Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рабочая программа по «Дагестанской литературе»




Скачать 317.08 Kb.
Дата28.04.2017
Размер317.08 Kb.
ТипРабочая программа

Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель

Гаджимарданова Г.М.________

От «____»_________201__г.


Согласовано

Зам. директора УВР

Шах Г.А._______

От «____»_____201___г.



Утверждаю

Директор МКОУ

«Карломарксовская СОШ»

Константинова О.В.____________

От «____»_______201__г







Рабочая программа по

«Дагестанской литературе»

5 класс

Учитель: Магомедова Сакинат Гаруновна

на учебный год: 102ч.

в неделю: 3ч.

МКОУ «Карломарксовская СОШ»

Пояснительная записка

Данная программа построена с учетом многонационального характера литературы народов Дагестана для того, чтобы учащиеся имели возможность ознакомиться с творчеством известных поэтов и писателей республики. Литература народов Дагестана наиболее сильна своей поэтической традицией. В силу этого в программу включено большое количество произведений поэзии.

Литература народов Дагестана, единая по историческим условиям своего развития и по идейно-образному устремлению, развивалась и развивается в силу многоязычия Дагестана на нескольких языках, в том числе и на русском. Трудности, связанные с многоязычием литературы, требуют от учителя особого подхода к изучению произведений, переведенных на русский язык. Следует учитывать, что при переводе часто теряется своеобразие подлинника. Дополнительные трудности возникают и при изучении стиля и языка писателя.

В программе даны три списка художественных произведений для систематического классного и домашнего чтения:

1) произведения, которые читаются и изучаются всеми учащимися в обязательном порядке;

2) произведения для дополнительного чтения, которые непосредственно связаны с соответствующими темами программы и читаются учащимися в обязательном порядке, но не разбираются подробно в классе;

3) произведения для внеклассного чтения, рекомендуемые учителем.

Задача учителя заключается в том, чтобы, используя уроки внеклассного чтения, читательские конференции, различные виды пропаганды книги, всемерно расширять и направлять читательские интересы учащихся. Список произведений для внеклассного чтения может пополняться вновь выходящими книгами. Для уроков внеклассного чтения учитель из списков, данных в конце каждого класса, выбирает то или иное произведение или несколько, объединенных определенной темой.

.

Программа по литературе народов Дагестана обращает внимание учителя на преемственность в обучении на разных этапах, систематизацию и обобщение знаний учащихся. В то же время курс литературы старших классов не дублирует то, что изучается в предыдущих классах.



В раздел «Межпредметные связи» определены возможные обращения литературы народов Дагестана к другим учебным предметам. Но это не значит, что на уроках дагестанской литературы необходимо освещать факты, известные учащимся по курсам других предметов, например, истории: знакомя школьников с исторической основой изучаемых произведений, учитель должен опираться на эти факты. Не следует также понимать взаимосвязь литературы народов Дагестана с музыкой, изобразительным искусством и др. как подробный анализ произведений этих видов искусства. Опираясь на имеющиеся знания и представления учащихся, необходимо по возможности устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций автора.

Рабочая программа по Дагестанской литературе составлена по учебнику-хрестоматии для 5 класса «Литература народов Дагестана». Авторы и составители: Г.Г. Гашаров, Х.М. Хайбулаева. –Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2004.

На изучение Дагестанской литературы в пятом классе отведено три часа в неделю, 102 часа в год.

На изучение произведений – 74 ч

На развитие письменной речи – 16 ч

На беседы по внеклассному чтению – 12 ч



Содержание предмета

Цель и задачи предмета (1 ч)

ФОЛЬКЛОР

ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ:

"Морской конь", "Синяя птица", "Проданный мальчик", Лисица и волк", "Волк, лиса и мул" (10 ч)

Аварская народная сказка орской конь". Волшебный герой и волшебные события. Противоборство добра и зла в сказке. Тема и идея сказки. Фольклорные особенности сказки: фантастические обстоятельства, троекратность действий, образный язык сказки.

Даргинская народная сказка "Синяя птица". Занимательность сюжета, волшебные элементы сказки. Стремление человека познать окружающий мир. Патриотический и гуманистический смысл сказки. Характеристика положительных и отрицательных героев. Утверждение идеи борьбы за свое счастье.

Бытовая сказка кумыков "Проданный мальчик". Темы любви и верности своему слову. Нравственные акценты в сказке. Отражение реальной действительности в фольклоре. Особенности бытовой сказки.

Сказки о животных. Лакская сказка "Лисица и волк”. Лезгинская сказка “Волк, лиса и мул". Особенности сказок о животных: под видом животных и зверей рассказывается о людях. Идейный смысл сказок "Лисица и волк", "Волк, лиса и мул".

Сказка, выбранная учеником. Художественные особенности сказки, нравственные идеалы, заключенные в ней.

Для дополнительного чтения

Сказки народов Дагестана.

Теория литературы. Начальное понятие об устном народном творчестве, о фольклорных жанрах. Малые формы устного народного творчества. Классификация сказок. Язык и композиция сказок народов Дагестана. Начальное понятие о теме и идее, ком­позиции и сюжете.

Межпредметные связи.



Литература. Сказки народов мира. Искусство. Иллюстрации художников к сказкам разных народов и иллюстрации учеников.

Письменная работа (2 ч).



Загадки (1 ч)

Художественное своеобразие загадки. Отражение в ней народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Особенности загадок народов Дагестана.

Для дополнительного чтения.

Загадки народов Дагестана. Загадки народов мира.

Теория литературы. Понятие о загадках.

Пословицы и поговорки (2ч)

Отражение в пословицах и поговорках народов Дагестана эстетического идеала народа. Выражение народной мудрости, общечеловеческих ценностей в пословицах и поговорках. Афористич­ность, меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Для дополнительного чтения.

Пословицы и поговорки народов Дагестана. Пословицы и поговорки народов мира.

Теория литературы. Понятие о пословицах и поговорках.

Легенды народов Дагестана

"Каменный мальчик" (2 ч) – легенда о героическом сражении народов Дагестана с грозными полчищами хромого Тимура. Патриотическое звучание легенды. Образ юного чабана.

Для дополнительного чтения.

Легенда "Вечные огни".

Теория литературы.

Понятие о легенде.

Межпредметные связи.



Искусство. В. Верещагин "У ворот Тимура".

Письменная работа (2 ч)



ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в ли­тературе. Литературная сказка. Народные и литературные сказки (1ч)



Нуратдин Юсупов. "Голубь и пшеничное зерно" (2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Н. Юсупова.

Понятие о стихотворной сказке. Близость сказки Юсупова к народным сказкам. Элементы волшебства в ней. Человек и природа в сказке. Основная идея сказки "Голубь и пшеничное зерно" – отношение к труду как основе жизни.

Анвар Аджиев. "Сказка о сильном" (2 ч)

Биография писателя.

Фольклорные основы "Сказки о сильном", использование в ней элементов волшебных и бытовых народных сказок. Нравственная и социальная проблематика сказки. Превосходство ума над грубой силой – основная мысль "Сказки о сильном".

Для дополнительного чтения.

Т.Хурюгский. "Сказка о глупом шакале".

Магомед Шамхалов. «Старый конь и злой волк».

Теория литературы. Понятие о литературных сказках.

Межпредметные связи. Литература. Сравнение со сказками писателей П.П. Ершова "Конек-горбунок", А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Искусство. Иллюстрации художников к сказкам Н. Юсупова, А. Аджиева.



Аткай Аджаматов. "Птица Гуглухай" (2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве А. Аджаматова.

Понятие о пьесе-сказке. Фольклорные основы сказки. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Обще­человеческие ценности в сказке. Основной смысл пьесы-сказки – осуждение носителей зла и прославление дружбы.

Теория литературы. Начальное понятие о пьесе.

Письменная работа (2 ч)

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА XIX ВЕКА

Ирчи Казак. "Новой грозной песней грудь моя полна" (1 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Ирчи Казака.

Картина горестной доли ссыльного бедняка в стихотворении. Непримиримое отношение поэта к деспотизму. Жажда борьбы и свободы, вера поэта в счастливую жизнь.

Омарла Батырай. "Песни о герое" (1 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Батырая.

Основное содержание песен о герое – прославление мужества и героизма храбрецов, народных мстителей. Художественные особенности стихов.

Для дополнительного чтения

С. Рабаданов. «Батырай».

Етим Эмин. "Соловей" (1 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Е. Эмина. Оригинальный подход поэта к распространенной теме о соловье – птице любви. Основная идея стихотворения "Соловей", ее художественные особенности. Ритм и рифма стихотворения.

Теория литературы. Начальное понятие о ритме и рифме.

Межпредметные связи. Музыка. Песни композиторов Дагестана на слова Е. Эмина.

Письменная работа (2ч)

Али-Гаджи из Инхо. "Советы мудрости» (1 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Али-Гаджи из Инхо.

Смысл названия произведения. Осуждение расхлябанности, высокомерия, зазнайства, гордыни, трусости, предательства, неблагодарности. Прославление мужества и отваги, уважения и любви к человеку, скромности – духовное напутствие поэта молодежи. Вечная проблема справедливости и несправедливости. Утверждение общечеловеческих нравственных идеалов.

Сулейман Стальский. "Рассказ Сулеймана о себе" (Из новеллы "Одиссея" Э.Капиева). "Мои песни – как плач...", «Ребята» (3ч)

Краткие сведения о жизни и творческой деятельности С. Стальского. Рассказ о безрадостной тяжелой жизни поэта в годы скитаний в чужих краях. Рассказ Стальского о себе – поэтическая история народов Дагестана конца XIX– начала XX веков. Патриотический пафос стихотворения «Ребята», поэтическое изображение Родины, завет поэта гнать лень, дерзать, постигать знания, помнить, что судьба отечества в руках поколения образованного и умеющего трудиться. Своеобразие языка стихотворения.

Для дополнительного чтения.

С. Стальский. "Крестьянин".

Теория литературы. Понятие о рефрене и гошме.

Гамзат Цадаса. "Муталимская песня", «Уроки жизни» (2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Г. Цадасы. "Муталимская песня" – популярная песня среди горской молодежи. Отражение в песне мотивов, характерных творчеству Цадасы, – юмора, реалис­тичности, умения говорить простым, доходчивым языком. Афористический жанр в творчестве Г.Цадасы, нравственные и этические заповеди горцев, народность и фольклорные основы «Уроков жизни».

Письменная работа (2ч)

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА XX ВЕКА

Алим-Паша Салаватов. "Сиротская доля" (1 ч)

Краткий очерк жизни и творчества А.-П. Салаватова.

Тема детства в стихотворении. Боль поэта за судьбу детей-сирот. Безысходность, тоска маленького и беспомощного сироты-горемыки. Автобиографический характер стихотворения. Осознание необхо­димости сострадания к бедным.

Для дополнительного чтения

Вл.Носов. «Девочка в окошке», «Хлеб».

Тагир Хурюгский. "Слово о матери" (1 ч)

Жизнь и творчество, личность поэта.

Сила материнской любви, изображенной в стихотворении "Слово о матери". Неразрывная связь понятий "Мать" и "Родина".

Письменная работа (2ч)



Абуталиб Гафуров. "Рассказы о моей жизни (3 ч)

Краткие сведения о жизни и деятельности А. Гафурова – народного поэта Дагестана.

А. Гафуров о своем безрадостном детстве. Автобиографический характер произведения. Трудности грозных лет гражданской войны. Своеобразие реалистических "Рассказов..." А. Гафурова.

Теория литературы. Понятие об автобиографическом рассказе.



Магомед Шамхалов. "Мой отец" (3 ч)

Краткая биография писателя.

Историческая основа повести. Отношение автора к трагическим событиям 20–30-х годов в Дагестане через восприятие маленького Камала. Утверждение Шамхаловым нравственных идеалов чести и долга. Прославление духовной красоты, истинной дружбы, челове­ческой доброты. Роль пейзажа и других художественных средств в повести.

Кияс Меджидов. "Хижина бесов" (2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве К. Меджидова.

Изображение детских характеров в рассказе К. Меджидова. Мир детей в произведении. Своеобразие повествовательной манеры писателя.

Магомед-Султан Яхьяев. "Серебряный карандаш" (2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве М.-С. Яхьяева.

Тема ответственности человека за свои поступки. Нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе. Особенности манеры письма Яхьяева: образный язык, смешные ситуации, в которых оказываются подростки. Отношение автора к своим героям.

Для дополнительного чтения

М.-С.Яхъяев. «Гости с гор», «Наездники».

Бадави Рамазанов. "Портрет" (3 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Б. Рамазанова.

Основной конфликт рассказа. Взаимоотношения родителей и детей. Сила личного примера в формировании детского характера. Утверждение автором нравственных идеалов чести, долга, самокри­тичности, анализа собственных поступков. Смысл названия рассказа.

Теория литературы. Понятие о рассказе. Тема произведения и средства раскрытия.

Письменная работа (2 ч)

Мурадхан Шихвердиев. «В лесу» (2ч)

Биография М.Шихвердиева.

Проблема гармонии человека и природы в рассказе «В лесу», тема любви к родной природе и бережного отношения к ней. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство писателя в создании художественных образов.

Межпредметные связи. Изобразительное искусство. К.Хизриев «В лесу». Ф.Саидахмедов «Утро в лесу».



Рашид Рашидов. «Осенний лес», «Зонтики» (1 ч)

Краткая биография Рашида Рашидова.

Олицетворение явлений природы в стихотворении. Живость и образность языка. Радостное восприятие жизни маленькими горцами. Поэтическое изображение картин зимней природы.

Для дополнительного чтения

И. Асеков. "Родное село", "Почтальон".

Теория литературы. Понятие об олицетворении и метафоре.

Межпредметные связи. Русская литература. А.С.Пушкин. "Зимнее утро". Изобразительное искусство. А.Аликадиев. «Зимний этюд».

Казиев Шамиль. «Я не шучу, сынок». (1ч)

Биография писателя. Восприятие Родины лирическим героем в стихотворении «Я не шучу, сынок», кровное родство героя с родной землей и ее просторами, связанными между собой видимыми и тайными силами. Радостное восприятие окружающей природы. Художественные особенности стихотворения.

Для дополнительного чтения

Ш.Казиев. «Разве так бывает?».



Зульфукар Зульфукаров. «В буран» (2ч)

Краткий очерк жизни и творчества З.Зульфукарова.

Поэтизация труда чабана З.Зульфукаровым в рассказе «В буран». Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Смысл эпиграфа. Тема могущества и бессилия человека перед лицом стихии.

Для дополнительного чтения

З.Зульфукаров. «Победа».

Межпредметные связи. Изобразительное искусство. З.Идрисов. «Утро чабана».



Сулейман Рабаданов. "Ночь", "Земля" (1 ч)

Жизнь, творчество, личность С. Рабаданова.

Человек и природа в творчестве поэта. Стремление людей познать окружающий мир. Мысль о величии человека-созидателя.

Для дополнительного чтения.

С. Рабаданов. "Вместо сердца у одних..."

Абумуслим Джафаров. "Крылатый браконьер" (3 ч)

Краткая биография А. Джафарова.

Глубокое чувство природы и родины. Искренность, любовь и сострадание ко всему живому. Одухотворение природы. Тема нравственной ответственности за все, что происходит на земле. Художественные особенности книги "Крылатый браконьер".

Для дополнительного чтения

Дм. Трунов. "Где вода – там и жизнь".

Ахмедхан Абу-Бакар. "О долине Садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах" (3 ч)

Биография Ахмедхана Абу-Бакара.

Продолжение традиций народной сказки. Автор в роли увлека­тельного сказителя. Поэтизация жизни горцев, переплетение фантастических событий с реальными. Основная мысль книги Ахмедхана Абу-Бакара. Вера писателя в доброго и мудрого хозяина природы. Оригинальность композиции, сюжета, стиля книги. Широкое использование изобразительно-выразительных средств.

Теория литературы. Понятие об эпитете и сравнении.



Шах-Эмир Мурадов «Как прекрасны долины родные». (1ч)

Жизнь и творчество Ш.-Э.Мурадова.

Лирика природы в творчестве Ш.-Э.Мурадова. Особенности изображения пейзажа и собственного настроения в стихотворении «Как прекрасны долины росные». Одухотворение природы, гармония человека и природы. Мгновения красоты как дары жизни. Размышления о Родине. Утонченная звукопись в стихотворении, особенности интонации, мелодика.

Межпредметные связи. Русская литература. Н.Рубцов «Родная деревня». Изобразительное искусство.



Сугури Увайсов. «Мечта», «Мой корабль» (2ч)

Краткая биография С.Увайсова.

Вера в прекрасное и мечта о счастье в рассказе «Мечта». Размышления о смысле жизни и назначении человека, его ответственности перед будущим. Истинное и ложное в жизни человека. Средства художественной выразительности в рассказе. Смысл жизни и целеустремленность лирического героя стихотворения «Мой корабль». Пафос стихотворения и поэтизация яркой жизни, полной борьбы за добро и справедливость.

Хачалов Абдулмажид. «Спасибо» (1ч)

Биография А.Хачалова.

Восхваление автором в стихотворении «Спасибо» гуманистических ценностей: солидарность, готовность помочь, дружба, уважение, гостеприимство. Утверждение всечеловеческих истин. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Нравственная проблематика стихотворения.

Багаутдин Митаров. "Сообщите друзьям" (1 ч)

Жизненный и творческий путь Б. Митарова. Военный опыт поэта, изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма со­ветских воинов, борющихся за независимость своей страны.

Для дополнительного чтения.

Б. Митаров. "Смотрите, друзья".

Э. Капиев. "По коням, орлиное племя".

Расул Гамзатов. "Зарема" (2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова.

Гуманистический пафос стихотворения "Зарема", несовместимость войны и счастливого детства. Призыв ко всем людям земли "встать меж враждующих сторон".

Для дополнительного чтения

Р.Гамзатов. «Матери».

Письменная работа (2 ч)



Фазу Алиева. «Жаворонок» (1ч)

Биография Ф.Алиевой.

Человек и природа в художественном мире поэта. Прием противопоставления и образность в стихотворении «Жаворонок». Любовь к Отчизне как смысл жизни. Художественные особенности стихотворения.

Для дополнительного чтения

Ф.Алиева. «Птичья трель».

Повторение пройденного материала (4 ч)

Для заучивания наизусть

О. Батырай. "Песни о герое".

Е. Эмин. «Соловей».

С. Стальский. «Мои песни – как плач…».

Б. Митаров. «Сообщите друзьям».

Р. Рашидов. «Осенний лес».

Р. Гамзатов. «Зарема» (отрывок).

Основные виды устных и письменных работ по

литературе народов Дагестана в 5 классе

Беглое чтение вслух знакомых художественных и научно-популярных текстов.

Выразительное чтение выученных наизусть художественных произведений или отрывков из них.

Устный и письменный пересказ (изложение) – подробный и выборочный – небольшого эпического произведения или отрывков из него.

Устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению: развернутый ответ на вопрос и рассказ о литературном герое.

Устное словесное рисование.

Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведении изобразительного искусства, о просмотренных кинофильме и телепередаче (с выражением своего отношения к героям и событиям произведения).

Межпредметные связи. Русский язык. Повествование, описание, рассуждение. Простой план. Подробное изложение повествовательных текстов с элементами описания предметов. Сочинение – повествование и рассуждение.



Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

– авторов и названия изученных произведений;


  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • основные понятия по теории литературы, изученные в 5 классе;

  • отличие народной сказки от литературной;

  • тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять эпизоды в изученном произведении;

  • устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;

  • находить в тексте изучаемого произведения изобразительно-выразительные средства языка;

  • характеризовать героя изучаемого произведения, руководствуясь заданием учителя;

  • правильно и бегло читать вслух знакомые художественные и научно-популярные тексты;

  • выразительно читать выученные наизусть художественные произведения;

  • пересказывать устно и письменно (изложение) – кратко, подробно и выборочно – небольшое эпическое произведение или отрывок из него;

  • рассказать (устно) о герое литературного произведения;

  • составлять план небольшого эпического произведения или отрывка из него;

  • дать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

Список произведений для внеклассного чтения в 5 классе

Абдулманапова А. Стихи.

Авшалумов X. "Мы – братья".

Аджиев А. "Рыжий садовник".

Айдамиров 3. «Соколенок».

Акавов А. Сказки.

Алиева Ф. «Первый снег».

Аминов М.-З. "Пастушок", "Достал рогатку", "Жду я друга".

Асеков И. "Мой день" (2-3 стихотворения).

Аткай А. "О луне и чабане".

Гаджиев 3. Стихи.

Гафуров А. "Чарыки уводят в путь".

Давыдов М. "Охота", "Бутули".

Казияу А. Стихи.

Камалов Ц. "Золотые рога".

Каниев Р. "Кук покидает гавань"

Носов В. "Пузанок".

Пословицы, поговорки, загадки народов Дагестана.

Раджабов А. "Стекольщик", "Добрый джин", "Ленивый Аршак".

Сказки народов Дагестана.

Юсупов Н. "Три подарка".

Яхьяев М.-С. "Здравствуй, папа".



Календарно-тематическое планирование.



Дата

К/Ч

Тема урока

Д/З

  1. 11




1

Литература народов Дагестана. Фольклор. Дагестанские народные сказки.

Стр. 3-5

читать


2.




1

Аварская народная сказка. 2морской конь»

пересказать

3




1

Волшебный герой и волшебные события в сказке.

Читать

4




1

Даргинская народная сказка. «Синяя птица»

Читать, перес.

5




1

Стремление человека познать окружающий мир.

Читать

6




1

Утверждение идеи борьбы за свое счастье.

Читать

7




1

Сказка кумыков «Проданный мальчик»

Стр. 12-15 перес.

8




1

Особенности бытовой сказки.

Читать

9




1

Сказки о животных «Лисица и волк», «Волк лиса и мул»

Читать, пересказать.

10




1

Идейный смысл сказки о животных.

Читать

11




1

Внеклассное чтение «Сказки народов Дагестана». Чтение, обсуждение.

Читать, пересказать.

12




1

Внеклассное чтение. Продолжение.

читать.

13




1

Развитие речи. Устное сочинение по сказкам.

Письм.работа

14




1

Загадки . Особенности загадок народов Дагестана.

Читать

15




1

Вн.чтение. Загадки народов мира.

Читать

16.




1

Пословицы народов Дагестана.

Читать

17.




1

Поговорки народов дагестана.

Читать

18.




1

Вн.чтение. Пословицы и поговорки народов мира.

Читать

19.




1

Понятие о пословицах и поговорках мира.

Стр. 66-73










ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА




20.




1

«Каменный мальчик»-легенда о героическом сражении с грозным врагом.

Стр. 78-81

21.




1

Патриотическое звучание песни. Образ юного чабана.

Читать

22.




1

Вн.чтение. Легенда «Вечные огни»

Стр. 82-86

23.




1

Теория литературы. Понятие о легенде.

Стр. 81

24.




1

Развитие речи. Письменная работа.

Изложение

24.




1

Народные и литературные сказки. Отличие литературы от фольклора.

Стр. 92

25.




1

Нурадин Юсупов. Сказка «Голубь и пшеничное зерно»

Стр. 95-102

26.




1

Человек и природа в сказке. Труд –как основа жизни.

Читать

27.




1

Анвар Аджиев. «Сказка о сильном».

Стр. 103-109

28.




1

Вн.чтение Тагир Хурюгский «Сказка о глупом шакале»

Стр. 109-116

29.




1

Теория литературы. Понятие о литературных сказках.




30.




1

Аткай Аджаматов «Птица Гуглухай». Фольклорные основы сказки.

Стр. 117-131

31.




1

Общечеловеческие ценности сказки.

Стр. 92

32.




1

Теория литературы. Начальные понятия о пьесе.

Стр. 131

33.




1

Развитие речи. Письменная работа.

Изложение

34.




1

Литературные сказки.

Стр. 133

35.




1

Урок внеклассного чтения.

Читать сказки










Из литературы народов Дагестана 19 века




36.




1

Ирчи Казак « Новой гордой песней грудь моя полна»

Стр.135-138

37.




1

Омарла Батырай «Песни о героях»

Стр. 140-143

38.




1

Етим Эмин «Соловей»

Стр. 144-146

39.




1

Алигаджи из Инхо. Советы мудрости. Вечная проблема справедливости.

Стр. 149-152

40.




1

Сулуйман Стальский «Рассказ Сулеймана о себе»

Стр. 152-154

41.




1

Рассказ о бедности, Безрадостной и тяжкой жизни поэта в годы скитаний в чужих краях.

Стр. 154-163

42.




1

Вн.чтение. С.Стальский «Колхозница Индисхан» «Крестьянин»

Стр. 163-166

43.




1

Гамзат Цадаса «Муталимская песня»

Стр.167-171







1

Из литературы народов Дагестана 20 века




44.




1

Алим-Паша Салаватов «Сиротская доля»

Стр. 171-175

45.




1

Абуталиф Гафуров «Рассказы о моей жизни». Автобиография.

Стр. 176-186

46.




1

Трудности грозных лет гражданской войны в рассказах А. Гафурова.

Стр. 186-187

47.




1

Магомед Шамхалов «Мой отец»

Стр. 188-202

48.




1

Прославление духовной красоты, истинной дружбы, человеческой доброты.

Разбор

49.




1

Кияс Меджидов «Хижина бесов» изображение детских характеров.

Стр. 203-211

50.




1

Мир детей в произведении Кияса Меджидова.

Разбор

51.




1

Магомед –Султан Яхъяев «Голыш»

Стр. 212-220

52.




1

Нравственные проблемы поднятые автором в рассказе.

Разбор

53.




1

Бадави Рамазанов «Портрет»

Стр. 221-229

54.




1

Утверждение автором нравственных идеалов части, долга, самокритичности, анализа собственных поступков.

Стр.229-230

55.




1

Теория литературы. Рассказы.

Стр. 230

56.




1

Рашид Рашидов. «К нам в аул мороз пришел»

Стр. 230-232

57.




1

Вн.чтение И. Аскеров «Родные слова», «Почтальон»

Стр. 234-235

58.




1

Сулейман Рабаданов «Ночь», «Земля»

Стр. 239-240

59.




1

Абдусаламов Джафаров «Крылатый браконьер»

Стр. 241-254

60.




1

Тема нравственной ответственности за все, что происходит на земле.

Разбор

61.




1

Вн.чтение Дмитрий Грунов «Где вода, там и жизнь»

Стр. 254-261

62.




1

Ахмедхан Абу-Бакар «Дедушка Хабибула из долины содов»

Стр. 262-282

63.




1

Вера писателя в доброго и мудрого хозяина природы Хабибулы.

Стр. 282-283

64.




1

Б. Митаров. «Сообщение друзьям»

Стр. 286-287

65.




1

Расул Гамзатов «Зарема»

Стр. 289-291

66.




1

Тагир Хирюгский «Слово о матири»

Стр. 297-298

67.




1

Повторение пройденного материала.

Обобщение

68.




1

С.Стальский «Кавказ»

Стр. 5-6

69.




1

С.Стальский «Не верь уговорам обменщика»

Стр. 9-11

70.




1

Г.Цадаса «Недостатки Москвы по сравнению с нашим аулом»

Стр. 11-12

71.




1

Г.Цадаса «Сказка про зайца и льва»

Стр. 14-19

72.




1

А. Б. Сулейманов «Друзья», «Сегодня», «Река Самур» «Мой русский брат»

Стр. 19-20

73.




1

Д. Антилов. «Волны сердца» , «Бессмертные», «Когда я в дали», «Река под землей».

Стр. 20-22

74.




1

А. Аджиев «Вершина», « С чего началось море?», «Дед сказал»

Стр. 23-25

75.




1

М.Митаров «Одинокое дерево»

Стр. 27-29

76.




1

М.Митаров «Свирель детства», «Дождь».

Стр. 27-29

77.




1

Ю.Хаппалаев «Я родился в том краю», «Молодым»

Стр. 29

78.




1

Р. Гамзатов «Сказание об Ахульго»

Стр. 30-33

79.




1

Р. Гамзатов « Сказание об Ахульго

Стр. 33-43

80.




1

Н. Алиев «Два волка», «Муха», «Мышка-лгунишка», «рыбий штат», «Яраги и пироги», «Бесхвостая лиса».

Стр.33-43

81.




1

Б.Рамазанов «Речь пахаря», « Ночь в горах»




82.




1

И.Аскеров «Мой край» , «Ответы сердца», «Богатство»




83.




1

И.Асеков «Листву питают корни», «Судьба», «Первоисточник», «Маленькая легенда»




84.




1

Р.Рашидов «Летом», «Юный космонавт», «Осенний лес».




85.




1

Б.Салимов «Исповедь», «Море», «Снег», «Лейся солнце»




86.




1

А. Саидов «Красный светофор»




87.




1

О.-Г Шамхалов «Сыну Эльдару»




88.




1

Жамидин «Портреты», «Последний», «Его взгляд», «Возьми, сынок»




89.




1

А.Адамов «Не позволим», «Быть достойным».




90.




1

М.-З. Аминов «Чабанские тропы», «Воспоминания детской боли», «Белая песня».




91.




1

М. Атабаев «Время»




92.




1

Амир Гази «На границе»




93.




1

Ш. Казиев»Я не шучу, сынок».




94.




1

Х.Алиев «Танец»




95.




1

Кадрия «Ты лжешь мне, тень моя».




96.




1

Х. Авшалумав «Визир табасаранского Хана»




97.




1

М. Шамхалов «Старый конь и злой волк»




98.




1

М. Сулейманов «Темная пещера»




99.




1

М.-С. Яхъяев «Гости с гор», «Наездник»




100.




1

З. Зульфукаров «Тайны острова»




101.




1

А.Абу-Бакар «Янтарная труба»




102.




1

Б.Гаджикулиев «Позови меня»




Каталог: http schools -> 1722
http schools -> Роль русского языка и русской интеллигенции в развитии культуры народов Дагестана
http schools -> И Внеклассное мероприятие посвященное 100 летию Х. Д. Авшалумова
1722 -> Урок Введение. Знакомство
http schools -> Рабочая программа по английскому языку 10 11 класс 2016-2017 учебный год с. Гента 2016 г содержание
1722 -> Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения
1722 -> Общешкольное мероприятие: «Поэт, объединивший Дагестан в стихах»
1722 -> У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»