратуры шумеров. Научные знания шумеров: астрономия, математика. Образование и пер­вые школы.




1




октябрь

§10

Характеризовать процесс появления и развития письменности. Раскры­вать содержание шедевра мировой литературы — «Эпоса о Гильгаме­ше» на основе текста и иллюстра­ций учебника, дополнительной ли­тературы. Рассказывать о научных открытиях шумеров, сохранившихся до наших дней, излагать суждения об их значении







Урок 12. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Образование Вавилонского царства. Появ­ление законов Хаммурапи. История архе­ологического открытия стелы с законами. Устройство вавилонского общества по за­конам Хаммурапи. Понятие восточной де­спотии. Религиозная система Древнего Ва­вилона. Зиккураты.




1




октябрь

§11

Характеризовать законы Хаммурапи как уникальный источник по социаль­но-политическим отношениям в древне­вавилонском обществе. Анализировать устройство древневавилонского обще­ства, социальные группы, положение рабов, проводить поиск информации в источнике, излагать суждения в про­цессе коммуникации с одноклассни­ками. Раскрывать понятие восточной деспотии. Описывать особенности ре­лигиозной системы Древнего Вавилона, положение жречества, внешний вид зиккуратов.




Древний Египет

Урок 13. Страна на берегах Нила и её жи­тели.

Природные условия долины Нила, заня­тия её обитателей. Особенности земледе­лия в Древнем Египте. Образование едино­го древнеегипетского государства, первые фараоны. Образ жизни горожан. Семья в Древнем Египте, воспитание детей.




1




октябрь


  1   2   3   4

  • Цели исторического образования
  • Задачи исторического образования
  • К личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества
  • Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах
  • Предметный результат изучения истории включает в себя
  • Темы, входящие в разделы Основное содержание по темам
  • Материалы учебника Характеристика основных видов деятельности ученика
  • Урок 1. Что такое история. Ключи к по­знанию прошлого.
  • Урок 2. Счёт лет в истории
  • Урок 3. Древнейшие люди.
  • Урок 4. Появление «человека разумного».
  • Урок 5. Рождение религии и искусства.
  • Урок 6. Древние земледельцы и скотоводы.
  • Урок 7. От неолита к медному веку.
  • Урок 8. Первые очаги цивилизации.
  • Урок 9. Зачем изучать историю.
  • Урок 10. Народы Древнего Востока.
  • Урок 11. Культура Шумера.
  • Урок 12. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
  • Урок 13. Страна на берегах Нила и её жи­тели.