Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по дисциплине: im 2113 «История медицины»




страница1/9
Дата28.04.2017
Размер1.91 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Общественное здравоохранение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине: «История медицины»

МЕДИКО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО 1 курс

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

Рабочая


программа…………………………………………………………………………………………………3
Силлабус…………………………………………………………………………………………………17
Лекционный

комплекс………………………………………………………………………………………………….35


Методические рекомендации

для семинарских занятий………………………………………………………………………..............56


Методические рекомендации для

самостоятельной работы под

руководством преподавателя……………………………………………………………………………74
Методические рекомендации для самостоятельной работы………………………………………….83
Контрольно - измерительные средства……………………………………………………………… ...92

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. проректора по УВР

д.м.н. проф. Тулебаев К.А.

___________________________

«____» ___________ 2012 г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А



по дисциплине: IM 2113 «История медицины»
МЕДИКо - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Курс: первый

Семестр: первый

Лекции: 5 часов

Практические

(семинарские) занятия: 10 часов


Самостоятельная работа с преподавателем

(СРСП) 7 часов

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС) 23 часа


Форма контроля: экзамен
Всего: 45 часов (1 кредит)

2012
Рабочая программа составлена зав. кафедрой профессором Камалиевым М.А., старшим преподавателем Шахиевой А.М., старшим преподавателем Нурбакыт А.Н.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общественного здравоохранения
от «_____» ________________ 2012 г. Протокол № _________
Заведующий кафедрой, профессор _______________ М. А. Камалиев

Рабочая программа обсуждена Комитетом по образовательным программам специальности Общественное здравоохранение

от «____» ____________ 2012 г., протокол № ________
Председатель КОП ОЗ, доцент __________________ А.Б. Бужикеева

Рабочая программа одобрена на заседании Методического совета

от «_____» ________________ 2012 г. Протокол № _________
Председатель Методического совета, К.А. Тулебаев

профессор



1. Общие сведения:

Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университете имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра: Общественного здравоохранения

Дисциплина, код дисциплины: История медицины IM 2113

Специальность: 5В110400 «Медико-профилактическое дело»

Объём учебных часов (кредитов): 45 часов (1 кредит).

Курс и семестр изучения – 1 курс, 1 семестр.
2. Программа:

2.1. Введение

История медицины, как наука изучает происхождение, развитие и современное состояние медицины и здравоохранения в контексте всемирной истории человечества.

История медицины, как учебная дисциплина, состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины.



Общая история медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времён до современности; вклад каждого общественно-исторического этапа в прогресс медицины; взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в медицинской науке и практике здравоохранения; роль знаменитых учёных и научных школ в прогрессе медицины; формирование врачебной этики и деонтологии.

Изучение частной истории медицины даёт представление о возникновении и развитии отдельных медико-биологических, профилактических и клинических дисциплин. Помимо профессиональных требований, обращение к истории медицины развивает чувство патриотизма, особенно в изучении вклада казахского народа в мировую цивилизацию. Отличительной чертой суверенного Казахстана является возрождение его исторического прошлого, торжество исторической правды, освещение исторических пробелов и тёмных пятен, бережное отношение к исторической памяти.

Изучение истории медицины Казахстана показывает, как на протяжении тысячелетий обобщались эмпирические знания казахского и других народов, развивались навыки распознавания и лечения болезней, личной и общественной гигиены, формировались медицинское образование и наука, происходили знаменательные открытия благодаря отечественным врачевателям и медикам.

2.2. Цель дисциплины – сформировать представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой медицины как составной части общекультурного кругозора будущего специалиста, обладающего высоким моральным, профессиональным и общекультурным кругозором, патриотизмом и интернационализмом.

2.3. Задачи обучения:

- ознакомить студентов с методологией истории, основными проблемами современной истории медицины;научить историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества;

- показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных странах мира.
2.4. Конечные результаты обучения:

Формирование у студентов знаний:

- О закономерностях развития всемирной истории медицины, включая Казахстан.

- О периодизации всемирной истории медицины.

- Об общих чертах развития медицины, преемственности в развитии общественно-экономических формаций и медицины.

- Об источниках изучения истории медицины.

- Об основных чертах мировой и отечественной медицины.

- Об этапах развития общественного здравоохранения.

- О вкладе учёных в развитие медицинской науки.

- О примерах самоотверженной деятельности учёных-медиков и врачей.
Формирование у студентов практических навыков:

- Применять методологические основы исследования при поиске и сборе информации исторического характера.

- Анализировать имеющиеся исторические материалы.

- Использовать знания для осмысления и переосмысления представлений при поиске и сборе исторических материалов.

- Сравнивать данные, имеющиеся в исторической, учебной и художественной литературе при изучении истории медицины.

- Делать правильные выводы в соответствии с требованиями и уровнем современной науки.


Формирование у студентов коммуникативных навыков:

- Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками.

- Уважать точку зрения других студентов.

- Проявлять искренность в общении.

- Уметь работать в малой группе.
Формирование у студентов правовых навыков:

- Давать сравнительную оценку развития законодательной базы в области медицины в странах Древнего мира (закон Ману, Хамурапи, законы XII таблиц).


Формирование у студентов навыков самосовершенствования:

- Использовать в работе аналитические методы исследования.

- Широко применять компьютерные технологии.

- Активно использовать интернет-ресурсы в самостоятельном обучении.

- Использовать on-line учебники, учебно-методические пособия и др. для самообразования.

- Привить навыки самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой.



2.5 Пререквизиты: история Казахстана, политология, социология.

2.6 Постреквизиты: Естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, при изучении предмета которых необходимо углубленно изучать историю возникновения и развития дисциплин, роль выдающих ученых и врачей в формировании медицинских специальностей.
2.7 Тематический план: темы, форма проведения, продолжительность каждого занятия (лекций, практических, семинарских, лабораторных, самостоятельных под руководством преподавателя, самостоятельной работы).

Тематический план лекций




Темы

Форма проведения

Продолжительность лекции

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе

Презентация

1

2

Медицина в странах Древнего мира

Презентация

1

3

Медицина раннего и развитого Средневековья

Презентация

1

4

Медицина позднего Средневековья. Медицина Нового времени

Презентация

1

5

Медицина ХХ века. Медицина суверенного Казахстана

Презентация

1




Итого




5


Тематический план практических занятий




Темы

Форма проведения

Продолжительность занятия

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе.

Презентация, беседа, устный опрос, демонстрация видеоматериалов, историческое эссе.

1

2

Медицина Древнего Востока.

Блиц-опрос, демонстрация видеоматериалов, письменный контроль.

1

3

Медицина античного Средиземноморья.

Дискуссия, демонстрация видеоматериалов, работа в малых группах.

1

4

Медицина раннего и развитого Средневековья.

Дискуссия, работа в малых группах, обратная связь.

1

5

Медицина позднего Средневековья.

Устный опрос, письменный контроль, обратная связь.

1

6

Медицина Казахстана в эпоху Средневековья.

Устный опрос, письменный контроль.

1

7

Медицина Нового времени.

Устный опрос, письменный контроль, обратная связь.

1

8

Медицина ХХ века.

Устный опрос, письменный контроль.

1

9

Медицина Казахстана ХХ века.

Демонстрация видеоматериалов, работа в малых группах, деловая игра.

1

10

Медицина суверенного Казахстана.

Дискуссия, работа в малых группах, составление глоссария.

1




Итого




10


Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)




Темы

Форма проведения

Продолжительность занятия

1

Медицина Древнего Востока.

Дискуссия, презентация.

1

2

Медицина античного Средиземноморья.

Дискуссия, презентация.

1

3

Медицина Византии и Арабских Халифатов.

Дискуссия, презентация.

1

4

Теоретическая и клиническая медицина Нового времени.

Дискуссия, презентация.

1

5

Медицина ХХ века.

Дискуссия, презентация.

1

6

Развитие традиционной и научной медицины в Казахстане. Медицина суверенного Казахстана.

Дискуссия, презентация.

1




Рубежный контроль

Письменный опрос, тестирование

1




Итого




7

Тематический план самостоятельной работы (СРС) студентов




Темы

Форма проведения

Продолжительность занятия

1

Медицина Древней Греции. Гиппократ. Сборник Гиппократа.

Презентация, реферат.

3

2

Медицина Древнего Рима. Асклепиад.Гален. Цельс.

Презентация, реферат.

3

3

Эмблемы мировой медицины.

Презентация, реферат.

3

4

История медицинского образования в Казахстане.

Презентация, реферат.

3

5

Медицина Арабских Халифатов. Абу-Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки.

Презентация, реферат.

3

6

Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби. Трактаты аль-Фараби.

Презентация, реферат.

3

7

Отейбойдак Тлеукабылулы «Шипагерлик баян».

Презентация, реферат.

3

8

Жусип Баласагун «Кутадгу билик».

Презентация, реферат.

2




Итого




23


2.8. Методы обучения и преподавания:

Лекции – вступительная, тематические, обзорные, заключительная.

Практические занятия – семинары с использованием метода активного применения знаний (малые группы, презентации, дискуссии и.т.д.) с предварительным изучением различных источников учебной и научной литературы.

СРСП – работа с раздаточным материалом на кафедре, работа с тестами, диалог с персональным компьютером, проведение конференций, предметных олимпиад, консультации.

СРСвыполнение индивидуальных заданий: подготовка докладов (презентаций), эссе, учебно-исследовательская работа студентов; составление тестовых вопросов, кроссвордов и эталонов ответов; подготовка иллюстративного материала и наглядных пособий. Выполнение и сдача индивидуальных заданий проводится не позднее недели, соответствующей разделу дисциплины, на котором изучается данная тема.
2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Оценка компетенции



Тема занятия

Оцениваемые компетенции

Когнитивные

(знания)


Операциональные

(практические навыки)



Аксилоги

ческие


(коммуни-кативные навыки)

Правовые

(Правовая компетен

ция)


Непрерывно

го обучения и самообразования



1.

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий



Применение методологических основ исследования исторических источников.







Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию, использование интернет-ресурсов, on-line учебников.

Составление глоссария, кроссвордов, подготовка иллюстративного материала и наглядных пособий



2.

Медицина Древнего Востока.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий



Построение хронологической структуры становления медицины в странах Древнего Востока







Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию.

3.

Медицина античного Средиземноморья.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий



Анализ медицинских знаний в период рабовладельческого общества




Законы в области медицины в странах Древнего мира

(закон


Ману, Хамурапи, законы

XII таблиц).



Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию

4.

Медицина раннего и развитого Средневековья.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий












Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию.

5.

Медицина позднего Средневековья.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий












Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию

6.

Медицина Казахстана в эпоху Средневековья.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий












Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию

7.

Медицина Нового времени.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий












Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию

8.

Медицина ХХ века.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий












Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию

9.

Медицина Казахстана ХХ века.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий



Проведение сравнительной оценки системы здравоохранения Казахстана в годы ВОВ и в период развитого социализма.

Проведение хронологического анализа развития теоретической и клинической медицины в Казахстане в ХХ веке.









Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию

10.

Медицина суверенного Казахстана.

Устный опрос по вопросам.

Решение тестовых заданий






Аргументация своей точки зрения по основным этапам развития системы здравоохранения суверенного Казахстана

.

Контроль самостоятельной работы студентов к каждому занятию.







10

4

1

1

1

* На 1 кредит студент выполняет одну тему СРС на выбор.



Рубежный контроль (r) – количество - 1, форма проведения – в виде тестирования и вопросов

для письменного ответа.

Суммарный итоговый рейтинг дисциплины равен 100 баллам.

Текущий контроль:

- устный опрос;

- письменный контроль;

- тестирование;

- проверка выполнения заданий;

- рубежный контроль;

- оценка защиты рефератов, докладов, презентаций.

Итоговый контроль: комплексная оценка результатов:

- текущего контроля знаний;

- тестирования;

- устного собеседования.


Технология устного проведения контроля знаний студентов

Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций

t= (Z N K P S R)/n, где

n – количество заданий по всем компетенциям

Z: z1 z2 … zn - оценки за знания

N: n1 n2 … nn - оценки за практические навыки

K: k1 k2 … kn - оценки за коммуникативные компетенции

P: p1 p2 … pn - оценки правовые компетенции

S: s1 s2 … sn - оценки за СРС

R- рубежный контроль



t – текущий контроль = средняя оценка по пяти компетенциям обучения: знаниям, практическим навыкам, правовым навыкам, коммуникативным навыкам, навыкам самосовершенствования.

* Изменения в бально-рейтинговой оценке по дисциплине отражаются в Ф. №2.
Технология проведения и оценка экзамена.

Итоговый контроль: экзамен, состоит их двух этапов:

1) тестирование,

2) устный (по билетам, проверка практических навыков и др.)

измерения знаний обучающихся итогового контроля.



E= (Е1 Е2)/2 × 0,4

где Е1 - баллы за I этап экзамена,



Е2баллы за II этап экзамена.
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, поэтому семестровая оценка по дисциплине определяется по формуле

Rд = t × 0,6

где t – текущий контроль

Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:

 

I = R х 0,6 E х 0,4, где



I – итоговая оценка

R– оценка рейтинга допуска

E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)

Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.


I = Rд (Е1 Е2 ) /2 х 0,4 ,где

I – итоговая оценка

Rд – оценка рейтинга допуска

Е1 – оценка итогового контроля (тестирования по дисциплине)

Е2– оценка итогового контроля (собеседования по дисциплине)

Рейтинг составляет 60% от I,

экзамен - 40% от I
Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине




Оценка

по буквенной системе

Цифровой

эквивалент

баллов

Процентное

содержание %

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

Отлично

В

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

Хорошо

В-

2,67

75-79

Хорошо

С

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

Удовлетворительно

С-

1,67

60-64

Удовлетворительно

Д

1,33

55-59

Удовлетворительно

Д

1,0

50-54

Удовлетворительно

F

0

0-49

Неудовлетворительно


2.10 Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Бигалиева Р.К. Бүкіләлемдік медицина тарихы. – Алматы, 2004. – 390 б.

2. Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. «Қазақстан халық медицинасы және қоғамдық денсаулық сақтау тарихы». – Алматы, 2009. – 173 б.

3. Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.

4. Сорокина Т.О. Атлас истории медицины. – M., 1987. – 166 с.

5. Сорокина Т.С. История медицины. – M., 2006. – 560 с.

6. Сорокина Т. С. История медицины : учебник / Т. С. Сорокина ; [Рос. ун-т дружбы народов]. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 559 с.

Дополнительная:

1. Әлиев М.Ә., Нұрмүханбетқызы Р. Қазақстан медицинасының тарихы. – Алматы, 2003. – 192 б.

2. Бисенова А. Материнство и детство. – Алма-Ата, 1965. – 208 с. 3

3. Биомедицинская этика: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич.Мн.:МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2008.

4. Бородулин В. И. История клинической медицины: от истоков до середины 19-го века : лекции :

учебник / В. И. Бородулин ; Моск. мед. акад. им. И. М. Сеченова. – М. : Медицина, 2008. – 178 с.

5. Введение в биоэтику. Учебное пособие. – М.: «Прогресс-Традиция», 1998. – 384 с.

6. Государственная программа «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, от 29 ноября 2010 года.

7. Жакупова М.А. Эвакогоспитали Казахстана в годы Великой Отечественной войны. – Алма-Ата, 1985. – 120 с.

7. История медицины и фармации / под ред. Д. В. Михеля. – М. : Эксмо, 2010. – 184 с.

8.Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009г.

9. Комиссаров С. А. Очерки по истории и теории традиционной китайской медицины : учеб. пособие / С. А. Комиссаров. – Новосибирск : ред.-издат. центр НГУ, 2009. – 139 с.

10.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.

11.Лисицын Ю. П. История медицины : учебник / Ю. П. Лисицын. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа,2011.–393с.

12. Международный этический кодекс медицинской сестры // Врач. 2002. - 4. - С. 47.

13. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию». – Астана, 2009.



14. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Новое десятилетие –

новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». – Астана, 2010.

15. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». – Астана, 2011.

16. Островская, И. В. Психологические особенности профессионального общения медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста / И. В. Островская // Мед. сестра. - 2003. – N 6. - C. 34-36.

17. Очерки истории народной медицины Казахстана / Под ред. Т.Ш. Шарманова и Б.А. Атчабарова. - Алма-Ата, 1978. – 209 с.

18. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры / авт.-сост. А. К. Хетагурова.- М. : Мед. проекты, 2008.- 72 с.- (В помощь практикующей мед. сестре; 1`2008). (Шифр: 614.25; П 781).

19. Риффель А.В. Роль врача в современном обществе// Медицинское право. - 2007. - №3(19). - С.23-24.

20. Риффель А.В. Юридические аспекты реализации прав врача /А.В. Риффель // Журнал Закон и Право. - Белгород, 2006. -№12(40). - С. 15-17.

21. Романовский Г.Б. Право на врачебную тайну в системе прав пациентов / Г.Б Романовский // Медицинское право. - Москва, 2004. -№4. - Стр. - 18.

22. Самарин Р.И. Очерки истории здравоохранения Казахстана. – Алма-Ата, 1958. – 164 с.

23. Свиридова Л.Е. Вглядимся в прошлое. Из истории здравоохранения и медицины Северного Казахстана. - М., 1990. – 174 с.

24. Скурлягина, Е. А. Деловой этикет в работе медицинской сестры : // Сестринское дело. - 2007. - № 8. - С. 44-45.

25. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999. – 1049 с.15.

26. Уразаков Е. Казахская народная медицина. – Алматы, 1989. – 140 с.

27. Чельцова, А. А. Зарубежный опыт стандартизации сестринской деятельности / А. А. Чельцова, Н. Н. Камынина // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 20-22.

28. Чокин А.Р. Очерки развития санитарно-эпидемиологической службы в Казахстане. – Алма-Ата, 1975. – 176 с.

29. Шарманов Т.Ш. Мировое здравоохранение до и после великой Алма-Атинской конференции. – Алматы-Вашингтон-Женева, 2003. – 143 с.

30.Шахиева А.М. Отебойдак Тлеугабылулы – великий целитель средневековья.// Фармация Казахстана №9, 2008. - С. 47-48.

31. Юденков, В. С. Сестринское дело в России / В. С. Юденков // Новые Санкт-Петербургские ведомости. - 2008. - № 2. - С. 110-112.


2.11. Приложения:

1.Форма №1 «Протокол согласования преподавания с пре - постреквизитами и смежными дисциплинами на 2011-2014г.г.».

2.Форма № 2 «Дополнения и изменения к рабочей программе».

СИЛЛАБУС


по дисциплине: «История медицины»

МЕДИКо-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Курс 1 Семестр 1

Лекции: 5 часов

Практические

(семинарские) занятия: 10 часов

Самостоятельная работа под

руководством преподавателя: 7 часов

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС): 23 часа

Форма контроля: экзамен

Всего: 45 часов (1 кредит)


2012

Силлабус составлн в соответствии с Рабочей программой ст. преп. Шахиевой А.М. на основании Типовой учебной программы по дисциплине «История медицины» утвержденной и рекомендованной Департаментом развития науки и человеческих ресурсов

МЗРК Астана, « » 20 г.
Обсужден на заседании кафедры Общественного здравоохранения

от « ____» _________ 2012 г. Протокол № __________

Заведующий кафедрой, профессор _______________________Камалиев М.А.

1.Общие сведения:

1.1Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра общественного здравоохранения

1.3 Дисциплина, код дисциплины История медицины IM 2113

1.4 Специальность – 5В110400 «Медико-профилактическое дело»

1.5 Объем учебных часов/кредитов – 45 часов (1 кредит)

1.6 Курс – 1 Семестр – 1

1.7 Сведения о преподавателях кафедры




Ф.И.О. преподавателя

Должность

Ученая степень, ученое звание

Научные интересы, достижения

1

Камалиев Максут Адильханович

заведующий кафедрой

д.м.н.

Профес-

сор


специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

348 научных трудов.



2.

Айтманбетова

Акмарал Аршабаевна



доцент

к.м.н.




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

40 научных трудов.



3.

Бурибаева Жанар Куанышбековна

доцент

д.м.н.




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

96 научных трудов.



4.

Шахиева

Адиля Маратовна



старший преподаватель

к.м.н.




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

72 научных труда.



5.

Кожекенова Жанат Асетовна

доцент

к.м.н.




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

11 научных трудов.



6.

Буздаева

Сауле


Сагатовна

старший преподаватель

к.м.н.




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

28 научных трудов.



7.

Талкимбаева Найля Ануаровна

доцент

д.м.н.




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

48 научных трудов



8.

Абдразакова Салтанат Умирзаковна

старший

преподаватель









специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины

8 научных трудов.



9.

Нурбакыт Ардак Нурбакыткызы

старший.

преподаватель



к.м.н




специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины

16 научных трудов.



10.

Дәрмен Нұргүл Жарылқасынқызы

Магистр общественного здравоохранения







специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины.

11.

Жакупова Майя Нурдаулетовна

Магистр медицины







специалист в области общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины

4 научных труда




1.8 Контактная информация:

Местонахождение кафедры: ул. Толе би, 92. Учебный корпус 1, второй этаж, левое крыло. Телефон 292 64 54

1.9 Политика дисциплины:

Студент обязан:

- активно участвовать в учебном процессе, проявляя творчество, индивидуальность и креативность;

- посещать все виды аудиторных занятий (лекции, практические занятия;

- готовиться к каждому занятию (чтение заданного материала и выполнение заданий по ним);

- своевременно выполнять и сдавать работу строго по календарному графику;

- документально подтверждать пропущенные аудиторные занятия по уважительной причине;

- отрабатывать все пропущенные занятия в указанное преподавателем время;

- не опаздывать на занятия;

- не отвлекаться во время занятий;

- отключать на время занятий сотовые телефоны;

- проявлять уважительное отношение к преподавательскому и вспомогательному персоналу кафедры;

- соблюдать культуру поведения;

- бережно относиться к имуществу кафедры;

- иметь опрятный внешний вид и манеры поведения.



Штрафные меры при невыполнении разделов работы:

за неисполнение обязанностей к студенту могут быть применены меры воспитательного воздействия, включая дисциплинарные.



2. Программа

2.1 Введение

История медицины, как наука, изучает происхождение, развитие и современное состояние врачевания и медицины в контексте всемирной истории человечества.

История медицины, как учебная дисциплина, состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины. Общая история медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности; вклад каждого общественно-исторического этапа в прогресс медицины; взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в медицинской науке и практике здравоохранения; роль знаменитых ученых и научных школ в прогрессе медицины; формирование врачебной этики и деонтологии. Изучение частной истории медицины дает представление о возникновении и развитии отдельных медико-биологических, профилактических и клинических дисциплин.


2.2 Цель дисциплины: формирование будущего специалиста здравоохранения, обладающего диалектико-материалистическими взглядами, профессиональным и общекультурным кругозором, патриотизмом и интернационализмом, на основе изучения достижений мировой и отечественной медицины, жизни и деятельности выдающихся ученых и врачей.
2.3 Задачи обучения:

- Раскрыть общие закономерности всемирно-исторического развития медицины;

- Показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных странах мира;

- Обучить историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества.


2.4 Конечные результаты обучения

Формирование у студентов знаний:

- О закономерностях развития всемирной истории медицины, включая Казахстан.

- О периодизации всемирной истории медицины.

- Об общих чертах развития медицины, преемственности в развитии общественно-экономических формаций и медицины.

- Об источниках изучения истории медицины.

- Об основных чертах мировой и отечественной медицины.

- Об этапах развития общественного здравоохранения.

- О вкладе учёных в развитие медицинской науки.

- О примерах самоотверженной деятельности учёных-медиков и врачей.
Формирование у студентов практических навыков:

- Применять методологические основы исследования при поиске и сборе информации исторического характера.

- Анализировать имеющиеся исторические материалы.

- Использовать знания для осмысления и переосмысления представлений при поиске и сборе исторических материалов.

- Сравнивать данные, имеющиеся в исторической, учебной и художественной литературе при изучении истории медицины.

- Делать правильные выводы в соответствии с требованиями и уровнем современной науки.



Формирование у студентов коммуникативных навыков:

- Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками.

- Уважать точку зрения других студентов.

- Проявлять искренность в общении.

- Уметь работать в малой группе.
Формирование у студентов правовых навыков:

- Давать сравнительную оценку развития законодательной базы в области медицины в странах Древнего мира (закон Ману, Хамурапи, законы XII таблиц).


Формирование у студентов навыков самосовершенствования:

- Использовать в работе аналитические методы исследования.

- Широко применять компьютерные технологии.

- Активно использовать интернет-ресурсы в самостоятельном обучении.

- Использовать on-line учебники, учебно-методические пособия и др. для самообразования.

- Привить навыки самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой.



2.5 Пререквизиты: история Казахстана, политология, социология.

2.6 Постреквизиты: Естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, при изучении предмета которых необходимо углубленно изучать историю возникновения и развития дисциплин, роль выдающих ученых и врачей в формировании медицинских специальностей.

2.7 Краткое содержание дисциплины

История медицины является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, одним из первых предметов интеграции медицинских знаний, который дает комплексное представление о развитии медицины в целом. История медицины – богатейший источник медицинских знаний, «хранилище» славных традиций, которые вырабатываются и передаются из поколения в поколение. Главной задачей истории медицины является обучение историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества. Глубокое профессиональные знания в области медицины, понимание ее роли и места в развитии естествознания в системе наук могут быть сформированы лишь на основе осмысливания сложного процесса возникновения и развития медицины как науки в целом.



Изучение истории медицины Казахстана показывает, как на основе появления и обобщения эмпирических знаний казахского народа и народов Средней Азии и Востока на протяжении столетий складывалась медицина Казахстана в неразрывной связи со сменой общественно-экономических формаций, с историей и культурой казахского народа. История медицины Казахстана знакомит с фактами, как на протяжении всей истории культуры казахского народа возникали и развивались навыки и умения распознавания и лечения болезней, личной и общественной гигиены; формировались медицинское образование и наука, происходили знаменательные открытия благодаря заслугам отечественных врачевателей и медиков.

2.8 Тематические планы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  • Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А