Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»




страница1/4
Дата15.06.2018
Размер1.04 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ) Факультет журналистики Кафедра теории и истории журналистики Утверждено «29» августа 2014 г. Декан ФЖ ____________О.Д.Журавель Направление подготовки 031300 «ЖУРНАЛИСТИКА» Уровень подготовки БАКАЛАВР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ» Автор: канд. ист. наук, доц. Симонова Н.Б. Вид учебной работы 6,7,8 семестр Общая трудоемкость дисциплины 216 час. Контактная работа, в том числе: 100 часов лекции семинары 96 часов консультации 4 часа Самостоятельная работа 113 часов Промежуточный контроль 3 Зачетные единицы (кредиты) 6 Новосибирск 2014 Программа предназначена для занятий со студентами факультета журналистики Новосибирского госуниверситета в рамках курса «История зарубежной журналистики». Основное внимание при изучении данного курса сосредоточено на рассмотрении этапов становления и развития европейских (британских, итальянских, французских, германских) и американских средств массовой информации, выделяются общие тенденции и специфики их развития. В данном курсе национальные системы СМИ рассматриваются как единое целое во взаимоотношениях с политической, экономической и социо-культурной системами стран, анализируются внешне- и внутрисистемные связи. В качестве элементов системы СМИ выделяются редакции изданий, радио и телекомпании, информационные агентства, профессиональные организации, между которыми были закреплены определенные функции по производству и распространению информации. Проводимый на базе знаний, приобретенных студентами при изучении курсов «История зарубежной литературы», «История западной цивилизации» сравнительный анализ позволяет сформировать у студентов целостное представление о закономерностях в развитии систем национальных СМИ и глобального информационного пространства. Рабочая программа дисциплины состоит из содержания дисциплины, структурированной по темам, методических указаний по организации самостоятельной работы студентов, банка обучающих и контролирующих материалов, информационно-справочных материалов, перечень интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины, библиографии, описание материально-технической базы. Программа дисциплины «История зарубежной журналистики» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031300 «журналистика». 1. Цель и задачи курса. Курс «История зарубежной журналистики» призван на основе фактического материала и теоретических разработок сформировать у студентов представления об исторических закономерностях, специфических национальных и региональных особенностях развития западноевропейской и американской журналистики, СМИ стран Востока и других регионов. В курсе в сравнительном контексте рассматриваются политические, идеологические, производственно-экономические, социальные, типологические аспекты развития СМИ разных стран. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития зарубежной журналистики, быть знакомым с лучшими ее образцами, профессиональными стандартами, понимать значение ее опыта для практики современных СМИ и работы журналиста, уметь анализировать и использовать опыт лучших зарубежных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства. 3. Содержание дисциплины Тематический план курса № Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия (часов), в т.ч. Самостоятельная работа Лекции Семинары Лабораторные 1 Пражурналисткие явления в античности и средневековье 8 4 4 2 Устная публицистика. Риторика. 8 4 4 3 Развитие периодической печати Италии в новое и новейшее время. 16 8 8 4 Периодическая печать Великобритании в новое время. СМИ Великобритании в ХХ в. 32 16 16 5 Предшественники периодических изданий во Франции. Пресса Франции XVII-XIX в. СМИ Франции в ХХ в. 36 16 20 6 Формирование основных правовых концепций журналистики. Становление этических норм журналистики. Исторический аспект. 10 4 6 7 Зарождение и становление прессы США. СМИ США XIX-ХХ вв. 31 16 15 8 Немецкая журналистика до конца XIX в. Пресса Веймарской республики. Агитационно-пропагандистский аппарат фашистской Германии. Немецкая журналистика второй половины XIX в. СМИ ГДР и ФРГ во второй пол. ХХ в. 36 18 18 9 СМИ Японии (XIХ в. – конец 1980-х гг.) 4 2 2 10 СМИ Китая (XIХ в. – конец 1980-х гг.) 4 2 2 11 СМИ Северной Европы (XVIII в. – конец 1980-х гг.) 10 4 6 12 СМИ Восточной Европы (XVIII в. – конец 1980-х гг.) 10 4 6 13 СМИ Африки, Австралии (XIХ в. – конец 1980-х гг.) 8 4 4 14 Зачет, диф. зачет, экзамен 3 3 Содержание разделов и тем курса Семестр 6. Зачет. Античность, средневековье. Печать Италии, Франции, Англии до начала ХХ в. Вид работ баллы примечания Работа на семинарах 0-10 за 1 семинар 3 теста 0-10 90-150 баллов - зачет Анализ прессы 0-20 Итого 150 Тема 1 Античность. Первый опыт передачи информации графически, древнейшие материалы для письма, изобретение папируса, пергамента, бумаги. Сбор и распространение информации в античном мире (рукописные «афиши», «Анналы», «Общественные дела», первая ежедневная рукописная газета «Ежедневные дела» и др.). Журналистика как профессия в Древнем Риме. Рекламные тексты в античности. 2 Средневековье. Предпосылки возникновения рукописных периодических изданий; типология («воспоминания», «хроники», «листки новостей» и др.), периодичность, содержание, авторы. Изобретение книгопечатания. Сосуществование рукописных и печатных газет. Развитие регулярной почтовой связи в средние века. Основные типы изданий. Формы рекламы в средние века. Возникновение и развитие церковной и государственной цензуры в странах Европы. 3 Устная публицистика. Риторика. Цицерон, Демосфен и др. Рекламные тексты античности и средневековья. 4 Развитие периодической печати Италии до н. ХХ в. Зарождение и становление периодической печати в Италии. Периодичность, содержание первых периодических изданий. Влияние иноземного господства на развитие печати (литературализация прессы). Особенности развития журнальной периодики. Государственная и церковная цензура. Журналистика периода Рисорджименто: периода «французского присутствия», Реставрации и подъема национально-освободительного движения. Влияние внешне- и внутриполитических процессов на развитие журналистики. Особенности развития «желтой» и «качественной» прессы. Специфика издания «Каррьере делла сера». Формирование зоны распространения ежедневной прессы. Типология итальянской прессы в начале XX в. 6 Зарождение периодической печати Англии. Формирование концепции «свободы слова». «Ареопагитика» Дж. Мильтона. Журналистика Английской буржуазной революции. 7 Английская печать периода реставрации Стюартов, «Славной революции». Законодательные акты, оказавшие влияние на развитие печати (Билль о правах, Лэйбл акт). Формы цензуры и ее отмена в 1695 г. Появление политических партий и их влияние на развитие печати. Формирование политических партий и политической журналистики. Стил, Аддисон, Дефо, Свифт. 8 Английская пресса в условиях борьбы за отмену «Налогов на знание». Совершенствование техники. Создание информационных агентств. Формирование основных типов журнальных периодических изданий. 9 Предпосылки (экономические, политические, социальные, культурные) создания «массовой» прессы. Деление прессы на «качественную» и «массовую», развитие столичной и провинциальной прессы, изданий различных политических партий во второй половине XIX в. 11 Английская пресса в условиях борьбы за отмену «Налогов на знание». Совершенствование техники. Создание информационных агентств. Формирование основных типов журнальных периодических изданий. Деление прессы на «качественную» и «массовую», развитие столичной и провинциальной прессы, изданий различных политических партий во второй половине XIX в. 12 Предшественники периодических изданий – монастырские и светские «хроники». Переход монополии на информацию от монастырей к светским учреждениям, в первую очередь – университетам. Первые регулярные печатные «хронологии», «альманахи». Ренодо и монопольное положение «Газетт». «Нувеллизм». Цензурный кодекс 1723 г., развитие цензурного законодательства. Возникновение журнала как типа периодического издания, зарождение специализированной прессы. Журналистика Великой французской революции: изменения законодательства о печати на различных этапах Великой французской революции. Количественные и качественные изменения в системе французской печати. «Патриот франсэ» Бриссо. Публицистическая деятельность Демулена. Марат – журналист.Журналистика периода Консульства и I Империи. 13 Пресса Франции в XIX в. Периодическая печать в эпоху Реставрации. Печать Июльской монархии. «Агентство Гавас». Реформы Э. де Жирардена и зарождение «массовой» прессы. Журнал «Иллюстрасьон». Издательско-журналистская деятельность М.П. Милло. 14 Печать Парижской коммуны 1871 г. Развитие периодической печати в III Республике. Закон о печати 1881 г. «Золотой век» французской прессы. «Информационная» газета – преобладающий тип французской периодики. Место провинциальной прессы. «Пети паризье». Периодическая печать Франции в годы Первой мировой войны. 15 Формирование основных правовых концепций журналистики. Становление этических норм журналистики. Исторический аспект. 16 Влияние внутри- и внешнеполитических факторов на развитие журналистики. Возникновение официальной, оппозиционной прессы. Роль периодических изданий в политической жизни стран Европы. Правовое регулирование деятельности прессы, цензура в новое время (специфика стран). Роль объявлений и рекламы в функционировании СМИ. Формы саморегулирования СМИ (этические кодексы, общественные организации и др.). Развитие журналистского образования, его формы в европейских странах. Общественное мнение и пресса в странах Запада. 7 семестр.. Диф. зачет. СМИ США (новая и новейшая история) СМИ Германии (новая и новейшая история) Вид работ баллы Примечания Работа на семинарах 0-10 баллов За 1 семинар Тест 1 0-10 80-99=удовл. 100-139=хорошо 140-180=отлично Тест 2 0-10 Анализ прессы 0-10 Итого 120 Тема 1 Зарождение и становление прессы США. Предпосылки зарождения периодической печати в Северной Америке. Влияние европейских образцов на содержание. Первые периодические издания Бостона и Филадельфии. Их тираж и периодичность. Взаимоотношения прессы и колониальных властей. Идеи независимости и республиканизма на страницах газет, их роль в подготовке войны за независимость («Массачусетс Спай», Т. Пейн). Журналистика периода первой буржуазной революции (республиканцы, федералисты). 2 Формирование американской традиции «свободы печати»: Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Ее законодательное закрепление. Публицистика американской войны за независимость. 3 Появление и развитие журнальной периодики. СМИ США первой половины XIX в. Экономические, социальные, культурные предпосылки и смысл «коммерческой революции» » в газетной прессе Америки в 1830–1840-е гг. Взаимоотношения прессы и Белого дома в XIX в. 4 Деятельность Б. Дея, Дж. Беннета. Влияние экономических и социальных факторов на развитие «пенни-прессы». Ее содержание, эволюция тиражей. Формирование концепции «качественной прессы»: Г. Грили, Ч. Дана. Эволюция типологии периодических изданий Америки в XIX в. Создание первых информационных агентств. Влияние гражданской войны 1860–1865 гг. на развитие печати США. Количественные характеристики развития американской прессы к концу XIX в. 5 СМИ США второй половины XIX в. Экономика СМИ. Издательская деятельность Дж. Пулитцера, У. Херста.. Окс. Дж. Ф. Купер, М. Фуллер, М. Твен. 6 СМИ США в первой половине ХХ в. «Прогрессивное десятилетие». «Разгребатели грязи». Периодическая печать США в период Первой мировой войны: содержание, тиражи, типология. Взаимоотношения государства и прессы: деятельность комитета общественной информации, принятие «закона о шпионаже», «закон о подстрекательстве к мятежу». Расширение влияния Пулитцера и Херста на газетно-журнальном рынке США. Нарастание концентрации и монополизации в сфере СМИ. Группа Скрипса-Говорда, издательство Кертиса. Роль рекламы в экономике прессы. Печать в межвоенное двадцатилетие. 7 СМИ в годы второй мировой войны. Пресса и Белый дом. Журналистские кадры: система подготовки, профессиональные организации. Изменения содержания после Второй мировой войны. Информационный характер американской журналистки. Особое внимание к местным новостям. Журналы новостей: Б. Хадден, Г. Люс. Издания политических партий и движений. Журналистские кадры: система подготовки, профессиональные организации. 8 СМИ США во второй половине ХХ в. Крупнейшие концерны. Печатные СМИ.ФКС: функции, состав. Основные тенденции развития печати во второй половине ХХ в. «Новая журналистика»: Т.Вулф, Т. Капоте и др.. «Эпидемия газетной смерти» в 1960–70-е гг. Формирование новых жанров СМИ. 9 СМИ США во второй половине ХХ в. Появление и формирование системы радио- и телевещания США. СМИ и Белый дом. Концентрация и монополизация в сфере СМИ. 11 Немецкая журналистика до середины XIX в. Пражурналистские явления. Предшественники рукописных газет: «письма-новости» и «письма-газеты». Расцвет письменной публицистики. Зарождение книгопечатания и периодической печати. Деятельность Я. Фуггера. «Ординари». Появление первых газет еженедельной периодичности, первой в мире ежедневной газеты. Экономические и политические условия функционирования прессы в XVII–XVIII вв. Периодическая печать и публицистика периода Просвещения: литературные и политические журналы. Контроль со стороны государства и церкви. Законодательство о печати. Количественные и качественные характеристики периодической печати. Появление журналов. 12 Политизация прессы с 40-х гг. XIX в. Германская печать и революция 1848–1849 гг. Формирование политической журналистики. 13 Немецкая журналистика второй половины XIX в. Законодательство. Особенности развития. Качественные и количественные характеристики. Бисмарк и германская печать. Развитие журналистики в условиях объединения Германии. Партийно-политическая борьба в прессе во второй половине ХIX в. Социал-демократическая печать. Концентрация печати. Рабочая пресса. Издательство «Вперед». 14 Печать Германии в годы I мировой войны. Пресса Веймарской республики. Агитационно-пропагандистский аппарат фашистской Германии. Формы пропаганды. Идеологическая база. Взаимоотношения прессы и государства. Печать Сопротивления, нелегальная пресса. 15 Формирование системы СМИ в оккупационных зонах (американской, французской, британской, советской). 16 СМИ ГДР во второй пол. ХХ в. Влияние на формирование системы СМИ ГДР после Второй мировой войны партийных и государственных органов. Партийная, профсоюзная печать. Детская и молодежная пресса. Развитие радио- и телевещания. Законодательство и деятельность государства в сфере СМИ. Реформирование системы СМИ ГДР после объединения Германии: этапы и итоги. 17 Система массовой информации ФРГ во второй пол. ХХ в. Процесс концентрации. Соотношение региональной и надрегиональной прессы. Рекламные издания. Крупнейшие издательские объединения: АО А. Шпрингера, группа ВАЦ и др. Развитие радио- и телевещания. Процессы концентрации и монополизации, ведущие концерны. Законодательство и деятельность государства в сфере СМИ. Иновещание. 18 Система СМИ Германии после объединения. (Законодательство, судебная система, государственная политика. Печать, радио, ТВ) 8 семестр. Экзамен. СМИ Италии в ХХ в . СМИ Франции в ХХ в. СМИ Великобритании в ХХ в. Вид работ Баллы примечания Работа на семинарах 0-10 за 1 семинар 2 теста 0-10 100-129=удовл. 130-159=хорошо 160-190=отлично Анализ прессы 0-10 Итого 190 Тема 1 СМИ Италии в ХХ в. Влияние итальянского национализма на развитие периодической печати. Развитие СМИ Италии после Второй мировой войны: пресса политических партий (от антифашистского единства к поляризации), развитие государственного телевидения, деятельность А. Монти, семейства Аньелли и др., католическая пресса. Империя Берлускони. Регулирование деятельности СМИ со стороны государства. Структура современных СМИ Италии. 2 Муссолини. Система средств массовой информации и пропаганды в период «черного двадцатилетия». 3 СМИ Великобритании в ХХ в. Развитие печатных СМИ. Типология изданий. Динамика количественных показателей. «Таймс» и др. издания. Законодательство, система саморегулирования. Изменения в структуре британских СМИ в связи с возникновением радиовещания. Особенности развития частного радиовещания. 4 СМИ Великобритании в ХХ в. Телевидение: общественное вещание (история создания ВВС, акты и документы, регулирующие деятельность ВВС, структура, функции, финансирование), формирование системы частного телевещания. 6 Формирование медиа-групп (Мэрдок, Ротемир, Рейли, Кинг, Томсон и др.). Кабельное и спутниковое вещание. Регулирование деятельности СМИ со стороны государства. 8 СМИ Франции в ХХ в. Существование печати в условиях Первой мировой войны. Политизация прессы в межвоенный период, расцвет левой журналистики. Реформаторская деятельность Ж. Пруво. Особенности развития периодической печати во время Второй мировой войны: печать Сопротивления, прогерманские издания. Специфика развития региональной прессы. Характеристика развития СМИ в период IV республики (1946–1958 гг.). 9 СМИ Франции в ХХ в. Телевидение. 10 СМИ Франции в ХХ в. Радиовещание. Система саморегулирования. Законодательство, регулирующее деятельность СМИ в послевоенный период. 11 СМИ Японии (XIХ в. – конец 1980-х гг.) 12 СМИ Китая (XIХ в. – конец 1980-х гг.) 13 СМИ Северной Европы (XVIII в. – конец 1980-х гг.) 14 СМИ Восточной Европы (XVIII в. – конец 1980-х гг.) 15 СМИ Африки, Австралии (XIХ в. – конец 1980-х гг.) 16 Средства массовой информации: системный подход. Системы СМИ стран Европы, Австралии, Америки, Азии, Африки. Сравнительный анализ. Задания для самостоятельной работы студентов. Обязательным является выполнение самостоятельного анализа материалов иностранной прессы. Для анализа выбирается печатная или интернет-версия периодического издания, выходящего на английском, французском или немецком языках. Письменная работа должна быть объемом не менее 3 страниц машинописного текста. Работа должна быть посвящена анализу особенностей зарубежного издания на примере нескольких номеров (не менее 3), вышедших в течение семестра, в котором сдается работа. Анализ включает: определение основных рубрик издания (составление их перечня), анализ общего объема событийной информации, анализ источников событийной информации (информационные агентства, корреспонденты и пр.) с составлением их списка и подсчетом доли материалов (в ), полученных из каждого источника, анализ общего объема аналитических материалов, анализ жанров аналитических материалов подсчет общего объема иллюстративного материала, подсчет общего объема рекламных материалов типологическая характеристика издания на основании проведенного исследования. Работа должна быть аккуратно оформлена, подписана и сдана преподавателю не позднее установленного в начале семестра срока. При необходимости (после проверки) доработка материала и его повторная сдача возможна до начала зачетной недели. Курсовые и дипломные работы1 В рамках данного курса возможна работа над курсовыми и дипломными работами. Одним из основных требований, предъявляемых к студенту в этом случае, является знание иностранного языка, т.к. источниковой базой для всех исследовательских работ по данной тематике являются издания, выходящие в странах Европы и Америки. Примерные темы курсовых работ: Этические кодексы редакций (ТВ-каналов и др.): теория и практика. Зарубежное теле- и радиовещание в структуре современной системы СМИ России. Представительства зарубежный СМИ и иновещание в России: история, современное состояние, специфика деятельности. Интеграционные процессы в европейских СМИ (юридические, политические, экономические аспекты) «Образ России в печати стран ЕС» Освещение предвыборных кампаний в России на страницах британской (американской, французской, немецкой прессы) Наиболее актуальными представляются исследования, связанные с изучением образа России и событий, носящих международный характер в европейских и американских СМИ. Примерные темы дипломных работ: Образ России на страницах «Die Welt» и «Welt am Sonntag» в 2001-2003 гг. Портрет политического лидер в российской и немецкой прессе (стратегия формирования и критерии оценки на примере портретов Г.Шредера и А. Меркель) Курсовые и дипломные работы могут быть также посвящены исследованию национальной системы периодической печати или отдельных изданий Европы и США. В настоящее время интернет-ресурсы предоставляют возможность доступа к архивным материалам и библиотекам, в которых хранятся периодические издания многих стран. При подготовке работ студентам рекомендуется использовать, в числе прочих, описанные ниже исследовательские методы. Сase study — метод проблемного исследования, основанный на всестороннем анализе исторических, экономических, культурно-идеологических и политических примеров воздействия СМИ на аудиторию. Материалами для анализа служат факты проявления эффективного воздействия, выбранные из информационных материалов радио и телевидения, кино или печати, в которых фиксируются важные впечатляющие события эпохи. Для исследования применяются контент-анализы и другие научные приемы, позволяющие системно выявлять различные контекстуальные значения изучаемого текста и его истолкования. В итоге делаются выводы о комплексно-многостороннем влиянии СМИ на аудиторию. Контент-анализ - экспериментальный способ изучения деятельности СМИ, рассчитанный на получение точных статистических данных посредством использования электронной вычислительной техники и методов ее программного моделирования. Анализы проводятся на основе опросов общественного мнения (по телефону или иным образом) и применяются для определения степени эффективности и конкурентоспособности тех или иных звеньев коммуникативно-информационных систем. По мнению проф. Г. Шиллера, изучение рынка и общественного мнения путем опросов и разных анализов — отличительное качество информационного ландшафта развитого американского капитализма, способствующее укреплению его институционной инфраструктуры. Главным предметом контент-анализов в коммуникативистике являются тексты, содержащие печатную или радио-телевизионную информацию. Метод предполагает шесть стадий: 1) определение целей; 2) унификация; 3) опробование; 4) кодирование; 5) выведение заключений; 6) обоснование выводов. Отчеты о контент-анализах используются в различных исследованиях. Данные контент-анализов проявляют конкретную роль СМИ в формировании вкусов, интересов и мнений различных социальных слоев или возрастных групп и их отношение к тем или иным тенденциям в торговле, экономике, политике и культуре. Пристальное внимание уделяется участию населения в избирательных кампаниях и роли СМИ в развертывании и результатах таких кампаний. В выводах журналистам советуют, каким образом они должны обращаться с различными типами информации, чтобы избежать нежелательных эффектов бумеранга, которые могут возникнуть из-за грубой, броской рекламы или сенсационных слухов. Методика контент-анализов используется и в теоретических исследованиях коммуникативистов, раскрывающих общие закономерности и тенденции в развитии взаимоотношений между средствами информации и общественными структурами. Плодотворны в этом плане исследования Анненбергской школы, выявляющие роль телевизионных передач в формировании культурно-нравственных доминант современного общества. Кроме того, контент-анализы помогают улучшать содержание и форматные возможности информации, передаваемой по различным каналам масс медиа, и тем самым способствуют выбору наиболее эффективных средств и путей совершенствования журналистской деятельности. Функциональный анализ – нацелен на определение атрибутики масс медиа как современных социально-коммуникационных систем, существенно отличающихся от прежних средств информации и связи. По мнению проф. Чарльза Райта, автора теоретических работ, посвященных обоснованию этого подхода, главным интегративным качеством современных коммуникационных систем является их общественно-массовый характер, так как именно развитие массовых средств создало новую форму общественных коммуникаций — массовую. Эту новую форму можно отличить от всех других типов по следующим характерным чертам: она предполагает сравнительно большую разнородную и анонимную аудиторию; информация передается публично, часто с намерением немедленного ее восприятия большей частью аудитории и отличается быстротечностью; коммуникаторы объединены в сложную организацию или работают в индустрии с большими финансовыми средствами. Метод определения этих качеств Райт называет функциональным, потому что он акцентирует не индивидуальный, а общественный уровень исследования явлений, указывая в основном на функции (последствия) изучаемой социальной системы и на активную роль массовых коммуникаций как в поддержании, так и в изменении социальных структур. Предполагаются три ступени анализа. На первой определяются основные повторяющиеся особенности коммуникационых систем, на второй — их функциональные проявления в зависимости от типологии общественных условий, на третьей — результаты использования тех или иных форм, структур и звеньев информационных процессов. Выделяются четыре типа функций: наблюдения за окружающей средой; коррелирование и интерпретация наблюдаемых явлений и рекомендация для реакции на них: социализация или передача культуры и ценностей новым членам общества; развлечения. Все эти функции рассматриваются в их конкретных связях с адаптивными свойствами коммуникативных и общественных систем, сохраняющими их выживаемость и необходимую модернизацию. Кроме того, некоторые коммуникативисты выделяют еще и функции влияния на политику и получение денег за распространяемую информацию для финансового обеспечения масс медиа. Примерный перечень вопросов к зачетам и экзамену США Периодические издания Северной Америки в к. XVII - н. XVIII вв. Газетная революция 1830-1840-х гг. в США. Журнальная периодика XIX в. в США. Движение разгребателей грязи. Изменение взаимоотношений периодических изданий и политических партий в Америке с конца XVII к началу XX вв. Законодательная база, регулирующая деятельность печати в США в новое время. Формы и специфика журналистского образования в США в новое время. Специфика взаимоотношений прессы и Белого дома в конце XIX – начале ХХ вв. Характеристика американской читательской аудитории в конце XIX – начале ХХ вв. Предпосылки формирования массовой аудитории в США Таблоиды в США. Журналистика США в годы Первой мировой войны. СМИ США в межвоенный период. Причины появления ФКС. Ее структура и основные функции. Журналистика США в годы Второй мировой войны. Особенности военной цензуры и самоцензуры. Специфика развития журнальной периодики США в ХХ в. Специфика деятельности различных информационных агентств США. Развитие ТВ в США в первой половине XX в., факторы, тормозившие его развитие. ЮСИА (USIA) (CNN – на выбор) Образовательные ТВ-станции. Основные типы. Краткая характеристика Саморегулирование в системе СМИ США: способы, организации. Этические кодексы журналистов. Законодательные акты и структуры регулирующие деятельность СМИ в ХХ в. Германия Предпосылки возникновения рукописных газет. “Письма-газеты”. Общая характеристика. Моральные журналы. Основные идеи, содержание, читательская аудитория. Влияние Реформации на формирование цензурной политики церкви. Особенности германской цензуры XVI – XIX вв. Сбор и распространение информации и печатных СМИ в XVII – XIX вв. Эволюция периодичности и тиражей германской прессы в XVII - XIX вв. Германские литературные издания XVIII в. Краткая харак­теристика. Германские журналы XVIII - XIX вв. Основные этапы во взаимоотношениях Бисмарка с германской прессой. Характеристика этапов. Особенности развития рабочей печати в Германии во второй половине XIX в. Основные положения исключительного закона о социалис­тах и его влияние на развитие периодической печати Германии. Жанр репортажа в СМИ Германии конца XIX – нач. XX вв. Основные формы подготовки журналистов в к. XIX - н. XX в. Печать Веймарской республики. Агитационно-пропагандистский аппарат фашистской Германии. Формы пропаганды в фашистской Германии. Формирование системы СМИ в американской оккупационной зоне. Формирование системы СМИ в британской оккупационной зоне. Формирование системы СМИ в советской оккупационной зоне. Формирование системы СМИ во французской оккупационной зоне. Печать ФРГ во второй половине XX вв. Радио ФРГ во второй половине XX в. Телевидение ФРГ во второй половине ХХ в Радио ГДР во второй половине ХХ в. Телевидение ГДР во второй половине ХХ в. Печать ГДР во второй половине ХХ в. СМИ ФРГ после объединения двух стран. Саморегулирование в системе СМИ Германии: способы, организации. Этические кодексы журналистов. Великобритания Периодизация истории периодической печати Англии Политические взгляды Мильтона. Основные положения Ареопагитики. Доктрина Мэнсфильда. Ее влияние на развитие периоди­ческой печати Англии во второй пол. XVIII в. Изменение цензурного режима в Англии в новое время в зависимости от политической ситуации в стране. Специфика процесса монополизации в сфере СМИ в Великобритании на рубеже XIX –ХХ вв. Изменение читательской аудитории во второй половине XIX – начале ХХ вв. Причины, последствия. Информационные агентства Великобритании. Качественная пресса. «Таймс». «Массовая пресса» Статус ВВС. Структура управления ВВС. Особенности взаимоотношений с государством. Источники финансирования ВВС. Система иновещания ВВС. Коммерческое радиовещание Великобритании: особенности взаимоотношений с государством. Особенности процесса монополизации СМИ Великобритании в ХХ в. Законодательство, регулирующее деятельность системы СМИ Великобритании. Саморегулирование в системе СМИ Великобритании: способы, организации. Этические кодексы журналистов. Франция Пресса и государственная, церковная цензура во Франции в XVI-XVII вв. Французские периодические издания XVIII в. Государственная цензура во Франции XVIII в. Типология изданий Великой Французской революции. Законодательные акты XVIII в. во Франции, закрепившие свободу печати Французская журналистика в период Директории. Журналистика времен консульства и I Империи. Периодическая печать Франции в эпоху Реставрации Предпосылки создания массовой прессы во Франции (социально-экономические, политические) Основные положения закона 1881 г. «Золотой век» французской прессы. Количественные и качественные характеристики. Французская провинциальная пресса XIX в. Французская региональная пресса 1890-х гг. Специфика французской системы периодической печати, сложившейся на рубеже XIX - XX вв. Развитие французской прессы между двумя мировыми войнами: изменение объема, содержания, оформления. Назовите издания, входившие в «Большую пятерку» Деятельность агентства Гавас в первой пол. ХХ в. СМИ Франции в годы II Мировой войны. Формы адаптации французской прессы к условиям «телевизионной эры». Специфика ежедневной региональной прессы Франции, их целевая аудитория. «Новая пресса» во Франции (1944-1946 гг.). Причины кризиса. Развитие французского радиовещания в первой половине ХХ в. Взаимоотношения ТВ и государства до сер. 1970-х гг. Формы помощи государства печатным СМИ. «Концепция близости к читателю» региональных газет Франции. Журнальная периодика Франции второй пол. ХХ в. «Пресса сердца». Создание во Франции частного ТВ и радиовещания. Специфика ежедневной региональной прессы Франции, их целевая аудитория. Особенности развития политической прессы Франции во второй пол. ХХ в. Саморегулирование в системе СМИ Франции: способы, организации. Этические кодексы журналистов. Италия Содержание рукописных газет в Древнем Риме. Способы размножения и распространения информации в Древ­нем Риме. Периодизация истории периодической печати Италии от за­рождения до к. XIX в. Назовите характерные черты итальянской средневековой журналистики. Первые рукописные издания журнального типа в Италии XVI в. Краткая характеристика. Назовите причины сосуществования рукописных и печатных газет в XVII - XVIII вв. в Италии. Периодическая печать Италии 1870-1918 гг. Периодическая печать Италии периода Реставрации.. Эволюция периодичности итальянских изданий в средние ве­ка и новое время. Журналистика Рисорджименто. Основные этапы. Коррьере делла сера. Характерные черты литературы купцов. Особенности распространения периодической печати Италии в к. XIX в. Характерные черты периодической печати Италии в первой половине ХХ в. Положение СМИ Италии в годы черного двадцатилетия. Основные задачи итальянского фашистского правительства по отношению к СМИ. Характеристика прессы Италии второй половины ХХ в.: соотношение местных и общенациональных изданий, газетной и журнальной периодики. Особенности развития ТВ Италии в 60-70-ее гг. Специфика процесса монополизации СМИ в Италии. Особенности развития радио Италии в 60-70-ее гг. Основная литература Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества. (Национальное своеобразие СМИ Германии). М., 2011. Трыков В.П. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны. М., 2007. Дополнительная литература Аникеев В.Е. История французской прессы (1830–1945). М., 1999. История мировой журналистики. Ростов нД, 2000. Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной республике Германии. Германия, 2000. Соколов В.С. Периодическая печать Франции. СПб., 1996. Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать США. СПб., 1998. Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Италии. СПб., 1997. Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000. Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX в. М., 2004. Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996. Азиз Х.А. Ежедневная печать Египта 1960–1971 гг. М., 1976. Ализаде Э.А., Асадулин Ф.А., Прожогина С.В., Юнусов К.О. Литература Туниса. М., 1993. Американское общественное мнение и политика. М., 1978. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII в. М., 1987. Андрунас Е.Ч. Бизнес и пропаганда. Система контроля крупного капитала над средствами массовой информации. М., 1986. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорация и рынок новостей. М., 1991. Андрунас Е.Ч. Социально-экономическая инфраструктура СМИ США Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 1989. № 6. Аникст А. Даниэль Дефо. М., 1957. Античные риторики. М., 1978. Апресян Г.З. Ораторское искусство. 1963 (1993). Арабская республика Египет. Справочник. М., 1990. Ареф М.К. Газетно-журнальный концерн Мустафы Амина «Ахбар эль-яум» и проблемы современной печати ОАР Проблемы современной зарубежной печати Сб. ст. под ред. В.С. Соколова Л., 1969. Ар-Рафин А. Восстание 1914 г. в Египте. История национально-освободительного движения 1914–1921 г. М., 1954. Артемов В.Л., Семенов В.С. Би-би-си: история, аппарат, методы пропаганды. Минск, 1984. Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М., 1985. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту – Виллинби, 1992. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991. Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997. Беглов С.И. Монополия слова. М., 1973. Беляев А.А. Американский социальный роман в 1930-е гг. М., 1969.
  1   2   3   4

  • 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  • 3. Содержание дисциплины Тематический план курса
  • Содержание разделов и тем курса
  • Вид работ Баллы примечания
  • Задания для самостоятельной работы студентов.
  • Курсовые и дипломные работы 1
  • Примерные темы курсовых работ
  • С ase study
  • Примерный перечень вопросов к зачетам и экзамену США
  • Дополнительная литература